МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
план-конспект урока по технологии
Разработки уроков, заняитий внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для учащихся, выполняющих творческие проекты по технологии. | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учащихся, выполняющих творческие проекты по технологии.
Методические рекомендации предназначены для учащихся средних школ, выполняющих творческий проект по технологии.
Целью работы является систематизация сведений по методу проектов, который стал основным видом учебной деятельности учащихся на уроках технологии.
Толчком к выполнению разработке рекомендаций послужили устаревшие рекомендации методической литературы для учащихся, которые вынуждены верить учителю на слово. Учитель технологии, в свою очередь, тоже пользуется разрозненными и порой разноречивыми сведениями из методик разных авторов, что негативно отражается на качестве выполняемых проектов.
Методические рекомендации состоят из введения и трех разделов, которые освещают все стороны работы над творческим проектом.
Первый раздел – общие положения, которые представлены в виде ответов на вопросы, наиболее часто возникающие у учащихся при работе над проектом.
Второй раздел включает общие рекомендации по организации проектных работ, оформлению и защите творческого проекта.
Третий раздел – методические рекомендации к выполнению основных разделов проекта, которые конкретизируют сведения второго и имеют практическую направленность.
Приложения демонстрирует примеры написания разделов творческого проекта.
Итоги отражены в заключении.
В ходе работы над методическими рекомендациями использованы различные источники, в том числе:
- методическая литература;
- учебная литература,
- справочные материалы;
- сведения из Интернета.
ВВЕДЕНИЕ
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, которые позволяют раскрыть индивидуальные способности учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие и исследовательские технологии обучения.
В ходе проектной деятельности учащиеся осваивают необходимый минимум знаний и, в процессе работы над учебным проектом, углубленно изучают интересующие их темы.
Метод проектов – это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.[1, с.86]
Посредством метода проектов удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью.
Последовательная работа по созданию проектного изделия от замысла до его практического воплощения с дальнейшим планированием реализации создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику. Именно они помогут выпускникам школ быть востребованными на рынке труда и, что немаловажно, воспитать в себе качества личности, позволяющие доводить начатое до конца.
Но все это возможно только при правильной организации проектной деятельности, чему и призваны помочь эти методические рекомендации.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В этом разделе помещены ответы на самые распространенные вопросы, возникающие у учащихся в ходе работы над творческим проектом. А именно:
- что такое проект;
- какую тему выбрать;
- и, наконец, с чего начинать работу над проектом?
Учащиеся, ознакомившись с этим разделом, смогут более осмысленно подойти к выбору темы проекта, что обязательно отразится на качестве выполнения творческой работы.
1.1 Что такое проект?
Мы часто слышим слово «проект» по радио и в телевизионном эфире, встречаем на страницах газет и журналов. В качестве примера можно привести некоторые из таких упоминаний:
- проект строительства скоростной автомагистрали;
- проект социальной поддержки малоимущих граждан;
- телевизионный проект («Последний герой», «Звезды на льду»);
- проект бюджета на будущий год и т. д.
Из перечисленных примеров можно сделать вывод, что существуют различные типы проектов. Определение типа зависит от основания, по которому производится их классификация. Таким основанием может быть сфера деятельности людей, продолжительность проекта, сложность, масштаб и др. [3, с.195]
По сфере деятельности проекты подразделяются на организационные, технические, социальные, экономические и т. п., но на практике любой проект представляет собой смешанный тип. Например, телевизионный проект может быть социальным по содержанию и одновременно экономическим, так как решает экономические задачи канала. Проект по технологии также является примером проекта смешанного типа, так как рассматривает технологические, экономические, экологические аспекты разрабатываемой темы.
По продолжительности периода реализации проекты могут быть краткосрочными – до одного года, среднесрочными – от одного года до двух лет, и долгосрочными – более двух лет. Проект по технологии в зависимости от темы могут быть рассчитаны на любой период реализации. Например, проект по изготовлению декоративной фоторамки – краткосрочный, а проект по организации работы ученической бригады можно отнести к долгосрочным.
По сложности и масштабу различают простые, средние и сложные проекты. Например сложность и масштаб (затрата денежных средств, привлечение трудовых ресурсов) учебно – образовательного проекта, подобного проекту «Европа в школе», несоизмерим с масштабом международного проекта исследования Марса. Творческие проекты по технологии относятся к разряду простых, так как не требуют больших затрат денежных средств и привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Что же означает слово «проект»?
В самом общем смысле проект – это некая новая идея, которая в результате определенной деятельности воплощается в жизнь в виде реального продукта, материального или интеллектуального. [3, с.197] Именно это подразумевается под понятием «проект» в архитектуре, технике и т. д.
Но в технологии под этим понимают несколько иное: «Проект – это комплекс технических документов, содержащих расчеты, чертежи, макеты (лекала) проектируемого изделия».
Суть учебного проекта состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного и посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для его выполнения. [1, с.198]
Проект состоит из практической части и пояснительной записки, которая оформляется в соответствии с требованиями к оформлению проектов по технологии.
1.2 Объект проектирования
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др.
Кроме того, зародившуюся идею необходимо проанализировать по трем пунктам:
1. выбранная тема должна быть интересна ученику (если учителя по каким-либо причинам не устраивает выбор ученика, необходимо доказать актуальность выбранной темы);
2. тема проекта должна быть одобрена учителем, так как, зная ученика, он может подсказать проектное задание, которое позволит наилучшим образом раскрыть потенциал школьника и продемонстрировать его скрытые таланты;
3. тема проекта обязательно оговаривается с родителями, так как возможные финансовые затраты ложатся на их плечи.
Если идея одобрена по всем пунктам, то можно смело начинать работу над проектом.
Примерные темы или изделия для выполнения учебного проекта в 5-7 классе приводятся в Приложении 1. Учащиеся старших классов, выбирая тему, могут руководствоваться интересом к какой-либо профессии, с целью лучше ознакомиться с ней.
1.3 Основные этапы разработки проекта
Намечая план работы над проектом, необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- Зачем? – формулируется цель проекта;
- Что? – определяется объект, продукт или услуга, создаваемые в проекте;
- Кто?- конкретизируется состав участников проекта и степень их участия;
-Каким образом и когда? – определяется вид работ и их продолжительность по проекту;
- Критерии оценки - как ориентир для расстановки акцентов при написании пояснительной записки;
- Форма защиты проекта –для уточнения количественного соотношения наглядности и повествования.
Работа над проектом осуществляется поэтапно последовательно чаще всего в течение учебного года. Типовой график выполнения разделов творческого проекта приведен в Приложении 2. Время выполнения может варьироваться в зависимости от вида проекта (исследовательский или по изготовлению изделия) и от выбранной темы (выведение нового сорта растений или изготовление прихватки для мамы). Таким образом, график работы над проектом оговаривается учителем с каждым учеником индивидуально с целью оптимально распределить нагрузку и облегчить контроль над выполнением проекта.
2 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В этом разделе оговариваются общие рекомендации по выполнению, оформлению и защите творческого проекта.
2.1 Объем и содержание проекта
Пояснительная записка включает текстовый материал, схемы, таблицы, эскизы, а также фотографии проектируемого изделия (готового и в процессе изготовления). Объем ее должен составлять не менее 25 листов печатного текста.
Графическая часть включает чертежи, схемы и другие документы, предусмотренные проектом. Объем и содержание графической части определяется руководителем проекта (учителем).
Изделие должно соответствовать описанию. При его изготовлении необходимо учитывать уровень развития технологии в данной области, а также использовать (по возможности) новейшее оборудование и материалы. [9]
По содержанию пояснительная записка включает:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- исследовательский раздел;
- поисковый раздел;
- технологический раздел;
- экологический раздел;
- экономический раздел;
- заключение;
- библиографический список;
- приложения.
2.2 Оформление творческого проекта
Вся пояснительная записка должна быть стилистически выдержана (стиль изложения материала, оформление заголовков, шрифт), чертежи выполнены в соответствии с требованиями ГОСТов. Особое внимание следует обратить на оформление таблиц, схем и рисунков.
Пояснительная записка выполняется машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210×297) через один – полтора межстрочных интервала. Размер шрифта – 14. Поля: левое – не менее 30мм; правое – не менее 10мм; верхнее – не менее 20мм.
Вставка в текст отдельных слов, формул, основных знаков осуществляется чернилами, тушью, пастой только черного цвета, при этом плотность вставок должна быть приближена к плотности основного текста. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или забеливанием с нанесением на то же место исправленного текста машинописным или рукописным способом.
Заголовки структурных частей работы «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Библиографический список», «Приложение» печатаются прописными буквами симметрично тексту.
Заголовки разделов печатаются прописными буквами с абзаца. Точку в конце не ставят. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного числа.
Заголовок главы, пункта, подпункта не должен быть последней строкой на странице.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3 интервалам.
Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.
Иллюстрировать пояснительную записку необходимо исходя из определенного общего замысла по тщательно продуманному плану, что может предупредить неоправданные пропуски иллюстраций и избавить от случайных рисунков. Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. В тексте делаются ссылки на иллюстрацию с указанием номера. Кроме того, каждый рисунок или фотографию необходимо снабдить подписью, которая поясняет изображение. Текст располагается симметрично изображению.
При оформлении таблиц слово «таблица» пишется с абзацного отступа с заглавной буквы. Нумерация – сквозная. Название должно быть кратким, точным.
2.3 Защита творческого проекта
Защита творческого проекта может проходить по типовому сценарию: демонстрация изделия, изложение ключевых аспектов выполненной работы и вывод. Наряду с этим могут быть использованы «нестандартные» формы защиты проекта. Например, для более наглядного представления информации (особенно в исследовательской работе) желательно использование компьютера (презентация), либо представление информации в виде стендов, «книжек-раскладушек» или другого демонстрационного материала. Кроме того, приветствуется организация дефиле при коллективной форме написания проекта по изготовлению коллекции швейных изделий.
Важно одно, творческий проект предполагает творческий подход к защите.
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТА
В этом разделе приведены конкретные требования к содержанию и оформлению разделов проекта.
3.1 Титульный лист
Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное название образовательного учреждения, в центре листа – название проекта (если есть необходимость, под названием записывается уточняющий подзаголовок), ниже справа указываются фамилия, имя, отчество автора и руководителя проекта, в нижнем поле – наименование населенного пункта и год.
При оформлении могут быть использованы красочные заставки, художественный шрифт, фон, рамки. Не допускается использование заставок, картинок, не соответствующих содержанию проекта (например, мультяшки на титульном листе проекта об изготовлении вечернего платья или комнатные растения в проекте по кулинарии).
3.2 Оглавление
Оглавление помещается за титульным листом и нумеруется как стр.2. В оглавлении приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Запрещается сокращать слова в названии разделов или давать другие формулировки, последовательность. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
3.3 Введение
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основание проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна.
Актуальность – обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.
От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.).
Здесь также дается характеристика основных источников получения информации.
3.4 Основная часть
Основная часть проекта всегда будет состоять из пяти разделов:
- исследовательский раздел;
- поисковый раздел;
- технический раздел;
- экономический раздел;
- экологическая оценка проекта.
В зависимости от характера проекта (исследовательский, по изготовлению декоративного изделия и др.) может варьироваться объем разделов. Например, в исследовательской работе по уходу за волосами исследовательский раздел составит 80-90% от объема всего проекта.
3.4.1 Исследовательский раздел
В этом разделе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, прослеживается история изделия, технологии, материалов и др., приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.
Материал необходимо сопроводить иллюстрациями, поясняющими текст.
Объем раздела варьируется в зависимости от выбранной темы, возраста учащегося и характера проекта.
3.4.2 Поисковый раздел
Здесь необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте (выбор вариантов, выбор материалов, выбор оборудования). Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев. Например, новизна идеи, степень использования нового оборудования, соответствие направлению моды, возможность применения новейших методов технологической обработки и др.
Результатом является одно или несколько предложений, которые предполагается разрабатывать.
3.4.3 Технический раздел
В технической части проекта необходимо разработать последовательность изготовления изделия. Она может быть представлена в виде схемы, таблицы, технического рисунка с пояснениями или в виде ряда фотографий, иллюстрирующих каждый технологический этап.
Выбор оптимального варианта отображения технологии изготовления изделия учащемуся необходимо обсудить с руководителем проекта.
Кроме того, в этом разделе приводятся правила безопасности при работе с предлагаемыми материалами и инструментами, а также требования к организации рабочего места.
3.4.4 Экономический раздел
В экономическом разделе представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Здесь же предлагают проект рекламы и маркетинговое исследование.
Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта (Бизнес – план).
3.4.5 Экологическая оценка проекта
В этом разделе необходимо обосновать то, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
3.5 Заключение
В заключении последовательно излагаются полученные результаты, определяются их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.
3.6 Библиографический список
Библиографический список включает все источники информации, использованные в ходе работы над проектом. Каждый источник должен иметь отражение в пояснительной записке (после выдержки из литературного источника в квадратных скобках указывается номер источника по списку и через запятую - страница). Не следует включать в список работы, которые фактически не были использованы.
3.7 Приложение
Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием характера содержания (обязательное или справочное) и иметь тематический заголовок. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки.
-----------------------------------------------------------------------------------
Данная работа представляет собой последовательность этапов для правильной организации проектной деятельности учащихся. Материалы, содержащиеся в приложении, помогут наглядно представить процесс работы на каждом этапе. Надеемся, что эта работа поможет Вам достичь хороших результатов.
Желаем творческих успехов!
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. Москва, «ДРОФА», 2004.
2. Информатика и информационно – коммуникационные технологии. 10 класс. Базовый уровень. Под ред. проф. Н.В.Макаровой Санкт – Петербург, Издательский дом «Питер», 2006
3. Использование метода проектов на уроках «Технологии» в школе. Под редакцией М.Б.Павловой. Санкт – Петербург, «Либра», 1996
4. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск, НМЦ «Технология», 2000
5. Программы для общеобразовательных школ. Технология.
Москва, «ДРОФА»,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...