"Современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий"
статья по технологии

Ткач Людмила Александровна

В статье рассмотрены различные виды оценивания учащихся с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Современные способы оценивания

в условиях информационно-коммуникационных технологий»

Мы живем и работаем в век прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни , которые коснулись и образования в том числе:

     - введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, чтобы подготовить их к жизни в современных условиях, в условиях сложных социально-экономических отношений, уплотнившихся информационных потоков.

Основной задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.

Теперь ученик главная фигура урока, он – планирует, организует, контролирует и оценивает свою деятельность и ее результаты.

Чтобы научить ученика анализировать, логически мыслить, давать оценку своим знаниям и делать выводы, изменилась и система оценивания достижений учащихся.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать без помощи новых информационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии - это новые педагогические технологии, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, активизировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом и ндивидуальных особенностей каждого ученика.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Среди них:

  •  средства наглядности (презентации, аудио и видео файлы и т.п.);
  •  работа с ресурсами Интернет;
  •  использование готовых обучающих программ;
  •  компьютерное тестирование;
  •  работа на интерактивной доске;

С помощью ИКТ можно осуществлять совершенно объективный контроль, с одной стороны, и интерактивный, с другой. Среди средств контроля и оценки знаний можно выделить две категории: задания-игры и компьютерное тестирование.

По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

  •  быстрое получение результатов испытания и освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов тестирования;
  •  объективность в оценке;
  • тестирование на компьютере более интересно по сравнению с традиционными формами опроса, что создает положительную мотивацию;
  •  автоматическая обработка результатов тестирования;
  •  разнообразные формы тестовых заданий;
  •  индивидуализация процедуры тестирования;
  •  упрощение и ускорение организации проведения тестирования;
  •  сохранение результатов тестирования с целью проведения их анализа; информационный коммуникационный компьютерный тестовый
  • •позволяет узнать ученику свой результат сразу, а не по прошествии некоторого времени.

Слово “контроль” мы теперь употребляем редко. Все большее распространение получает новое методическое понятие – современные средства оценивания степени сформированности коммуникативной компетентности учащихся. 

Что же такое отметка (оценка)?

«Отме́тка (оценка) в педагогике — это результат процесса оценивания, условно-формальное (знаковое), количественное или качественное выражение оценки учебных достижений учащимся в цифрах, буквах или иным образом». (6)

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России еще в начале XIX века. Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.). Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре — когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока.

Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.

Несмотря на многочисленные попытки реформирования этой системы, из которых наиболее значительная была предпринята при Луначарском, эта система сохранилась и в СССР.

В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной аттестации учащихся" (2) (то есть любой, кроме выпускного тестирования). В большинстве случаев в школах современной России продолжают использовать цифровые отметки, чем выше — тем больше цифра (пятибалльная система, унаследованная от СССР). Текущая успеваемость в течение обучения в школе, до выпускного экзамена, оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Мы работаем в условиях, когда действует прежняя (пятибалльная) система оценивания, но в тоже время основные документы по ФГОС требуют новых форм и методов оценивания достижений учащихся, а ЕГЭ определяет уровень владения знаниями в баллах, которые переводятся в отметку довольно относительно, с некоторыми погрешностями. На уроках учителя используют все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Но наиболее активно  пользуются такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Одна из целей оценивания (формативная) – оценить индивидуальные достижения учащихся. Обычно эти методы оценки с ИКТ отличаются увеличением точности. Создатели онлайн тестов озадачены вопросами надежности (непротиворечивости) и достоверности онлайн оценок, а также тем, как избежать обмана. Это важные вопросы. Например, поскольку онлайн программы все чаще выполняют сертифицирующие функции, важно, чтобы образовательные учреждения могли им доверять. Вторая причина необходимости увеличения точности измерения индивидуального учащегося – ее влияние на настройку учебных программ – адаптивных систем обучения. Адаптивные системы обучения осуществляют непрерывные оценки состояния знаний учащегося и могут непрерывно приспосабливать тестовые задания и инструкции среды. Основная особенность формативной оценки – обеспечить обратную связь во время процесса обучения для информирования ученика и учителя. Например, формативная оценка могла бы помочь учителю понять, с какой частью конкретной темы обучения во время урока ученики испытывают затруднения, что поможет учителю сформировать задания по теме соответствующим образом. В адаптивной среде образования формативная оценка позволяет среде измерять текущие знания учащихся, чтобы определить, какие задания представлять далее.

Возможности ИКТ позволяют охватить всеми видами оценивания большое количество учащихся, быстро собрать данные и предоставить разные варианты интерпретации одного и того же материала, что делает ИКТ мощным инструментом исследования на основе систем оценивания.

ИКТ могут повысить эффективность существующих моделей оценки Оценка должна давать полезную информацию на соответствующем уровне

Один из способов, который позволяет усилить эффективность использования оценки с ИКТ для непрерывного уточнения результата – использование Интернета. Варьирование возможностей ИКТ контролируемым образом позволяет оценивать, какой из видов дизайна и вариантов учебных программ приведет к лучшему обучению.

В настоящее время создана достаточно обширная база средств контроля и оценки знаний учащихся в форме компьютерных тестов.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass [2] предназначена для анализа уровня восприятия и понимания изучаемого материала обучающимися.

Может использоваться на любом этапе занятий для диагностики знаний учащихся (текущий, тематический, итоговый контроль знаний) посредством выполнения ими тестовых заданий, результаты которых система PROClass учитывает, автоматически обрабатывает и представляет в форме отчетов.

При проверке знаний учащихся могут применяться как заранее подготовленные и настроенные тесты в Power Point, так и тестовые задания, сформулированные педагогом непосредственно перед опросом и представленные на любых носителях.

Система PROClass обеспечивает проверку знаний учащихся и без готовых тестов. Записав вопрос и варианты ответов на доске или на обычном листе бумаги, педагог помещает их под объектив документ - камеры и запускает систему PROClass для начала опроса. Уровень понимания учебного материала учащимися можно оценить сразу по завершении контроля. Результаты тестирования могут быть представлены как для всего класса, так и для отдельных учащихся. При необходимости сведения об успеваемости учащихся могут быть экспортированы при помощи табличного редактора Excel для математической обработки и всестороннего анализа.

Шаблон-презентация PowerPoint Д. Смирнова [3], на основе которой, не владея навыками программирования, можно быстро создавать тесты с автоматическим выводом итоговой оценки и времени решения, а также проводить работу над сделанными в тесте ошибками.

Таким образом, использование ИКТ на уроке повышает эффективность учебного процесса, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить объем выполняемой работы на занятии, улучшить контроль знаний.

Литература и электронные ресурсы

1. ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)

3. Рейтинговая система оценки знаний учащихся ( https://ru.wikipedi а).

4. Словарь педагогических терминов ( https://ru.wikipedi а).

5. Академия младшего школьника. Программно-методический комплекс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.school.nd.ru/products/show.php?product id=295

6. Система контроля и мониторинга качества знаний PROCLASS [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.ae- school.ru/catalog/learning tools proclass

7. Тесты по шаблону Д. Смирнова. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа http ://www.nachalka.com/test shablon

8.Отличник. Программа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http ://www.otliclmyk,ru

Ткач Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современная проектная деятельность в условиях развития информационно-коммуникационных технологий"

На современном этапе модернизации перед российским образованием стоит ряд задач: внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, повышение доступности обр...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников.

Изменения в содержании современного образования,  влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, повышению учебной мотивации и учебной сам...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...

Статья. Современные средства оценивания в условиях работы в классах полиэтнического состава

Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты социокультурной адаптации детей-инофонов в условиях сельской школы: урочной и внеурочной деятельности в рамках региональной инновационной площадки...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...