Рабочая программа по кружку "Дизайн и проектирование"
рабочая программа по технологии (8, 9 класс)
Программа кружка «Дизайн и проектирование» предназначена для подготовки обучающихся 8-9 классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
на 2021-2022гг.
по кружку
«ДИЗАЙН И ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
Разработчик:
Учитель технологии Галиева Р.А.
- Пояснительная записка
Дизайн – сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Дизайнер стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми.
Программа кружка «Дизайн и проектирование» предназначена для подготовки обучающихся 8-9 классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили. Курс рассчитан на 140 учебных часов (по 4 часу в неделю).
Значимость, роль и место данного курса определяются необходимостью подготовки к выбору последующей профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников.
Актуальность программы определяется тем, что профессия дизайнера является одной из привлекательных профессий для выпускников школ, т.к. она становится сегодня всё более востребованной, потому что человек всегда стремится сделать жизнь вокруг себя красивее и уютнее. Перед обучающимися 8-9 классов встаёт проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать дизайнером.
Новизна программы «Дизайн и проектирование» заключается в интегрировании знаний и умений по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология обработки ткани», «Изобразительное искусство», «Информационные технологии» и создания благоприятных условий для творческой самореализации личности обучающегося. Важным условием реализации программы является информатизация образовательного процесса: применение компьютерной техники для демонстрации, систематизации
Цель данного кружка: формирование базы знаний о технологиях и применение их в индивидуальном (групповом) проекте, а также выявление и развитие способности обучающегося к творческой самореализации и самовыражению, как в области материальной культуры, так и в социуме.
Задачи:
- способствовать реализации интереса к художественному проектированию одежды;
- способствовать эстетическому восприятию, формированию у обучающихся вкуса, творческого воображения;
- создать условия для формирования умения работать в группе;
- дать обучающимся представление о дизайне одежды как специфической художественно-творческой деятельности человека;
- познакомить с приёмами и методами, спецификой творчества дизайнера;
- способствовать выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, фантазии и дизайнерского мышления;
- знакомство с историей швейного ремесла;
- обучение детей технике выполнения ручных швов и стежков;
- знакомство с основами цветоведения;
- формирование умений и навыков обучающихся в работе с тканью.
Каждая тема предусматривает определённую форму практической работы: эскиз, дизайн - анализ изделия, образцы отделки одежды.
По завершению занятий по программе «Дизайн и проектирование» предусматривается разработка, изготовление и защита индивидуального (группового) дизайнерского проекта как результата решения творческой задачи, поставленной в ходе изучения той или иной темы программы.
Программа выполняет следующие функции:
- информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
- организационно-плановое построение содержания;
- определяется последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей обучающихся;
- общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей с 14 лет. Занятия проходят 4 раза в неделю по 1 часу (140 часа в год).
В проведении занятий используются формы коллективно - группового творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные занятия.
Теоретическая часть даётся в форме лекций, бесед с просмотром иллюстративного материала, мультимедиа презентаций и подкрепляется практическим освоением темы.
Формами подведения итогов по программе являются выставки, участие в конкурсах.
Учебный план
№ | Темы. Разделы. | 1 год |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Техника безопасности | 2 |
3. | Ручные швы и стежки | 4 |
4. | Работа с фурнитурой | 2 |
5. | Работа с выкройкой | 8 |
6. | Машинные швы и строчки | 24 |
7. | Вещи для дома с элементами машинной вышивки | 30 |
8. | Конструирование и моделирование свитшота с элементами машинной вышивки | 35 |
9. | Последовательная технология пошива свитшота с элементами машинной вышивки | 33 |
ВСЕГО часов | 140 |
Учебно-тематический план
№ | Темы. Разделы. | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие.
| 2 | 2 | _ |
2. | Техника безопасности.
| 2 | 2 | _ |
3. | Ручные швы и стежки. ТБ при работе ручными работами Терминология ручных работ
| 4 | 1 1 | 3 0,5 0,5 0,5 0,5 1 |
4. | Работа с фурнитурой.
| 2 | - | 2 0,5 0,5 0,5 0,5 |
5. | Работа с выкройкой.
| 8 | 2 2 | 6 3 0,5 0,5 1 1 |
6. | Машинные швы и строчки
| 24 | 6 2 1 1 1 1 | 18 4,5 4,5 4,5 4,5 |
7. | Вещи для дома с элементами машинной вышивки.
| 30 | - | 30 6 6 6 6 |
8. | Конструирование и моделирование свитшота с элементом машинной вышивки.
| 35 | 10 5 2 3 | 25 8 8 7 2 |
9. | Последовательная технология пошива свитшота с элементом машинной вышивки.
| 33 | 3 3 | 30 9 10 10 1 |
ИТОГО за период обучения: | 140 | 46 | 98 |
Содержание программы:
1. Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности.
Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы.
Практика: просмотр и обсуждение наглядных пособий и литературы.
2. Техника безопасности.
Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в объединении.
Практика: игра на закрепление теоретического материала.
3. Ручные швы и стежки.
Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения.
Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний.
4. Работа с фурнитурой.
Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры
(пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий.
Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний.
5. Работа с выкройкой.
Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал.
Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке выкроек и на закрепление знаний.
6. Машинные швы и строчки.
Теория: рассказ о возникновении швейных машин.
Практика: Выполнение машинных швов.
7. Вещи для дома.
Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и полезные функции.
Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушки-думки, игольницы и т. д.). Выставка изделий внутри объединения.
8. Конструирование и моделирование свитшота с элементом машинной вышивки.
Теория: рассказ о назначении и применении моделирования.
Практика: зарисовки эскизов изделий, упражнение в моделировании одежды, вещей и их декорировании. Самостоятельная работа.
9. Последовательная технология пошива свитшота с элементом машинной вышивки.
Практика: пошив изделия, вышивка на свитшоте.
Методическое обеспечение программы
№ | Темы, разделы. | Форма занятий | Приемы и методы организации | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий, материалы, инструменты | Форма подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Коллективная | Беседа, обсуждение | Литература, образцы швов и материала | Кусочки ткани, иглы, ножницы и т.д. | Беседа |
2. | Техника безопасности | Коллективная, игровая | инструктаж | Наглядные пособия | Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки. | Беседа |
3. | Ручные швы и стежки | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, разъяснение, упражнение | Наглядные пособия, образцы швов, литература | Ткань, иглы, нитки, ножницы. | Самостоятельная работа, оформление альбома |
4. | Работа с фурнитурой | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, разъяснение, упражнение | Образцы, наглядные пособия, литература | Нитки, иглы, тесьма, пуговицы, бисер, бусины и т.д. | Самостоятельная работа. |
5. | Работа с выкройкой | Коллективная, индивидуальная | Объяснение, разъяснение, упражнение | Литература, образцы лекал, наглядные пособия | Сантиметровая лента, ткань, ножницы, нитки, мел, карандаши, бумага. | Самостоятельная работа. |
6. | Машинные швы и строчки | Коллективная, индивидуальная | Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа | Литература, готовые изделия | Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши. | Готовые изделия, выставка внутри объединения. |
7. | Вещи для дома | Коллективная, индивидуальная | Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа | Литература, готовые изделия, наглядные пособия | Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага. | Готовые изделия, выставка внутри объединения. |
8. | Конструирование и моделирование свитшота с элементом машинной вышивки. | Коллективная, индивидуальная | Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа | Литература, готовые изделия, | Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага. | Готовые изделия, выставка внутри объединения. |
9. | Последовательная технология пошива свитшота с элементом машинной вышивки. | Коллективная, индивидуальная | Беседа, практическая работа | Литература, наглядные пособия | Альбомы, карандаши, ткань, ножницы, утюг, нитки, иглы | Самостоятельная работа, выставка внутри объединения. |
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ:
- Профессиональная ориентация учащихся, более осознанный выбор профессии.
- Формирование у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей.
- Понимание красоты окружающего мира, красоты повседневных предметов быта.
- Воспитание творчески-созидательной личности.
- Знание всех видов и направлений дизайна.
- Умение придумывать, проектировать и создавать объемные творческие работы.
- Умение мыслить не стандартно, фантазировать.
- Сформированный комплекс знаний об основах дизайна и проектирования.
- Знание художественных и эстетических свойств цвета.
-Умение строить композицию в определенной системе и последовательности при помощи разных методов и материалов.
Список использованной литературы:
- Злачевская Г., Лучшие модели на любую фигуру без примерок и подгонок. Особенности конструирования и моделирования швейных изделий / M: Издательство Центрполиграф, 2014. – 496 с.
- Лотфия Мухаммед/ Самоучитель кройки и шитья. Казань 1991
- Деон Сандрин, Блондель Анник Игрушки-помпоны своими руками/Пер. страниц. В.А. Мукосеевой.- М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги», 2006.-64с.: ил.
- Калинич М., Павловская Л., Савиных В. - Рукоделие для детей / - Мн.: Полымя, 1997.- 201с.: ил.
- Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. -2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.: ил.
- Преображенская В.Н. . - Поделки из ниток, пуговиц, бусин /– М.:РИПОЛ классик, 2012. – 256 с.: ил. – (Поделки самоделки).
- Чернякова В.Н. С-Петербург, 1997г. «Технология обработки ткани»
- Юдина Е.Ю., «Для тех, кто шьет» Лениздат, 1985г.
- Подборка журналов «Бурда» 2019-2022 гг.
- Брун В., М. Тильке «История костюма» М., Эксмо, 1995г.
- Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль «Академия развития», 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Проектирование рабочей программы по музыке 2 класс
Рабочая программа по учебнику Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с УУД!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 Основы проектирования баз данных
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)...
Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
Рабочая программа по курсу "Социокультурное проектирование"
Программа курса предназначена для обучающихся 10 класса...
Рабочая программа по дисциплине "Основы проектирования баз данных" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа по дисциплине "Основы проектирования баз данных" для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...