Методическая разработка "Коррекционно-педагогическая работа на уроках ПТО над улучшением здоровье-сберегающей среды
методическая разработка по технологии (9 класс)
В данной разработке изложены материалы по работе учителя трудового обучения над улучшением здоровье-сберегающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kor.ped_.rabota_nad_uluch._zdorsb.sred_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение– специальная (коррекционная) школа № 9
Коррекционно – педагогическая работа на уроках
трудового обучения над улучшением здоровьесберегающей среды
Автор – составитель:
Коваленко М.Ф.
учителя трудового обучения
Мысковский городской округ
2022
Содержание:
1. Индивидуальный подход к учащимся с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………………………………………………………………….3
2. Принципы достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся на занятиях труда……………………………………………………………….. 5
3. Самостоятельная работа на уроках труда, как условие успешного усвоения материала………………………………………………………………………………………………… 7
4. Охранительный режим на уроках трудового обучения…………………………..9
5. Литература……………………………………………………………………………………………10
- Индивидуальный подход к учащимся с ограниченными возможностями здоровья
Целью коррекционной работы учителя трудового обучения в коррекционном учреждении является формирование доступных для данной категории школьников знаний, умений и навыков посредством своевременного оказания помощи.
Несомненно, вопросы коррекции учителем решаются в единстве процессов обучения и воспитания с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
При организации коррекционной работы по трудовому обучению, учителю следует помнить высказывания Л.С.Выготского о «зонах ближайшего развития». Их суть состоит в следующем: нельзя оценивать возможности ребенка только по тому, что он в состоянии сделать сам. Главное, какие задачи он может решить в сотрудничестве со взрослым. Педагогу необходимо опираться на усвоенные ранее знания и умения учащихся, а на следующем этапе расширить и обогащать эти знания. Учителю стоит обращать внимание на то, как ребенок самостоятельно использует знания, которые освоил.
Учителю трудового обучения особенно важно учитывать в своей работе принципы индивидуального и дифференцированного подхода при обучении. Так, одни учащиеся испытывают трудности в умении ориентироваться в пространстве, планировать свои действия. Другие хотя и усваивают теоретический материал, но испытывают трудности в самом процессе практической работы, отстают по темпу и качеству работы. Учителю стоит изучить особенности каждого ученика. Порой не всегда быстро удается выяснить причину, почему ребенок не усвоил тот или иной материал. А для этого нужны постоянные наблюдения и анализ действий детей. Путем упрощения или усложнения задания, выбора наиболее оптимального объема теоретического и практического материала для усвоения на одном занятии, учета индивидуальных особенностей по темпу и умениям выполнение задания каждым учащимся (а от этого зависит и распределение учащихся по рабочим местам или приближение их к месту работы учителя) можно практически осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Следует четко разграничивать такие понятия, как индивидуальный подход и индивидуальное обучение. Под индивидуальным подходом в обучении понимается сумма педагогических приемов, неправленых на оказание психолого-педагогической помощи отдельному ученику, занимающемуся фронтально с учебной группой, на основе учета индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с целью коррекции этой деятельности и формирования устойчивых знаний и практических умений и навыков. При индивидуальном подходе учитель труда не составляет для слабых учащихся отдельные учебные планы и программу, а оказывает им помощь а процессе фронтальной работы всей учебной группы, используя дополнительные приемы и методы активизации их учебной деятельности.
Индивидуальный подход на занятиях по труду необходим для того, чтобы привести всех учащихся к единому темпу и ритму работы и добиться усвоения каждым из них учебного материала. А для этого используются различные приемы и методы.
- Требования к учащимся в процессе занятия должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого ученика. Ребёнку психопатического поведения учитель объясняет спокойно, но строго. Порой задание может быть дано в форме приказа.
- Следует использовать различные дидактические приёмы и методы в процессе формирования умений. Наряду с вербальными методами используют и наглядный, для этого учителю нужны образцы, рисунки, эскизы, чертежи, инструкционные, предметные и индивидуальные технологические карты.
- Практическую работу учащихся следует контролировать, применяя принцип максимального расчленения, т.е. после выполнения одной операции ученик должен показать работу учителю, который анализирует качество выполненной работы и объясняет ученику недостатки в его работе и способы их устранения. Затем ученик приступает к выполнению следующей операции. Нужно постепенно приучать детей самостоятельно контролировать и оценивать свою работу.
- Необходимо учитывать различный темп выполнения задания обучающимися. Так, эпилептики педантичны, аккуратны, переживают за оценку. Поэтому им желательно начать выполнение работы раньше других. Им можно сократить объём практической работы. И наоборот, тем, кто быстро и хорошо справляется с заданием, можно несколько увеличить объём работы или предложить помочь другим детям.
- Можно разработать индивидуальную систему поощрения обучающихся. С этой целью хорошо использовать экран работы обучающихся. Это доска, размеры которой зависят от возможностей помещения и наличия соответствующего материала. Доска обклеивается линолеумом тёмного однотонного цвета. Поле доски расчерчивается: слева в колонку пишутся имена и фамилии учеников, справа отмечаются результаты выполнения задания каждым учеником, ставятся оценки. На экране можно отражать итоги проведения каждого занятия по последовательности выполнения той или иной операции. Запись должна быть краткой. Например, « Не спеши», «Молодец», «Работай аккуратно» и т.д. Таким образом, на экране учитель отмечает как отрицательные, так и положительные моменты в работе учащихся на данном занятии. Известно, что учащиеся коррекционной школы не всегда могут критически оценивать свои действия, а к устным замечаниям и указаниям учителя быстро привыкают, забывают, а порой не обращают внимания. Словесная инструкция в данном случае подкрепляется письменным напоминанием ученикам о том, какие ошибки они допускали, каких положительных результатов достигли в работе, так как запись учителя остаётся до следующего урока. В тоже время экран помогает учителю планировать вопросы индивидуального подхода для коррекции недостатков обучающихся связь между занятиями.
Важным коррекционным требованием к содержанию уроков трудового обучения является доступность для обучающихся, того или иного вида труда по физическим нагрузкам, темпу работы, общему воздействию на физическое состояние. Поэтому учитель трудового обучения должен определять дозировку трудовых нагрузок, объём учебного материала, необходимого для усвоения на данном занятии, предусматривать смену различных видов деятельности школьников, чтобы предотвратить утомляемость.
- Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся на занятиях труда
Современная дидактика рассматривает обучение как системный процесс, включающий этапы первичного усвоения знаний, а затем последующего их расширения и закрепления. Трудовое обучение и воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе общих дидактических принципов. Особое место в дефектологии отводится принципу коррекции умственных и физических недостатков.
Специфика организации учебной деятельности у обучающихся коррекционных школ требует введения такого понятия, как принцип достаточности, который направлен на создание условий, благоприятных для поддержания и развития сохранных положительных сторон учебной деятельности школьников. Это требует отбора прежде всего доступного для усвоения, минимально необходимого материала, достаточного для успешной самостоятельной трудовой деятельности на уроках труда и после окончания школы.
Согласно принципу достаточности учителю следует продумать и выделить из всего объема учебного материала тот, который необходим и достаточен для осуществления школьниками практической деятельности, а также определить методы, активизирующие интересы школьников и конечному результату своего труда.
При обучении труду обучающийся не получит прочных умений и навыков без усвоения технико – технологических сведений. Последнее и составляет большую трудность. Всякой практической деятельности предшествует этап теоретического осмысления задания, приемов работы, ее последовательность, ознакомление с назначением и устройством инструментов, оборудования и приспособлений. Обучающиеся, прежде чем приступить к работе, должны знать назначение и название инструментов, приемы безопасной работы, название материала, его свойства, план работы, последовательность действий и приемы их контроля. Вот тот обобщенный минимум знаний, который необходим и достаточен школьнику при усвоении любого вида труда.
Каким образом учитель труда может определить необходимый и достаточный объем учебного материала, т.е. тот, который ученик должен усвоить обязательно к концу обучения? Эту работу следует начинать с определения степени сложности содержания учебного материала и выделения главного, без чего ученик не может приступить к выполнению практического задания.
Для школьников с низкими учебными возможностями трудным представляется усвоение значительного объема дополнительных знаний, связанных с устройством, принципом действия оборудования, определениями изучаемых понятий. Принцип достаточности предполагает установление не только уровня трудности, но, самое главное, достаточного объема необходимого учебного материала, без которого невозможно осуществление сознательной трудовой деятельности на том или ином этапе обучения. Работа учителя труда при обучении школьников направлена на организацию учебного процесса таким образом, чтобы знания, полученные школьниками на уроках труда, помогали им в практической деятельности.
Отметим, что уровень и возможности познавательной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья значительно отличаются от заложенных в программе требований. Из этого объема знаний, предусмотренных программой для усвоения, лишь часть сведений используется школьниками процессе практической деятельности на занятиях труда и после окончания школы. Следовательно, основное внимание при обучении должно уделяться освоению учебного материала, позволяющего формировать устойчивые умения и навыки.
Деление учебного материала на базовый (для фронтального обучения учебной группы) и достаточный (для обязательного усвоения школьниками с низкими учебными возможностями) создает более перспективные условия оптимизации учебного процесса, поскольку школьники с низкими возможностями обучаемости и развития не преодолевают трудностей при усвоении базового учебного материала в полном объеме. Вместе с тем, как показывает практика, данная группа учащихся может усвоить определенный объем учебного материала, если создать особые психолого-педагогические условия, правильно дозируя задания и оценивая знания, исходя из возможностей ученика.
Познавательные возможности школьников с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе, как правило, неоднородны. Это хорошо прослеживается на разных этапах занятия. 10-15 % школьников не в состоянии усвоить содержащийся в программе учебный материал в полном объеме. Причины могут быть различными. Поэтому важно своевременно определить, кокой именно материал ученик не усвоил, на каком этапе занятий он испытывает трудности. Учитель труда вправе сохранить или увеличить количество учебного времени для прохождения той или иной темы, исходя из конкретных условий, связанных с особенностями усвоения школьниками учебного материала. Он может варьировать требования к оценке усвоенного ими объема знаний, умений и навыков, устанавливал необходимый и достаточный объем учебного материла в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
Наблюдая за выполнением тех или иных заданий, учитель оценивает не только то, как ученик работает, но и отмечает его реакцию на оценку результатов своего труда. В учебной деятельности хорошо проявляются положительные и отрицательные личностные особенности каждого ученика. Учитель опирается на сохранные стороны личности школьника.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недоразвитие самооценки и самоконтроля, что проявляется в аффективных и неадекватных реакциях на оценку результатов своей учебной деятельности. Школьники с низкими возможностями обучаемости не всегда могут принять завышенные, по их мнению, требования учителя, правильно оценить свои способности. Они обидчивы, в состоянии аффекта агрессивны, у них возможны проявления негативизма и в конце концов эти ученики могут совсем отказаться от работы. Учителю следует учитывать психологические особенности своих воспитанников, трудности, переживаемые ими, и предъявлять к ним адекватные требования, всячески поощряя усилия, затраченные учеником на выполнение работы.
Поощряя такое сохранное качество ребенка, как старательность и желание трудиться на доступном для него уровне требований, можно постепенно добиться усвоения необходимых знаний и умений.
Умелое введение в практику преподавания трудового обучения принципа достаточности явилось бы одной из составляющих гуманизирующих систему обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Самостоятельная работа на уроках труда, как условие успешного усвоения материала
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
На уроке трудового обучения с помощью разнообразных самостоятельных работ могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е не представляют систему. При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
- Система самостоятельных работ должна соответствовать решению основных дидактических задач – приобретению учащимися знаний, развитию у них познавательных способностей , формированию умения самостоятельно применять знания на практике.
- Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой.
- Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у учащихся разнообразных умений и навыков.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у обучающихся знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ. Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, а также принцип дифференцированного подхода к учащимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
- Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задание и каким образом будет проверяться его выполнение.
- Содержание и объем самостоятельной работы должны быть посильными для учащихся, а сами ученики – подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
- На первых порах у обучающихся нужно формировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение простых измерений, выполнение схем и чертежей и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должны предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.
- Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.
- В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным обучающимся требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.
- При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цели, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
- Охранительный режим на уроках трудового обучения
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или каких либо физических дефектов. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью обучающихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
Основными факторами, влияющими на здоровье школьников являются: внешние (гигиенические, мебель, технические средства), связанные с образовательным процессом (объем учебной нагрузки, расписание уроков, организационно – педагогические условия проведения урока, психологический климат, стиль педагогического мышления и др.).
Как рационально организовать урок с учетом работоспособности обучающихся?
- Количество видов деятельности должно быть от 4 до 7 (слушание, рассказ, ответ на вопросы, практическая работа);
- Продолжительность видов деятельности не более 10 минут;
- Число методов преподавания не менее 3;
- Наличие физической или эмоциональной разрядки, минимум 2;
- Чередование позы ученика.
Сохранение здоровья обучающихся способствует применение новых технологий (личностно – ориентированная технология, технология критического мышления и т.д.) Кроме того, педагоги не должны забывать о проведении физкультминуток для глаз и для различных групп мышц. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности, и безусловно, интерес к уроку или тому, о чем вы говорите.
Стиль педагогического общения должен быть демократичный и гуманный. При реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся должен работать принцип – воспринимай человека таким, какой он есть, переводя его в лучше качественное состояние.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: потягивание, зевоту, закрывание глаз, остановившейся взгляд, разговор с соседом, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока и постарается их избежать.
Литература
- Мирский, С.Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1988.- 248 с.
- Жарова П.В. Учить самостоятельности: книга для учителя. – М.:Просвещение, 1995.- 187 с.
- Дружинин, В.В. Психология эмоций, чувств, воли. – М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003. – 185 с.
- Патракеев, В.Г. Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта.// Дефектология.- 1998.- № 6. – с. 15-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"
В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего развитию личности ученика в процессе ...
Авторская работа. Статья: «Организационно-методические особенности воспитательной работы на уроках физкультуры».
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Материал представлен для учителей физ.культуры....
методическая разработка письменной работы для уроков ОБЖ 7 класс
ЧС гидрологического характера...
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями "Обособление второстепенных членов предложения"
Конспект урока русского языка со здоровье сберегающими технологиями в 8 «А» классе Тема урока: Обособление второстепенных членов предложения. (Слайд №1)Цель: Формирование умения находить и обособ...
Методическая разработка "Самостоятельная работа на уроках биологии"
"Самостоятельная работа на уроках биологии"...
Методическая разработка проверочной работы к уроку по теме урока "Признаки живых организмов" в 9 классе
Эта проверочная работа может быть использована на этапе урока Актуализация, в качестве проверки домашнего задания, либо при первичном закреплении изученного материала в конце урока, либо как задания д...
Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...