Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.
статья
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы повышения качества образования в процессе работы с одаренными детьми (из опыта работы).
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В. А. Сухомлинский
Каждый человек в чем-то талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одаренность. Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученые, деятели культуры, политические лидеры) обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обычных, «массовых» школах.
Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов новых знаний, гибкости, личностного роста.
Слово «одаренность» происходит от слова «дар». Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Выделяют следующие виды одарённости:
● одарённость в практической деятельности;
● одарённость в познавательной деятельности;
● одарённость в художественно-эстетической деятельности;
● одарённость в коммуникативной деятельности;
● одарённость в духовно-ценностной деятельности.
Организация обучения одаренных детей
1.Классно-урочная форма
2. Коллективная форма
3. «Свободный класс».
…и Обучение одаренных детей в системе дополнительного образования
Какие же методы и формы работы с одаренными детьми ?
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных материалов.
Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий.
Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися.
- Проблемный метод
Формы проблемного обучения:
– частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;
– в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.
- Поисковый метод
Поисковый метод – один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи.
- Исследовательский метод
Исследовательский метод – это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
- Информационно-коммуникационные технологии
- Проектный метод
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Рекомендуемые формы работы:
1.Факультативные занятия
Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам, а также на активизацию познавательной деятельности, помогают успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.
2. Элективные курсы
Элективные курсы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника.
В стремлении к поиску новых подходов в обучении, совершенствованию образовательного процесса, обеспечению его результативности и повышению качества образования разработана авторская программа элективного курса «Мир воздуха» для обучающихся 8-9 классов. Экология сегодня является научным фундаментом постоянной эксплуатации, сохранения и восстановления природных ресурсов, охраны среды жизни человека. В современных условиях, когда проблема выживания человечества превратилась в самую актуальную, особое внимание педагог уделяет экологическому образованию и воспитанию. С этой целью Дубининой Е.А. разработана система практических работ экологического содержания с элементами мониторинга.
Актуальность данной программы заключается в том, что она содержит знания, вызывающие познавательный интерес и представляющие ценность для определения обучающимися профиля обучения в старшей школе. Кроме того данный курс может быть реализован во внеурочной деятельности с целью организации образовательной деятельности с одаренными детьми.
Темой курса является атмосфера, так как, с одной стороны, она наиболее подвержена загрязнению и легко уязвима, а с другой - мобильна и беспрепятственно протекает в другие оболочки Земли.
Своеобразие и новизна авторской рабочей программы в том, что серьезные научные методы исследования состояния природы адаптированы к школьному возрасту и при этом не теряют своей научной и социальной значимости. Практикум позволяет расширить границы развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; дает возможность овладеть умения и навыками проектно – исследовательской деятельности, почувствовать себя молодым ученым, научным исследователем.
Элективный курс «Мир воздуха» гармонично вплетается в процесс обучения, иллюстрируя фундаментальные знания сведениями местного характера. Полученные в результате исследования факты дают представления о природе родного края и что, наиболее значимо, о степени технического воздействия на нее. Оформление результатов своей деятельности, обучающиеся могут представить в виде проекта. Перечень выходов проектной деятельности обучающихся: атласы, практико – ориентированные проекты, видеофильмы, выставки, буклеты, листовки, публикации, статьи и т.д.
Основы проектной деятельности, полученные при прохождении курса, способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам; формируют умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач; влияют на выбор профиля обучения в старших классах и будущей профессии; навыки, приобретенные учащимися при выполнении исследовательских работ, являются необходимыми при разработке и участии с продуктами проектов в научно-исследовательских конференциях (на базе ОрГМУ, ОГАУ, ОГПУ), различных конкурсах, олимпиадах, акциях, профильных сменах, при обучении в очно – заочных школах, в дальнейшем ВУЗах и СУЗах.
3.Предметные кружки (дополнительное образование)
Кружок – это эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Познавательные интересы одаренных детей нередко выходят за пределы учебных программ и учебников.
Много лет на базе нашей школы работает Творческое объединение «Введение в агробизнес». Основной его целью создания является профессиональная ориентация школьников. Учащимися агрокласса являются ученики 8-11 классов. Согласно учебному плану комплектуется на начало учебного группа, занятия проводятся согласно образовательной программе.
Цель программы: создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.
Программа «Введение в агробизнес» позволяет школьникам познакомиться с мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования. Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах.
В дни каникул организовываются профильные смены агроклассников «Юные аграрии Оренбуржья» в детских оздоровительных лагерях в Дубках.
Наши обучающие всегда принимают активное участие в работе смены. Они вместе с такими же юными аграриями Оренбургской области проводят исследовательские работы. Особый интерес у юных аграриев вызывает использование лабораторного оборудования. По итогам соревнований обучающиеся нашей школы награждаются грамотами, дипломами победителей и призеров, ценными подарками.
В течение учебного года всегда приезжают представители ОГАУ в нашу школу с целью профориентации учащихся.
В мае проводится итоговое онлайн - тестирование агроклассников по курсу обучения «Введение в агробизнес». Обучающимся выдаются Сертификаты о прохождении программы довузовской подготовки. Что дает 3 балла при поступлении в ОГАУ.
4.Научно-практические конференции.
Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы носят тематический характер.
Задача ученической конференции – привлечь внимание как можно большего числа учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся умение публичного выступления. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, простоты, научности, доступности, четкости.
В течение учебного года активные обучающиеся агрокласса разрабатывают творческую работу - проект «Мое собственное дело» по направлениям (животноводство, растениеводство и сельская экономика). В апреле отправляем работы на заочный этап конкурса бизнес – планы. Она включает сам проект, презентацию к выступлению и тезисы. По итогам заочного тура победителей приглашают на очный этап – Областную конференцию «Юные аграрии Оренбуржья» на базе Оренбургского государственного аграрного университета. Обучающиеся нашей школы ежегодно занимают призовые места и дополнительные баллы при поступлении в данное учебное заведение.
В 2016-2017 г - 7 участников, три призера 2 степени. Темы проектов: «Производство продукции пчеловодства», «Выращивание клубники в лично-подсобном хозяйстве», «Разведение КРС в личном подсобном хозяйстве». Всем победителям вручены ценные призы. Двое награждены поездкой в детский лагерь в Краснодарский край.
2018-2019 г . – 3 участников, 1 диплом 2 степени на тему: «Выращивание жимолости в личном подсобном хозяйстве», ценный приз. Одна обучающая за бизнес – план «Разведение пчел в личном подсобном хозяйстве» получила поощрительный приз.
2019-2020 г. – 3 участника, два диплома 1 степени «Выращивание кукурузы в личном подсобном хозяйстве», «Разведение перепелок в личном подсобном хозяйстве».
Данные победители были приглашены на областную профильную смену « Агроклассы», в которой предусмотрено обучение по программе «Введение в агробизнес», на базе лагеря «Город детства» в дни летных каникул. Затем они прошли итоговое тестирование и получили сертификаты об успешном окончании агрокласса. Дипломы победителей данного конкурса и сертификаты об успешном окончании агроклассов являются основанием для присвоения пяти дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при последующем поступлении в ребят Оренбургский ГАУ. Победителей и призеров конкурса этого года включили во всероссийский реестр одаренных детей Министерства просвещения РФ, и в дальнейшем к ним применялись все меры поддержки и продвижения, предусмотренные законодательством для одаренных детей России.
2020-2021г. - Трое участников, 1 призер 3 степени, Тема проекта «Производство продукции пчеловодства», ценный приз.
2021-2022 г. - Трое участников , 1 победитель с дипломом 1 степени за бизнес – план «Выращивание винограда в личном подсобно хозяйстве», ценный приз от министерства образования и от спонсоров.
2022-2023 г.- Двое участников, два победителя заочного тура с бизнес – планами «Производство продукции пчеловодства».
С одаренными обучающимися принимаем участие не только в областных, но и региональных конференциях.
На базе Оренбургского государственного медицинского университета в целях довузовской подготовки проводится конференция «Путь в медицину». На данную конференцию обучающие должны предоставить тематический практико – ориентированный проект, тематический альбом или проект - исследование. Она тоже предполагает заочный и очный этап. Мы уже принимали участие в 3 секциях их 7 предложенных.
- Медико – биологические проблемы (научно-исследовательская работа «Анорексия. Красота или здоровье?»);
- Биология в картинках и рефератах (тематические альбомы « Органы зрения», «Анатомия органов пищеварительной системы», «Заболевания органов пищеварительной системы»);
- Готовимся к ЕГЭ по биологии (практико – ориентированный проект по теме «Бактерии»).
Обучающиеся нашей школы занимают призовые места и набирают дополнительные баллы для поступления в данный ВУЗ.
2017-2018 г.- диплом 1 степени и дополнительные 5 баллов при поступлении в данный ВУЗ получила обучающая 11класса.
2018-2019г. - диплом 1 степени и дополнительные 5 баллов - обучающийся10 класса.
2019-2020 г.- диплом 2 степени и дополнительные 4 балла - обучающийся 11 класса.
На базе Министерство просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» Институт Естествознания Оренбургской области приняли участие в региональной молодежной научно - практической конференции «Экологические проблемы региона», посвященная Всемирному Дню Земли.
Обучающая нашей школы получила сертификат участника за выступление с докладом «Проблема раннецветущих растений».
5.Участие в олимпиадах
Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
В марте – апреле 2018 года обучающаяся 11 класса приняла участие в заочном туре областной олимпиаде школьников по биологии и химии ( Оренбургский государственный медицинский университет) 2018г. Прошла на очный этап олимпиады по химии и стала призером 2 степени.
В 2024 году обучающийся 7класса стал победителем областной олимпиады школьников по биологии.
6.Обучение в очно – заочных школах.
Обучающиеся нашей школы , пройдя предварительное заочное онлайн - тестирование , обучаются в областной многопрофильной очно – заочной школе « Академия юных талантов « Созвездие» Министерства образования Оренбургской области и Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной детско – юношеский многопрофильный центр». В дни каникул организованы профильные смены. За достигнутые успехи при изучении химико – биологических наук обучающиеся награждены дипломами 1 и 2 степени.
7.Участие в акциях.
С марта по май 2019года в стенах нашей школы проходила всероссийская акция «Здоровое питание – активное долголетие» в рамках проекта «Здоровое будущее». Как куратором акции, мною было зарегистрировано три активных лидера. Разработан план мероприятий, который охватил 1-11классы, создана активная личная страничка на сайте движения. Лидеры акции приняли участие в конкурсе отчетов о проделанной работе. Обучающийся 10 класса, по результатам отбора, стал победителя регионального этапа конкурса «Здоровое питание – активное долголетие» движения «Сделаем вместе!».
В Региональном исполнительном комитете Партии, первый заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке, председатель координационного совета Движения «Сделаем вместе!» Геннадий Онищенко провел встречу с победителями регионального этапа акции «Здоровое питание - активное долголетие» и лично вручил награды.
Обучающийся нашей школы стал победителем сначала регионального, а затем всероссийского этапа конкурса Лидер акции «Здоровое питание – активное долголетие» движения «Сделаем вместе!» и награжден поездкой в лагерь « Артек» .
Что дает одаренным детям участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня:
- выход за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга
общения;
- новые впечатления от общения со сверстниками;
- сравнение собственных достижений с успехами других ребят;
- расширение кругозора;
- формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность.
Не стоит забывать о том, что на пути к повышению качества образования много трудностей и преград. Я советую всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.
В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологизация учебного процесса как фактор повышения качества образования
В статье рассматривается вопрос использования проекта "Подготоака к внешней оценке учебных достижений" с точки зрения технологизации учебного процесса. Статья будет полезна широкому кругу учителей.ТЕХ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/01/picture-1027033-1522611283.jpg)
Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"
Тематический педагогический совет "Работа с одаренными детьми в школе как фактор повышения качества образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/15/picture-1258887-1594805863.jpg)
Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования
В наши дни проблема выявления, развития и обучения одаренных является весьма актуальной. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность дос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-93131-1434729740.jpg)
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Повышение качества образовательной деятельности является приоритетной задачей стратегического развития школы. Работа по развитию одарѐнной личности будет успешной, если она будет иметь системный ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/03/picture-1324681-1670085470.jpg)
«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования».
laquo;Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-488323-1413114751.jpg)
выступление по теме "Одаренные дети как фактор повышения качества образования
Для поддержки одаренных детейнеобходимо использовать: •индивидуальный подход на уроках•дополнительные занятия•участие в предметных олимпиадах•конкурсы, интеллектуальные игры, ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1517790-1711208109.jpg)
Доклад на тему: Работа с одаренными детьми как важнейший фактор повышения качества образования.
Актуальность этой темы в настоящее время обусловлена, во-первых, установкой государства на подготовку и развитие высокообразованной компетентной личности, неординарно мыслящей и готовой решать сложные...