Первый урок по технологии в 5 классе «Вводное занятие по технологии. Знакомство с предметом»
план-конспект занятия по технологии (5 класс)

Фитискина Юлия Сергеевна

Тема: «Вводное занятие по технологии. Знакомство с предметом»

Цель урока:  способствовать формированию  первоначальных представлений  о предмете технология, провести инструктаж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_5_klass.docx38.12 КБ

Предварительный просмотр:

Первый урок по технологии в 5 классе 
«Вводное занятие по технологии. Знакомство с предметом»

Тема: «Вводное занятие по технологии. Знакомство с предметом»

Цель урока:  способствовать формированию  первоначальных представлений  о предмете технология, провести инструктаж

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с предметом «Технология»;  с        требованиями охраны труда, санитарии и гигиены; ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда; сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места

Развивающие:  способствовать развитию памяти, внимания, способствовать

развитию памяти, внимания, наблюдательности; помочь учащимся распознавать

и выделять главное в источнике информации; развивать умение анализировать,

сравнивать,  делать выводы, умение работать самостоятельно; способствовать

развитию взаимооценки, самопроверки и самооценки результатов своей

деятельности

Воспитательные:  содействовать развитию  коммуникативных умений в ходе

групповой работы; воспитывать у учащихся чувство ответственности, прививать

навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки

культуры труда и аккуратности

Оборудование и материалы: карточки  - задания,   тетради, письменные принадлежности, презентация, образцы работ, учебники, инструктажи по охране труда

Тип урока - урок освоения новых знаний

Формы работы:  индивидуальная; фронтальная; групповая

Методы: словесные  -  беседа, дискуссия; наглядные -  демонстрация

                                                               Ход урока

  1. Организационный момент

      Добрый  день  всем  кто  пришел  на  наш  урок.  Встаньте  красиво.   А  теперь  тихонько  садимся  и  с  хорошим  настроением  начинаем  наш  урок.  Сегодня у нас первый урок по технологии  (сообщение темы и целей урока).  

                

  1. Мотивация учащихся

Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела? А для этого необходимо изучать новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!

3. Изучение нового материала

А чему вы должны будете научить на уроках технологии?  Для чего это всё нужно?  Для этого зачитываем стихотворение

Вы пришли в необычный класс -

Здесь технологии научу я вас.

Мастерская оборудована для любого дела -

Обработке ткани, продуктов,

Создание интерьера.

Каждая девочка хорошо должна знать,

Как домашним хозяйством управлять:

Как продуктов вести экономно расход,

Как приготовить плов, желе, компот.

Должны уметь вы и шить и вязать,

Штопать, стирать и вышивать.

Домашнее хозяйство - искусство непростое,

Но вы научитесь - ведь дело молодое!

Кулинарию, рукоделие - все сумеете,

На швейной машине работу одолеете.

А выполняя свой первый творческий проект,

Порадуете обновкою модной или изобретете рецепт.

Коротко познакомила вас я, друзья,

С тем, что поможет освоить вам технология.  

     Значит, что такое технология?  Технология – это особая  наука об умении, мастерстве, искусстве. Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne -«искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете, навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.  

Когда вы читали стихотворение, должны были заметить,  как называется наш кабинет, чем он отличается от других? -  мастерская

- Мастерская – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.  

«Разминка»

Задание необходимо восстановить пословицу по ключевым словам.

1. Кататься – возить (любишь кататься люби и саночки возить)

2. Дело – умело (каждое дело делай умело)

3. Нитка – швея (длинная нитка – ленивая швея)

4. Труд – пруд (Без труда не вынешь и рыбки из пруда)

5. Труд – лень (Труд кормит – лень портит)

6. Дело – потеха (Делу время - потехе час)

7. Труд – перетрут (Терпенье и труд всё перетрут)

8. Дело – безделье (Маленькое дело – лучше всякого безделья)

На уроках технологии вам придется пользоваться режущими инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с порезами и ранениями. Травмы возможны не только при резке и прокалывании материалов, но и при выполнении ряда других трудовых операций. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями — обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности.

Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

(Учащиеся записывают в рабочую тетрадь.)

1. Приходи на урок за пять минут до звонка.

2. Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.

3. Надень специальную одежду и вымой руки с мылом (если урок кулинарных работ).

4. Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.

5. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

6. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

7. Употребляй инструмент только по назначению.

8. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

9. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

10. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.

11. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

12. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

13. Не разговаривай во время работы.

14. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.

15. Во время перемены выходи из кабинета.

16. По окончании работы убери свое рабочее место.

Знакомство с правилами оказания первой помощи пострадавшим при различных видах травм.

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечка первой помощи располагается в кабинете всегда на одном и том же видном месте (показать место ее нахождения).

Вы должны уметь оказать первую помощь пострадавшему.

В случае поражении электрическим током необходимо:

1) Освободить пострадавшего от действия тока:

— отключить цепь с помощью рубильника или другого выключателя;

— отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

— при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом располагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

2) Вызвать «скорую помощь».

3) Оказать первую медицинскую помощь:

— уложить пострадавшего на подстилку;

— распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт;

— обрызгать лицо и шею холодной водой;

— растереть грудь и конечности спиртом;

— при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

При порезах необходимо:

— при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

— промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);

— обработать рану йодом;

— наложить повязку;

— при сильном кровотечении перевязать жгутом  выше места пореза, на рану наложить давящую повязку.

При ушибах необходимо:

— положить на место ушиба холодный компресс;

— забинтовать ушибленное место.

При термическом ожоге необходимо;

— смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

— наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;

— забинтовать.

При ожоге кислотой (уксусной) необходимо:

— обильно смочить обожженное место раствором соды;

— наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

— покрыть ватой;

— забинтовать.

На занятиях вам также будет необходим  особый помощник. А кто это? Как вы думаете, для этого нужно будет отгадать загадку.

Учитель – книга у меня.
Как зовут её друзья?
Много знаний ты получишь,
Если ты её изучишь. (учебник)

Это учебник «Технология 5 класс»

      Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: В. Н. Синица, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. Внизу, под обращением стоят какие-то знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения. Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Молодцы! Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, Видите, сколько нового вам предстоит узнать. В 5 классе вы будете учиться вышивать, шить, готовить пищу и многое другое.

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар. На занятиях вы научитесь,  как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников. Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!

4.Рефлексия

 я научилась…

 было интересно…

 теперь я могу…

 было трудно…

 меня удивило…

 мне захотелось…

 в дальнейшем мне…..

    5. Итог урока 

           Дорогие девочки, я хочу,  что бы все умения и навыки, которые вы         приобрели, на уроках доставляли вам радость и обеспечивали успешность вашей работы сейчас и в будущем. Желаю, что бы вас всегда благодарили ваши близкие и родные,  за домашние дела,  сделанные с любовью и прилежно.

Вопросы:

1.Какие требования к содержанию своего рабочего места вы должны выполнять?

2. Где должны находиться и как располагаться инструменты во время работы?

3.Почему за каждым учеником закреплено определенное рабочее место?

4. Где и как хранятся материалы, оборудование, инструменты?

5. Какой должна быть одежда учащихся на уроках технологии?

6.В каком виде необходимо содержать свое рабочее место?

7. Какие требования к дисциплине должны вами исполняться неукоснительно? Почему это так важно?

8. Какими инструментами и оборудованием можно пользоваться на уроках технологии?

9. Что необходимо сделать по окончании работы?

10.Сделайте вывод: что обеспечивает строгое следование правилам техники безопасности? К каким последствиям может привести игнорирование этих правил?

После проведенного инструктажа учащиеся расписываются в журнале по технике безопасности.

         Везде и всюду правила—

Их надо знать всегда!

Особенно это касается

Уроков школьного труда.

Любая работа требует сноровки —  

Обращайся с инструментами ловко!

Инструментом пользуйся исправным —

И тогда, конечно, избежишь ты травмы!

Не приходят сами по себе умения—

Приложи старание и терпение.

         Организованность, трудолюбие, внимание

Помогут овладеть технологическими приемами

И получить знания.

Эти правила никогда не забывай,

На каждом уроке их соблюдай!

6. Домашнее задание

Письменное задание

Учитель предлагает учащимся письменно продолжить предложения, давая объяснение избранной позиции:

Я буду выполнять правила безопасности труда потому, что…

Несоблюдение санитарно-гигиенических требований неминуемо приведёт к…

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий в изучении предметов искусства.

Содержание.1.     Введение.2.     Эффективность использования  цифровых образовательных ресурсов и компьютерных технологий при изучении предметов иск...

Технология. Конспект урока "Экологически чистые технологии" 6 класс, вводное занятие

Здесь размещен подробный конспект урока и демонстрационная презентация.Использованные педагогические технологии: Проблемно-диалогическая, групповая, ИКТ....

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

урок литературы в 5 классе: Вводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературы

Тема урокаВводный урок. Роль книги в жизни человека. Учебник литературыЦелиобразовательные: прививать уч-ся интерес к изучению предмета «литература»;развивающие: развивать речемыслительные...

плант урока столярное дело 7 класс "Вводный урок"

Тема урока: «Вводное занятие».Цель урока:1. Ознакомить учащихся с планом работы на учебный год, ТБ.2.Развить у учащихся умение применять ранее полученные знания и умения в столярных работа...

«Вводное занятие по технологии. Знакомство с предметом»

Образовательные: познакомить учащихся с предметом «Технология»;  с        требованиями охраны труда, санитарии и гигиены; ознакомить учащихся с прав...

План-конспект урока информатики в 7 классе. Вводный урок темы "Информация. Информационные процессы".

Цели:  Формирование понятия об информации и о свойствах информации. Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации.Опорные  понятия: сведения, знания, органы...