Н.М.Конышева. Технология: программа 4 класс.
рабочая программа по технологии

Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее одного часа в неделю во всех классах начальной школы. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ №  24. В основу рабочей программы по технологии для 1-4х классов положена авторская рабочая программа, разработанная автором Н.М.Конышева. Технология: программа 1-4 классы - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 196с.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения : 1 класс – 33 часа ( 1 час в неделю), 2 класс – 34 часа ( 1 час в неделю), 3 класс – 34 часа ( 1 час в неделю), 4 класс – 34 часа ( 1 час в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_4.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________Д.О.Шестопалова  

___________________ 2019г.

«УТВЕРЖДЕНО»

                            приказом директора

    от______________  №_______

Рабочая программа по технологии

для обучающихся 4 классов

на 2019-2020 учебный год

(базовый уровень)

Составитель: Корнышова С.А.

(автор: Н.М.Конышева.)

2019 год

Химки

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее одного часа в неделю во всех классах начальной школы. Составлена в соответствии с учебным планом образовательного учреждения МБОУ СОШ №  24. В основу рабочей программы по технологии для 1-4х классов положена авторская рабочая программа, разработанная автором Н.М.Конышева. Технология: программа 1-4 классы - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 196с.), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В федеральном базисном учебном плане на изучение технологии отводится 135 часов. Программа рассчитана на 4 года обучения : 1 класс – 33 часа ( 1 час в неделю), 2 класс – 34 часа ( 1 час в неделю), 3 класс – 34 часа ( 1 час в неделю), 4 класс – 34 часа ( 1 час в неделю).  

                                 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные

   У учащихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

    Могут быть сформированы:

устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

привычка к организованности, порядку, аккуратности;

адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

                                              Предметные

   Учащиеся научатся:

использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,

осуществлять целесообразный выбор инструментов;

на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;

работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

   Учащиеся получат возможность научиться:

определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

                                          Метапредметные

                                             Регулятивные

   Учащиеся научатся:

самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

руководствоваться правилами при выполнении работы;

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

   Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

                                        Познавательные

Учащиеся научатся:

находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

    Учащиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

                                            Коммуникативные

   Учащиеся научатся:

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

   Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.

               3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

                          4 КЛАСС (34 ЧАСА)

Из глубины веков – до наших дней (8 часов)

   Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.                                                                                                

   Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

   Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов)

   Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

   Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часа)

   Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (8 часов)

   Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурноисторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

   Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

   Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы.

   Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

  1.    КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Тема урока

 Из глубины веков – до наших дней

1

05.09.

 

Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти. Общий обзор всего материала учебника.

2

12.09.

 

Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства.

3

19.09.

Керамика в культуре народов мира. Роспись сосуда символическим орнаментом по традиционным канонам.

4

26.09.

Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.

5

03.10.

Древнее ремесло – плетение изделий. Плетёная коробочка.

6

10.10.

Мини-проекты (переконструирование, доконструирование и проектирование изделий в технике плетения из полос).

7

17.10.

Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки».

8

24.10.

Мини-проект. Проектироване и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии.

Традиции мастеров в изделиях для праздника

9

7.11

Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска.

10

14.11

Бумагопластика. Раскладные открытки.

11

21.11

Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка.

12

28.11

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами).

13

5.12

Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски.

14

12.12

Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста).

15

19.12

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф). Изготовление рамки из картона и лепки барельефа.

16

26.12

Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф). Роспись барельефа.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

17

16.01

Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки.

18

23

Цепочки; панно из цепочек.

19

30.01

Петельный шов: технология выполнения.

20

06.02

Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток.

21

13

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки, разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов.

22

20

Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы).

23

27

Технологии окантовки картона. Обложка для проездного билета.

24

05.03

Простые переплётные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. Выполнение чертежа и изготовление заготовок.

Четвертая четверть “Встреча с Весной-красой “

25

12.03

Простые переплётные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. Сборка и оформление изделия.

26

19.03

Простые переплётные работы. Жёсткий переплёт. Книжка-малышка.

27

Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки.

28

Соломенных дел мастера. Технологии изготовления простых соломенных подвесок-звёздочек.

29

Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок.

30

Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Лошадка/олень.

31

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: перевод рисунка.

32

Металл в руках мастера. Тиснение по фольге: завершение работы.

33

Секреты бумажного листа. Кусудама.

34

Секреты бумажного листа. Коробочка санбо. Подведение итогов года.

 

Итого:

 

34 часа

  1. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

№ УРОКА

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ

ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ

ПО ПЛАНУ

ДАНО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 1 класса.Н. М. Конышева.

 Рабочая программа по технологии для 1 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (автор Н. М. Конышева). Тех...