Классификация текстильных волокон. Методическая разработка урока
методическая разработка по технологии (7 класс)

Ольга Александровна Захарова

План урока. Классификация текстильных волокон. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

Иркутской области«Специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с нарушениямиопорно-двигательного аппарата №20  г. Иркутска»

Тема урока. Классификация текстильных волокон.

Натуральные ткани растительного происхождения.

Технология (швейное дело). 7г класс.

Захарова Ольга Александровна

Учитель технологии (швейное дело)

2021 г.

План урока

Тема урока. Классификация текстильных волокон.Натуральные ткани растительного происхождения.

Цель урока. Создание условий для формирования общего представления о видах текстильных волокони формирования знанийо процессе изготовления тканей и их классификаций.

Задачи.

1. Коррекционно-обучающие:

  • формировать знания о тканях и их свойствах и применению их обучающимися при выполнении практической работы;
  • формировать у учащихся четкое представление о  производственных этапах изготовления ткани.

2. Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию устной связной речи,включая в неё специальную терминологию;
  • улучшать мелкую и крупную моторику рук, посредством выполнения практической работы;
  • развивать умения анализировать свою деятельность и деятельность одноклассниц;
  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навыки культуры труда и  аккуратности выполнения работы;
  • способствовать развитию эстетического вкуса;
  • способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

        Тип урока: комбинированный.

        Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

        Используемые методы обучения: метод демонстрации, частично-поисковый метод, исследовательский, практический метод.

        Способы контроля: в форме устного опроса учителем, опрос во время выполнения практической работы.

Оснащение урока: мультимедийная презентация, папка с образцами ткани, Плакаты: 1. «Классификация текстильных волокон», 2. «Натуральные растительные волокна», 3. «Натуральные животные волокна».

Словарь: хлопчатобумажные ткани, льняные ткани.

Краткий план урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

Объявление темы урока.

  1. Объяснение нового материала.

1. Классификация текстильных волокон.

2. Натуральные ткани растительного происхождения.

IV. Физ. минутка.

V. Практическая работа. Составление коллекции натуральных тканей

VI. Закрепление материала.

VII. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, посадка согласно ортопедическому режиму.

II. Актуализация ранее полученных знаний.

Вопросы.

  1. Назовите основные материалы, с которыми работают в швейной мастерской.
  2. Какие инструменты используют для швейных работ?
  3. Как правильно подобрать нитки в зависимости от ткани?
  4. Что такое фурнитура, приведите примеры.

Слайд 1. Объявление темы урока.

III. Объяснение нового материала.

Слайд 2. На уроках технологии мы с вами выяснили, что  есть потребности, без которых человек не может прожить. И одна из них – это одежда.

- Интересно,  из чего же шьют  одежду?  (ответ детей - из ткани)

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.

- А где еще применяется ткань? (- для изготовления постельного белья, штор и т. д)

- Как вы думаете, надо  разбираться в тканях?

- Вы хотите узнать – из чего состоит ткань и как она изготавливается?

Рассмотрим коллекции тканей  и попробуем определить, из чего они состоят.

(дети рассматривают ткань с помощью лупы)

- Из чего состоит ткань? (- из нитей)

Если распушить конец нити, то мы увидим тонкие волоски – это волокна.

Слайд 3.

- А как получали волокна ваши бабушки? (они пряли шерсть). Посетив музей («Тальцы»), вы сможете увидеть выставку прялок и даже попробовать прясть.

Слайд 4. Принцип  ткачества не изменяется в течение веков, только сегодня ткачество выполняется машинами на фабриках. Вначале на прядильных, а затем на ткацких. Если мы еще раз внимательно рассмотрим ткань, то увидим, что с двух сторон ткань не осыпается – это кромка, обработанный, неосыпающийся край.

  • Почему это происходит?  Что такое ткачество? (работа с учебником).
  • Вернемся к образцам тканей, они не все одинаковые, а почему?

Слайд 5-6. Чтобы узнать, какие волокна существуют, познакомимся с материалом учебника  «Классификация текстильных волокон».

 (Плакат «Классификация текстильных волокон»)

  • Как делятся текстильные волокна? –  натуральные и химические.
  • Как делятся натуральные волокна? – на волокна растительного происхождения и волокна животного происхождения.
  • Какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения? – хлопок и лен.

Сейчас откройте свои тетради, и мы составим классификацию волокон. (Плакат «Классификация текстильных волокон»)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с тканями из натуральных волокон растительного происхождения.

Посмотрите на образцы тканей. Вам также надо будет каждому(в альбоме) создать свою «Коллекцию натуральных тканей».

История появления хлопчатобумажных тканей.

Слайд 7. Хлопчатник – однолетнее кустарниковое растение высотой от 70 до 200см. После цветения хлопок образует коробочки, внутри которых находятся семена, покрытые волокнами.Когда они созревают, то коробочки раскрываются и их убирают комбайнами или вручную,

Коробочки очищают, изготавливают пряжу, из которой на ткацких фабриках ткут ткани.

Слайд 3. Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.Ровница – слабо скрученная нить.

- А теперь рассмотрим другое волокно растительного происхождения – лён и заслушаем сообщение.

Слайд 8. Лён, так же как и хлопок убирают с помощью специальных комбайнов.

Слайд 9. Основные этапы получения льняных тканей:

1.    Сбор и получение льняной соломы

2.    Вымочка льняной соломы

3.    Производство первичной обработки

4.    Сушка

5.    Мятье

6.    Трепание

7.    Прядильные производства: получение пряжи

8.    Ткацкое производство: получение ткани

9.    Отделочное производство: отбеливание, окраска

Слайд 10. Шёлк. Слайд 11. Шерсть. (Рассказ о технологии их изготовления)

IV. Физкультминутка.

Демонстрация упражнений для плечевого пояса, кистей и пальцев рук, упражнения для глаз.

(Контроль учителя за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом упражнений.)

V. Практическая работа.  Составление коллекции натуральных тканей из хлопка и льна.

1. Инструктаж к практической работе.

Хлопок обладает высокой гигроскопичностью, горит ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел и запах жжёной бумаги.

Лён горит так же, как хлопок. Гигроскопичность выше, чем у хлопка. Переносит сильный нагрев утюга.

Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна и хлопка осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся.

Хлопок. Свойства ткани.

Положительные: экологичная; гипоаллергенная; хорошо впитывает влагу; мягкая, комфортная, не раздражает кожу; обладает двусторонней проницаемостью для воздуха и влаги; легко отбеливается; не электризуется.

Отрицательные: высокая степень усадки; сильная сминаемость; низкая устойчивость к истиранию при частой стирке (быстро теряет внешний вид); неспособность регулировать тепло- и влагообмен; медленное высыхание.

Лен. Свойства ткани.

Положительные: экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.

Отрицательные: сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.

Особенности ухода. Стирать при температуре 40-60С в щадящем режиме. Изделия из цветного льна лучше стирать с использованием моющего средства без отбеливателей. Утюжат изделия хорошо нагретым утюгом с увлажнителем.

В основном хлопчатобумажные и льняные ткани изготовлены полотняным переплетением.

2. Повторение правил ТБ, правил раскроя ткани.

3. Оформление в альбоме Коллекции тканей.

(Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу).

VI. Закрепление материала.

Вопросы.

1. Какую тему мы начали изучать?

2. Какую работу мы выполняли?

VII. Подведение итогов урока.

1. Отмечаю работу девочек, их активность, правильную организацию рабочего места,применение правильных приёмов работы;

 2. Оцениваю самостоятельность и правильность выполненной практической работы.

3. Рефлексия.

  1. Сегодня на уроке я узнала …
  2. Мне было интересно …
  3. ……….

В конце урока – упражнения на расслабление для туловища, глаз и рук.

Эмоциональная разрядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок и презентация "Классификация текстильных волокон " в 5 классе

Урок  и презентация "Классификация текстильных волокон " в 5 классе способствует формированию знаний учащихся о натуральных волокнах растительного происхождения, этапах получения ткани, вид...

Разработка урока 5 класс "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон, процессом получения тканей....

Раздел: Материаловедение. Тема урока: Классификация текстильных волокон. ПР Определение направления долевой нити в ткани.

Урок разработан по разделу: Материаловедение.Тема урока: Классификация текстильных волокон.ПР Определение направления долевой нити в ткани.Знать:- волокна растительного происхождения,- прядильно...

разработка урока "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей." 5 класс

Презентация и разработка урока в 5 классе по теме "Классификация текстильных волокон. Производство натуральных тканей."...

Разработка урока «Классификация текстильных волокон. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей».

Цели: Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон, с профессиями прядильщика и ткача; со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей ; дать понятия о пряже и прядении, ткани и ткачестве...

Производство текстильных материалов. Классификация текстильных волокон.

Знакомство с волокнами растительного происхождения, с видами ткацкого переплетения. Определение лицевой и изнаночной стороны....

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...