Методическая разработка к уроку технологии в 6 классе
методическая разработка по технологии (6 класс)
Тема урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.
Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель.
Задачи:
1) Научить приемам и способам вязания крючком, различать № крючка и соответствие его толщине пряжи;
2) Формировать навыки работы крючком, соблюдая ТБ, способность давать самооценку;
3) Развивать творческое воображение, память, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
- Предметные: знания о целях и задачах, уметь читать схемы.
- Умения: Выполнять проект по теме, вывязывать основные виды петель.
-Познавательные: определение понятий, смысловое чтение, сопоставление, анализ.
-Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, сотрудничество.
-Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование,
развитие трудолюбия, готовность к самостоятельным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr_6_klass_vyazanie_kryuchkom.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.
Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель.
Задачи:
1) Научить приемам и способам вязания крючком, различать № крючка и соответствие его толщине пряжи;
2) Формировать навыки работы крючком, соблюдая ТБ, способность давать самооценку;
3) Развивать творческое воображение, память, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Планируемые результаты:
- Предметные: знания о целях и задачах, уметь читать схемы.
- Умения: Выполнять проект по теме, вывязывать основные виды петель.
-Познавательные: определение понятий, смысловое чтение, сопоставление, анализ.
-Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, сотрудничество.
-Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование,
развитие трудолюбия, готовность к самостоятельным действиям.
Основные понятия: крючок, нитки для вязания, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами.
Учебно-наглядные пособия: файлы с образцами вязания крючком, различные крючки и нитки для вязания крючком, слайды презентации, видеофрагменты.
Тип урока: комбинированный.
Подготовительный этап: учащиеся получают задание подготовить материал для практической работы.
План урока (2 урока по 45 минут)
- Организационный момент (2мин)
- Сообщение темы и цели урока (1мин)
- Проверка знаний (5мин)
- Сообщение нового материала (совместно с учащимися) (10мин)
- Техника безопасности. (1мин)
- Физкультурная минутка.(1 мин)
- Практическая работа №1 «Изготовление образцов вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида.»(20мин)
8. Практическая работа №2 «Изготовление образцов вязания крючком: столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами» (40мин). Провести физкультурную минутку во время практической работы (1мин)
9. Вопросы для закрепления изученного материала(2 мин).
10. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок (3мин)
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности рабочих мест.
2.Сообщение темы и цели урока.
Озвучивание темы урока. Эпиграф к уроку (записан на слайде) читается учителем: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» (пословица).
Цель нашего урока: познакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различных видов петель.
3.Проверка знаний
Чтобы проверить первоначальные знания учащихся по разделу «вязание крючком» учитель задает вопросы:
1.Ребята, а кто из вас умеет вязать крючком?
2.Какие инструменты и материалы необходимы для вязания?
3. Какие изделия можно связать крючком?
4. Какие изделия сохранились у вас дома от бабушек?
5. Можно ли использовать для вязания старую пряжу?
4.Сообщение нового материала. Теоретические сведения.
Учитель: Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины. Вязание изначально появилось как простая унитарная необходимость. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовать и постепенно превратилось в настоящее искусство.
В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-ые годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой.
Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.
Связанная своими руками вещь неповторима и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Сегодня мы познакомимся с образцами петель необходимых для вязания крючком.
Инструменты и материалы.
Крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы, металла, кости и дерева. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.
Нитки. Полотно, связанное крючком, как правило мало растягивается и поэтому для работы можно использовать не только шерстяные нитки но и х/б.
Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.
Выбрав нити для вязания, нужно подобрать к ним крючок.
Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении.
Старым· вязаным изделиям можно дать вторую жизнь. Для этого их:
- распускают, нитки перематывают в мотки;
- стирают при температуре воды 400С в мыльной воде;
- прополаскивают в теплой, выкручивают, дают стечь воде; сушат
- сматывают в клубок.
Учитель:
Подготовка пряжи к вязанию
Нитки для вязания перед работой желательно постирать. Во-первых, работать с чистыми легче и приятнее, а во-вторых, после первой влажно-тепловой обработки они могут сесть или вытянуться – лучше уж пряжа, чем готовое изделие. К тому же только так можно «выровнять» нитки, уже побывавшие в работе.
Перед стиркой пряжу перематывают в большие мотки, воспользовавшись, например, спинкой стула. Чтобы нити не спутались, мотки в нескольких местах перевязывают, не перетягивая, чтобы после просушки на местах сжатия не образовались заломы.
Подготовленную пряжу аккуратно стирают, а затем тщательно выполаскивают при температуре 40-45˚С. Определить необходимую температуру легко без термометра – если рука, опущенная в воду чуть ниже локтевого сустава, ощущает приятное тепло – можно стирать.
Чистые нитки подвешивают над ёмкостью для стока воды, а затем досушивают, регулярно переворачивая. Сухие нитки сматывают в клубки. Следует помнить, что пряжа прекрасно сохраняет свои свойства, если с самого начала с ней правильно обращаться.
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать по-разному:
- либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
- либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).
Учитель:
Для начинающих очень важно научиться правильно держать крючок и вязку. Крючок держат в правой руке как карандаш или как нож. Если на крючке имеется плоская вмятина, надо держать в этом месте. Крючок нельзя крутить во все стороны. Нитку и вязку надо держать в левой руке.
Условные обозначения петель
(записать в тетрадь)
Учитель:
Чтобы научиться вязать по схемам, нужно познакомиться с условными обозначениями, которые позволяют коротко и ясно записывать различные узоры.Условные обозначения воздушных петель и столбиков записать в тетрадь.
5. Физкультурная минутка
6. Техника безопасности при работе крючком (запись в тетрадь).
Поскольку вязание должно приносить только пользу, то нужно при работе помнить следующее:
- Необходимо, чтобы при вязании положение тела было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.
- Не вяжите лежа – это вредно для зрения.
- Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами.
- Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.
- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.
- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.
- После работы крючок убирать в футляр или в определенное место.
7. Практическая работа № 1
Изготовить образцы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида.
Свяжите образцы петель:
- цепочку воздушных петель (20 петель);
- столбики без накида (3 ряда);
(демонстрация видео с пояснением)
8. Практическая работа № 2 Изготовление образцов вязания крючком: столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами»
Свяжите образцы петель:
- столбик с накидом;
- столбик с двумя накидами;
9. Вопросы для повторения.
1.Как нужно держать крючок?
2.Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
3. Что означает номер крючка?
4.Как использовать для вязания старую пряжу?
Учитель:
– Чему новому вы научились на уроке?
– По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
– Оцените качество своей работы.
10. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок.
Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
Домашнее задание.
- Довязать образцы (кто не успел в классе).
- Выполнить и эстетически оформить наглядное пособие «Основные виды петель при вязании крючком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»
Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...
Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...
Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)
Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....
Обобщение опыта учителя истории Лякутиной Татьяны Евгеньевны и обществознания по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе на тему "Путешествие по Московскому Кремлю"
Интегрированный урок по предметам математика и история....
Методическая разработка занятия по технологии "Перевернутый класс", 10 класс, литература
Сценарий занятия по технологии "Перевернутый класс"...
Методическая разработка комбинированного урока технологии и ИЗО "Введение в программу. Знакомство с предметом" (5 класс)
Современный комбинированный урок ФГОС второго поколения. Технология и ИЗО. 5 класс...
Методическая разработка к уроку технологии 7 класс по теме "Виды транспорта"
Данный урок позволит познакомить учащихся с видами транспорта, характеристиками видов транспорта....