"Современная проектная деятельность в условиях развития информационно-коммуникационных технологий"
статья по информатике и икт (7,8,9,10,11 класс) по теме

     На современном этапе модернизации перед российским образованием стоит ряд задач: внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, повышение доступности образования, его качества и эффективности, обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

     Современные подходы в образовании, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяют создавать условия для развития новых поколений российских граждан, формирования востребованных в будущем специалистов. В связи с этим в современных условиях остро назрела необходимость информатизации сферы образования.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_proektnaya_deyatelnost.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

© И.В. Кривопалова

Современная проектная деятельность в условиях развития информационно-коммуникационных технологий.

На современном этапе модернизации перед российским образованием стоит ряд задач: внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, повышение доступности образования, его качества и эффективности, обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.

Современные подходы в образовании, в том числе использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяют создавать условия для развития новых поколений российских граждан, формирования востребованных в будущем специалистов. В связи с этим в современных условиях остро назрела необходимость информатизации сферы образования.

Под информатизацией образования на современном этапе развития ИКТ подразумевается не только применение вычислительной техники в преподавании информатики и других дисциплин, но и предоставление обучающимся доступа к огромному объему информации, хранящейся в удаленных базах данных и архивах.

Актуальной является проблема овладения новыми информационно-коммуникационными технологиями студентами.

В настоящее время остро стоит проблема развития познавательной активности обучаемых в образовательном процессе.

Одним из средств решения данной проблемы является проектная методика.

Каждая дисциплина обладает своей собственной системой проектных правил и методов. Проект не всегда строится только лишь на рациональных методах, порой основой проектирования становится творческий эксперимент.

Сетевая технология увеличивает экспериментальные возможности творческого процессареализации проекта.

Так, информационно-коммуникационные технологии побуждают к экспериментальным поискам, вследствие чего, хорошо известная проектная методика переросла в сетевую проектную деятельность. Последняя более сложная и гибкая, чем традиционная, и вмещает в себя множество «проектов», идей, гипотез, смежных дисциплин и методов.

В связи с этим в процессе обучения необходимо изменить подходы к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, поскольку эффективная организация таковой способна не только создавать условия для повышения качества обучения, но и влиять на развитие творческих способностей, самостоятельности и активности, то есть способствовать становлению и развитию профессиональной компетентности человека.

Сетевое проектирование дает возможность использовать современные информационные технологий  и при этом формулировать проблемные задачи при обучении, для решения которых необходим поиск, обработка и анализ полученной информации, осваивать новые технические средства и технологий.

Одним из видов деятельности студентов при использовании сетевых технологий является учебный сетевой проект, успешность выполнения которого во многом зависит от четкости его планирования и организации.

В сети Интернет имеются сайты (http://wiki.iteach.ru, http://letopisi.ru, http://ru.wikipedia.org и др.), с помощью которых можно реализовать различные сетевые проекты. Эти сайты поддерживают концепцию развития Интернет - Веб 2.0, принципиальным отличием которой является возможность создания контента любым пользователем сети.

Применение современных активных методов в обучении, таких как сетевые проекты, позволяет студентам развивать не только познавательную активность, но и навыки работы с компьютером, овладевать новыми информационными технологиями, учиться применять их в своей будущей профессиональной деятельности.

Однако следует отметить, что уровень разработки методики по внедрению метода проектов с применением сетевых технологий в обучении недостаточен.

Возникает вопрос: в чем заключаются образовательные ипедагогические ресурсы сетевых проектов?

Следует выделить несколько вещей:

1) сетевые проекты, как и любые учебные, направлены на самостоятельное создание обучающимися конкретного продукта, а значит – на развитие необходимых для этой деятельности компетенций, связанных с постановкой проектных задач, поиском способов их решения, анализом и обработкой информации, публичным представлением плодов своего труда;

2) в процессе реализации проекта обучающиеся осваивают применение телекоммуникационных технологий, овладевают навыками работы с сетевыми серверами (а это отличительная особенность сетевого проектирования). С таким опытом выпускник ВУЗа будет более успешным в решении профессиональных задач, ведь технологии постоянно видоизменяются, предоставляя все новые возможности для обучения, творчества, бизнеса.

3) в сетевом проектировании основной акцент делается на коллективное взаимодействие, групповую работу. Это также связано с тенденциями развития современного общества, в котором все более значимую роль играют процессы самоорганизации, общественные и гражданские инициативы.

Таким образом, бурно развивающимся направлением информатизации системы образования являются сетевые технологии, которые открывают совершенно новые возможности для творчества и самореализации как обучающихся, так и преподавателей. Сетевые технологии способствуют сближению процессов обучения и исследования, обучения и воспитания. Они открывают для системы образования принципиально новые возможности ускоренного индивидуального развития каждого студента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.
  2. Габай В.Т. Учебная деятельность и ее средства.- М.: МГУ, 1988.
  3. Горюнова М.А. Опыт использования социальной сети Campus.ru в учебной и внеклассной деятельности. Журнал «Компьютерные инструменты в школе» № 1, 2010г.
  4. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М. 2007
  5. http://sites.google.com/site/ito2011spb/master-klassy/

Krivopalova  I.V. Modern design activity in the conditions of development of information-communication technologies.

At the modernization present stage before Russian education there is a number of problems: introduction of new information technology in educational process, increase of availability of formation, its quality and efficiency, updating of the maintenance of formation, its reduction in conformity with requirements of time and problems of development of the country.

Modern approaches in formation, including use of modern information-communication technologies (ИКТ), allow to create conditions for development of new generations of the Russian citizens, formations of the experts claimed in the future. In this connection in modern conditions has sharply ripened necessity of information of an education sphere.

Key words: information-communication technologies (ICT); network technology; the network project; education system information.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

Доклад. "Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся."

Рассмотрены основные принципы организации проектной деятельности обучающихся на уроках технологии....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Выступление на городском  методическом объединении учителей образовательной области "Естесвознание"...

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание со...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете "Технология"

Метод проектов не является новым в мировой педагогике.В нстоящее время в связи с мдернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике....

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся

Метод проектов имеет свои особенности, в его основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения, ориентироваться в информационном пространс...