Повышение престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми
статья по технологии
К вопросу о важности олимпиадного движения и выявления одарённых и талантливых детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми
Валуйский В.А., учитель технологии
МБОУ СОШ № 50 г. Белгорода
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В соответствии с Концепцией технологического образования в системе общего образования в Российской Федерации наш с Вами предмет «Технология» признан необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. И до 2024 года мы обеспечиваем переход технологического образования на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, который будет способствовать развитию всех уровней системы образования.
Напомню, технологическое образование призвано:
- обеспечить формирование у школьников технологического мышления;
- формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для развития инициативы, изобретательности, гибкости мышления;
- обеспечить освоение проектной деятельности для реализации поставленной цели;
- формировать пространство для профессиональной ориентации.
С целью повышения престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми проводятся всероссийские предметные олимпиады. Целью олимпиад является популяризация наук и выявление талантливых школьников. Многие участники и победители олимпиад в дальнейшем стали признанными учёными в своих областях (например, Г. Я. Перельман). Участие и победа школьников в международных олимпиадах повышают престиж страны и доказывает превосходство системы образования и подготовки. Победителям и призёрам всероссийских олимпиад школьников присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Для того, чтобы победить в олимпиаде, приходится усердно заниматься (изучать теорию), это подстёгивает интерес к предмету у участников. Будучи соревновательной по натуре, олимпиада приучает учеников к конкурентоспособности, к тому, что для хорошей производительности требуется практика.
Напомню, первые интеллектуальные конкурсы для школьников -«олимпиады для учащейся молодежи» - проводились в России в XIX веке Астрономическим обществом Российской Империи. С 1885 года началось проведение заочных олимпиад журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики». Участие принимали молодые люди от 14 до 29 лет.
Новый этап в олимпиадных конкурсах начался в 30-е годы при СССР. Это были предметные олимпиады по математике. В 1938 году стали проводить олимпиады по химии. Расцвет олимпиад по естественным наукам был обусловлен индустриализацией и развитием промышленного, военного потенциала СССР, для чего требовались талантливые учёные, изобретатели, инженеры.
С развитием научно-технической революции появляются новые науки и технологии, которым снова требуются кадры (генетика, кибернетика, геология и космическая картография, ядерная физика). В 1960-е годы к привычным олимпиадам по математике, физике, химии, присоединяются олимпиады по биологии, географии, иностранным языкам. Наконец, на рубеже ХХ века в список олимпиад добавляются такие предметы, как экология.
Наш предмет «Технология» впервые был включен в список олимпиад в 2000 году (Брянск) по инициативе В.Д. Симоненко.
XXI век характеризуется динамично развивающимися материальными, информационными и социальными технологиями. Основные направления технологического развития будут характеризовать текущий век жизни человеческого общества: новые источники энергии, компьютеры, телекоммуникации, роботизация. На современном этапе в образовательную область «Технология» вводятся разделы, изучающие робототехнику, 3D моделирование, 3D печать, прототипирование.
В школе №50 в сентябре-октябре проводится первый (школьный) этап олимпиады, приглашаются все учащиеся 5-11 классов. По итогам олимпиады определяются победители и призёры среди учащихся 5-6 классов, 7-8 классов и 9-11 классов. 5-6 классы – это резерв для последующих олимпиад второго (муниципального) этапа, победители 7-8 и 9-11 классов участвуют уже на уровне города в ноябре-декабре. В январе – феврале проводится региональный этап, где состязаются учащиеся, победившие на муниципальном этапе.
Уже три года на базе школы №50 проводится региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии. На данный этап отобраны лучшие из лучших. Участник олимпиады обычно усиленно готовится к ней, что способствует усвоению учебного и дополнительного материала. Участие в олимпиаде может служить преимуществом при поступлении в учебные заведения для дальнейшего образования, особенно если участник занял призовое место.
С целью повышения престижности технологического образования школьников при работе с одаренными детьми школьные учебные мастерские снабжены необходимым станочным оборудованием, инструментами, мультимедийной техникой. В содержание учебной программы вводятся темы, касающиеся 3D моделирования, робототехники и конструирования.
С 2016 года в столице проходит олимпиада мегаполисов, в которой участвуют ребята из крупных городов мира. Соревнования проводятся по четырем предметам: химии, информатике, математике и физике. Три года подряд москвичи занимают первое место в командном зачете.
На сегодняшний день рассматриваются 10 знаменитых технологий XXI века:
1) портативные информационно-коммуникационные устройства;
2) интеллектуальные мобильные системы и роботы;
3) массовая интернет-"персонализация" товаров и услуг;
4) распространение стиля жизни "в теле-пространстве" - учеба, закупки, интернет-работа;
5) появление "виртуальных помощников и секретарей " - интеллектуального "софта" высокого уровня;
6) персонифицированное и компьютеризованное медицинское обслуживание;
7) "прецизионное" (компьютерно-управляемое) сельское хозяйство;
8) альтернативные источники энергии, "чистые технологии" и энергосбережение;
9) гибридный транспорт;
10) генетически модифицированные организмы.
Из выше представленных технологий 7 первых являются информационными.
Каждый день происходит качественное изменение материальных, информационных и социальных технологий. Появляется разрыв между образованием и жизненными реалиями. Поэтому технологическое образование становится компонентом общего образования всех школьников. Наш предмет «Технология» направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности. Мы создаём ценности, соответствующие потребностям развития общества, поощряем у школьников интерес к изучению технологии, формируем компетенции у обучающихся по конструированию, моделированию в области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
Учитель технологии раскрывает у обучающихся способности к проектной деятельности, учит понимать современные технологии и осваивать новые и не существующие ещё сегодня технологии. Наша задача – выявить, оценить и продвинуть талантливого обучающегося, обладающего высокой мотивацией и способностями в сфере материального и социального конструирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-380754-1389532600.jpg)
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027033-1522611283.jpg)
Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"
Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/15/picture-1258887-1594805863.jpg)
Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-93131-1434729740.jpg)
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Повышение качества образовательной деятельности является приоритетной задачей стратегического развития школы. Работа по развитию одарѐнной личности будет успешной, если она будет иметь системный ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-820540-1474809990.jpg)
Работа с одаренными детьми - одно из направлений повышения качества образования.
Презентация к педагогическому совету....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1517790-1711208109.jpg)
Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.
Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/13/picture-16566-1705176163.jpg)
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми....