Методическая разработка к уроку технологии в 6 классе
методическая разработка по технологии (6 класс)

Григорьева Анастасия Юрьевна

Тема урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель.

Задачи:

1) Научить приемам и способам вязания крючком, различать № крючка и соответствие его толщине пряжи;

2) Формировать навыки работы крючком, соблюдая ТБ, способность давать самооценку;

3) Развивать творческое воображение, память, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

 

Планируемые результаты:

 - Предметные: знания о целях и задачах, уметь читать схемы.

- Умения: Выполнять проект по теме, вывязывать основные виды петель.

-Познавательные: определение понятий, смысловое чтение, сопоставление, анализ.

-Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, сотрудничество.

-Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование,

развитие трудолюбия, готовность к самостоятельным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razr_6_klass_vyazanie_kryuchkom.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вязание крючком. Инструменты и материалы. Основные виды петель.

Цель урока: ознакомить учащихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различного вида петель.

Задачи:

1) Научить приемам и способам вязания крючком, различать № крючка и соответствие его толщине пряжи;

2) Формировать навыки работы крючком, соблюдая ТБ, способность давать самооценку;

3) Развивать творческое воображение, память, умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Планируемые результаты:

 - Предметные: знания о целях и задачах, уметь читать схемы.

- Умения: Выполнять проект по теме, вывязывать основные виды петель.

-Познавательные: определение понятий, смысловое чтение, сопоставление, анализ.

-Коммуникативные: диалог, проявление инициативы, сотрудничество.

-Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование,

развитие трудолюбия, готовность к самостоятельным действиям.

Основные понятия: крючок, нитки для вязания, начальная петля, воздушная петля, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами.

Учебно-наглядные пособия: файлы с образцами вязания крючком, различные крючки и нитки для вязания крючком, слайды презентации, видеофрагменты.

Тип урока: комбинированный.

Подготовительный этап: учащиеся получают задание подготовить материал для практической работы.

 

План урока (2 урока по 45 минут)

  1. Организационный момент (2мин)
  2. Сообщение темы и цели урока (1мин)
  3. Проверка знаний (5мин)
  4. Сообщение нового материала (совместно с учащимися) (10мин)
  5. Техника безопасности. (1мин)
  6. Физкультурная минутка.(1 мин)
  7. Практическая работа №1 «Изготовление образцов вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида.»(20мин)

8. Практическая работа №2 «Изготовление образцов вязания крючком: столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами» (40мин). Провести физкультурную минутку во время практической работы (1мин)

9. Вопросы для закрепления изученного материала(2 мин).

   10. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок (3мин)

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка посещаемости, проверка готовности рабочих мест.

2.Сообщение темы и цели урока.

Озвучивание темы урока. Эпиграф к уроку (записан на слайде) читается учителем: «С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся» (пословица).

Цель нашего урока: познакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком, с техникой выполнения различных видов петель.

3.Проверка знаний

Чтобы проверить первоначальные знания учащихся по разделу «вязание крючком» учитель задает вопросы:

1.Ребята, а кто из вас умеет вязать крючком?

2.Какие инструменты и материалы необходимы для вязания?

3. Какие изделия можно связать крючком?

4. Какие изделия сохранились у вас дома от бабушек?

5. Можно ли использовать для вязания старую пряжу?

4.Сообщение нового материала. Теоретические сведения.

Учитель: Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины. Вязание изначально появилось как простая унитарная необходимость. В разных уголках планеты люди создавали необходимые для жизни и быта вещи, используя самые простые и доступные материалы, сочетая несложные формы с незатейливыми узорами. На протяжении веков рукоделие развивалось, совершенствовать и постепенно превратилось в настоящее искусство.

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира  и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.


В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30-40-ые годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Связанная своими руками вещь неповторима и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.

Сегодня мы познакомимся с образцами петель необходимых для вязания крючком.

Инструменты и материалы.

Крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы, металла, кости и дерева. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.

 Нитки. Полотно, связанное крючком, как правило мало растягивается и поэтому для работы можно использовать не только шерстяные нитки но и х/б.

 Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.

Выбрав нити для вязания, нужно подобрать к ним крючок.

Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении.

Старым· вязаным изделиям можно дать вторую жизнь. Для этого их:

  • распускают, нитки перематывают в мотки;
  • стирают при температуре воды 400С в мыльной воде;
  • прополаскивают в теплой, выкручивают, дают стечь воде; сушат
  • сматывают в клубок.

Учитель:

    Подготовка пряжи к вязанию

   Нитки для вязания перед работой желательно постирать. Во-первых, работать с чистыми легче и приятнее, а во-вторых, после первой влажно-тепловой обработки они могут сесть или вытянуться – лучше уж пряжа, чем готовое изделие. К тому же только так можно «выровнять» нитки, уже побывавшие в работе.

   Перед стиркой пряжу перематывают в большие мотки, воспользовавшись, например, спинкой стула. Чтобы нити не спутались, мотки в нескольких местах перевязывают, не перетягивая, чтобы после просушки на местах сжатия не образовались заломы.

   Подготовленную пряжу аккуратно стирают, а затем тщательно выполаскивают при температуре 40-45˚С. Определить необходимую температуру легко без термометра – если рука, опущенная в воду чуть ниже локтевого сустава, ощущает приятное тепло – можно стирать.

   Чистые нитки подвешивают над ёмкостью для стока воды, а затем досушивают, регулярно переворачивая.   Сухие нитки сматывают в клубки. Следует помнить, что пряжа прекрасно сохраняет свои свойства, если с самого начала с ней правильно обращаться.

   

 Положение крючка в руке.

Крючок можно держать по-разному:

  • либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
  • либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Учитель:

Для начинающих очень важно научиться правильно держать крючок и вязку. Крючок держат в правой руке как карандаш или как нож. Если на крючке имеется плоская вмятина, надо держать в этом месте. Крючок нельзя крутить во все стороны. Нитку и вязку надо держать в левой руке.

Условные обозначения петель

 (записать в тетрадь)

Учитель:

 Чтобы научиться вязать по схемам, нужно познакомиться с условными обозначениями, которые позволяют коротко и ясно записывать различные узоры.Условные обозначения воздушных петель и столбиков записать в тетрадь.

5. Физкультурная минутка

6. Техника безопасности при работе крючком (запись в тетрадь). 
Поскольку вязание должно приносить только пользу, то нужно при работе помнить следующее: 
- Необходимо, чтобы при вязании положение тела было правильным. Садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула. 
- Не вяжите лежа – это вредно для зрения. 
- Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами. 
- Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева. 
- Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте. 
- Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего. 
- После работы крючок убирать в футляр или в определенное место. 

7. Практическая работа № 1

Изготовить образцы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида.

Свяжите образцы петель:

  • цепочку воздушных петель (20 петель);
  • столбики без накида (3 ряда);

(демонстрация видео с пояснением)

8. Практическая работа № 2 Изготовление образцов вязания крючком: столбик с одним накидом, столбик с двумя накидами»

Свяжите образцы петель:

  • столбик с накидом;
  • столбик с двумя накидами;

9. Вопросы для повторения.

1.Как нужно держать крючок?

2.Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?

3. Что означает номер крючка?

4.Как использовать для вязания старую пряжу?

Учитель:

– Чему новому вы научились на уроке?
– По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
– Оцените качество своей работы.

 

10. Заключительная часть урока, подведение итогов и выставление оценок.

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

Домашнее задание.

  • Довязать образцы   (кто не успел в классе).

  • Выполнить и эстетически оформить наглядное пособие «Основные виды петель при вязании крючком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока в 8 классе с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Зрительный анализатор. Строение и функции глаза»

Урок анатомии в 8 классе по теме "Зрительный анализатор. Строение и функции глаза". На уроке используется технологии личностно-ориентированного и проблемного воспитания и обучения школьников с элемент...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка. Интегрированный урок в 6 классе (русский язык, английский язык с применением компьютерных технологий)

Ученики часто задают нам вопросы о том, как появляются новые слова. Этот урок посвящён этимологии....

Методическая разработка комбинированного урока технологии и ИЗО "Введение в программу. Знакомство с предметом" (5 класс)

Современный комбинированный урок ФГОС второго поколения. Технология и ИЗО. 5 класс...

Методическая разработка к уроку технологии 7 класс по теме "Виды транспорта"

Данный урок позволит познакомить учащихся с видами транспорта, характеристиками видов транспорта....