конспект урока "Пришивание пуговиц"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

ручные швейные работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_prishivanie_pugovits_1.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 5 классе

Тема «Швейные ручные работы. Пришивание пуговиц»

                                            Учитель технологии

                                                 МБОУ-СОШ с. Новосельское

Шумарина Надежда Алексеевна

Цель: создание условий для изучения истории появления пуговицы, области её применения и правил пришивания к основе.

Задачи:

 

Образовательные:

способствовать самостоятельному добыванию необходимых знаний;способствовать формированию умений применения новых знаний в жизненных ситуациях; умению пришивать пуговицы со сквозными отверстиями и ушком, подбирая нитки в зависимости от пуговиц и изделия.

 

Воспитательные:  

способствовать формированию эстетического вкуса, жизненного и профессионального самоопределения; воспитанию  аккуратности в работе;

воспитывать трудолюбие и уважение к труду другого человека;

прививать эстетический вкус.

 

Развивающие:

способствовать формированию познавательной активности, построению правильной логической цепочки для постановки целей и задач урока;

способствовать выбору эффективных форм решения проблемы, построения алгоритма действий;

способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах;

развивать мелкую моторику.

 

Наглядность: 

  • Презентация;
  • Демонстрационный материал.

Оборудование: мультимедийный комплекс, швейные принадлежности, набор пуговиц, лоскуты ткани.

Методы:  словесный, репродуктивный, частично проблемно-поисковый.

Формы:     индивидуальная, фронтальная, парная, самостоятельная работа.

Технологии:     ИКТ, частично-поисковая деятельность, работа с информацией, здоровьесберегающие.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Сядьте тихо, повернитесь

            И друг другу улыбнитесь

Всех приветствую, друзья,

Рада встрече с вами я.

К вам я очень торопилась,

У меня вот что случилось … (показ оторванной пуговицы).

По дороге, раз - пуговка оторвалась.

Видно слабо так держалась,

Хорошо не потерялась.

Что мне делать, как мне быть?

Надо пуговку … (пришить).

А для этого, друзья, существуют правила?

Вы согласны? (ответы детей)

Как иголочку держать, как нам нитки подобрать.

Пуговки, конечно, важные, но они такие разные.

Вот они пришиты в ряд: раз, два, три, четыре, пять.

Вы хотите все узнать?

Так давайте начинать.

  1. Определение темы, цели и задач урока

- Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (ответы)

-Правильно, тема нашего урока «Швейные ручные работы. Пришивание пуговиц» (слайд 1)

- А нужно ли человеку уметь пришивать пуговицы? (да)

- Каждый человек должен следить за своим внешним видом и выглядеть опрятным.

- А интересно вам что–то  знать о пуговице? (ответы о пуговице)

- Да, мы можем многое узнать.

  • Как появилась пуговица?
  • Какие бывают пуговицы?
  • Важна ли роль пуговицы в нашей жизни, можем ли мы ее назвать Госпожой?

    Вот на все эти вопросы мы должны сегодня с вами найти ответы.   Наш урок – это урок - исследование. Девизом урока будут слова: «Наблюдай! Исследуй! Делай выводы!»

Цель нашего урока: познакомиться с историей возникновения пуговицы и научиться правильно её пришивать (слайд )

  1. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем мы начнем исследование, необходимо вспомнить изученный ранее материал.

– Внимание на экран, перед вами знакомые термины. Скажите, какой из этих терминов, будет использоваться нами сегодня в работе? (пришить)

Выберите правильное определение этого термина.

- Сметать -  временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям

- Наметать - временно соединить две детали, наложив одну на другую

- Заметать - временно закрепить подогнутые края детали, складки

- Пришить - прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения

4. Открытие нового знания.

- Наше исследование начинается.

Попытаемся ответить на первый вопрос: Что такое пуговица? Каково основное назначение пуговицы?  (ответы учащихся)

-  Как  появилась пуговица – этот вопрос  исследовал Ваня

   (сообщение учащегося)

Из истории пуговицы

          Из истории мы знаем, что первой одеждой первобытного человека была шкура убитого зверя. Шкура накидывалась на плечи, и, чтобы она не сползала, ее удерживали руками. Но первобытному человеку надо было освободить руки для труда. Ему надо было готовить орудия для охоты – огромные камни, делать западню на пути мамонта. Поэтому на одежде появились застежки. И первыми застежками стали заколки из обточенных камней, завязки из прочных волокон растений.

         В Европе пуговица прочно вошла в моду в XVI веке. Причем, женщины встретили пуговицу в штыки, а вот мужчинам она пришлась по вкусу. К пуговице относились как к предмету роскоши, а в обычной жизни обходились без нее. Делали пуговицы из разных металлов и камней, в том числе и из драгоценных, и передавали по наследству.

- Спасибо, садись.

- А знаете ли вы, ребята, что еще

древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками.

- Пуговица – это застежка, а может ли пуговица выполнять еще какие-либо функции? (ответы)

– У вас на столах лежат рабочие тетради, в них есть информационный буклет.  Выясните, для чего еще могут служить пуговицы? (Слайд – работа со слайдом- определение функций пуговиц) 

Словарная работа.

Что означает утилитарная функция? утилитарная (т.е. с практической выгодой или пользой).

По пуговицам можно определить, где учится, служит или работает человек.

Лена провела исследование и вот что выяснила о магическом значении пуговицы.(сообщение)

Словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица — это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробинку, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались.

- С пуговицами связано очень много интересных фактов.

А Илья провел мини-исследование и   мы слушаем результаты его работы (сообщение учащегося)

Интересные факты из истории пуговиц.

  • Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к краям рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так он отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.      
  •  Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г.
  • Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились.

- Продолжаем наше исследование.

       - Посмотрите на пуговицы, которые вы принесли и скажите, все ли они          

        одинаковы? Чем отличаются? (ответы учащихся: формой, размером, цветом, материалом изготовления…)

(слайд)

- Вот сколько интересных сведений мы узнали о пуговице.

5. Подготовка к практической работе:

- Нам необходимо подготовиться к практической работе, чтобы научиться правильно пришивать  пуговицы.

- Выясним, секреты пришивания пуговиц. Для этого необходимо обратиться к информационному буклету и ответить на следующие вопросы?

Как подобрать нитки?

Где должен находиться узелок?

Как пришить пуговицу с отверстиями?

Как пришивается пуговица на ножке?

(Работа с информацией)

- ответим на первый вопрос, как подобрать нитки?

- Где должен находиться узелок?

- Как пришить пуговицу с двумя отверстиями?

- Как пришить пуговицу с четырьмя отверстиями?

- Как пришивается пуговица на ножке?

- Где закрепить нитку?

- Запомните эти секреты, и используйте при выполнении практической работы.

6. Инструктаж по ТБ.

   - При работе с иглами и ножницами необходимо соблюдать правила безопасной работы, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности получить травму.

Вспомним  эти правила.

  • Нельзя пользоваться ржавыми иглами, они могут оставить следы на ткани.
  • Иглы хранят в игольнице или вкалывают в мягкую подушечку. Не подносите иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывайте её в свою одежду.
  • Ножницы во время работы должны лежать на столе или в рабочей коробке с сомкнутыми лезвиями.
  • При работе по плотной ткани на средний палец рабочей руки нужно надевать напёрсток. Он предохранит палец от уколов иглой.
  • Чтобы рабочая нитка во время работы не путалась. Длина её должна быть не более 50 см.
  • Нельзя перекусывать нитки зубами. Для этого есть ножницы.

7. Динамическая пауза

                                                      Потрудились, отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

                                                      Руки в стороны, вперед,

                                                      Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

 Руки вниз и вверх поднять.

                                                       Руки плавно опустили,

                                                       Всем улыбки подарили.

8. Практическая работа.

- Приступаем к работе.

- У вас на столах «Цветочные полянки». Скажите, чего не хватает у цветов? (серединки).

- Давайте оживим наши полянки. Как это можно сделать? (пришить пуговицу).

-Задание: пришить три пуговицы(с двумя отверстиями, четырьмя и на ножке. (самостоятельная работа)

_покажите друг другу, какие полянки у вас получились.

                    9. Оценка за работу.  (Работа в паре)

Оцените друг друга, воспользовавшись оценочной таблицей.  (Взаимоконтроль)

Фамилия, имя _______________________

Вид пуговицы

операции

баллы

На ножке

2

1

0

Итогов. балл

1. Цвет нити

По цвету ткани

Не по цвету ткани

-

2. Сложение нити

двойная

одинарная

-

3. Узелок

На лицевой стороне под пуговицей

На изнаночной стороне

Нет узелка

Со сквозными отверстиями

1. Цвет нити

 с 2-мя отверстиями

По цвету пуговицы

Не по цвету пуговицы

-

 с 4-мя отверстиями

2. Сложение нити

с 2-мя отверстиями

Двойная

Одинарная

-

с 4-мя отверстиями

3. Узелок

с 2-мя отверстиями

На лицевой стороне под пуговицей

На изнаночной стороне

Нет узелка

с 4-мя отверстиями

4. Витки под пуговицей (стойка)

с 2-мя отверстиями

3-5 витков

Меньшее количество витков

Нет стойки из витков

с 4-мя отверстиями

итого

Подсчитайте баллы

       22

11

   Выводим общую оценку:

 «5»  -  18-22  балла

 «4»  -  17-12  баллов

  «3» - 11-7  баллов      

- Поднимите руки, кто получил «5».

- Поднимите руки, кто получил «4».

- Какие ошибки были допущены?

  1. Творческое задание

   Предлагаю выполнить творческое задание. В вашей тетради  нарисованы картинки с  различными  расположениями  пуговиц.  Пофантазируйте  и дорисуйте  рисунки. На слайде  показан пример  преобразования  пуговиц в картинку.

На выполнение творческого задания  2  мин.

- Молодцы, вы создали очень интересные рисунки, а вот что получилось у меня.

11. Итог урока.

- Ребята, наше исследование завершено. Как вы считаете, важна ли  роль пуговицы  в нашей жизни? Почему?

- Значит, пуговицу можно  назвать Госпожой. Ей  посвящены стихи.

          Пуговке славу мы все воздаем,

           Ей величальную песню поем.

           Слава тебе – говорим без прикрас.

           Будь же ты, пуговка, вечно при нас.

           Ты уж покрепче за нитку держись.

           В футбол я играю –  не оторвись!

           Знай, что в борьбе ты мне очень нужна:

           Поддержка в одежде тоже важна.

           Пуговка, пуговка,  не оторвись,

           Не потеряйся и не расстегнись.

           На платьице нашем ты так хороша!

           В наряде порядок – ликует душа!

- Спасибо, ребята,  садитесь.

                   12.Домашнее задание.

    Домашнее задание предлагаю выполнить по выбору:

  1. Создать аппликацию из пуговиц.
  2. Подобрать  приметы и пословицы о пуговицах.

Посмотрите, какие аппликации можно сделать (слайд), показ аппликаций.

  1. Оценки за урок.

- Сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо работали, старались. И поэтому оценкой всем будет (вариант «ОТЛИЧНО»).

14.Рефлексия

- Наш урок завершается, и мне хочется узнать ваше мнение об уроке. Посмотрите на экран, перед вами шесть разноцветных пуговиц. Продолжите фразу, выбрав пуговицу.

Сегодня я познакомился с…

Мне запомнилось…

Сегодня я научилась…

Я хотела, чтобы на уроке…

Я теперь могу…

У меня получилось…

15.  Игра «Пантомима»

- И в завершении поиграем в игру «Пантомима». Покажите без слов, кому понравился урок, а кому нет. Если понравился – поднимите руки, не понравился – опустите голову.

- Спасибо за урок. Я очень рада знакомству с вами.

Оцените друг друга, воспользовавшись оценочной таблицей.  (Взаимоконтроль)

Фамилия, имя _______________________

Вид пуговицы

операции

баллы

На ножке

2

1

0

Итогов. балл

1. Цвет нити

По цвету ткани

Не по цвету ткани

-

2. Сложение нити

двойная

одинарная

-

3. Узелок

На лицевой стороне под пуговицей

На изнаночной стороне

Нет узелка

Со сквозными отверстиями

1. Цвет нити

 с 2-мя отверстиями

По цвету пуговицы

Не по цвету пуговицы

-

 с 4-мя отверстиями

2. Сложение нити

с 2-мя отверстиями

Двойная

Одинарная

-

с 4-мя отверстиями

3. Узелок

с 2-мя отверстиями

На лицевой стороне под пуговицей

На изнаночной стороне

Нет узелка

с 4-мя отверстиями

4. Витки под пуговицей (стойка)

с 2-мя отверстиями

3-5 витков

Меньшее количество витков

Нет стойки из витков

с 4-мя отверстиями

итого

Подсчитайте баллы

       22

11

   Выводим общую оценку:

 «5»  -  18-22  балла

 «4»  -  17-12  баллов

  «3» - 11-7  баллов      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Пришиваем пуговицы"

Учить обучающихся пришивать пуговицы со сквозными отверстиями и с ушком, подбирая нитки в зависимости от пуговиц....

Конспект урока "Выбор и замена фурнитуры. Госпожа пуговица"

Урок  технологии посвящен знакомству с понятием "фурнитура", ее видами, назначением,  с историей возникновения и создания пуговиц....

Конспект урока по предмету "Самообслуживание" на тему "Застегивание и расстегивание пуговиц".

Конспект урока по предмету «Самообслуживание» на тему «Застегивание и расстегивание пуговиц»...

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Бабочки на пуговицах» (пришивание сквозных пуговиц)

Развитие творческой деятельности детей со сложной структурой дефекта методом предметно-практической деятельности....

"Пуговицы" - лепка пуговиц из соленого теста

Лепка пуговиц из соленого теста для обучающихся 6-7 лет...

План-конспект урока по обслуживающему труду на тему: «Пуговица. Назначение пуговицы»

Цель урока: образовательная:  прививать ученикам умение правильно различать и называть пуговицы по форме, размеру, цвету, материалу и назначению, количеству отверстий; сравнивать пуговицы ме...