План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Ознакомление с технологией изготовления столярного шипа. Совершенствование навыков работы с ручным столярным инструментом;
развивитие мышления на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля в процессе выполнения практической деятельности;
коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности);
воспитание бережного отношения к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmetka_i_zapilivanie_shipa.docx | 92.64 КБ |
Предварительный просмотр:
.
План-конспект урока по профильному труду 6 класс.
Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».
Цели урока:
1. Обучающая: ознакомить с технологией изготовления столярного шипа. Совершенствовать навыки работы с ручным столярным инструментом;
2. Развивающая: развивать мышление на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля в процессе выполнения практической деятельности;
3. Коррекционная: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности);
3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы.
Оборудование:
-для учителя: столярный верстак, набор стамесок, инструкция по технике безопасности при работе по дереву.
-для учеников: столярный верстак, набор стамесок(долото), лучковая пила инструкция по технике безопасности при работе по дереву, технологическая карта на изготовление шипового соединения, ножовка, угольник, письменные принадлежности.
ХОД УРОКА
- Организационная часть
Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.
- Повторение пройденного материала
- Что такое угловое серединное соединение брусков на сквозной шип? В чем его сущность?
- От чего зависит прочность указанного соединения?
- В каких изделиях, имеющихся в мастерской, применяется угловое серединное соединение на сквозной шип?
- Сообщение материала урока
Разметка шипа
Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.
Изготовление шипа
Запиливание шипа. После разметки приступают к запиливанию шипа. Эту операцию выполняют с помощью лучковых шиповых пил с шириной полотна 40— 50 мм или ножовок. Зубья у таких пил прямоугольной формы, высотой 3—5 мм. Перед пилением брусок закрепляют в заднем или боковом зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Так, например, в боковом зажиме крепят очень широкие или длинные (более 1 м) детали. Запомните, что при запиливании шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок, а при долблении гнезда стамеску устанавливают внутри проушины, но рядом с риской.
Последовательность операций при запиливании шипа:
- Подготовить пилу к работе.
- Закрепить брусок в зажиме верстака.
- Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от нее).
- Осторожно сделать первый короткий разрез.
- Контролируя работу по линиям разметки, запилить половину шипа
- Сделать такой же пропил с другой стороны шипа.
- Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие операции, закончить пропил до линии разметки.
Спиливание щечек.
Для этой операции применяются пилы шириной полотна 35—50 мм и мелкими зубьями высотой 2—4 мм, имеющими форму прямоугольного треугольника. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. Проще всего работать, прижав брусок к упору на верстаке, но такая операция требует от учащихся определенных навыков и довольно утомительна.
При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа.
Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо очень внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.
Подгонка шипа к гнезду. Опытный столяр выполняет элементы соединения так, что шип плотно входит в гнездо. Такое соединение очень прочное и надежное.
Но иногда из-за погрешностей в разметке и изготовлении шип или совсем не входит в гнездо, или, наоборот, остаются очень большие зазоры. В первом случае приходится подгонять шип к гнезду, удаляя стамеской или напильником лишний материал. Это вынужденные, дополнительные операции, на них затрачивается много времени. Так что намного быстрее и лучше сразу качественно размечать и изготавливать шип и гнездо. Во втором случае, когда шип значительно меньше гнезда, соединения не получится — это брак.
- Практическая работа
Разметка и запиливание шипа на материалоотходах. Контроль выполнения работы.
- Подведение итогов урока
Анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причин и способов устранения, выставление оценок.
- Рефлексия.
На протяжении урока мы научились выполнять разметку шипа, производить запиливание шипа по разметке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
План – конспект урока математики в 5 классе. Тема урока: « Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Урок по теме "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" 5 класс...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.
План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....
План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".
Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...
План – конспект урока по СБО 5 класс. Тема урока: «Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на почтовой открытке».
План – конспект урока по СБО 5 класс.Тема урока: «Почтовый адрес дома, школы.Написание адреса на почтовой открытке»....
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...