Статья. Современные средства оценивания в условиях работы в классах полиэтнического состава
статья (8 класс) на тему
Аннотация: В статье рассматриваются различные аспекты социокультурной адаптации детей-инофонов в условиях сельской школы: урочной и внеурочной деятельности в рамках региональной инновационной площадки. Социокультурная адаптация является базой социализации личности ребенка-инофона (через активную творческую деятельность к саморазвитию, самовыражению и самореализации). Анализируются проблемы, касающиеся первичного пребывания в школе детей-инофонов.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, дети-инофоны, социализация, мигранты, внеурочная деятельность, толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._sovremennye_sredstva_otsenivaniya._mezentseva_v.v._.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕРНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Р. Пахомова, В.В. Мезенцева
ГБОУ школа-интернат № 28
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие - перенос приоритетного внимания с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, метапредметных знаний, на развитие самостоятельности учебных действий влекут за собой и изменение системы оценивания.
Педагогическое оценивание занимает центральное место среди других элементов педагогического процесса. В педагогическом процессе без оценивания пропадает обратная связь, ни учитель, ни ученик не получают подтверждений о результатах своего труда. Можно утверждать, что существует прямая зависимость мастерства оценивания и педагогического мастерства учителя.
Сегодня в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков или достоинств, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования. В условиях организации образовательного процесса в ГБОУ школе-интернате № 28, где 70% обучающихся составляют инофоны, особенно конструктивно необходимо обеспечить обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий), а значит их достижение должно происходить с учетом специфики категории обучающихся и требует особого индивидуального подхода.
Цель оценки – это оценивание как достигаемых результатов, так и процесса их формирования. Определяющим фактором в оценивании и его формировании в ГБОУ школе-интернате является обучение детей-инофонов первично русскому языку, так как от его усвоения и овладения будут зависеть результаты обучения в целом. Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений, обучающихся в процессе освоения программы. В данном аспекте для оптимизации наблюдения за динамикой роста и рефлексии необходимы определенные инструментарии, и одним из них является карта личных достижений, учитывающих способности и особенности обучаемой категории детей.
Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Исходя из обучаемого контингента ГБОУ школы-интерната № 28 цель оценивания представляет собой не лимитированную модель и требует выбора нестандартного определения целей и задач обучения. Значимые цели состоят в освоении обучающимися инофонами русского языка, посредством формирования языковой их речевой компетенции в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность в основных общеобразовательных учреждениях РФ, а также является средством карьерного становления и дальнейшей успешности. Поэтому, в работе с обучающимися детьми-инофонами особенно важную роль играет учитель русского языка, как ведущий педагог, способствующий комфортному и продуктивному освоению всех общеобразовательных предметов. Такие обучающиеся оказываются в новой социально-бытовой, социально- культурной и учебной среде, сталкиваются с психологическими проблемами в общении со сверстниками, проходят период адаптации.
Для успешной адаптации в процессе взаимодействия учителя русского языка и ученика решаются следующие задачи:
- сформировать грамматическую и лингвистическую компетенцию (владение языковым материалом в объеме, достаточном для свободного общения в социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
- сформировать дискурсивную компетенцию (умение репродуцировать и продуцировать тексты монологического и диалогического характера в заданных социально-бытовых и социально-культурных ситуациях);
- сформировать социолингвистическую компетенцию (умение использовать языковые единицы в соответствии с социально-бытовыми, социально- культурными и учебными ситуациями общения);
- сформировать социокультурную компетенцию (дальнейшее знакомство с русской культурой)
В общем понимании путей решения учебных задач должен лежать принцип обучения детей-инофонов живой русской речи и правильной интерпретации речевого поведения носителей русского языка, читать по-русски, понимать смысл написанного. Часто приходится сталкиваться с тем, что ребенок не понимает условия задачи и как следствие не видит возможности достижения положительного результата.
Грамотная реализация принципов обучения и компетентное содержание оценки позволит обучить русскому языку согласно требованиям ФГОС ООО, поможет адаптировать детей-мигрантов к социально-культурным условиям Санкт-Петербурга. Достичь успешной адаптации можно только снизив степень негативных психологических установок и предрассудков во всех сферах жизни, окружающих ребенка. Для этого необходим особенный механизм педагогической работы, позволяющий выйти на объективное содержание оценивания в условиях ФГОС ООО.
Творческой группой ГБОУ школы-интерната № 28 была проведена работа по модификации оценочной системы с учетом особенностей обучающихся. Под этой системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса. (Приложение 1)
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
Условия реализации ФГОС носят не только требовательный характер, но и рекомендательный, среди которых образовательным учреждениям предлагают реорганизовать и предложить ребенку индивидуальный образовательный маршрут. В рамках него ученик получает образование согласно оптимально возможным требованиям, удовлетворяющих планируемые результаты и целеполагание ФГОС на разных уровнях.
Традиционная же методика оценивания дает ответ только на вопрос, знает или не знает обучающийся ту или иную тему. Такой метод является малоинформативным, не фиксирует реальные достижения каждого отдельного ученика. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
- часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
В ГБОУ школе-интернате № 28 достижение результатов по определенным критериям, выраженным в трёхбалльной системе, фиксируется на трех уровнях: повышенный – решение нестандартной задачи, где потребовалось, действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (2 балла); необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета (1 балл); минимальный - не достигнут даже необходимый уровень, не решена типовая, много раз отработанная задача, усвоение материала ниже нормы ( 0 баллов ):
№ | Критерий | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | Тема 11 | Тема 12 | Тема 13 | Тема 14 | Тема 15 | Тема 16 | итог |
1. | Постановка цели и актуализация | |||||||||||||||||
2. | Поиск информации по теме работы | |||||||||||||||||
3. | Усвоение учебного материала по теме | |||||||||||||||||
4. | Устное выступление (базовый уровень) | |||||||||||||||||
4.1 | Расширение словаря, работа над смыслообразованием слов | |||||||||||||||||
4.2 | Формирование грамматического строя речи | |||||||||||||||||
4.3 | Особенности коммуникативной сферы (связная речь, ведение диалога) | |||||||||||||||||
5. | Практическая работа | |||||||||||||||||
5.1 | Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) | |||||||||||||||||
5.2 | Разнообразие синтаксических конструкций | |||||||||||||||||
5.3 | Соблюдение лексических, орфоэпических норм | |||||||||||||||||
5.4 | Понимание различных форм словоизменения | |||||||||||||||||
5.5 | Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения. | |||||||||||||||||
5.6 | Соотнесенность содержания работы с личностным, интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом |
Шкала оценок «5» - 25-28 баллов;
«4» - 21- 24 балла;
«3» - 14 – 20 баллов;
«2» - менее 14 баллов.
Следует понимать, что при оценивании критериев, представленных в таблице, упор идет не на перевод бальной системы в оценку, а ориентация на динамику развития потенциала детей инофонов. Вследствие этого и понимание критериев, представленных в таблице отличается от общепринятых.
Постановка цели – перед ребенком инофоном ставиться только та цель, которую он может достигнуть в силу особенностей своего развития. Она может отличаться от общих целей урока для остальных детей.
Поиск информации – на первом этапе определение (уточнение) информации обязательно должно сопровождаться иллюстрацией к понятиям, тексту и т.д, а уже из нескольких понятий обучающемуся необходимо собрать нужное.
Усвоение учебного материала – ребенок-инофон может воспроизвести полученную информацию на минимальном уровне, а также применить полученные знания в простейших заданиях.
Устное выступление (базовый уровень) – оценивании этого критерия является поэтапным. На первом этапе обучающиеся-инофоны формируют словарный запас в соответствии с смыслообразванием, на втором этапе учащиеся могут отвечать простыми предложениями на заданные вопросы, т.е. вести простой диалог. На третьем этапе дети могут строить сложные предложения, объединяя их в монологические высказывания.
Практическая работа – при оценивании данного критерия следует понимать, что орфографические ошибки у детей-инофонов присутствуют в большом количестве и сразу они не исчезнут, поэтому здесь необходимо разделить и оценить ошибки, относящиеся к логопедическим (неспособность детей правильно проговаривать слова в силу особенностей строения речевого аппарата и фонематического слуха) и орфографическим (на правила русского языка). И зачастую оценка этого критерия – это отслеживание динамики развития освоения грамматических моделей русского языка. Их разнообразие, так же как и богатство синтаксического и лексического строя речи позволяет обучающемуся-инофону наиболее точно воспроизводить соотнесенность накопленных представлений и знаний о предметах и явлениях окружающей среды с его лингвистической формой выражения т.е. словесной формой передачи мысли. Самым сложным в освоении данной категорией обучающихся критерием является понимание различных форм словоизменения, это следующий в освоении этап за пониманием грамматического устройства русского языка, и он так же как и второй зависит от особенностей фонематики, грамматики родного языка и приобретённого языкового опыта, его следует отслеживать также в динамике.
Соотнесенность содержания работы с личностным, интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом – данный критерий включает в себя развитие положительной мотивации к познавательной деятельности, вызывающей активность ребенка. Положительные эмоции влияют на процессы обучения и воспитания ребёнка, и новая информация усваивается лучше, если на уроках она подаётся эмоционально, в доброжелательном тоне, на фоне психологического комфорта, в обстановке уважения и взаимного интереса.
Одной из причин отставания учащихся в учебе является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся. Обучающемуся особенно трудно ориентироваться в новых условиях, а значит невозможно сформировать объективную оценку результатов, поэтому ничтожны шансы объяснить в чем причины неуспехов, где приложенные усилия дали результаты и обусловить причины мотивации для дальнейшей работы и роста знаний.
Практика работы ГБОУ школы-интерната № 28 с детьми инофонами показывает, что приходя в среднюю ступень ООО 5 класс обучающийся имеет начальные знания русского языка, в недостаточной степени владеет устной речью, смыслообразованием слов, а возможно и не владеет таковыми даже на начальном этапе. Поэтому методика обучения инофонов должна быть основана на альтернативном традиционному пониманию принципе обучения русскому языку и оценивания, как главного инструмента активизации познавательной деятельности ученика. Такая модель позволяет вовлечь его в образовательный процесс, обеспечить комфортные условия для интеллектуального и личностного роста. Так, в 7 классе ученик уже имеет представление о собственном таланте как в русском языке, так и в изучении других общеобразовательных предметов, таких как история, обществознание, биология, химия, география и информатика должен иметь ту же возможность выбора на пути становления интеллектуальной, образованной личности. Поэтому необходимо в условиях работы с инофонами модифицировать не только содержание объективной оценки, но и помочь сформулировать обучающемуся такое представление, только уже в субъективном плане. Это сделает учебный процесс четко ориентированным и осознанным, что позволит повысить качество полученных знаний, умений, навыков. (Приложение 2). Так, в ГБОУ школе-интернате № 28 разработали индивидуальный лист самооценки, учитывающий критерии содержания оценки в условиях работы с детьми-инофонами на тех же уровнях, что оценивает учитель:
№ | Критерий | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | Тема 11 | Тема 12 | Тема 13 | Тема 14 | Тема 15 | Тема 16 | Итог | |
1 | Постановка цели и актуализация | ||||||||||||||||||
2 | Усвоение учебного материала по теме | ||||||||||||||||||
3 | Особенности коммуникативной сферы (связная речь, ведение диалога) | ||||||||||||||||||
4 | Эмоционально-психологический комфорт |
Данная система оценивания предполагает достижение следующих исходных положений:
- частое оценивание, желательно на каждом уроке;
- выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока;
- применение заранее известных преподавателю и обучающимся критериев оценивания, возможна совместная их выработка;
- исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать стабильную стратегию и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.
Список литературы:
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. // Технологии оценивания в современной школе. Учебное пособие – М.: Рассказовъ, 2002, - С. 41 -56.
- Пашкевич А.В. Система оценивания учебных достижений студентов как условие формирования профессионального самоопределения. [Электронный ресурс]–Режим доступа: http://emissia.org/offline/2009/1300.htm.
- М.А. Пинская, И.М. Улановская. Новые формы оценивания. // Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2013. – С. 80 – 114.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016.
Приложение 1
Лист оценивания ученика ГБОУ школы-интерната № 28 _____ класса ФИ___________________________________________________________
№ | Критерий | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | Тема 11 | Тема 12 | Тема 13 | Тема 14 | Тема 15 | Тема 16 | итог |
1. | Постановка цели и актуализация | |||||||||||||||||
2. | Поиск информации по теме работы | |||||||||||||||||
3. | Усвоение учебного материала по теме | |||||||||||||||||
4. | Устное выступление (базовый уровень) | |||||||||||||||||
4.1 | Расширение словаря, работа над смыслообразованием слов | |||||||||||||||||
4.2 | Формирование грамматического строя речи | |||||||||||||||||
4.3 | Особенности коммуникативной сферы (связная речь, ведение диалога) | |||||||||||||||||
5. | Практическая работа | |||||||||||||||||
5.1 | Грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) | |||||||||||||||||
5.2 | Разнообразие синтаксических конструкций | |||||||||||||||||
5.3 | Соблюдение лексических, орфоэпических норм | |||||||||||||||||
5.4 | Понимание различных форм словоизменения | |||||||||||||||||
5.5 | Накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения. | |||||||||||||||||
5.6 | Соотнесенность содержания работы с личностным, интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом |
Приложение 2
Лист самооценки ученика ГБОУ школы-интерната № 28 _____ класса ФИ___________________________________________________________
№ | Критерий | Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | Тема 8 | Тема 9 | Тема 10 | Тема 11 | Тема 12 | Тема 13 | Тема 14 | Тема 15 | Тема 16 | Итог | |
1 | Постановка цели и актуализация | ||||||||||||||||||
2 | Усвоение учебного материала по теме | ||||||||||||||||||
3 | Особенности коммуникативной сферы (связная речь, ведение диалога) | ||||||||||||||||||
4 | Эмоционально-психологический комфорт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»
Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...
Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"
В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"
Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценк...
Презентация к выступлению по теме "Современные средства оценивания результатов на уроках русского языка и литературы"
Презентация помогает при проведении педсосетов, методических объединений, совещаний....
Современные средства оценивания результатов обучения
Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной...
Статья:Сущьность критериального оценивания в условиях реализации ФГОС
Эффективные приёмы для обучения на уроках математики и подходы к оцениванию на уроках....