Проектная работа
проект по технологии (9 класс)

Гучигова Наталья Алексеевна

Проектная работа по теме "Изучение романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка" с применением цифровых технологий". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 539 с углубленным изучением иностранных языков

Предмет: литература

Тема: изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» с применением цифровых технологий      

Работу выполнила: Авдеева Полина, 9б класс

   Руководитель: Гучигова Н.А., учитель русского языка

и литературы

Санкт-Петербург

2022

Содержание

1 Вступление……………………………………………………………………………….3

2 ИКТ в образовательном процессе ……………………………………………………..4-5

3 Применение ИКТ при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская доска» ……6-7

4 Заключение………………………………………………………………………………8

5 Список литературы……………………………………………………………………..9

6 Приложение…………………………………………………………………………….10

1 Вступление

Мир стремительно меняется, цифровые технологии сопровождают нас на каждом шагу, и процесс образования должен изменяться, идти в ногу с современными технологиями. Школа не должна отставать от прогресса. Цифровые технологии – это инструмент эффективной доставки информации и знаний до обучающихся, это инструмент создания учебных материалов, это средство построения образовательной среды: развивающей и технологичной.

Что же такое современный урок? Каким требованиям он должен отвечать? Любой современный урок, несомненно, должен включать в себя современные технологии и средства обучения. Ученикам уже недостаточно просто записывать упражнения из учебника, хочется, чтобы урок был не только познавательным, но и интересным. Я считаю, что для этого нам помогут различные интерактивные технологии.

Что же касается уроков литературы, которые, конечно, помогают разобраться в сложных жизненных ситуациях, сделать правильный выбор, задуматься над философскими и нравственными вопросами, то надо, чтобы и они отвечали современным требованиям.

Применяя цифровые технологии на уроках литературы, мы решаем несколько важных задач:

  • Повышаем интерес учащихся к предмету
  • Стараемся разнообразить формы работы и активизировать внимание учащихся
  • Осуществляем диагностику и контроль за усвоением знаний

В качестве эксперимента мы взяли роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и создали интерактивные задания по данному произведению на разных этапах работы. Почему именно этот роман? «Капитанская дочка» является одновременно и историческим событием, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас.

Цель работы: создание интерактивных заданий на разных сервисах по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Задачи:

  1. Изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  2. Изучение цифровых технологий
  3. Составление интерактивных заданий

Актуальность:

Я считаю, что моя тема актуальна, так как она представляет собой соединение культурных ценностей и компьютерных технологий. Современные дети стремятся изучать что-то новое, нередко прибегая к цифровым технологиям.

2 Цифровые технологии в образовательном процессе.

     Планшеты, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь сегодняшних учеников. Наша цифровая жизнь стремительно развивается. И на уроках показ презентаций, видеороликов, аудио приложений — это уже не новинка. Цифровые технологии - основа образования 21 века.

     Каждый современный учитель понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

     Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности как учителя, так и ученика.

     ИКТ (компьютер, Интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудивизуальное оборудование) являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

     Применение ИКТ в обучении – одно из приоритетных направлений современного образования.

      Влияние использования ИКТ на ученика:

  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Урок становится увлекательным, запоминающимся, наглядным.

Таким образом, основная цель ИКТ – повышение качества обучения.

       Использование ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) на уроках литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

      Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

      Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора.

      Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

      Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

       Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения.

       Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

3 Применение ИКТ при изучении романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

В своей работе я использовала следующие цифровые технологии:

1 Презентации

2 Ресурс https://learningapps.org/

3 Сайт: Coggle.it   создание ментальной карты

4 Сайт: Padlet.com  создание интерактивной доски

  • Во-первых, конечно, презентации, они очень часто используются на уроках. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной. Что же касается презентации к роману «Капитанская дочка», то ее можно использовать по мере прохождения всего произведения. Также презентаций может быть несколько: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Историческая эпоха в романе», «Исторические лица в романе», «История создания романа» и т.д.

  • Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий, способствуя созданию и применению электронно-интерактивных упражнений. При желании любой педагог, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов.

Все упражнения сервиса LearningApps.org разделены на 6 категорий:

  1. Различные тесты и викторины.
  2. Упражнения на установление соответствия.
  3. «Шкала времени» и упражнение на восстановления порядка.
  4. Упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды.
  5. Онлайн-игры, в которых может участвовать одновременно несколько учеников.
  6. Ресурс предоставляет возможность для сотрудничества педагог-ученик, ученик-ученик.

Использование данного сервиса в сети Интернет на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

Созданные на данной платформе упражнения можно опубликовать на своих сайтах (блогах), делиться ссылками с коллегами и обучающимися.

Learning Apps позволяет учитывать уровни языковой подготовки учащихся, что является основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика.

При изучении романа «Капитанская дочка» я выполнила несколько упражнений, которые можно использовать как при обобщении знаний (после прочтения всего произведения), так и на разных этапах урока.

  • Ментальная карта – графическая запись в виде диаграммы, один из ресурсов цифровых технологий. На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Ее можно использовать на разных этапах изучения произведения.

  • Интерактивная доска Padlet – один из сервисов цифровых технологий. Виртуальная доска (онлайн-доска) – это сервис, который дает возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а преподавателю– прокомментировать и оценить каждого. Возможно также использование доски преподавателем для размещения учебно-методических, контрольно-измерительных и других материалов..Стена всегда имеет определённую тему, согласно которой и происходит наполнение стены. На стену можно помещать аудио и видеофайлы, фото, документы. Стена состоит из окошек, каждое из которых активно и содержит загруженный материал. «Padlet» поможет создать доску объявлений, обсуждения, рассуждения, головоломки, сбор отзывов. Данную доску можно использовать на любом этапе изучения произведения.

Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:

Виды ЦОР

Этап урока. Назначение в образовательной практике

Презентации

На всех типах уроков: объяснение нового материала, закрепления и контроля.

 Ресурс LearningApps.org

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Ментальная карта

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Интерактивная доска Padlet

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

4 Заключение.

        Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:

  • - при объяснении нового материала;
  • -  при закреплении;
  • - при повторении;
  • - при контроле знаний, умений и навыков.

       Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

  • - позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
  • - способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  • - позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • - повышают интерес к урокам;
  • - активизируют познавательную деятельность учащихся;
  • - развивают творческий потенциал учащихся;
  • - осовременивают урок.

6 Список литературы

1 Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. Л., 1977

2 Дегожская А.С. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1971

3 Петрушина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. – М., 1987

4 Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. – М., 1990

5 Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. М.: Советский писатель, 1955


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа как эффективное средство самостоятельной работы учащихся

Методическая разработка к выступлению на педагогическом совещании...

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...

Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений

Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....