План-конспект урока информатики в 7 классе. Вводный урок темы "Информация. Информационные процессы".
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Екатерина Валерьевна Лейман

Цели:  Формирование понятия об информации и о свойствах информации. Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации.

Опорные  понятия: сведения, знания, органы  чувств.

Новые  понятия: 

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ
СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ
 

Задачи:

предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы их свойствах, формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

метапредменые: умения выделять главное, умение структурировать информацию, умение работать с различными источниками информации (схема, презентация, учебник);

личностные: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_informatsiya_i_ee_svoystva.docx97.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Информация, ее виды и свойства»

Класс: 7

Цели:

Формирование понятия об информации и о свойствах информации. Развитие умения различать виды информации и способы восприятия информации.

Опорные понятия:

Сведения

Знания

Органы чувств

Новые понятия:

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Задачи:

предметные: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, информационные процессы их свойствах, формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

метапредменые: умения выделять главное, умение структурировать информацию, умение работать с различными источниками информации (схема, презентация, учебник);

личностные: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности.

Ход урока:

Орг.момент.

Приветственное слово учителя.

Определение темы урока.

Ребятам предстоит разгадать ребус, для определения темы урока (приложение 1).

Теоретическая часть.

Информация является фундаментальным аспектом человеческого существования, поскольку она дает нам знания и понимание окружающего мира. В современном мире, где информация доступна в огромных количествах, важно понимать ее природу, свойства, а также то, как ее можно эффективно воспринимать и использовать.

Попробуйте ответить на такой вопрос: что такое информация? Вы пользуетесь этим термином постоянно: работаете с информацией, ищете информацию, воспринимаете информацию, действуете под управлением информации. Задумайтесь на минуту и попытайтесь ответить.

Мозговой штурм (Ученики записывают по одному слову на доске )

Самые популярные ответы: что-то новое, сообщения, сведения, знания, …
До середины ХХ века понятие "информация" использовалось для обозначения набора сведений о конкретном предмете, явлении или событии. Такая информация была вполне конкретной и не имела количественной оценки.

Положение дел изменилось с появлением кибернетики — науки об управлении. В 1948 году вышла книга Норберта Винера "Кибернетика", которая открыла людям глаза на тот факт, что информационные процессы происходят во всех живых организмах, включая амебу, вирус и даже человека.

Талантливый инженер-связист Клод Шеннон в 1948 году внес значимый вклад в развитие теории информации. В своей статье "Математическая теория связи" он предложил количественный метод измерения информации.

Вскрытие единства процессов в живом и неживом, широкое внедрение ЭВМ и стремительный рост информационного потока в виде газет, журналов, книг, теле- и радиотрансляций придали понятию "информация" новые оттенки и значения.

Слово "информация" происходит от латинского informatio, что означает "изложение, разъяснение, набор сведений". Изначально это определение было удовлетворительным, но в сороковые годы двадцатого века стало понятно, что оно не соответствует бурно развивающейся науке и технологиям.

Информация — это совокупность сведений о фактах, событиях, явлениях и процессах, которые воспринимаются живыми организмами, перерабатываются и используются ими в ходе жизнедеятельности. Она может быть представлена в различных формах: текст, изображение, звук, видео и т.д.

Информация стала важнейшим стратегическим ресурсом, ведь она позволяет принимать обоснованные решения, понимать окружающий мир и управлять им. В современном мире информация — ключ к успеху во всех сферах деятельности человека, от экономики и политики до науки и культуры.

Применение новых знаний

В увлекательной игре «Сведения» класс делится на две команды. На экране отображаются предметы школьной программы. Каждая команда обсуждает и предлагает примеры получаемых сведений по выбранному предмету. Побеждает команда, которая наиболее точно отразит суть учебного предмета.

Ребята, назовите источники, из которых человек получает информацию. (Ученики предлагают свои варианты ответов)

Ученики называют источники, из которых человек получает информацию:

* от друзей и родственников

* из телевидения, радио и газет

* в школе

* из Интернета

* из книг и журналов

Вы совершенно правы, источников огромное количество. Тогда предложите, в зависимости от источников, на какие виды можно разделить информацию.

Верно, информация, например, может быть научная, эстетическая, культурологическая и т.д.

Перечислите органы чувств человека и укажите, какого рода информацию человек воспринимает с их помощью.

Органы зрения – визуальная информация.

Органы слуха – аудиальная информация.

Органы обоняния – запахи.

Органы вкуса – вкусовая информация.

Органы осязания – тактильная информация.

Человеческий организм реагирует на информацию, получаемую извне при помощи органов чувств. Предлагаю поиграть в игру «Угадай реакцию».

Ученики делятся на 2 группы. Команды должны назвать вид исходной информации и описать предлагаемую реакцию организма. Побеждает команда, которая будет наиболее убедительна:

* потребность в лимоне может вызвать слюноотделение и изменение вкусовых ощущений

* громкий хлопок может вызвать испуг и желание закрыть уши

* падающая сосулька может вызвать страх и желание убежать

* запах пирогов может вызвать аппетит и желание есть

* объявление об отмене уроков может вызвать радость и желание пойти домой

* горячие руки могут вызвать дискомфорт и желание охладить их

Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:

объективность (т.е. независимость от чужого мнения):

например, заявление: «Гора низкая» необъективно;

достоверность (т.е. информация должна быть правдивой, не должна искажаться):

например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;

полнота (т.к. неполная информация может ввести в заблуждение):

например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;

актуальность (устаревшая или преждевременная информация является неактуальной):

например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;

полезность:

например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».

Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:

Необъективная: вода горячая; температура воды +700С

Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.

Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в на стадионе нашего города.

Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.

Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.

Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.

Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.

Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.

Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル#12523;ーブル

Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.

На уроке мы изучили основные свойства информации и виды информации по способу восприятия.

Работа с упражнением

По ходу урока учащиеся делают записи в тетради.

Информация – «изложение», «разъяснение», «набор сведений».

Виды информации:

Научная

Эстетическая

Общественно-политическая

Научно-популярная

Культурологическая

и т.д.

Восприятие информации:

Органы зрения – визуальная информация.

Органы слуха – аудиальная информация.

Органы обоняния – запахи.

Органы вкуса – вкусовая информация.

Органы осязания – тактильная информация.

Свойства информации:

Полезная

Понятная

Актуальная

Полная

Достоверная

Закрепление.

Продолжи предложения:

Информация – это … .

Основными видами информации являются: … .

К основным свойствам информации относятся: … .

Человек воспринимает информацию с помощью … .

Информация, получаемая человеком с помощью органов чувств, называется … .

Заполнение таблицы "ЗИУК" - "Знаю-Интересуюсь-Узнал-Как узнал".

Рефлексия.

Домашнее задание.

Нарисовать рисунок, содержащий информацию, которая обладает определенными свойствами.

Вопросы учеников.

Итог урока. Выставление оценок самым активным ученикам.


Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по информатике 7 класс Босова Информация и информационные процессы с ответами

Тестовые задания по теме "Информация и информационные процессы" 7 класс Босова 2 варианта...

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

План -конспект по географии в 6 классе тема урока :Ветер.

Технологическая карта по теме урока в 6 классе: Ветер, дает возможность проводить уроки по ФГОС....

Урок по теме: "Восприятие и представление информации. Информационные процессы" (7 класс, информатика)

Урок разработан в соответствии ФГОС. На первом этапе - это требования к планируемым результатам, далее ставиться цель урока. Предлагаются приемы активного целепологания. Предлагается работа по несколь...

журнал регистрации вводного инструктажа по технике безопасности правилам поведения в компьютерном классе на уроках информатики

журнал регистрации вводного инструктажа по технике безопасности правилам поведения в компьютерном классе на уроках информатики...