РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "Технология" 5 класс.
рабочая программа по технологии (5 класс)

Рабочая программа учебного предмета  "Технология" 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_5_klass.docx61.64 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Технология (мальчики)

5    класс

Составитель:

Жесткий К.В.,

 учитель технологии

Новокузнецк

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Предметные результаты

Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить:

развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

 активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;

демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области "Технология" должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

По завершении учебного года обучающийся:

  • характеризует рекламу как средство формирования потребностей;
  • характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;
  • называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;
  • разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;
  • объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;
  • приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;
  • объясняет, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты;
  • составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;
  • осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;
  • осуществляет выбор товара в модельной ситуации;
  •  осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;
  • конструирует модель по заданному прототипу;
  • осуществляет корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);
  • получил и проанализировал опыт изучения потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы;
  • получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;
  • получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;
  • получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;
  • получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

  1. Содержание курса.

Тематическое планирование

(Название раздела, темы)

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Формы организации учебных занятий

  1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития   (14 ч.)

1.1.    Мир технологий.

8

Изучение рекламы как средства формирования потребностей; знакомство с  виды ресурсов, местом ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса; знакомство с  понятиями «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватное пользование этими понятиями; изучение основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; знакомство с примерами производственных технологий и технологий в сфере быта; знакомство с принципиальной технологической схемой.

Урок ознакомления с новым материалом

1.2.    Технологии сельского хозяйства.

4

Осуществлять поиск информации  в Интернете.

Урок ознакомления с новым материалом

1.3.Технологии обработки  продуктов питания.

2

Овладение навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи, организации рабочего места для приготовления пищи.

Урок ознакомления с новым материалом

II. Формирование технологической культуры и проектно-технического мышления обучающихся (52 ч.)

2.    Технология обработки конструкционных материалов (материальные технологии).

26

Изучение технологии ручной и машинной обработки древесины, металлов и искусственных материалов.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов.

Комбинированный урок

2.1.   Введение в проектную деятельность.

12

Составление технического задания, памятки, инструкции, технологической карты; сборка моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; выбор товара в модельной ситуации; сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии; конструирование модели по заданному прототипу; корректное применение / хранение произвольно заданного продукта на основе информации производителя (инструкции, памятки, этикетки);

 изучение  потребностей ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы; проведение испытания, анализа, модернизации модели;

разработка оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения.

Комбинированный урок

2.2.   Разработка и изготовление материального продукта.

14

Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму;

изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

разработка  или оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Комбинированный урок

III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (4 ч.)

3.1. Современные предприятия города.

Профессии рынка труда г. Новокузнецка.

2

Знакомство с предприятиями  региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, изучение функции работников этих предприятий.  Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство материалов на предприятиях Кемеровской области.

Урок ознакомления с новым материалом

3.2. Экскурсия в вагонное депо г. Новокузнецка

2

Функции предприятия, современные технологии, основные специальности.

Эссе

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема урока

Метапредметные умения и навыки

Основные понятия и термины

Умения и навыки

Контроль

  1. Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития   (14 ч.)

  1. Мир технологий (8 ч.)

1,2

Вводный урок. Охрана труда.

Основные технологические понятия (2 ч)

Регулятивные УУД:

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные УУД:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Технология, технологический процесс, потребность, конструкция, механизм, проект.

Разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользоваться этими понятиями.

Результаты беседы.

Тесты

3,4

Понятие технологии. Потребности. Иерархии потребностей.(2 ч) 

Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные

технологии.

История развития технологий. Развитие технологий

и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Понятие

о производственных и промышленных технологиях,

технологиях сельского хозяйства. Потребности. Иерархии потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели.

Объяснять, приводя примеры, содержание

понятия «потребность». Изучать и анализировать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной

программы

Опрос.

5,6

Технологии, изменившие мир.

Развитие технологий (2ч)

 История развития технологий. Истоки развития технологий. Современные социальные, промышленные и информационные технологии.

Объяснять основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии.

Опрос.

7,8

Технологический процесс.

Виды ресурсов. (2ч)

Технологический процесс, его параметры, сырьё,

ресурсы, результат. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации

технологического процесса. Технология в контексте

производства

Характеризовать виды ресурсов, место ресурсов

в проектировании и реализации технологического процесса. Объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты.

Разрабатывать несложную технологию на примере

организации действий и взаимодействия

в быту. Находить и предъявлять информацию

о нежелательных для окружающей среды эффектах технологий, поддерживающих жизнь в населённом пункте проживания

Практическая работа

 1.2.    Технологии сельского хозяйства. (4 ч.)

9,10

Выращивание культурных растений.

Вегетативное размножение растений (2 ч)

Регулятивные УУД:

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.

Познавательные УУД:

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. При-

знаки и причины недостатка питания растений. Технологии вегетативного размножения культурных

растений: черенками, отводками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений куль-

турой ткани. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого

опыта.

Определять основные группы культурных растений.

Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями.

Проводить визуальную диагностику недостатка

элементов питания культурных растений.

Проводить подкормку комнатных растений.

Осуществлять поиск информации о культурных

растениях в Интернете.

Осваивать способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками,

отводками, прививкой, культурой ткани) на

примере комнатных декоративных культур.

Находить и предъявлять информацию о технологиях вегетативного размножения усами, клубня-

ми, спорами.

Опрос.

11,12

 Животноводство. Технологии одомашнивания

и приручения животных. (2 ч)

Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые

удовлетворяют животные. Технологии одомашнивания

и приручения животных. Отрасли животноводства. Технологии преобразования животных

организмов в интересах человека и их основные

элементы. Технологии выращивания животных

Собирать информацию и приводить примеры

разведения животных для удовлетворения

различных потребностей человека.

Знакомиться с технологией производства животноводческой продукции.

Находить и предъявлять информацию об устройстве животноводческой фермы, механизации

работ на ферме

Опрос

1.3.Технологии обработки  продуктов питания.(2 ч.)

13,14

Санитария, гигиена и физиология питания. Технология приготовления блюд (2 ч.)

Регулятивные УУД:

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата.

Познавательные УУД:

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.

Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические

требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пи-

щи. Правила и последовательность мытья посуды.

Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью

стен и пола.

Правила безопасного пользования газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь

при порезах и ожогах паром или кипятком. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека.

Роль витаминов, минеральных

веществ и воды в обмене веществ, их содержание

в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при

отравлениях. Режим питания.

Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи.

Организовывать рабочее место для приготовления пищи. Определять набор безопасных для

здоровья моющих и чистящих средств для мытья

посуды и кабинета.

Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими

инструментами, горячей посудой, жидкостью.

Оказывать первую помощь при порезах и ожогах.

Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.

Осуществлять поиск значения понятия «витамины».

Тесты

II. Формирование технологической культуры и проектно-технического мышления обучающихся (52 ч.)

2.Технологии обработки  конструкционных материалов (материальные технологии) (26 ч.)

15,16

Виды конструкционных материалов. Рабочее

место для обработки конструкционных материалов (2 ч)

Регулятивные УУД:

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

Познавательные УУД:

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникативные УУД:

определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Строение древесины, породы древесины. Виды пило-

материалов и древесных материалов. Металлы.

Виды, получение и применение листового металла

и проволоки. Искусственные материалы.

Оборудование рабочего места для ручной обработки

древесины и металлов. Правила безопасной работы

у верстака. Основные инструменты для ручной обработки древесины, металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой

древесины и металла

Распознавать породы древесины, пиломатериалы

и древесные материалы по внешнему виду.

Распознавать металлы, сплавы и искусственные

материалы по образцам. Выбирать материалы

для изделия в соответствии с его назначением.

Организовывать рабочее место для столярных

и слесарных работ. Выбирать инструменты для

обработки древесины, металлов и искусственных

материалов в соответствии с их назначением.

Выполнять уборку рабочего места.

Знакомиться

Практическая работа

17,18

Графическое изображение деталей. Технологии изготовления изделий (2 ч)

Понятия «эскиз», «чертёж», «технический рису-

нок». Материалы, инструменты, приспособления

для построения чертежа. Способы графического

изображения изделий из древесины, металлов

и искусственных материалов. Масштаб. Виды.

Линии изображений. Обозначения на чертежах. Этапы создания изделий из древесины. Понятие

о технологической карте. Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из листового металла, проволоки, искусственных материалов.

Читать и оформлять графическую документацию. Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов.

Знакомиться с профессией. Составлять последовательность выполнения

работ при изготовлении деталей из древесины.

Разрабатывать технологическую последовательность изготовления деталей из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов

и чертежей. Находить в сети Интернет и предъявлять информацию о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонко-

листового металла, проволоки. Знакомиться

с профессией технолог.

Чертёж

19,20

Разметка заготовок из древесины, металла,

пластмасс. (2 ч)

 

Назначение разметки. Правила разметки заготовок

из древесины, металла, пластмасс на основе графи-

ческой документации.

Приёмы разметки заготовок. Приёмы ручной правки

заготовок из проволоки и тонколистового металла.

Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.

Выполнять разметку заготовок из древесины,

тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежу с использованием

разметочных инструментов. Контролировать

качество разметки.

Практическая работа

21,22

Технология резания заготовок из древесины,

металла, пластмасс (2 ч)

Правила пиления заготовок.

Приёмы резания заготовок из проволоки, тонколистового металла, пластмасс.

Выравнивать заготовки деталей из тонколистового металла и проволоки

с помощью правки. Контролировать качество

правки. Знакомиться с профессиями слесарь-

разметчик, слесарь-инструментальщик. Выполнять пиление размеченных заготовок,

соблюдая правила безопасного труда.

Выполнять по разметке резание заготовок из

тонколистового металла, проволоки, искусственных

материалов с соблюдением правил безопасной работы. Контролировать качество вырезанных деталей. Знакомиться с профессиями

станочник-распиловщик, резчик.

Практическая работа

23,24

Технология строгания заготовок из древесины.

Проверка качества строгания. (2 ч)

Инструменты для строгания заготовок из древесины. Правила закрепления заготовок. Приёмы строгания. Проверка качества строгания. Правила безопасной работы со строгальными инструментами.

Строгать шерхебелем и рубанком заготовки из

древесины для придания им формы будущих

деталей. Контролировать качество отстроганных

поверхностей. Знакомиться с профессией станоч-

ник-строгальщик.

Практическая работа

25,26

Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки (2 ч.)

Приёмы гибки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления.

Выполнять по чертежам гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки на столе верстака и в тисках с помощью инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной

работы. Знакомиться с профессией штамповщик.

Практическая работа

27,28

Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов (2 ч)

Сверление отверстий в заготовках из древесины.

Инструменты и приспособления для сверления. Правила безопасной работы.

Сверлить по разметке коловоротом или ручной

дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках из древесины. Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла пробойником. Сверлить ручной дрелью отверстия в заготовках

из металлов и искусственных материалов. Знакомиться с профессией станочник-сверловщик

29,30

Технология соединения деталей из древесины. Виды сборки (2 ч.)

Виды сборки деталей из древесины. Инструменты

для соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов, саморезов. Приёмы соединения дета-

лей с помощью гвоздей, шурупов, саморезов.

Клеевые составы, правила подготовки склеиваемых

поверхностей. Технология соединения деталей из

древесины клеем. Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов). Соединение деталей из древесины

с помощью клея.

Осуществлять сборку изделия, соединяя детали

из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Проверять качество сборки. Соединять

детали из древесины клеем с последующим за-

креплением в струбцине. Знакомиться с профессиями плотник, столяр-сборщик.

Практическая работа

31,32

Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (2 ч).

Соединение металлических и пластмассовых деталей в изделии с помощью заклёпок. Соединение

деталей из тонколистового металла фальцевым

швом. Использование инструментов и приспособлений

для сборочных работ. Правила безопасной работы.

Осуществлять сборку деталей из тонколистового

металла фальцевым швом. Соединять детали из листовой пластмассы

и металла на заклёпках, детали из проволоки —

скруткой.

Контролировать качество соединения деталей.

Знакомиться с профессией жестянщик

Практическая работа

33,34

Технология зачистки поверхностей деталей

из конструкционных материалов (2 ч)

Инструменты для зачистки поверхностей деталей из

древесины. Рабочее место, правила работы. Приёмы

зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления.

Правила безопасной работы.

Зачищать поверхности деталей из древесины,

тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов напильником и шлифовальной шкуркой.

Контролировать качество зачищенных деталей.

Знакомиться с профессией шлифовщик.

Практическая работа

35,36

Технологии художественно-прикладной

обработки материалов. Выпиливание лобзиком. (2 ч.)

Материалы, инструменты, приспособления для

выпиливания лобзиком. Организация рабочего

места. Правила безопасного труда. Приёмы выполнения работ.

Осуществлять поиск необходимого для выпиливания рисунка в учебнике, библиотеке кабинета

технологии, в сети Интернет или выполнять

рисунок самостоятельно. Подготавливать мате-

риалы и инструменты к работе. Выпиливать

изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком.

Практическая работа

37,38

Технологии художественно-прикладной

обработки материалов. Выжигание по дереву (2 ч)

Основные сведения о декоративной отделке изделий

из древесины с помощью выжигания (пирографии).

Инструменты, приёмы работы.

Осуществлять поиск необходимого для выпиливания рисунка в учебнике, библиотеке кабинета

технологии, в сети Интернет или выполнять

рисунок самостоятельно. Выполнять отделку изделий из

древесины выжиганием. Изготовлять изделия

декоративно-прикладного творчества по эскизам

и чертежам. Проводить презентацию результатов

труда.

Практическая работа

39,40

Технология отделки изделий из конструкционных материалов. (2 ч)

Тонирование и лакирование как методы окончательной отделки изделий из древесины. Приёмы тонирования и лакирования изделий. Защитная и

декоративная отделка поверхности изделий из металла.

Контроль и оценка качества изделий.

Отделывать изделия из древесины тонированием

и лакированием. Контролировать качество отделки. Лакировать или окрашивать поверхности изделий из металлов и искусственных материалов.

Выявлять и устранять дефекты отделки. Знакомиться с профессией лакировщик.

Практическая работа

2.1.Введение в проектную деятельность (12 ч.)

41,42

Определение проектно-технологической деятельности. Основные теоретические сведения, термины (2 ч.)

Регулятивные УУД:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий.

Познавательные УУД:

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).

Технология, технологический процесс, потребность, конструкция, механизм, проект. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решений. Анализ альтернативных ресурсов.

Разъяснять содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользоваться этими понятиями.

Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

 Результаты беседы.

Тесты

43,44

Способы представления технической и технологической информации.

Работа со схемами, чертежами, технологическими картами (2 ч)

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия.

Составлять техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту. Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания / спецификации задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность, но не удовлетворяемую в настоящее время потребность ближайшего социального окружения или его представителей.

Графическая работа

45,46

Работа с технологической документацией.

Составление технологических карт простых механизмов (2 ч)

Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Осуществлять сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии.

Графические работы

47,48

Логика проектирования технологической системы.

Понятие модели.  (2 ч)

Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции. Основные характеристики конструкций. Порядок действий по проектированию конструкции / механизма, удовлетворяющей(-его) заданным условиям. Моделирование. Функции моделей. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы.

Проводить и анализировать разработку и / или реализацию прикладных проектов, предполагающих: -

модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта.

Тесты

49,50

Проектирование конструкции  по заданным условиям.

Сборка модели конструктора по инструкции. (2 ч)

Разработка конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения.

Порядок действий по сборке конструкции/механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Конструирование простых систем с обратной связью на основе технических конструкторов.

Осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции; конструировать модель по заданному прототипу.

Практическая работа

51,52

Особенности разработки  отдельных видов проектов.

Этапы проектов (2 ч)

Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект.

Бюджет проекта. Фандрайзинг.

Специфика фандрайзинга для разных типов проектов.

Проводить разработку (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.

Учебное задание

2.2.Разработка и изготовление материального продукта (14 часов)

53,54

Определение ресурсов. Информационные ресурсы. Формулирование задачи. Работа с каталогами (2 ч.)

Регулятивные УУД:

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникативные УУД:

определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Характеризовать виды ресурсов, объяснять место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

вырабатывать план действий

Формулировать задачи.

Работать с информацией. Проводить синтез и анализ идей. Выполнять исследование.

Практическая работа

55,56

Групповая работа над проектом.

Способы группового взаимодействия (2 ч.)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Работать в группе, планировать, распределять деятельность, решать конфликтные ситуации.

Взаимодействие в группе

57,58

Разработка плана проекта.

Оформление результатов (2 ч.)

Работа над основной частью проекта – осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел.

Изготавливать материальный продукт на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов.

Практическая работа

59,60

Обсуждение основных этапов проекта.

Оформление индивидуальных учебных планов (2 ч.)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации.

Практическая работа

61,62

Создание технической документации проекта.

Создание технологической карты (2 ч.)

Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия.

Описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического изображения; следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта.

Графические работы

63,64

Оценивание проекта.

Проведение экспертизы своей деятельности (2 ч.)

Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Проводить оценку и испытание полученного продукта.

Учебное задание

65,66

Защита проекта. Презентация.

Анализ проекта (2 ч.)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Проводить испытания, анализ, модернизацию модели.

Защита проекта

III. Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (4 ч.)

67,68

Современные предприятия города.

Профессии рынка труда г. Новокузнецка.

 (2 ч.)

Регулятивные УУД:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей.

Коммуникативные УУД:

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств.

Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство материалов на предприятиях Кемеровской области.

Называть предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводить примеры функций работников этих предприятий.

Учебное задание

69,70

Экскурсия в вагонное депо г. Новокузнецка (2 ч.)

Функции предприятия, современные технологии, основные специальности.

Приводить примеры функций работников этих предприятий.

Эссе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...