Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"
материал (9 класс) по теме

Медведева Надежда Владимировна

В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Республиканский научно-исследовательский проект  «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития».

2011 -2013 г.г

В период с октября 2011 года по декабрь 2013 год  ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являлся экспериментальной площадкой Республиканского научно-исследовательского проекта  «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития».

Цель исследования  - обоснование и разработка технологии активизации профессионального самоопределения старшеклассников, находящихся в особой социальной ситуации развития.

Задачи исследования:

1. Выявить психологические детерминанты профессионального самоопределения личности.

  1. Разработать методологическую модель психологических детерминант профессионального самоопределения.
  2. Разработать систему диагностики параметров, характеризующих уровень психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
  3. Изучить общие закономерности и  специфику профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития: трудновоспитуемых  детей; детей, оставшихся без попечения родителей; одарённых детей.
  4. Разработать концепцию формирования профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития.
  5. Обосновать направления, содержание и формы психолого-педагогической работы, способствующей успешному профессиональному самоопределению старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
  6. Разработать и апробировать технологию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
  7. Обобщить, статистически обработать и оформить результаты исследований.
  8. Организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений РМЭ, осуществляющих образование и воспитание детей в особой социальной ситуации развития, по созданию условий для успешного профессионального самоопределения обучающихся.
  9. Разработать учебно-методические пособия для психологов и педагогов образовательных учреждений, позволяющие внедрить результаты научно-исследовательского проекта в практику системы образования.
  10.  Сформировать сообщество специалистов, занимающихся проблемами профессионально-личностного развития.

Этапы проекта:

I этап - Подготовительный:  октябрь – ноябрь 2011г. 

Цель: Создание условий для проведения эксперимента.

II этап - Практический: декабрь 2011 – июнь 2013 гг.

Цель:  разработка и апробация технологии активизации профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития.

III этап – Обобщающий: сентябрь – декабрь 2013 г.

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Научный руководитель проекта: Арон Ирина Станиславовна, к.псх.н., доцент кафедры педагогического менеджмента ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».

      Основные направления деятельности: 

I этап:

- открытие экспериментальных площадок;

- подготовка документации,  обеспечивающей работу специалистов;

- выявление психологических детерминант профессионального самоопределения личности;

- разработка программы исследования;

- формирование пакета диагностических методик;

- разработка программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

II этап:

- изучение  общих закономерностей и  специфики профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития: трудновоспитуемых  детей; детей, оставшихся без попечения родителей; одарённых детей;

- обоснование направлений, содержания и форм психолого-педагогической работы, способствующей успешному профессиональному самоопределению старшеклассников в особой социальной ситуации развития;

- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития;

- мониторинг хода эксперимента, анализ результатов мониторинга и корректировка деятельности участников эксперимента.

III этап:

- теоретическое обоснование результатов эксперимента, определение их соответствия гипотезе, цели  и задачам исследования;

- разработка концепции формирования профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития;

- разработка методических материалов  по внедрению сформированных программ в практику образования;

- распространение результатов исследования.

Мероприятий, проведенные сотрудниками Волжской школы – интернат  по реализации научно-исследовательского проекта:

Мероприятие

Цель мероприятия

Ответственный

Проведение собеседований и консультаций для педагогов 8, 9 классов для организации в классе работы по профопределению учащихся

-Познакомить педагогов с приоритетами интересов выпускников в получении профессии.

-выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда и возможностей учащихся

Диагностика уровня сформированности основных показателей успешности   психологической готовности к профессиональному самоопределению  старшеклассников

- выявление динамики  сформированности планируемых показателей профессионального самоопределения  

Педагог-психолог Крестьянинова О.В.

Справочно –информационное  консультирование школьников  - участников эксперимента по проблемам выбора профессии, корректировка профессиональных планов

-активизация профессионального самоопределения  школьников;

Заместитель директора по социальным вопросам Смолина С.В., педагог-психолог Крестьянинова О.В.

Проведение конкурса проектов школьников «Моя профессия – мой выбор!»

-формирование мотивации и субьектности профессионального самоопределения  школьников

Мероприятие «День профессионального самоопределения»:

  • профконсультирование учащихся разного возраста;
  • встреча со специалистами, достигшими успеха в своей профессиональной деятельности.

-активизация профессионального самоопределения  школьников.

Администрация, педагог-психолог, социальные педагоги ОУ

Собеседование с выпускниками  по определению их дальнейшего жизненного пути

-расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессией;

-ознакомление с ситуацией на рынке труда;

-представление современных профессий, их видов.

Социальная служба.

Проведение тематических классных часов «Разнообразный мир профессий», «Дорогами профессий»,

-осознание целей выбора будущей профессии;

-развитие навыков конструктивного взаимодействия;

Развитие навыков целеполагания и рефлексии.

Классные руководители 7,8,9, классов, социальные педагоги, учителя-предметники.

Презентации рабочих профессий, экскурсии на предприятия г.Волжска и РМЭ

-расширить представление учащихся о разнообразии рабочих профессий;

-подводить школьников к осознанному выбору профессии.

Администрация, социальная служба,

классные руководители

Организация и проведение психолого-педагогического консилиума

-представление информации о личностных особенностях учащихся;

Определение соответствия выбранной профессии личностным особенностям.

Администрация, педагог-психолог, педагоги

В рамках реализации проекта 2013 – 2014 учебном году с воспитанниками  Волжской школы - интерната мною и психологом школы – интерната были проведены анкетирование воспитанников и педагогов школы - интерната на основании следующих диагностических методик предложенных руководителем проекта:

  •  Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (для школьников);
  •  Анкетный опрос  «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (ответы педагогов) (в % от числа опрошенных).

В реализации эксперимента приняли участие учащиеся 8 и 9 классов.

 Результаты анкетного опроса учащихся и педагогов ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представлены в приложении №1.

По результатам Республиканского научно-исследовательского проекта  «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития» был издан сборник статей «Профессиональное и личностное самоопределение в особой социальной ситуации развития». В сборнике предоставлены материалы, подготовленные педагогами и психологами образовательных учреждений Республики Марий Эл по проблемам профессионального и личностного самоопределения школьников, находящихся в различных социальных ситуациях развития. В данном сборнике имеется  и моя статья «Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики свидетельствуют о позитивной динамике развития психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников образовательных учреждений, участвовавших в НИП по всем компонентам психологической готовности (когнитивному, деятельностному, мотивационному, личностному). Что является подтверждением эффективности разработанной и реализуемой в ходе экспериментального исследования технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников, находящихся в особой социальной ситуации развития.

Приложение №1.

Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (для школьников)

(в % от числа опрошенных) количество опрошенных – 43 человека

Начальная диагностика

Итоговая диагностика

I. Представления о себе

  1. Оценка уровня развития психических процессов:

- память:           «5» - 14

                           «4» - 63

                           «3» -23

                           «2» - 0

- внимание:       «5» - 16

                           «4» - 60

                           «3» - 24

                           «2» - 0

 - мышление:    «5» - 12

                           «4» - 56

                           «3» - 32

                           «2» - 0

 - воображение: «5» - 12

                           «4» - 49

                           «3» - 30

                           «2» - 9

 - воля:               «5» - 19

                           «4» - 51

                           «3» - 18

                           «2» - 12

  1. Оценка уровня развития психических процессов:

- память:           «5» - 7

                           «4» - 53

                           «3» - 33

                           «2» - 7

- внимание:       «5» - 7

                           «4» - 53

                           «3» - 30

                           «2» - 10

 - мышление:    «5» - 9

                           «4» - 53

                           «3» - 28

                           «2» - 10

 - воображение: «5» - 21

                           «4» - 51

                           «3» - 28

                           «2» - 0

 - воля:               «5» - 19

                           «4» - 44

                           «3» - 37

                           «2» - 0

2. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

  1. Радость - 93
  2. Грусть - 100
  3. Злость - 100
  4. Удовольствие - 23
  5. Удивление - 19
  6. Гнев - 47
  7. Отвращение - 19
  8. Стыд - 19
  9. Восторг - 9
  10. Интерес - 21
  11. Страх - 16

2. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

  1. Радость - 86
  2. Грусть - 81
  3. Злость - 67
  4. Удовольствие - 23
  5. Удивление - 12
  6. Гнев - 33
  7. Отвращение - 7
  8. Стыд - 14
  9. Восторг - 7
  10. Интерес - 40
  11. Страх - 14

3. Состояния, которые чаще всего испытывает:

  1. Утомление - 51
  2. Расслабление - 16
  3. Активность - 70
  4. Тревожность - 19
  5. Бодрость - 47
  6. Апатия - 4
  7. Напряжение - 19
  8. Скука - 77
  9. Сонливость - 21

3. Состояния, которые чаще всего испытывает:

  1. Утомление - 37
  2. Расслабление - 14
  3. Активность - 77
  4. Тревожность - 12
  5. Бодрость - 56
  6. Апатия - 0
  7. Напряжение - 23
  8. Скука - 53
  9. Сонливость - 19

4. Тип темперамента:

  1. Холерик - 21
  2. Флегматик - 0
  3. Меланхолик - 0
  4. Сангвиник - 9
  5. Не знаю - 70

4. Тип темперамента:

  1. Холерик - 40
  2. Флегматик - 12
  3. Меланхолик - 12
  4. Сангвиник - 15
  5. Не знаю - 21

5. Черты характера:

1. Целеустремлённость - 35

2. Самостоятельность - 33

3. Ответственность - 35

4. Активность - 65

5. Общительность - 53

6. Замкнутость - 14

7. Пессимистичность - 0

8. Оптимистичность - 9

9. Честность - 26

10. Застенчивость - 9

11. Доброта - 37

12. Самовлюблённость - 0

13. Упрямство - 12

14. Гордость - 16

15. Инициативность - 21

16. Обидчивость - 37

17. Лень - 21

18. Недисциплинированность - 21

19. Робость - 12

20. Прямолинейность - 26

5. Черты характера:

1. Целеустремлённость - 37

2. Самостоятельность - 42

3. Ответственность - 33

4. Активность - 70

5. Общительность - 63

6. Замкнутость - 14

7. Пессимистичность - 4

8. Оптимистичность - 21

9. Честность - 21

10. Застенчивость - 12

11. Доброта - 37

12. Самовлюблённость - 0

13. Упрямство - 14

14. Гордость - 19

15. Инициативность - 30

16. Обидчивость - 33

17. Лень - 16

18. Недисциплинированность - 7

19. Робость - 7

20. Прямолинейность - 21

6. Способности:

1.Математические - 0

        2. Художественные - 14

        3. Литературные - 0

        4. Сценические - 0

        5. Общения – 23

           6. Не знаю - 63

6. Способности:

1.Математические - 9

        2. Художественные - 26

        3. Литературные - 0

        4. Сценические -7

        5. Общения – 37

           6. Не знаю - 21

7. Преобладающие потребности:

1.Материальные - 23

        2. Духовные - 7

        3. Познавательные - 4

        4. Социальные (общение) - 22

        5. Не знаю - 44

7. Преобладающие потребности:

1.Материальные - 21

        2. Духовные - 7

        3. Познавательные - 7

        4. Социальные (общение) - 42

        5. Не знаю - 23

8. Оценка физического здоровья:

1.Очень хорошее - 21

        2. Хорошее - 42

        3. Среднее - 28

        4. Плохое - 7

        5. Затрудняюсь ответить - 2

8. Оценка физического здоровья:

1.Очень хорошее - 19

        2. Хорошее - 26

        3. Среднее - 33

        4. Плохое - 14

        5. Затрудняюсь ответить - 8

9. Пропуск уроков по причине болезни:

1.Часто - 14

        2. Редко - 86

9. Пропуск уроков по причине болезни:

1.Часто - 16

        2. Редко - 84

10. Наличие хронических заболеваний:

1. Сердечно-сосудистой системы - 9  

2. Пищеварительной системы  -   14    

3. Нервной системы    -     0                

4. Костно-мышечной системы - 0        

5. Половой системы    -    0                  

6. Дыхательной системы -  14            

10. Наличие хронических заболеваний:

1. Сердечно-сосудистой системы -  9  

2. Пищеварительной системы  -  14      

3. Нервной системы    -       0              

4. Костно-мышечной системы - 0        

5. Половой системы    -   0                  

            6. Дыхательной системы -   14          

II. Представление о других людях

11. Разбирается ли в людях:

1.Да - 70

        2.Нет - 7

        3. Затрудняюсь ответить - 23

11.  Разбирается ли в людях:

1.Да - 58

        2.Нет - 21

        3. Затрудняюсь ответить - 21

12. Может ли оценить психологические характеристики людей, с которыми общается:

1.Да - 26

2.Не всегда - 51

         3.Нет - 33

12. Может ли оценить психологические характеристики людей, с которыми общается:

1.Да - 30

2.Не всегда - 33

         3.Нет - 37

13. Часто ли ошибается в своих предположениях о поведении другого человека:

      1. Всегда - 0

      2. Часто - 0

      3. Иногда - 53

      4. Никогда - 19

      5. Затрудняюсь ответить - 28

13. Часто ли ошибается в своих предположениях о поведении другого человека:

      1. Всегда - 0

      2. Часто - 12

      3. Иногда - 63

      4. Никогда - 9

      5. Затрудняюсь ответить - 16

14. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

      1. Всегда - 0

      2. Часто - 21

      3. Иногда - 63

      4. Никогда - 9

      5. Затрудняюсь ответить - 7

14. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

      1. Всегда - 0

      2. Часто - 16

      3. Иногда - 56

      4. Никогда - 0

      5. Затрудняюсь ответить - 28

15. Есть ли настоящие друзья:

      1. Да - 30

      2. Нет - 51

      3. Затрудняюсь ответить - 19

15. Есть ли настоящие друзья:

      1. Да - 37

      2. Нет - 42

      3. Затрудняюсь ответить - 21

16. Часто ли знакомые люди разочаровывают:

       1. Часто - 60

       2. Иногда - 19

       3. Никогда - 19

       4. Затрудняюсь ответить - 2

16. Часто ли знакомые люди разочаровывают:

       1. Часто - 53

       2. Иногда - 28

       3. Никогда - 12

       4. Затрудняюсь ответить - 7

17. Возникают ли трудности при общении с одноклассниками:

      1. Часто - 0

      2. Иногда - 100

      3. Никогда - 0

      4. Затрудняюсь ответить - 0

17. Возникают ли трудности при общении с одноклассниками:

      1. Часто - 14

      2. Иногда - 81

      3. Никогда - 5

      4. Затрудняюсь ответить - 0

18. Возникают ли трудности при общении с педагогами:

      1. Часто - 0

      2. Иногда - 100

      3. Никогда - 0

      4. Затрудняюсь ответить - 0

18. Возникают ли трудности при общении с педагогами:

      1. Часто - 14

      2. Иногда - 81

      3. Никогда - 5

      4. Затрудняюсь ответить - 0

III. Представления о профессиональном развитии

19. Считает ли, что профессиональная деятельность человека влияет на его развитие, личную и семейную жизнь:

      1. Да - 100

      2. Нет - 0

      3. Затрудняюсь ответить - 0

19. Считает ли, что профессиональная деятельность человека влияет на его развитие, личную и семейную жизнь:

      1. Да - 100

      2. Нет - 0

      3. Затрудняюсь ответить - 0

20. Выбор профессии:

      Сделали – 21

      Не определились - 79

20. Выбор профессии:

      Сделали – 51

      Не определились - 49

21. Назвали по 5 профессий, относящимся к каждому из типов профессий:

       1. Человек – Человек – 0

       2. Человек – Природа – 0

       3. Человек – Техника – 0

       4. Человек – Знак – 0

       5. Человек – Художественный образ – 0

       Не смогли выполнить задание - 100

21. Назвали по 5 профессий, относящимся к каждому из типов профессий:

       1. Человек – Человек – 58

       2. Человек – Природа – 40

       3. Человек – Техника – 49

       4. Человек – Знак – 33

       5. Человек – Художественный образ – 33

       Не смогли выполнить задание - 21

22. Какого типа профессией хотел бы овладеть:

      1. Человек – Человек - 14

      2. Человек – Природа - 0

      3. Человек – Техника - 70

      4. Человек – Знак - 2

      5. Человек – Художественный образ - 0

      6. Не знаю - 14

22. Какого типа профессией хотел бы овладеть:

      1. Человек – Человек - 26

      2. Человек – Природа - 16

      3. Человек – Техника - 49

      4. Человек – Знак - 7

      5. Человек – Художественный образ -2

      6. Не знаю - 0

23. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника (самооценка):

      1. Человек – Человек - 14

      2. Человек – Природа - 0

      3. Человек – Техника - 35

      4. Человек – Знак - 7

      5. Человек – Художественный образ - 0

      6. Не знаю - 44

23. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника (самооценка):

      1. Человек – Человек - 26

      2. Человек – Природа - 16

      3. Человек – Техника - 49

      4. Человек – Знак - 7

      5. Человек – Художественный образ - 2

      6. Не знаю - 0

24. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

     1. Да - 53

     Какие именно: творческие способности, организаторские способности, хорошие знания

     2. Нет - 47

24. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

     1. Да - 70

     Какие именно: хорошее здоровье, знание информационных технологий, общительность, целеустремлённость

     2. Нет - 30

25. Что необходимо, по мнению ученика, для успешного выбора профессии:

      1. Хорошо учиться - 100

      2. Обратиться к психологу - 4

      3. Прислушаться к совету родителей - 0

      4. Прислушаться к совету друзей - 26

      5. Читать специальную литературу - 0

      6. Посещать студии, кружки, секции - 9

      7. Заниматься саморазвитием - 0

      8. Посещать репетиторов - 0

       9. Другое – 0

25. Что необходимо, по мнению ученика, для успешного выбора профессии:

      1. Хорошо учиться - 100

      2. Обратиться к психологу - 12

      3. Прислушаться к совету родителей - 0

      4. Прислушаться к совету друзей - 21

      5. Читать специальную литературу - 19

      6. Посещать студии, кружки, секции - 26

      7. Заниматься саморазвитием - 14

      8. Посещать репетиторов - 0

       9. Другое - 0

26. Что делает в настоящее время для подготовки к будущей профессии:

      1. Хорошо учится -21

      2. Обратился к психологу - 0

      3. Прислушался к совету родителей - 0

      4. Прислушался к совету друзей - 30

      5. Читает специальную литературу - 0

      6. Посещает студии, кружки, секции - 19

      7. Занимается саморазвитием - 9

      8. Посещает репетиторов - 0

       9. Другое - 0

26. Что делает в настоящее время для подготовки к будущей профессии:

      1. Хорошо учится - 30

      2. Обратился к психологу - 19

      3. Прислушался к совету родителей - 0

      4. Прислушался к совету друзей - 28

      5. Читает специальную литературу - 19

      6. Посещает студии, кружки, секции - 28

      7. Занимается саморазвитием - 16

      8. Посещает репетиторов - 0

       9. Другое - 0

IV. Мнение учащегося об условиях профессионального самоопределения в школе

27. Проводятся ли в школе мероприятия по подготовке к профессиональному самоопределению:

      1. Да, часто - 100

      2. Проводятся, но редко - 0

       3. Нет -0

       4. Не знаю -0

27. Проводятся ли в школе мероприятия по подготовке к профессиональному самоопределению:

      1. Да, часто - 100

      2. Проводятся, но редко - 0

       3. Нет - 0

       4. Не знаю - 0

28. Оценка отношений между учениками класса:

      1. Отношения хорошие, дружеские - 86

      2. Отношения неустойчивые (то хорошие, то плохие) - 14

      3. Отношения плохие, часто конфликтуем - 0

28. Оценка отношений между учениками класса:

      1. Отношения хорошие, дружеские - 65

      2. Отношения неустойчивые (то хорошие, то плохие) - 35

      3. Отношения плохие, часто конфликтуем - 0

29. Оценка стиля общения учителей с учениками:

1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0

       2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 88

       3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 12

29. Оценка стиля общения учителей с учениками:

1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 4

       2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 84

       3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 12

30. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

       1. Положительно (хвалят, поощряют) - 88

       2. Безразлично (не замечают) - 0

       3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 12

30. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

       1. Положительно (хвалят, поощряют) - 88

       2. Безразлично (не замечают) - 0

       3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 12

31. Учитывают ли учителя способности, интересы, потребности учеников при планировании и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий:

       1. Да - 26

       2. Не всегда - 53

       3. Нет - 22

31. Учитывают ли учителя способности, интересы, потребности учеников при планировании и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий:

       1. Да - 30

       2. Не всегда - 58

       3. Нет - 22

32. Хочет ли ученик посещать занятия психолога для успешного профессионального выбора:

      1. Да – 53

      2. Нет - 21

      3. Затрудняется ответить - 26

32. Хочет ли ученик посещать занятия психолога для успешного профессионального выбора:

      1. Да - 77

      2. Нет - 14

      3. Затрудняется ответить - 9

Анкета «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (ответы педагогов) (в % от числа опрошенных)

Начальная диагностика

Итоговая диагностика

I. Представления об ученике

1. Успеваемость ученика:

              1. Учится на «5» - 0

              2. Учится на «4» и «5» - 14

            3. Учится на «4» и «3» - 86

            4. Учится на «3» и «2» - 0

1. Успеваемость ученика:

              1. Учится на «5» - 0

              2. Учится на «4» и «5» - 21

            3. Учится на «4» и «3» - 79

            4. Учится на «3» и «2» - 0

  1. Оценка уровня развития психических процессов:

- память:           «5» - 0

                           «4» - 14

                           «3» - 40

                           «2» - 37

                           «1» - 9

- внимание:       «5» - 0

                           «4» - 4

                           «3» - 30

                           «2» - 52

                           «1» - 14

 - мышление:    «5» - 0

                           «4» - 12

                           «3» - 30

                           «2» - 51

                           «1» - 7

 - воображение: «5» - 7

                           «4» - 16

                           «3» - 21

                           «2» - 56

                           «1» - 0

 - воля:               «5» - 0

                           «4» - 0

                           «3» - 40

                           «2» - 40

                           «1» - 20

  1. Оценка уровня развития психических процессов:

- память:           «5» - 0

                           «4» - 27

                           «3» - 52

                           «2» - 21

                          «1» - 0

- внимание:       «5» - 0

                           «4» - 12

                           «3» - 49

                           «2» - 30

                           «1» - 9

 - мышление:    «5» - 7

                           «4» - 16

                           «3» - 40

                           «2» - 37

                           «1» - 0

 - воображение: «5» - 14

                           «4» - 16

                           «3» - 49

                           «2» - 11

                           «1» - 0

 - воля:               «5» - 0

                           «4» - 0

                           «3» - 60

                           «2» - 30

                           «1» - 10

3. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

1. Радость - 79

2.Грусть - 100

3.Злость - 100

4.Удовольствие - 12

5.Удивление - 9

6.Гнев - 63

7.Отвращение - 12

8.Стыд - 14

9.Восторг - 23

10.Интерес - 14

11.Страх - 30

3.Эмоции, чаще всего проявляющиеся:

1. Радость - 77

2.Грусть - 81

3.Злость - 70

4.Удовольствие - 12

5.Удивление - 16

6.Гнев - 49

7.Отвращение - 9

8.Стыд - 12

9.Восторг - 21

10.Интерес - 60

11.Страх - 19

4. Состояния, которые чаще всего испытывает:

1.Утомление - 74

2.Расслабление - 26

3.Активность - 33

4.Тревожность - 81

5.Бодрость - 29

6.Апатия - 79

7.Напряжение - 67

8.Скука - 74

9.Сонливость - 84

4.Состояния, которые чаще всего испытывает:

1.Утомление - 53

2.Расслабление - 21

3.Активность - 56

4.Тревожность - 49

5.Бодрость - 42

6.Апатия - 40

7.Напряжение - 49

8.Скука - 28

9.Сонливость - 65

5. Тип темперамента:

1.Холерик - 21

2.Флегматик - 28

3.Меланхолик - 0

4.Сангвиник - 42

5.Не знаю - 9

5.Тип темперамента:

1.Холерик - 21

2.Флегматик - 28

3.Меланхолик - 4

4.Сангвиник - 42

5.Не знаю - 5

6. Черты характера:

1. Целеустремлённость - 9

2. Самостоятельность - 19

3. Ответственность - 9

4. Активность - 23

5. Общительность - 21

6. Замкнутость - 30

7. Пессимистичность - 49

8. Оптимистичность - 26

9. Честность - 9

10. Застенчивость - 23

11. Доброта - 21

12. Самовлюблённость - 23

13. Упрямство - 81

14. Гордость - 12

15. Инициативность - 7

16. Обидчивость - 53

17. Лень - 84

18. Недисциплинированность - 86

19. Робость - 16

20. Прямолинейность - 16

6. Черты характера:

1. Целеустремлённость - 9

2. Самостоятельность - 30

3. Ответственность - 16

4. Активность - 51

5. Общительность - 53

6. Замкнутость - 14

7. Пессимистичность - 40

8. Оптимистичность - 35

9. Честность - 9

10. Застенчивость - 21

11. Доброта - 23

12. Самовлюблённость - 26

13. Упрямство - 70

14. Гордость - 28

15. Инициативность - 33

16. Обидчивость - 42

17. Лень - 67

18. Недисциплинированность - 49

19. Робость - 16

20. Прямолинейность - 21

7. Способности:

1.Математические - 7

        2. Художественные - 28

        3. Литературные -0

        4. Сценические -14

        5. Общения – 14

           6. Не знаю - 37

7. Способности:

1.Математические - 7

        2. Художественные - 37

        3. Литературные - 12

        4. Сценические - 14

        5. Общения – 28

           6. Не знаю - 2

8. Преобладающие потребности:

1.Материальные - 40

        2. Духовные - 7

        3. Познавательные - 7

        4. Социальные (общение) - 40

        5. Не знаю - 6

8. Преобладающие потребности:

1.Материальные - 40

        2. Духовные - 7

        3. Познавательные - 13

        4. Социальные (общение) - 40

        5. Не знаю - 0

9. Оценка физического здоровья:

1.Очень хорошее -0

        2. Хорошее - 86

        3. Среднее - 14

        4. Плохое - 0

        5. Затрудняюсь ответить - 0

9. Оценка физического здоровья:

1.Очень хорошее - 0

        2. Хорошее - 86

        3. Среднее - 14

        4. Плохое - 0

        5. Затрудняюсь ответить - 0

10. Пропуск уроков по причине болезни:

1.Часто - 14

        2. Редко - 86

10. Пропуск уроков по причине болезни:

1.Часто - 14

        2. Редко - 86

II. Представление ученика о других людях, умение общаться

11. Разбирается ли в людях:

1.Да - 14

        2.Нет - 70

        3. Затрудняюсь ответить - 16

11.  Разбирается ли в людях:

1.Да - 26

        2.Нет - 74

        3. Затрудняюсь ответить - 0

12. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

      1. Всегда -0

      2. Часто - 47

      3. Иногда - 53

      4. Никогда - 0

      5. Затрудняюсь ответить - 0

12. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми:

      1. Всегда - 0

      2. Часто - 28

      3. Иногда - 72

      4. Никогда - 0

      5. Затрудняюсь ответить - 0

13. Умения общаться с одноклассниками:

      1. Со всеми поддерживает хорошие отношения - 79

      2. Хорошо общается только с некоторыми одноклассниками - 21

      3. В общении с одноклассниками часто возникают конфликты - 0

      4. Ни с кем не общается, замкнут - 0

13. Умения общаться с одноклассниками:

      1. Со всеми поддерживает хорошие отношения - 79

      2. Хорошо общается только с некоторыми одноклассниками - 21

      3. В общении с одноклассниками часто возникают конфликты - 0

      4. Ни с кем не общается, замкнут - 0

14. Умение ученика взаимодействовать с педагогами:

      1.Со всеми педагогами  хорошо взаимодействует - 70

      2. Хорошо взаимодействует только с некоторыми педагогами - 30

      3. Взаимодействие с педагогами затруднено - 0

14. Умение ученика взаимодействовать с педагогами:

      1.Со всеми педагогами  хорошо взаимодействует - 70

      2. Хорошо взаимодействует только с некоторыми педагогами - 30

      3. Взаимодействие с педагогами затруднено - 0

III. Представления о профессиональном развитии ученика

15. Выбор профессии:

      Сделали – 21

      Не определились - 89

15. Выбор профессии:

      Сделали – 49

      Не определились - 51

16. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника:

      1. Человек – Человек - 28

      2. Человек – Природа - 14

      3. Человек – Техника - 56

      4. Человек – Знак - 14

      5. Человек – Художественный образ - 7

      6. Не знаю - 16

16. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника:

      1. Человек – Человек - 36

      2. Человек – Природа - 20

      3. Человек – Техника - 56

      4. Человек – Знак - 14

      5. Человек – Художественный образ - 14

      6. Не знаю - 0

17. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

     1. Да - 79

     Какие именно: профессионализм и компетентность

     2. Нет - 21

17. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации:

     1. Да - 91

     Какие именно: профессионализм, знание языков, коммуникабельность, владение информационными технологиями

     2. Нет - 9

IV. Условия профессионального самоопределения в школе

18. Созданы ли в вашем ОУ условия для         профессионального самоопределения учащихся:

     1.Да – 100

     Какие -  кл.часы, консультации и диагностика психолога, социального педагога. Работа кружков и клубов по интересам

     2. Некоторые мероприятия проводятся - 0

      3. Нет - 0

18. Созданы ли в вашем ОУ условия для         профессионального самоопределения учащихся:

     1.Да – 100

     Какие -  кл.часы, консультации и диагностика психолога, социального педагога. Работа кружков и клубов по интересам; реализация НИП

     2. Некоторые мероприятия проводятся - 0

      3. Нет - 0

19. Есть ли у учащихся ОУ возможности для         выбора профессии:

      1. Да - 0

      2. Нет, выбор ограничен несколькими профессиями  -   100

19. Есть ли у учащихся ОУ возможности для         выбора профессии:

       1. Да - 0

       2. Нет, выбор ограничен несколькими профессиями  -  100  

20. Проводит ли педагог с учащимися работу по подготовке к профессиональному самоопределению:

        1. Постоянно - 42

        2. Иногда - 58

        3. Нет - 0

20. Проводит ли педагог с учащимися работу по подготовке к профессиональному самоопределению:

        1. Постоянно - 60

        2. Иногда - 40

        3. Нет - 0

21. Оценка социально-психологического климата в коллективе ОУ:

        1. Климат благоприятный, отношения хорошие - 100

        2. Бывает по-разному - 0

        3. Часто не понимаем друг друга - 0

21. Оценка социально-психологического климата в коллективе ОУ:

        1. Климат благоприятный, отношения хорошие - 100

        2. Бывает по-разному - 0

        3. Часто не понимаем друг друга - 0

22. Оценка стиля общения учителей с учениками:

1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0

       2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 100

       3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 0

22. Оценка стиля общения учителей с учениками:

1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0

       2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 100

       3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 0

23. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

       1. Положительно (хвалят, поощряют) - 100

       2. Безразлично (не замечают) - 0

       3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 0

23. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность:

       1. Положительно (хвалят, поощряют) - 100

       2. Безразлично (не замечают) - 0

       3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 0

24.Созданы ли в ОУ условия для самореализации и саморазвития учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями:

       1. Да - 0

       2. Лишь частично - 100

       3. Нет - 0

24.Созданы ли в ОУ условия для самореализации и саморазвития учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями:

       1. Да - 21

       2. Лишь частично - 79

       3. Нет - 0

25.Считаете ли вы, что учащимся нужны занятия с психологом для успешного профессионального выбора:

      1. Да - 100

      2. Нет - 0

      3. Затрудняется ответить - 0

25.Считаете ли вы, что учащимся нужны занятия с психологом для успешного профессионального выбора:

      1. Да - 100

      2. Нет - 0

      3. Затрудняется ответить - 0

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»

В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...

Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

     В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...