Республиканский научно - исследовательский проект "Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития"
материал (9 класс) по теме
В данном материале отображена деятельность социального педагога в рамках экспериментальной площадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Республиканский научно - исследовательский проект | 53.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Республиканский научно-исследовательский проект «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития».
2011 -2013 г.г
В период с октября 2011 года по декабрь 2013 год ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являлся экспериментальной площадкой Республиканского научно-исследовательского проекта «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития».
Цель исследования - обоснование и разработка технологии активизации профессионального самоопределения старшеклассников, находящихся в особой социальной ситуации развития.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические детерминанты профессионального самоопределения личности.
- Разработать методологическую модель психологических детерминант профессионального самоопределения.
- Разработать систему диагностики параметров, характеризующих уровень психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
- Изучить общие закономерности и специфику профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития: трудновоспитуемых детей; детей, оставшихся без попечения родителей; одарённых детей.
- Разработать концепцию формирования профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития.
- Обосновать направления, содержание и формы психолого-педагогической работы, способствующей успешному профессиональному самоопределению старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
- Разработать и апробировать технологию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
- Обобщить, статистически обработать и оформить результаты исследований.
- Организовать сетевое взаимодействие образовательных учреждений РМЭ, осуществляющих образование и воспитание детей в особой социальной ситуации развития, по созданию условий для успешного профессионального самоопределения обучающихся.
- Разработать учебно-методические пособия для психологов и педагогов образовательных учреждений, позволяющие внедрить результаты научно-исследовательского проекта в практику системы образования.
- Сформировать сообщество специалистов, занимающихся проблемами профессионально-личностного развития.
Этапы проекта:
I этап - Подготовительный: октябрь – ноябрь 2011г.
Цель: Создание условий для проведения эксперимента.
II этап - Практический: декабрь 2011 – июнь 2013 гг.
Цель: разработка и апробация технологии активизации профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития.
III этап – Обобщающий: сентябрь – декабрь 2013 г.
Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Научный руководитель проекта: Арон Ирина Станиславовна, к.псх.н., доцент кафедры педагогического менеджмента ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».
Основные направления деятельности:
I этап:
- открытие экспериментальных площадок;
- подготовка документации, обеспечивающей работу специалистов;
- выявление психологических детерминант профессионального самоопределения личности;
- разработка программы исследования;
- формирование пакета диагностических методик;
- разработка программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
II этап:
- изучение общих закономерностей и специфики профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития: трудновоспитуемых детей; детей, оставшихся без попечения родителей; одарённых детей;
- обоснование направлений, содержания и форм психолого-педагогической работы, способствующей успешному профессиональному самоопределению старшеклассников в особой социальной ситуации развития;
- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в особой социальной ситуации развития;
- мониторинг хода эксперимента, анализ результатов мониторинга и корректировка деятельности участников эксперимента.
III этап:
- теоретическое обоснование результатов эксперимента, определение их соответствия гипотезе, цели и задачам исследования;
- разработка концепции формирования профессионального самоопределения в особой социальной ситуации развития;
- разработка методических материалов по внедрению сформированных программ в практику образования;
- распространение результатов исследования.
Мероприятий, проведенные сотрудниками Волжской школы – интернат по реализации научно-исследовательского проекта:
Мероприятие | Цель мероприятия | Ответственный |
Проведение собеседований и консультаций для педагогов 8, 9 классов для организации в классе работы по профопределению учащихся | -Познакомить педагогов с приоритетами интересов выпускников в получении профессии. -выбор направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда и возможностей учащихся | |
Диагностика уровня сформированности основных показателей успешности психологической готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников | - выявление динамики сформированности планируемых показателей профессионального самоопределения | Педагог-психолог Крестьянинова О.В. |
Справочно –информационное консультирование школьников - участников эксперимента по проблемам выбора профессии, корректировка профессиональных планов | -активизация профессионального самоопределения школьников; | Заместитель директора по социальным вопросам Смолина С.В., педагог-психолог Крестьянинова О.В. |
Проведение конкурса проектов школьников «Моя профессия – мой выбор!» | -формирование мотивации и субьектности профессионального самоопределения школьников | |
Мероприятие «День профессионального самоопределения»:
| -активизация профессионального самоопределения школьников. | Администрация, педагог-психолог, социальные педагоги ОУ |
Собеседование с выпускниками по определению их дальнейшего жизненного пути | -расширение представлений о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессией; -ознакомление с ситуацией на рынке труда; -представление современных профессий, их видов. | Социальная служба. |
Проведение тематических классных часов «Разнообразный мир профессий», «Дорогами профессий», | -осознание целей выбора будущей профессии; -развитие навыков конструктивного взаимодействия; Развитие навыков целеполагания и рефлексии. | Классные руководители 7,8,9, классов, социальные педагоги, учителя-предметники. |
Презентации рабочих профессий, экскурсии на предприятия г.Волжска и РМЭ | -расширить представление учащихся о разнообразии рабочих профессий; -подводить школьников к осознанному выбору профессии. | Администрация, социальная служба, классные руководители |
Организация и проведение психолого-педагогического консилиума | -представление информации о личностных особенностях учащихся; Определение соответствия выбранной профессии личностным особенностям. | Администрация, педагог-психолог, педагоги |
В рамках реализации проекта 2013 – 2014 учебном году с воспитанниками Волжской школы - интерната мною и психологом школы – интерната были проведены анкетирование воспитанников и педагогов школы - интерната на основании следующих диагностических методик предложенных руководителем проекта:
- Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (для школьников);
- Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (ответы педагогов) (в % от числа опрошенных).
В реализации эксперимента приняли участие учащиеся 8 и 9 классов.
Результаты анкетного опроса учащихся и педагогов ГБОУ РМЭ «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представлены в приложении №1.
По результатам Республиканского научно-исследовательского проекта «Формирование профессионального самоопределения старшеклассника в особой социальной ситуации развития» был издан сборник статей «Профессиональное и личностное самоопределение в особой социальной ситуации развития». В сборнике предоставлены материалы, подготовленные педагогами и психологами образовательных учреждений Республики Марий Эл по проблемам профессионального и личностного самоопределения школьников, находящихся в различных социальных ситуациях развития. В данном сборнике имеется и моя статья «Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ Республики Марий Эл «Волжская средняя общеобразовательная школа-интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, сравнительные результаты начальной и итоговой диагностики свидетельствуют о позитивной динамике развития психологической готовности к профессиональному самоопределению школьников образовательных учреждений, участвовавших в НИП по всем компонентам психологической готовности (когнитивному, деятельностному, мотивационному, личностному). Что является подтверждением эффективности разработанной и реализуемой в ходе экспериментального исследования технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения школьников, находящихся в особой социальной ситуации развития.
Приложение №1.
Анкетный опрос «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (для школьников)
(в % от числа опрошенных) количество опрошенных – 43 человека
Начальная диагностика | Итоговая диагностика |
I. Представления о себе | |
- память: «5» - 14 «4» - 63 «3» -23 «2» - 0 - внимание: «5» - 16 «4» - 60 «3» - 24 «2» - 0 - мышление: «5» - 12 «4» - 56 «3» - 32 «2» - 0 - воображение: «5» - 12 «4» - 49 «3» - 30 «2» - 9 - воля: «5» - 19 «4» - 51 «3» - 18 «2» - 12 |
- память: «5» - 7 «4» - 53 «3» - 33 «2» - 7 - внимание: «5» - 7 «4» - 53 «3» - 30 «2» - 10 - мышление: «5» - 9 «4» - 53 «3» - 28 «2» - 10 - воображение: «5» - 21 «4» - 51 «3» - 28 «2» - 0 - воля: «5» - 19 «4» - 44 «3» - 37 «2» - 0 |
2. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:
| 2. Эмоции, чаще всего проявляющиеся:
|
3. Состояния, которые чаще всего испытывает:
| 3. Состояния, которые чаще всего испытывает:
|
4. Тип темперамента:
| 4. Тип темперамента:
|
5. Черты характера: 1. Целеустремлённость - 35 2. Самостоятельность - 33 3. Ответственность - 35 4. Активность - 65 5. Общительность - 53 6. Замкнутость - 14 7. Пессимистичность - 0 8. Оптимистичность - 9 9. Честность - 26 10. Застенчивость - 9 11. Доброта - 37 12. Самовлюблённость - 0 13. Упрямство - 12 14. Гордость - 16 15. Инициативность - 21 16. Обидчивость - 37 17. Лень - 21 18. Недисциплинированность - 21 19. Робость - 12 20. Прямолинейность - 26 | 5. Черты характера: 1. Целеустремлённость - 37 3. Ответственность - 33 4. Активность - 70 5. Общительность - 63 6. Замкнутость - 14 7. Пессимистичность - 4 8. Оптимистичность - 21 9. Честность - 21 10. Застенчивость - 12 11. Доброта - 37 12. Самовлюблённость - 0 13. Упрямство - 14 14. Гордость - 19 15. Инициативность - 30 16. Обидчивость - 33 17. Лень - 16 18. Недисциплинированность - 7 19. Робость - 7 20. Прямолинейность - 21 |
6. Способности: 1.Математические - 0 2. Художественные - 14 3. Литературные - 0 4. Сценические - 0 5. Общения – 23 6. Не знаю - 63 | 6. Способности: 1.Математические - 9 2. Художественные - 26 3. Литературные - 0 4. Сценические -7 5. Общения – 37 6. Не знаю - 21 |
7. Преобладающие потребности: 1.Материальные - 23 2. Духовные - 7 3. Познавательные - 4 4. Социальные (общение) - 22 5. Не знаю - 44 | 7. Преобладающие потребности: 1.Материальные - 21 2. Духовные - 7 3. Познавательные - 7 4. Социальные (общение) - 42 5. Не знаю - 23 |
8. Оценка физического здоровья: 1.Очень хорошее - 21 2. Хорошее - 42 3. Среднее - 28 4. Плохое - 7 5. Затрудняюсь ответить - 2 | 8. Оценка физического здоровья: 1.Очень хорошее - 19 2. Хорошее - 26 3. Среднее - 33 4. Плохое - 14 5. Затрудняюсь ответить - 8 |
9. Пропуск уроков по причине болезни: 1.Часто - 14 2. Редко - 86 | 9. Пропуск уроков по причине болезни: 1.Часто - 16 2. Редко - 84 |
10. Наличие хронических заболеваний: 1. Сердечно-сосудистой системы - 9 2. Пищеварительной системы - 14 3. Нервной системы - 0 4. Костно-мышечной системы - 0 5. Половой системы - 0 6. Дыхательной системы - 14 | 10. Наличие хронических заболеваний: 1. Сердечно-сосудистой системы - 9 2. Пищеварительной системы - 14 3. Нервной системы - 0 4. Костно-мышечной системы - 0 5. Половой системы - 0 6. Дыхательной системы - 14 |
II. Представление о других людях | |
11. Разбирается ли в людях: 1.Да - 70 2.Нет - 7 3. Затрудняюсь ответить - 23 | 11. Разбирается ли в людях: 1.Да - 58 2.Нет - 21 3. Затрудняюсь ответить - 21 |
12. Может ли оценить психологические характеристики людей, с которыми общается: 1.Да - 26 2.Не всегда - 51 3.Нет - 33 | 12. Может ли оценить психологические характеристики людей, с которыми общается: 1.Да - 30 2.Не всегда - 33 3.Нет - 37 |
13. Часто ли ошибается в своих предположениях о поведении другого человека: 1. Всегда - 0 2. Часто - 0 3. Иногда - 53 4. Никогда - 19 5. Затрудняюсь ответить - 28 | 13. Часто ли ошибается в своих предположениях о поведении другого человека: 1. Всегда - 0 2. Часто - 12 3. Иногда - 63 4. Никогда - 9 5. Затрудняюсь ответить - 16 |
14. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми: 1. Всегда - 0 2. Часто - 21 3. Иногда - 63 4. Никогда - 9 5. Затрудняюсь ответить - 7 | 14. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми: 1. Всегда - 0 2. Часто - 16 3. Иногда - 56 4. Никогда - 0 5. Затрудняюсь ответить - 28 |
15. Есть ли настоящие друзья: 1. Да - 30 2. Нет - 51 3. Затрудняюсь ответить - 19 | 15. Есть ли настоящие друзья: 1. Да - 37 2. Нет - 42 3. Затрудняюсь ответить - 21 |
16. Часто ли знакомые люди разочаровывают: 1. Часто - 60 2. Иногда - 19 3. Никогда - 19 4. Затрудняюсь ответить - 2 | 16. Часто ли знакомые люди разочаровывают: 1. Часто - 53 2. Иногда - 28 3. Никогда - 12 4. Затрудняюсь ответить - 7 |
17. Возникают ли трудности при общении с одноклассниками: 1. Часто - 0 2. Иногда - 100 3. Никогда - 0 4. Затрудняюсь ответить - 0 | 17. Возникают ли трудности при общении с одноклассниками: 1. Часто - 14 2. Иногда - 81 3. Никогда - 5 4. Затрудняюсь ответить - 0 |
18. Возникают ли трудности при общении с педагогами: 1. Часто - 0 2. Иногда - 100 3. Никогда - 0 4. Затрудняюсь ответить - 0 | 18. Возникают ли трудности при общении с педагогами: 1. Часто - 14 2. Иногда - 81 3. Никогда - 5 4. Затрудняюсь ответить - 0 |
III. Представления о профессиональном развитии | |
19. Считает ли, что профессиональная деятельность человека влияет на его развитие, личную и семейную жизнь: 1. Да - 100 2. Нет - 0 3. Затрудняюсь ответить - 0 | 19. Считает ли, что профессиональная деятельность человека влияет на его развитие, личную и семейную жизнь: 1. Да - 100 2. Нет - 0 3. Затрудняюсь ответить - 0 |
20. Выбор профессии: Сделали – 21 Не определились - 79 | 20. Выбор профессии: Сделали – 51 Не определились - 49 |
21. Назвали по 5 профессий, относящимся к каждому из типов профессий: 1. Человек – Человек – 0 2. Человек – Природа – 0 3. Человек – Техника – 0 4. Человек – Знак – 0 5. Человек – Художественный образ – 0 Не смогли выполнить задание - 100 | 21. Назвали по 5 профессий, относящимся к каждому из типов профессий: 1. Человек – Человек – 58 2. Человек – Природа – 40 3. Человек – Техника – 49 4. Человек – Знак – 33 5. Человек – Художественный образ – 33 Не смогли выполнить задание - 21 |
22. Какого типа профессией хотел бы овладеть: 1. Человек – Человек - 14 2. Человек – Природа - 0 3. Человек – Техника - 70 4. Человек – Знак - 2 5. Человек – Художественный образ - 0 6. Не знаю - 14 | 22. Какого типа профессией хотел бы овладеть: 1. Человек – Человек - 26 2. Человек – Природа - 16 3. Человек – Техника - 49 4. Человек – Знак - 7 5. Человек – Художественный образ -2 6. Не знаю - 0 |
23. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника (самооценка): 1. Человек – Человек - 14 2. Человек – Природа - 0 3. Человек – Техника - 35 4. Человек – Знак - 7 5. Человек – Художественный образ - 0 6. Не знаю - 44 | 23. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника (самооценка): 1. Человек – Человек - 26 2. Человек – Природа - 16 3. Человек – Техника - 49 4. Человек – Знак - 7 5. Человек – Художественный образ - 2 6. Не знаю - 0 |
24. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации: 1. Да - 53 Какие именно: творческие способности, организаторские способности, хорошие знания 2. Нет - 47 | 24. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации: 1. Да - 70 Какие именно: хорошее здоровье, знание информационных технологий, общительность, целеустремлённость 2. Нет - 30 |
25. Что необходимо, по мнению ученика, для успешного выбора профессии: 1. Хорошо учиться - 100 2. Обратиться к психологу - 4 3. Прислушаться к совету родителей - 0 4. Прислушаться к совету друзей - 26 5. Читать специальную литературу - 0 6. Посещать студии, кружки, секции - 9 7. Заниматься саморазвитием - 0 8. Посещать репетиторов - 0 9. Другое – 0 | 25. Что необходимо, по мнению ученика, для успешного выбора профессии: 1. Хорошо учиться - 100 2. Обратиться к психологу - 12 3. Прислушаться к совету родителей - 0 4. Прислушаться к совету друзей - 21 5. Читать специальную литературу - 19 6. Посещать студии, кружки, секции - 26 7. Заниматься саморазвитием - 14 8. Посещать репетиторов - 0 9. Другое - 0 |
26. Что делает в настоящее время для подготовки к будущей профессии: 1. Хорошо учится -21 2. Обратился к психологу - 0 3. Прислушался к совету родителей - 0 4. Прислушался к совету друзей - 30 5. Читает специальную литературу - 0 6. Посещает студии, кружки, секции - 19 7. Занимается саморазвитием - 9 8. Посещает репетиторов - 0 9. Другое - 0 | 26. Что делает в настоящее время для подготовки к будущей профессии: 1. Хорошо учится - 30 2. Обратился к психологу - 19 3. Прислушался к совету родителей - 0 4. Прислушался к совету друзей - 28 5. Читает специальную литературу - 19 6. Посещает студии, кружки, секции - 28 7. Занимается саморазвитием - 16 8. Посещает репетиторов - 0 9. Другое - 0 |
IV. Мнение учащегося об условиях профессионального самоопределения в школе | |
27. Проводятся ли в школе мероприятия по подготовке к профессиональному самоопределению: 1. Да, часто - 100 2. Проводятся, но редко - 0 3. Нет -0 4. Не знаю -0 | 27. Проводятся ли в школе мероприятия по подготовке к профессиональному самоопределению: 1. Да, часто - 100 2. Проводятся, но редко - 0 3. Нет - 0 4. Не знаю - 0 |
28. Оценка отношений между учениками класса: 1. Отношения хорошие, дружеские - 86 2. Отношения неустойчивые (то хорошие, то плохие) - 14 3. Отношения плохие, часто конфликтуем - 0 | 28. Оценка отношений между учениками класса: 1. Отношения хорошие, дружеские - 65 2. Отношения неустойчивые (то хорошие, то плохие) - 35 3. Отношения плохие, часто конфликтуем - 0 |
29. Оценка стиля общения учителей с учениками: 1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0 2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 88 3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 12 | 29. Оценка стиля общения учителей с учениками: 1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 4 2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 84 3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 12 |
30. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность: 1. Положительно (хвалят, поощряют) - 88 2. Безразлично (не замечают) - 0 3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 12 | 30. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность: 1. Положительно (хвалят, поощряют) - 88 2. Безразлично (не замечают) - 0 3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 12 |
31. Учитывают ли учителя способности, интересы, потребности учеников при планировании и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий: 1. Да - 26 2. Не всегда - 53 3. Нет - 22 | 31. Учитывают ли учителя способности, интересы, потребности учеников при планировании и проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий: 1. Да - 30 2. Не всегда - 58 3. Нет - 22 |
32. Хочет ли ученик посещать занятия психолога для успешного профессионального выбора: 1. Да – 53 2. Нет - 21 3. Затрудняется ответить - 26 | 32. Хочет ли ученик посещать занятия психолога для успешного профессионального выбора: 1. Да - 77 2. Нет - 14 3. Затрудняется ответить - 9 |
Анкета «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (ответы педагогов) (в % от числа опрошенных)
Начальная диагностика | Итоговая диагностика | |
I. Представления об ученике | ||
1. Успеваемость ученика: 1. Учится на «5» - 0 2. Учится на «4» и «5» - 14 3. Учится на «4» и «3» - 86 4. Учится на «3» и «2» - 0 | 1. Успеваемость ученика: 1. Учится на «5» - 0 2. Учится на «4» и «5» - 21 3. Учится на «4» и «3» - 79 4. Учится на «3» и «2» - 0 | |
- память: «5» - 0 «4» - 14 «3» - 40 «2» - 37 «1» - 9 - внимание: «5» - 0 «4» - 4 «3» - 30 «2» - 52 «1» - 14 - мышление: «5» - 0 «4» - 12 «3» - 30 «2» - 51 «1» - 7 - воображение: «5» - 7 «4» - 16 «3» - 21 «2» - 56 «1» - 0 - воля: «5» - 0 «4» - 0 «3» - 40 «2» - 40 «1» - 20 |
- память: «5» - 0 «4» - 27 «3» - 52 «2» - 21 «1» - 0 - внимание: «5» - 0 «4» - 12 «3» - 49 «2» - 30 «1» - 9 - мышление: «5» - 7 «4» - 16 «3» - 40 «2» - 37 «1» - 0 - воображение: «5» - 14 «4» - 16 «3» - 49 «2» - 11 «1» - 0 - воля: «5» - 0 «4» - 0 «3» - 60 «2» - 30 «1» - 10 | |
3. Эмоции, чаще всего проявляющиеся: 1. Радость - 79 2.Грусть - 100 3.Злость - 100 4.Удовольствие - 12 5.Удивление - 9 6.Гнев - 63 7.Отвращение - 12 8.Стыд - 14 9.Восторг - 23 10.Интерес - 14 11.Страх - 30 | 3.Эмоции, чаще всего проявляющиеся: 1. Радость - 77 2.Грусть - 81 3.Злость - 70 4.Удовольствие - 12 5.Удивление - 16 6.Гнев - 49 7.Отвращение - 9 8.Стыд - 12 9.Восторг - 21 10.Интерес - 60 11.Страх - 19 | |
4. Состояния, которые чаще всего испытывает: 1.Утомление - 74 2.Расслабление - 26 3.Активность - 33 4.Тревожность - 81 5.Бодрость - 29 6.Апатия - 79 7.Напряжение - 67 8.Скука - 74 9.Сонливость - 84 | 4.Состояния, которые чаще всего испытывает: 1.Утомление - 53 2.Расслабление - 21 3.Активность - 56 4.Тревожность - 49 5.Бодрость - 42 6.Апатия - 40 7.Напряжение - 49 8.Скука - 28 9.Сонливость - 65 | |
5. Тип темперамента: 1.Холерик - 21 2.Флегматик - 28 3.Меланхолик - 0 4.Сангвиник - 42 5.Не знаю - 9 | 5.Тип темперамента: 1.Холерик - 21 2.Флегматик - 28 3.Меланхолик - 4 4.Сангвиник - 42 5.Не знаю - 5 | |
6. Черты характера: 1. Целеустремлённость - 9 2. Самостоятельность - 19 3. Ответственность - 9 4. Активность - 23 5. Общительность - 21 6. Замкнутость - 30 7. Пессимистичность - 49 8. Оптимистичность - 26 9. Честность - 9 10. Застенчивость - 23 11. Доброта - 21 12. Самовлюблённость - 23 13. Упрямство - 81 14. Гордость - 12 15. Инициативность - 7 16. Обидчивость - 53 17. Лень - 84 18. Недисциплинированность - 86 19. Робость - 16 20. Прямолинейность - 16 | 6. Черты характера: 1. Целеустремлённость - 9 2. Самостоятельность - 30 3. Ответственность - 16 4. Активность - 51 5. Общительность - 53 6. Замкнутость - 14 7. Пессимистичность - 40 8. Оптимистичность - 35 9. Честность - 9 10. Застенчивость - 21 11. Доброта - 23 12. Самовлюблённость - 26 13. Упрямство - 70 14. Гордость - 28 15. Инициативность - 33 16. Обидчивость - 42 17. Лень - 67 18. Недисциплинированность - 49 19. Робость - 16 20. Прямолинейность - 21 | |
7. Способности: 1.Математические - 7 2. Художественные - 28 3. Литературные -0 4. Сценические -14 5. Общения – 14 6. Не знаю - 37 | 7. Способности: 1.Математические - 7 2. Художественные - 37 3. Литературные - 12 4. Сценические - 14 5. Общения – 28 6. Не знаю - 2 | |
8. Преобладающие потребности: 1.Материальные - 40 2. Духовные - 7 3. Познавательные - 7 4. Социальные (общение) - 40 5. Не знаю - 6 | 8. Преобладающие потребности: 1.Материальные - 40 2. Духовные - 7 3. Познавательные - 13 4. Социальные (общение) - 40 5. Не знаю - 0 | |
9. Оценка физического здоровья: 1.Очень хорошее -0 2. Хорошее - 86 3. Среднее - 14 4. Плохое - 0 5. Затрудняюсь ответить - 0 | 9. Оценка физического здоровья: 1.Очень хорошее - 0 2. Хорошее - 86 3. Среднее - 14 4. Плохое - 0 5. Затрудняюсь ответить - 0 | |
10. Пропуск уроков по причине болезни: 1.Часто - 14 2. Редко - 86 | 10. Пропуск уроков по причине болезни: 1.Часто - 14 2. Редко - 86 | |
II. Представление ученика о других людях, умение общаться | ||
11. Разбирается ли в людях: 1.Да - 14 2.Нет - 70 3. Затрудняюсь ответить - 16 | 11. Разбирается ли в людях: 1.Да - 26 2.Нет - 74 3. Затрудняюсь ответить - 0 | |
12. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми: 1. Всегда -0 2. Часто - 47 3. Иногда - 53 4. Никогда - 0 5. Затрудняюсь ответить - 0 | 12. Испытывает ли трудности при общении с незнакомыми людьми: 1. Всегда - 0 2. Часто - 28 3. Иногда - 72 4. Никогда - 0 5. Затрудняюсь ответить - 0 | |
13. Умения общаться с одноклассниками: 1. Со всеми поддерживает хорошие отношения - 79 2. Хорошо общается только с некоторыми одноклассниками - 21 3. В общении с одноклассниками часто возникают конфликты - 0 4. Ни с кем не общается, замкнут - 0 | 13. Умения общаться с одноклассниками: 1. Со всеми поддерживает хорошие отношения - 79 2. Хорошо общается только с некоторыми одноклассниками - 21 3. В общении с одноклассниками часто возникают конфликты - 0 4. Ни с кем не общается, замкнут - 0 | |
14. Умение ученика взаимодействовать с педагогами: 1.Со всеми педагогами хорошо взаимодействует - 70 2. Хорошо взаимодействует только с некоторыми педагогами - 30 3. Взаимодействие с педагогами затруднено - 0 | 14. Умение ученика взаимодействовать с педагогами: 1.Со всеми педагогами хорошо взаимодействует - 70 2. Хорошо взаимодействует только с некоторыми педагогами - 30 3. Взаимодействие с педагогами затруднено - 0 | |
III. Представления о профессиональном развитии ученика | ||
15. Выбор профессии: Сделали – 21 Не определились - 89 | 15. Выбор профессии: Сделали – 49 Не определились - 51 | |
16. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника: 1. Человек – Человек - 28 2. Человек – Природа - 14 3. Человек – Техника - 56 4. Человек – Знак - 14 5. Человек – Художественный образ - 7 6. Не знаю - 16 | 16. Профессии какого типа соответствуют психологическим особенностям и состоянию здоровья школьника: 1. Человек – Человек - 36 2. Человек – Природа - 20 3. Человек – Техника - 56 4. Человек – Знак - 14 5. Человек – Художественный образ - 14 6. Не знаю - 0 | |
17. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации: 1. Да - 79 Какие именно: профессионализм и компетентность 2. Нет - 21 | 17. Знает ли требования, предъявляемые профессионалу в современной социально-экономической ситуации: 1. Да - 91 Какие именно: профессионализм, знание языков, коммуникабельность, владение информационными технологиями 2. Нет - 9 | |
IV. Условия профессионального самоопределения в школе | ||
18. Созданы ли в вашем ОУ условия для профессионального самоопределения учащихся: 1.Да – 100 Какие - кл.часы, консультации и диагностика психолога, социального педагога. Работа кружков и клубов по интересам 2. Некоторые мероприятия проводятся - 0 3. Нет - 0 | 18. Созданы ли в вашем ОУ условия для профессионального самоопределения учащихся: 1.Да – 100 Какие - кл.часы, консультации и диагностика психолога, социального педагога. Работа кружков и клубов по интересам; реализация НИП 2. Некоторые мероприятия проводятся - 0 3. Нет - 0 | |
19. Есть ли у учащихся ОУ возможности для выбора профессии: 1. Да - 0 2. Нет, выбор ограничен несколькими профессиями - 100 | 19. Есть ли у учащихся ОУ возможности для выбора профессии: 1. Да - 0 2. Нет, выбор ограничен несколькими профессиями - 100 | |
20. Проводит ли педагог с учащимися работу по подготовке к профессиональному самоопределению: 1. Постоянно - 42 2. Иногда - 58 3. Нет - 0 | 20. Проводит ли педагог с учащимися работу по подготовке к профессиональному самоопределению: 1. Постоянно - 60 2. Иногда - 40 3. Нет - 0 | |
21. Оценка социально-психологического климата в коллективе ОУ: 1. Климат благоприятный, отношения хорошие - 100 2. Бывает по-разному - 0 3. Часто не понимаем друг друга - 0 | 21. Оценка социально-психологического климата в коллективе ОУ: 1. Климат благоприятный, отношения хорошие - 100 2. Бывает по-разному - 0 3. Часто не понимаем друг друга - 0 | |
22. Оценка стиля общения учителей с учениками: 1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0 2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 100 3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 0 | 22. Оценка стиля общения учителей с учениками: 1. Авторитарный (учитель требует беспрекословного подчинения) - 0 2.Демократический (учитель обсуждает проблемы с учениками, прислушивается к их мнению) - 100 3. Попустительский (учителя не интересуют проблемы учеников и работа в целом) - 0 | |
23. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность: 1. Положительно (хвалят, поощряют) - 100 2. Безразлично (не замечают) - 0 3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 0 | 23. Как относятся учителя, если ученики проявляют инициативу, активность, самостоятельность: 1. Положительно (хвалят, поощряют) - 100 2. Безразлично (не замечают) - 0 3. Отрицательно (ругают, наказывают) - 0 | |
24.Созданы ли в ОУ условия для самореализации и саморазвития учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями: 1. Да - 0 2. Лишь частично - 100 3. Нет - 0 | 24.Созданы ли в ОУ условия для самореализации и саморазвития учащихся в соответствии с их способностями, интересами, потребностями: 1. Да - 21 2. Лишь частично - 79 3. Нет - 0 | |
25.Считаете ли вы, что учащимся нужны занятия с психологом для успешного профессионального выбора: 1. Да - 100 2. Нет - 0 3. Затрудняется ответить - 0 | 25.Считаете ли вы, что учащимся нужны занятия с психологом для успешного профессионального выбора: 1. Да - 100 2. Нет - 0 3. Затрудняется ответить - 0 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 168 Проект по созданию условий для пр...
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Программа элективного курса...
Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"
В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....
Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...
«Социально-правовая поддержка детей дошкольного возраста в особой социальной ситуации развития как условие для успешной адаптации, позитивной социализации и последующей интеграции в общество»
В рамках Республиканского семинара "Комплексное взаимодействие специалистов по содействию социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях интернатного учреждения", который был проведен на нашей базе, пред...
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями
Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...
Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...