Личностно-ориентированный подход на уроках технологии
статья по технологии

Булыга Лариса Николаевна

Под личностным подходом в первую очередь подразумевается индивидуальный подход к каждой  ученице, помогающий ей в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Центром педагогического внимания становятся интересы и проблемы ребенка, формируется отношение к личности как к высшей ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современной школе актуальным становится личностно-ориентированный подход в обучении, способствующий саморазвитию личности ребенка. В данном контексте особую роль , на мой взгляд, необходимо отводить развитию творческих способностей детей.

Под личностным подходом в первую очередь подразумевается индивидуальный подход к каждой  ученице, помогающий ей в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Центром педагогического внимания становятся интересы и проблемы ребенка, формируется отношение к личности как к высшей ценности.

Творчество-в прямом смысле - это создание нового. Это процесс над работой, который приносит удовлетворение.

Я строю свою работу, изучая учеников, изучая их личности. Ведь учитель не только учит и воспитывает, но и стимулирует ученика психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодостижения.

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий его развития.

Немаловажную роль здесь играет и взаимоотношения ученика и учителя. Создание на уроках ситуации успеха является одной из приоритетных задач личностного обучения. Декоративно-прикладное искусство знакомит учащихся с произведениями и традициями народных ремесел. Обучая мастерству вышивки крестом, бисером и алмазной мозаики я стремлюсь раскрыть интересы и способности учащихся для создания подлинного произведения прикладного творчества. И именно личностно-ориентированный подход дает такие широкие возможности по воспитанию разносторонне развитой личности, развитию чувства красоты и гармонии, способность воспринимать мир художественных образов.

Из опыта работы и наблюдения за детьми с особенностями развития самым продуктивным и подходящим видом работы является алмазная мозаика.

Алмазная мозаика -это интересная техника рукоделия, которая является альтернативой классического вышивания и занимает важную роль в развитии прикладного искусства. 

Картины создаются довольно быстро, выглядят красиво, богато, элегантно. В силу большого разнообразия тематики и размеров впишутся в любой интерьер!

В роли алмазов выступают элементы из прочного пластика с глянцевой блестящей поверхностью. Чаще всего стразы квадратные, но выпускают и мозаику с круглыми элементами. Бывают наборы с полной выкладкой или частичной.

Вышивкой такое рукоделие можно называть только в переносном смысле, т.к. ни нитка ни иголка не используются, что является более безопасным, так как у таких детей часто бывают нарушения именно мелкой моторики рук, у них от перенапряжения возникает тремор. Однако наличие внимательности и усидчивости обязательно.

В данной технике с удовольствием работали дети с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и дети с девиантным поведением.

Построение моей работы с такими детьми можно условно разделить на несколько этапов:

  1. Эмоциональный отклик детей при первом посещении кабинета «Технология» во время презентации выполненных работ ( ребенок сразу определяет для себя какая работа ему понравилась больше всего и еще не знает в какой технике она выполнена)
  2. Определение и выбор той техники, в которой мы будем работать (вышивка крестом, вышивка бисером, алмазная мозаика)
  3. Подбор самой работы ( есть несколько вариантов выбора: самостоятельное приобретение уже готового набора, подбор материалов отдельно, работа с материалами, которые я могу выдать ребенку сама, такая работа остается в кабинете)
  4. Процесс выполнения (это обучение ребенка и определение как удобно работать: самостоятельно или коллективно ,если это работа в технике алмазной мозаики)
  5. Помощь требуется только в начале работы и чаще такие дети работают все же индивидуально.

Для нас, картины из мозаики, представляют наиболее выигрышное соотношение результата и затраченного времени. Ведь технология вышивки камнями отличается от вышивки бисером более быстрым процессом исполнения и позволяет в короткие сроки получить шедевр, сделанный своими руками.

Нельзя не отметить психологическое и физиологическое воздействие. Выполнение алмазной мозаики прогоняет стресс и мрачные мысли. Успокаивается нервная система, улучшается настроение. Повышается столь необходимая внимательность, собранность, вырабатывается усидчивость и аккуратность. Также мы практикуем с детьми коллективную работу над картиной, когда ее размеры достаточно велики. Работать над такой картиной могут одновременно до 4 человек. И данный вид работы воспитывает еще и чувство ответственности, так как здесь нельзя подводить своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Личностно ориентированная образовательная среда в обучении технологии с одаренными учащимися.

В работе представлен опыт создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися....

Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»

Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...

Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в рамках профориентации школьников

     Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, н...

Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"

Спецификация математики такова,  что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...