Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики
статья по физкультуре ( класс) на тему
В статье представлены результаты исследования влияния программы занятий фитбол-гимнастикой на уровень интереса младших школьников к занятиям физической культурой, а так же на уровень развития гибкости и координацианных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrobotka_1.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование устойчивого интереса к физкультурно –оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста средствами фитбол-гимнастики
Выполнила: Баженова Екатерина Алексеевна, учитель физической культуры ГБОУ ЦО № 173, Петроградского района, города Санкт-Петербург
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на фоне растущего интереса к спорту в качестве зрителя, желание и интерес непосредственно к занятиям физической культурой и спортом у детей с каждым годом снижается.
Одной из причин снижения тяги к занятиям физической культурой можно считать то, что как урок физической культуры, так и занятия в спортивных секциях, направлены на выполнение каких-либо спортивных нормативов. И если ребенок с ними не справляется, то его оценка снижается и интерес к нему со стороны педагога ослабевает, а сам ребенок, чувствуя себя неуютно в среде более ловких, быстрых и сильных сверстников, начинает избегать занятий физической культурой.
За счет смены приоритетов на занятиях физической культурой (с получения оценки на получение удовольствия от двигательной активности), изменения атмосферы и способов мотивирования к занятиям учащихся, должно увеличиться число желающих заняться спортом.
Цель: Разработать программу занятий с фитболом, направленную на формирование устойчивого интереса к физкультурно-оздоровительным занятиям у детей младшего школьного возраста.
Для решения Поставленной цели были сформулированы задачи.
Задачи:
1. Выявить мотивацию и уровень интереса к физкультурно-оздоровительным занятиям у детей.
2. Оценить уровень развития гибкости и координационных способностей занимающихся.
3. Разработать программу занятий фитбол-гимнастикой.
4. Апробировать и исследовать влияние программы на уровень интереса и развитие физических способностей детей младшего школьного возраста.
Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы. Сбор теоретической информации по изучаемой проблеме. Ознакомление с существующими методиками формирования интереса у детей младшего школьного возраста.
2. Анкетный опрос.
В ходе изучения методик формирования и измерения уровня интереса у детей, были разработаны 2 анкеты для занимающихся. Каждая анкета состоит из 10 вопросов. Первая анкета направлена на оценку уровня интереса к конкретным внеклассным физкультурно-оздоровительным занятиям. Вторая – на выявление основных мотивов и оценку уровня интереса к занятиям физической культурой в целом.
Анкетирование среди детей проводилось спустя неделю, после начала занятий и спустя 6 месяцев занятий по разработанной программе.
3. Метод тестирования.
Для оценки уровня развития гибкости и координационных способностей детей младшего школьного были разработаны специальные тесты с использованием фитбола, за основу которых были уже существующие (Холодов Ж.К., Кузнецов В. С.)
Тест 1. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед.
И.п. – Упор сидя сзади, ноги прямые на фитболе. Занимающийся выполняет наклон вперёд, руками к мячу. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки (фитбола) до третьего пальца руки.
Критерии оценки:
«5» (отлично) – руки на 5 и более см дальше ближнего края фитбола
«4» (хорошо) – руки касаются фитбола
«3» (удовлетворительно) – 5 и менее см до края фитбола
«2» (неудовлетворительно) – более 5 см до фитбола.
Тест 2. Ловкость.
И.п. – стоя, мяч в руках. Занимающиеся выполняют отбивы мяча об пол, поочерёдно правой и левой рукой, в быстром темпе. Оценивается количество отбивов, выполненное подряд, без потери мяча.
Критерии оценки:
«5» (отлично) – 10 и более раз
«4» (хорошо) – 8 – 9 раз
«3» (удовлетворительно) – 5 – 7 раз
«2» (неудовлетворительно) – менее 5 раз
Тест 3. Равновесие.
И.п. – Сидя на мяче, руки в стороны, ноги согнуты. По сигналу, занимающийся выпрямляет ноги и пытается без опоры усидеть на мяче, сохраняя при этом положение правильной осанки.
Критерии оценки:
«5» (отлично) – 10 и более секунд
«4» (хорошо) – 7 – 9 секунд
«3» (удовлетворительно) – 3 – 6 секунд
«2» (неудовлетворительно) – менее 3 секунд
4. Педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился в течение полугода. В эксперименте участвовала группа, состоящая из 15 девочек в возрасте от 7 до 9 лет. На протяжении эксперимента уделялось особое внимание соблюдению правил занятий фитбол-гимнастикой (Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. 2003) и правил техники безопасности.
В ходе эксперимента было проведено 2 анкетных опроса. На первом занятии, и затем каждые 2 месяца проводились контрольные тестирования, с целью оценки динамики развития физических способностей.
Организация исследования.
Исследования проводились на базе ГБОУ ЦО №173 Петроградского района города Санкт-Петербурга. Контингент испытуемых младший школьный возраст.
Эксперимент проводился в 3 этапа:
1 этап:
На первом этапе работы проводился обзор и анализ литературы по изучаемой теме. Постановка цели и задач работы. Разработка контрольных тестов и составление анкет для детей младшего школьного возраста. Выбор быза для проведения исследования (исследование проводилось на базе ГБОУ ЦО № 173 Петроградского района)
2 этап:
На втором этапе проходила разработка программы занятий фитбол-гимнастикой, с учётом возможностей и потребностей детей младшего школьного возраста.
3 этап:
Формирование группы участников эксперимента. Проведение анкетирований и контрольных тестирований да начала эксперимента. Проведение занятий, согласно разработанной программе. Проведение анкетирований и контрольных тестирований спустя полгода. Обработка полученных данных и составление выводов.
Содержание программа занятий фитбол-гимнастикой с детьми младшего школьного возраста.
Содержание программы распределено по двум блокам: основы знаний и учебно-практический материал.
«Основы знаний» - теоретический раздел программы, включающий в себя основную терминологию, основы техники безопасности при занятии на фитболе, без которых овладение практическими навыками является невозможным.
«Учебно-практический материал» - раздел, включающий в себя формирование умений, навыков и развитие двигательных способностей средствами фитбол-гимнастики. В раздел так же входит комплекс упражнений для самостоятельного выполнения.
Программа рассчитана на один год занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Занятие традиционно поделено на три части: подготовительная, основная и заключительная. Под каждую часть занятия подбиралось музыкальное сопровождение, соответствующее темпу упражнений, выполняемых в данной части занятия.
Подготовительная часть занятия включает в себя ходьбу «змейкой» вокруг мячей, бег, базовые шаги аэробики в сочетании с несложными танцевальными движениями. Задачей подготовительной части занятия является мобилизация всех систем организма, его подготовка к предстоящей нагрузке. Подготовительная часть выполняется под ритмичную музыку, что способствует повышению интереса детей к занятию, развитию чувства ритма и выразительности.
Для основной части каждого занятия был разработан комплекс ОРУ с фитболом, направленный на всестороннее развитие кондиционных и координационных способностей. Основная часть занятия проходила под менее ритмичную музыку, чем подготовительная, что определяло темп выполнения упражнений. Фитбол использовался в комплеке упражнений и как предмет (отбивы мяча, передачи мяча) и как опора (и.п. – сидя на мяче, и.п. – лёжа на мяче).
За счёт физических свойств мяча (упругость, его механическая вибрация) выполнение упражнений не приводило к сильному утомлению, однако оказывало довольно сильное влияние на развитие двигательных способностей.
В заключительной части занятия проводились эстафеты и подвижные игры с фитболом. Игры подбирались с учётом интересов и потребностей детей младшего школьного возраста. Некоторые игры носили сюжетный характер, что способствовало повышению интереса у детей.
Эстафеты разрабатывались с учётом возможностей занимающихся и постепенно усложнялись в процессе проведения занятия.
Так же в заключительной части занятия выполнялись упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Каждое занятие завершалось подведением итогов и словестным поощрением отличившихся детей, что повышало мотивацию остальных к более усердной работе.
При проведении занятия уделялось особое внимание наблюдению за внешними признаками физического благополучия ребёнка, признаками утомления , при проявлении которых изменялась интенсивность нагрузки.
В разработанной программе был сделан упор на отвлечение детей от выполнения привычных им физических упражнений по средствам фитбола-гимнастики, музыки и игр, тем самым предполагалось повысить интерес детей к занятиям и к физической культуре в целом.
Совместно с комплексом, выполняемым на занятии, детям был предложен комплекс несложных упражнений для самостоятельного выполнения. По частоте их выполнения можно в дальнейшем определить уровень интереса детей к занятиям.
Для повышения интереса было принято решение, на ряду с проведением занятий в игровой форме, добавить в занятие творческую составляющую. Раз в месяц занимающиеся представляли преподавателю и группе придуманный ими танец, игру или небольшой комплекс упражнений. Общим голосованием выбирался лучший номер, и его составитель получал приз.
Так же, раз в неделю в начале занятия проводились небольшие лекции, на тему роли физической культуры в жизни человека, основ личной гигиены, пользы занятий фитбол-гимнастикой.
ВЫВОДЫ
1. Анализ научно-методической литературы показал, что младший школьный возраст является благоприятным периодом как для развития физических качеств, так и для формирования интереса к занятиям (в частности к физкультурно-оздоровительным) у детей. На основе изученной информации можно сделать вывод о том, что для повышения интереса и мотивации к занятиям у детей младшего школьного возраста целесообразно применять в работе игровой и соревновательный методы, а также включать в занятия музыкальное сопровождение и необычный, интересный для детей инвентарь.
2. В ходе выполнения работы, была разработана комплексная программа занятий фитбол-гимнастикой. Программа включает в себя теоретические лекции и практические занятия. Так же в программу был добавлен комплекс упражнений для самостоятельного выполнения. Основной акцент был сделан на сюжетные игры и эстафеты с фитболом, а также на ритмичное музыкальное сопровождение занятия. В занятиях использовались различные упражнения (гимнастические, общеразвивающие, акробатические, танцевальные и другие), что позволило максимально разнообразить каждое занятие.
3. За полгода занятий практически у половины группы было отмечено повышение интереса к занятиям (снизилось количество пропусков занятий по неуважительной причине, повысилась тяга к изучению новых упражнений, дети стали чаще заниматься самостоятельно дома).
Так же следует отметить положительную динамику развития гибкости и координационных способностей. Наиболее сильное влияние комплекс оказал на уровень развития ловкости и чувства равновесия. Если на начальном этапе эксперимента, по итогам тестирования 40% участников показали удовлетворительный результат, то спустя полгода занятий х число сократилось в трое.
Практические рекомендации
Разработанную программу целесообразно использовать в качестве дополнительной образовательной программы для детей младшего школьного возраста. Так же некоторые комплексы упражнений с фитболом можно применять и в школе, на уроках физической культуры, с целью разнообразить их. Это позволит отвлечь учеников от простых урочных форм занятия, с целью получить оценку, что, в свою очередь, может способствовать повышению интереса детей к уроку.
Для того, чтобы эффективность занятий по предложенной программе была выше, рекомендуется раз в 2-3 месяца проводить контрольные тестирования в группе и, исходя из результатов тестирований, вносить некоторые коррективы в содержание занятий (постепенно повышать интенсивность нагрузки, увеличивать количество занятий в неделю, разучивать более сложно координационные движения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования
Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...
Оздоровительная йога для детей младшего школьного возраста
упражнения йоги - асаны...
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»
Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...
Эссеистический доклад "Нравственно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами творческого конструирования в технике оригами"
работа представлялась в кожунном фестивале педагогических идей...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса, 72 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
laquo;Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта физкультурно – спортивной направленности для детей младшего школьного возраста 7-9 лет с элементами бокса&r...