Профессиональное самоопределение старшеклассников
проект по технологии (10 класс)

Проблема ценностей и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении занимает особое место. Так, сформированные в юношеском возрасте ценностные ориентации определяют особенности личности, ее поведение и характер отношений с окружающим миром. Под профессиональным самоопределением понимается процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма.

Цель исследования – определение структуры и динамики ценностных ориентаций, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников.

Методы и приемы исследования: метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; метод математической обработки данных; метод прямого ранжирования, анкетирование, поисково – исследовательский наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с подростками.

Методики: Опросник уровня готовности к выбору профессии В.Б. Успенского; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича; методика « исследования системы жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова

В данной работе автором: 1) Изучена и проанализирована литературу по теме исследования; 2). Определён уровень готовности старшеклассников к выбору профессии; 3). Изучена методика М. Рокича «Ценностные ориентации», и методика исследования системы жизненных смыслов; 4. Проведено сравнительное исследование для выявления ценностных ориентаций, влияющих на профессиональное и личностное самоопределение учащихся 9,11классов 5. Проанализированы полученные результаты и сделаны соответствующие выводы.

Полученные данные: ценностные ориентации личности можно считать одним из показателей взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения. В исследовании была определена структура и динамика ценностных ориентаций старшеклассников. У учащихся 9 классов в отличие от учащихся 11 классов ценностные ориентации имеют выраженную профессиональную направленность, что опровергает выдвинутое предположение о преобладании профессиональных ценностей в структуре ценностных ориентаций одинадцатиклассников по сравнению с девяти- и десятиклассниками. По группам смыслов жизни между группами учащихся старших классов различий не обнаружено.

Вывод: Система ценностей и смыслов жизни личности лежит в основе личностного самоопределения, а также выражает направленность личности. Так как в старшем школьном возрасте основной задачей становится профессиональное самоопределение, то можно предположить, что у старшеклассников ценностные ориентации имеют профессиональную направленность, которая более выражена у девятиклассников по сравнению с одинадцатиклассниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная статья247.5 КБ
Файл Презентация29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Фёдорова Полина Александровна

Сургутский район, г. Лянтор, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» Лянторская средняя общеобразовательная школа№4, 10 класс

Введение

Жизнь людей в нашем обществе представляет собой процесс, который имеет целостность, направленность, преемственность, предполагающий зависимость будущего от прошлого и настоящего, а также результат. Для человека главным в этом процессе является самосознание и самоопределение в котором важное место занимает выбор профессии. опрос о выборе профессии требует особого внимания, так как старшеклассники выбирают путь к дальнейшей жизни.

Может быть, 15-17 лет сделать выбор окончательно ещё не представляется возможным. А вот задуматься всегда полезно. Когда речь заходит о выборе профессии старшеклассниками, имеется в виду не решение «на всю жизнь», а, скорее, начало, профессиональный старт. В дальнейшем у каждого человека могут возникнуть и новые желания, и новые возможности.

Чтобы определить актуальность данной темы, учащимся 9, 11 классов наше школы в количестве 150 человек было предложено пройти тест для выявления готовности к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) [1]. Так, в рамках исследования была проведена диагностика по опроснику для выявления уровня готовности к выбору профессии В.Б. Успенского. Приложение I. Результаты показали, что 44 % учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии, у 25 % учащихся низкая готовность к выбору профессии, у 24 % средняя готовность и 7 % полностью определились с профессиональным выбором (Рис. 1).

Проблема исследования заключается в том, что в старшем школьном возрасте очень трудно определиться с выбором подходящей профессии, потому, что именно в этом возрасте начинает формироваться система ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Отсюда возникает необходимость рассматривать и оценивать все возможные альтернативы, в частности, в сфере определения своих ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении и своих жизненной позиции.

Проблема ценностей и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении занимает особое место. Так, сформированные в юношеском возрасте ценностные ориентации определяют особенности личности, ее поведение и характер отношений с окружающим миром. Под профессиональным самоопределением понимается процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма.

Цель исследования – определение структуры и динамики  ценностных ориентаций, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников.

Объект исследования – обучающиеся старшего школьного возраста

Предмет исследования – ценностные ориентации и смысл жизни  как фактор формирования профессионального самоопределения  старшеклассников.

Гипотеза – мы предполагаем, что у учащихся 11 классов ценностные ориентации и смысл жизни  более направлены на профессиональное самоопределение, чем у девятиклассников, то есть у 11-классников более выражена профессиональная направленность, в системе ценностной ориентации чем учащихся 9 классов.

Задачи:

1). Изучить и проанализировать литературу по теме исследования;

2). Определить уровень готовности старшеклассников к выбору профессии

3). Изучить  методику М. Рокича «Ценностные ориентации», и  методику исследования системы жизненных смыслов

4. Провести сравнительное исследование  для определения структуры и динамики  ценностных ориентаций, влияющих на профессиональное  и личностное самоопределение  учащихся 9,11классов

5. Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.

Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; метод математической обработки данных; метод прямого ранжирования, анкетирование, поисково – исследовательский наблюдение, индивидуальные и групповые беседы с подростками.

Методики: Опросник уровня готовности к выбору профессии В.Б. Успенского; методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;  методика « исследования системы жизненных смыслов»  В.Ю. Котлякова 

Новизна исследования заключается в том, что впервые в рамках данного исследования предметом исследования стал вопрос структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников, которые являются определяющими в профессиональном самоопределении.

Практическая значимость - возможность выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников, которые являются определяющими в профессиональном самоопределении. Данные могут быть использованы психологами и педагогами в школах.

I. Теоретическая часть. Понятие старший школьный возраст, профессиональное самоопределение и ценностные ориентации  в психолого – педагогической литературе

1.1 Старший школьный возраст 

Старший школьный возраст - это возрастной период между детством, и взрослостью в котором происходят значительные изменения – он начинает задумываться о будущем, происходит формирование ценностно-смысловых ориентаций, стремление к самообразованию, человек начинает строить планы на будущую жизнь. Происходит становление личностного и профессионального самоопределения. По мнению М. Р. Гинзбурга, личностное самоопределение возникает именно на границе старшего подросткового возраста и ранней юности [2]. Но личностное самоопределение формируется в течение продолжительного времени и часто не завершается к моменту окончания школы. Однако, некоторые авторы, в частности И.В. Дубровина, полагают, что хоть в старшем подростковом возрасте вопрос личностного и профессионального самоопределения является центральным, актуальным, но в этом возрасте формируется не само самоопределение, а психологическая готовность к нему [3]. Мы разделяем эту точку зрения, так как она была подкреплена многими исследованиями.

Рассмотрим понятие личностного самоопределения. В словаре данному термину соответствует следующее определение: «Самоопределение личности – это  сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Данное определение, на наш взгляд, имеет философскую направленность, однако оно, безусловно, отражает тот смысл, который ему придается в психологической литературе. То есть в старшем подростковом возрасте на первый план выходит потребность в поиске смысла жизни, в определении основных жизненных целей. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.

1.2 Профессионального самоопределения

         Профессионального самоопределения - это развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего. В течение жизни  у каждого человека складывается определённое представление о себе, или образ Я.  Я человека состоит  из нескольких составляющих , среди которых  две основные:  Я – реальное каков я есть и Я – идеальное каким мне хотелось бы быть. Каждое Я содержи набор черт. Которые различаются уровнем развития. Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я - профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа – Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я - реального» и «Я - идеального» определяет требование человека к себе.

Выбирая профессию , нужно чётко определить, каким нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном  совпадают с Я- концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет результативен. В случае несовпадения основных положений  Я- концепции и требований профессии необходимо, если возможно внести изменения. Например, если я считаю, что никогда не смогу стать сильной физически, то мне надо изменить мнение о себе и заняться  физическим самосовершенствованием или отказаться от карьеры в спорте.

Я - концепция – это всего лишь наше представление о себе, которое может быть верным  или не верным. Поэтому для полного знания себя и формирования реального  представления о себе необходимо глубже знакомиться с другими своими Я используя различные косвенные методы самопознания [4].

1.3 Ценностные ориентации

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения. Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на этап современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника.

Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени, выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону [5].

Таким образом, ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В старшем школьном возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

II. Практическая часть.  Экспериментальное исследование определение структуры и динамики  ценностных ориентаций старшеклассников влияющих на профессиональное самоопределение

2.1 Описание метода исследования. «Ценностные ориентации» М. Рокича [5]. Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения.

Разработанная М. Рокичем методика (Приложение 2), основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства. При анализе полученного списка ценностей  обращают внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Здесь не мало важно попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать списком ценностей, так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.

2.2. Результаты, полученные при исследовании ценностных ориентаций старшеклассников

После проведения диагностики испытуемых бланки были обработаны и проведена статистическая обработка данных. Рассмотрим результаты, которые были получены по методике «Ценностные ориентации» М.Рокича

Рассмотрение структуры терминальных ценностей

Сводная таблица 1. Иерархия терминальных ценностей учащихся 9 классов (Рис.2).

Место ценности

Название ценности

Значение

1

Активная деятельная

5,7

2

Жизнь  интересная работа

6,5

3

Здоровье

6,6

4

Наличие друзей

6,9

5

Уверенность в себе

7,2

6

Любовь

8,5

7

Свобода, независимость

8,8

8

Счастливая семейная жизнь

8,9

9

Развитие

9,2

10

Жизненная мудрость

9,4

11

Материально обеспеченная жизнь

9,5

12

Познание

9,7

13

Творчество

10,1

14

Продуктивная жизнь

10,5

15

Общественное признание

10,6

16

Развлечения

12,7

17

Красота природы и искусства

12,9

18

Счастье других

13,2

Примечание. Жирным шрифтом выделены ценности, связанные с профессиональной деятельностью, курсивом – связанные с личной жизнью.

Согласно полученным результатам, у учащихся 9 классов ценности профессиональной жизни, а именно активная деятельная жизнь и интересная работа находятся на первом месте. Также ценность здоровья занимает высокую позицию, можно предположить, что здоровье занимает высокую позицию вследствие того, что многие школьники испытывают с ним проблемы. На третьем месте располагается такая ценность, как наличие хороших и верных друзей. Предпочтение этой ценности может быть связано с особенностями возраста. Что касается наименее значимых ценностей, на последнем месте стоит такая ценность, как счастье других. На наш взгляд, данная ценность является самой непопулярной у старшеклассников из-за особенностей их возраста. В подростковом возрасте активно развивается самосознание, рефлексия, его важнейшей психологической задачей является самоопределение.

Эти особенности подросткового возраста объясняют направленность подростков на себя. Обращает на себя внимание низкая значимость ценности развлечения. В ходе анализа литературных источников мы предполагали, что данная ценность будет более популярной среди старшеклассников. Возможно, что старшеклассники просто постеснялись отдать предпочтение данной ценности. Однако мы не отрицаем возможности, что ценность развлечений действительно снижается в старшем школьном возрасте, когда подросток начинает задумываться о своем будущем, начинает строить планы, осознает, что перед ним открыты все дороги, и что он сам ответственен за свою жизнь.

Сводная таблица 2. Иерархия терминальных ценностей учащихся 11 классов (Рис3.)

Место ценности

Название ценности

Значение

1

Любовь

6,4

2

Уверенность в себе

6,9

3

Здоровье

7,5

4

Активная деятельная жизнь

7,8

5

Интересная работа

7,9

6

Материально обеспеченность жизнь

8,0

7

Свобода, независимость

8,1

8

Наличие друзей

8,6

9

Развитие

8,7

10

Познание

9,1

11

Счастливая семейная жизнь

9,5

12

Жизненная мудрость

9,7

13

Продуктивная жизнь

9,9

14

Общественное признание

10,2

15

Творчество

11,5

16

Красота природы и искусства

12,3

17

Развлечения

12,7

18

Счастье других

13,1

Примечание. Жирным шрифтом выделены ценности, связанные с профессиональной деятельностью, курсивом – связанные с личной жизнью.

Первую строчку иерархии ценностей одиннадцатиклассников занимает любовь. Она является ценностью личной жизни. С одной стороны, преобладание этой ценности над другими кажется естественным. В 11 классе многие сталкиваются с этим чувством, с желанием его испытать, стремление любить и быть любимым является естественным для любого человека. Согласно полученным данным, важную роль для одиннадцатиклассников играет уверенность в себе. Мы предполагаем, что для учащихся 11  классов уверенность в себе становится важной вследствие большого напряжения, связанного с предстоящими экзаменами, с необходимостью окончательно определиться с будущими планами. Значимость здоровья, как и в случае с учащимися 9 классов, может быть объяснена его нехваткой, общим ослаблением здоровья современных старшеклассников.

Рассмотрение структуры инструментальных ценностей.

Инструментальные ценности, также как и терминальные можно разделить на группы. На наш взгляд, группу ценностей дела можно отнести к качествам личности, важным для любой профессиональной деятельности.

Таблица 3. Иерархия инструментальных ценностей учащихся 9классов (Рис.4)

Место

Название

Ценности значение

1

Ответственность

6,8

2

Твердая воля

7,1

3

Образованность

7,2

4

Воспитанность

7,4

5

Честность

7,6

6

Жизнерадостность

8,0

7

Смелость в отстаивании своего мнения

8,2

8

Независимость

8,5

9

Широта взглядов

9,2

10

Самоконтроль

9,4

11

Аккуратность

9,5

12

Терпимость к взглядам других

9,6

13

Рационализм

9,8

14

Чуткость

10,1

15

Эффективность в делах

10,6

16

Исполнительность

11,7

17

Высокие запросы

14,4

18

Непримиримость к недостаткам в себе и других

14,5

      Примечание. Жирным шрифтом выделены ценности дела.У учащихся 9-классов первое место среди инструментальных ценностей занимает ответственность. Данная ценность относится к этическим, однако, на наш взгляд, ее можно отнести и к группе ценностей дела, поэтому мы считаем, что данная ценность имеет профессиональную направленность. Твердая воля и образованность являются ценностями дела, важными качествами личности для профессиональной деятельности. Отвергаемыми ценностями стали наличие высоких запросов, а также непримиримость к недостаткам в себе и в других.

Сводная таблица 4. Иерархия инструментальных ценностей учащихся 11 классов (Рис5.)

Место

Название

Ценности значение

1

Жизнерадостность

6,7

2

Честность

6,8

3

Твердая воля

7,3

4

Независимость

7,5

5

Образованность

7,6

Смелость в отстаивании своего мнения

7,8

6

Широта взглядов

7,9

7

Ответственность

8,5

8

Чуткость

8,8

Воспитанность

8,9

9

Рационализм

9,6

10

Самоконтроль

9,8

11

Терпимость к взглядам других

9,9

12

Эффективность в делах

11,2

13

Исполнительность

11,5

14

Аккуратность

12,3

15

Высокие запросы

12,7

16

Непримиримость к недостаткам в себе и других

15,1

            Примечание. Жирным шрифтом выделены ценности дела. У учащихся 11 классов на верхних строчках среди ценных качеств оказались жизнерадостность и честность. Данные качества относятся к ценностям общения. За ними следует твердая воля, которая характеризуется как ценность.

В целом, если сравнивать ценностные ориентации старшеклассников, то можно сказать, что у учащихся 9 классов по сравнению с одиннадцатиклассниками ценности профессиональной жизни и ценности дела преобладают. Данная тенденция не совпадает с нашими предположениями о преобладающей профессиональной направленности одиннадцатиклассников. Полученные результаты мы можем объяснить тем, что учащиеся 11 классов испытывают сильный стресс и напряженность в связи с предстоящими экзаменами, усталость на фоне интенсивной подготовки к ним в течение всего года, что может сказываться и на их ценностных ориентациях, которые, прежде всего, направлены на личную жизнь и общение.

2.3 Исследования системы жизненных смыслов

Для получения дополнительной информации, имеющей отношение к ценностным ориентациям испытуемых, были проанализированы их ответы на вопрос из методики «Личная профессиональная перспектива»: Ради чего Вы собираетесь прожить свою жизнь , в чем вы видите ее смысл? Полученные ответы были разделены на следующие группы: семейные смыслы, смыслы самореализации, статусные, гедонистические, коммуникативные, экзистенциальные, когнитивные, альтруистические. Данные группы смыслов жизни были выделены В.Ю.Котляковым [6]. Процентное соотношение учащихся по выделенным группам представлено в таблице.

Таблица 5. Распределение по группам смыслов жизни учащихся 9,11 классов (рис.6)

 

9 класс

11 класс

Семейные  

33,80%

23,20%

Самореализации

16,10%

18,60%

Статусные  

14,30%

16,60%

Гедонистические  

10,40%

12,60%

Нет смысла  

8,50%

12,40%

Экзистенциальные

5,80%

6,40%

Альтруистические  

5,40%

3,20%

Когнитивные  

3,50%

5,20%

Коммуникативные  

1,80%

2,10%

         У большинства девятиклассников и у большинства одинадцатиклассников преобладают семейные смыслы жизни. То есть большинство старшеклассников видит смысл своей жизни в семье и будущих детях. Нас интересуют статусные смыслы, именно к данной категории были отнесены смыслы жизни, связанные с профессиональной самореализацией, карьерой, общественным признанием. Данная группа оказалась характерна для 14,30% учащихся 9классов и для 16,60% одинадцатиклассников. Проанализировав смыслы жизни подростков, можно сделать вывод, что для всех старшеклассников важнейшими являются семейные смыслы. А смыслы, связанные с профессиональной деятельностью в обеих группах оказываются на третьем месте. В целом, наша гипотеза о большей профессиональной направленности системы ценностей учащихся 11 классов по сравнению с учащимися 9 классов не подтвердилась. Выяснилось, что в системе ценностей учащихся 9 классов профессиональные ценности занимают более высокие позиции.

Заключение

Основным предположением данного исследования стало предположение, что у учащихся 11 классов личностное самоопределение более направленно на профессиональное самоопределением, чем у девятиклассников, то есть в системе ценностной ориентации 11-классников более выражена профессиональная направленность, чем в системе ценностной ориентации учащихся 9 классов.

Данная гипотеза была сформулирована вследствие анализа литературных источников, которые утверждают, что уже в 9 классе начинается формирование личностного и профессионального самоопределения, которые являются важнейшими процессами на протяжении всей жизни человека. Система ценностей и смыслов жизни личности лежит в основе личностного самоопределения, а также выражает направленность личности. Так как в старшем школьном возрасте основной задачей становится профессиональное самоопределение, то можно предположить, что у старшеклассников ценностные ориентации имеют профессиональную направленность.

Вывод: Ценностные ориентации личности можно считать одним из показателей взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения. В исследовании была определена структура и динамика  ценностных ориентаций старшеклассников. У учащихся 9 классов в отличие от учащихся 11 классов ценностные ориентации имеют выраженную профессиональную направленность, что опровергает выдвинутое предположение о преобладании профессиональных ценностей в структуре ценностных ориентаций одинадцатиклассников по сравнению с девятиклассниками. По группам смыслов жизни между группами учащихся старших классов различий не обнаружено.

Список использованной литературы и источников

  1. Готовность к выбору профессии (careertest.ru) 
  2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. № 3. 1994. С. 43-52.
  3.  Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995
  4. В.Д. Симоненко, А.А. Элетов и др. Технология 8 класс, -2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 160с.
  5. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982
  6. Сборник тестов по профориентации учащихся (infourok.ru)

Приложение I

Опросник для выявления готовности к выбору профессии

(по В.Б. Успенскому)

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними соответствующими ответами «да» или «нет».

Инструкция: прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет».

  1. Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию.
  2. Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы.
  3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда.
  4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья.
  5. Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома.
  6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты.
  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
  9. Неважно, кем работать, важно, как работать.
  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат.
  11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт.
  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии.
  14. Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию.
  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
  17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение.
  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу).
  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
  23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз.
  24. Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».

Обработка и интерпретация результатов: проставьте полученные варианты ответов в два столбца:      Подсчитайте  в  первом  столбце  сумму  ответов  «да», во  втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей  шкале:  0 – 6   баллов – неготовность, 7 – 12 баллов – низкая готовность,  13 – 18 баллов – средняя готовность, 19 – 24 балла   - высокая готовность.

  1.   1.  3.   6.      7 .    8.   11.  12. 14.    17. 19.  20.  22.  23    

                                              

  1.  2.  4.     5.    9.     10.  13.  15.  18.  21.  24.                               

Рис.1 Уровень готовности к выбору профессии у старшеклассников в %

(по В.Б. Успенскому)

Приложение II

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»

Список А (терминальные ценности):

  1.  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2.  жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3.  здоровье (физическое и психическое);
  4.  интересная работа;
  5.  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6.  любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7.  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8.  наличие хороших и верных друзей;
  9.  общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10.  познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11.  продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12.  развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13.  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14.  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  15.  счастливая семейная жизнь;
  16.  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17.  творчество (возможность творческой деятельности);
  18.  уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1.  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2.  воспитанность (хорошие манеры);
  3.  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4.  жизнерадостность (чувство юмора);
  5.  исполнительность (дисциплинированность);
  6.  независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7.  непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8.  образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9.  ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10.  рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11.  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12.  смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13.  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14.  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15.  широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16.  честность (правдивость, искренность);
  17.  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18.  чуткость (заботливость).

Приложение 3

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Перечень А. Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)? Проранжируйте эти ценности от более важных для вас до менее важных (от 1 до 18). То есть 1 будет соответствовать самой важной цели, а 18 – наименее важной цели. Присвоенные вами числа не должны повторяться.

Название ценности

Место в жизни

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

здоровье (физическое и психическое)

интересная работа красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

наличие хороших и верных друзей

общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

развлечения (приятное, необременительное время препровождение)

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

счастливая семейная жизнь

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

творчество (возможность творческой деятельности)

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Перечень Б. Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными (значимыми)? Проранжируйте эти ценности от более важных для вас до менее важных (от 1 до 18). То есть 1 будет соответствовать самому важному для вас качеству, а 18 – наименее важному качеству. Присвоенные вами числа не должны повторяться

Название ценности

Место в жизни

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

воспитанность (хорошие манеры)

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

жизнерадостность (чувство юмора)

исполнительность (дисциплинированность)

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

непримиримость к недостаткам в себе и других

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, обычаи, привычки)

честность (правдивость, искренность)

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

чуткость (заботливость)

 

Рис.2 Иерархия терминальных ценностей учащихся 9 классов

Рис 3.  Иерархия терминальных ценностей учащихся 11 классов

Рис.4 Иерархия инструментальных ценностей учащихся 9классов

Рис 5. Иерархия инструментальных ценностей учащихся 11 классов

Рис. 6 Распределение по группам смыслов жизни учащихся 9,11 классы

Приложение 4

Методика исследования системы жизненных смыслов

Инструкция. Перед вами список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список.

Смысл моей жизни состоит в том:

  1. … чтобы помогать другим людям
  2. … чтобы быть свободным
  3. … чтобы получать удовольствие
  4. … чтобы совершенствоваться
  5. … чтобы добиваться успеха
  6. … чтобы быть с близким человеком
  7. … чтобы передать все лучшее своим детям
  8. … чтобы понять себя самого
  9. … чтобы делать добро
  10. … чтобы жить
  11. … чтобы испытывать счастье
  12. … чтобы осуществить себя
  13. … чтобы сделать хорошую карьеру
  14. … чтобы чувствовать, что кому-то нужен
  15. … чтобы жить ради своей семьи
  16. … чтобы познавать Бога
  17. … чтобы улучшать мир
  18. … чтобы любить
  19. … чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний
  20. … чтобы реализовать все свои возможности
  21. … чтобы занимать достойное положение в обществе
  22. … чтобы радоваться общению с другими
  23. … чтобы помогать своим родным и близким
  24. … чтобы понять жизнь

     Теперь Вам предстоит сделать мягкую рейтинговую оценку представленного списка. Для этого выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу 1.

Таблица 1. Рейтинг представленности жизненных смыслов

Ранг утверждения

Порядковые номера утверждений

1 место

2 место

3 место

4 место

5 место

6 место

7 место

8 место

       Чтобы подсчитать свой результат, воспользуйтесь таблицей 2. Здесь представлены основные категории жизненных смыслов (альтруистические, экзистенциальные, гедонистические и т.д.). Вам необходимо выяснить, какой вес имеет каждая из этих категорий в Вашей личной системе жизненных смыслов.

       Для этого напротив каждого порядкового номера утверждения Вы должны указать место, который Вы присвоили этому утверждению в таблице 1.

Например: первому утверждению Вы присвоили 4-е место. Напротив порядкового номера 1 ставите 4 (ранг этого утверждения) и т. д. по всем порядковым номерам.

Когда вся таблица 2 будет заполнена (кроме столбца «Сумма ранговых значений»), Вы можете подсчитать результат по каждой из восьми категорий жизненных смыслов. Для этого достаточно сложить ранговые значения напротив каждой из категорий и записать результат в столбце «Сумма ранговых значений». Например: чтобы подсчитать сумму ранговых значений категории «Альтруистические», вы должны сложить ранговые значения утверждений под номерами 1, 9, 17. Запишите полученный результат в последний столбик «Сумма ранговых значений». И так по всем восьми категориям.

Таблица 2. Рейтинг категорий жизненных смыслов

Категории жизненных смыслов

Порядковые номера и соответствующие им ранги (места) утверждений

Сумма ранговых значений

Альтруистические

Экзистенциальные

Гедонистические

Самореализации

Статусные

Коммуникативные

Семейные

Когнитивные

Интерпретация данных.

     Сравнивая полученные результаты, Вы должны помнить, что чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет эта категория в системе Ваших жизненных смыслов, и наоборот.

     В зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий, вы можете оценить представленность каждой из категорий в Вашей личной системе жизненных смыслов:

18 - 24 балла - смыслы этой категории представлены слабо в Вашей системе жизненных смыслов

10 - 17 баллов - смыслы этой категории представлены достаточно в Вашей системе жизненных смыслов

3 - 9 баллов - смыслы этой категории доминируют в Вашей системе жизненных смыслов

    Теперь на основании полученных данных Вы можете построить профили представленности жизненных смыслов. На горизонтальной оси обозначаются категории жизненных смыслов, на вертикальной - полученные баллы по каждой из категорий.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"

В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки....