Технологическая карта урока по теме "Свойства древесины"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Оловянный Владислав Абдуллаевич

Урок по теме " Свойства древесины"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: технология

Класс: 6

Учебник: А.Т. Тищенко «Технология»

Тема урока: Свойства древесины.

Тип урока: урок – лабораторная работа.

   Цель: создать условия для формирования основных понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомить учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.

  Задачи:

Обучающие:  

  • сформировать основные понятия о физических и механических свойствах древесины,
  • ознакомить учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение;
  • сформировать умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; 

Развивающие: 

  • развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся, экологическое мышление;
  • формировать умения проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород;
  • формировать  навыки учебно-исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • бережное отношение к природе;
  • развитие личностных качеств обучающихся, таких как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уроке с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения во  время урока  и следовать им.

 Ожидаемый учебный результат:

- общее представление о физических (плотность, влажность) и механических (твёрдость, прочность, упругость) свойствах древесины;

- приобретение опыта проведения исследований;

- умение распознавать и оценивать свойства древесины;

-развитие мыслительной деятельности учащихся (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать);

-приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Дидактические средства обучения: образцы древесины различных пород, технические весы с набором гирь, калькуляторы, линейки, сосуд с водой, видеоматериалы, учебник технологии, рабочая тетрадь.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.

Технологическая карта

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап  2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей

готовности к предстоящему занятию.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения  и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество  учителя  и обучающихся на уроке.  

2. Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и  степень готовности к усвоению нового материала.

Учитель предлагает учащимся привести примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.). Просит учащихся назваnm изученные в 5 классе физические свойства древесины (цвет, запах), подводит к формулированию цели данного урока: изучение других физических (плотность, влажность), а также механических свойств древесины.

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.

Ученики должны осознать, почему и

для чего им нужно изучать данную

тему.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение планировать свою работу.

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные:  сотрудничество и общение  учителя  и  обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  -5 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

Информировать  учащимся сведения об  уроке:

-  основные понятия о физических и механических свойствах древесины;

-ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение;

- умение проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород;

- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.  

Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план

достижения цели урока и определяют алгоритм  своих действий.

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные:  целеполагание, планирование деятельности

Познавательные:  умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Учитель называет основные физические и механические свойства древесины, которые следует учитывать при выборе заготовки для изготовления изделия. Демонстрируя физические свойства древесины — плотность, цвет и запах, показывает ученикам для сравнения значительно отличающиеся друг от друга образцы лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны).

     Механическую характеристику древесины, как твёрдость, можно исследовать на образцах дуба и липы. Для этого в каждый образец на ручном прессе нужно одинаковым усилием вдавить стальной шарик. Чем меньше диаметр лунки, тем твёрже древесина. Упругость древесины можно продемонстрировать, изгибая деревянную линейку.

       Урок предполагает проведение двух лабораторно-практических работ, имеющих познавательный характер. Поэтому перед учителем стоит задача достижения следующих предметных результатов в познавательной сфере: практическое освоение обучающимися основ опытно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований, и т. д. Овладение методами опытно-исследовательской деятельности будет способствовать в дальнейшем успешной работе учащихся над творческим проектом.

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи  в  рабочей тетради.

Формулируют выводы об изучаемом материале в 6 классе.

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в  полноте и точности выражать  свои мысли.

5. Первичная проверка понимания  5 мин

Способствовать эмоциональному настрою  и развитию познавательного интереса  к теме

Осуществляются в процессе выполнения задания 3 из рабочей тетради и лабораторно-практических работ № 3 «Исследование плотности древесины» и № 4 «Исследование влажности древесины» из учебника.

Объясняет порядок выполнения практической работы.

 

Слушают последовательность выполнения работы

Разбиваются на группы.

Учащиеся работают в парах или малых группах.

 Но результатам измерений они определяют объём образцов, а по результатам взвешивания — их

массу. С помощью калькулятора рассчитывают плотность образцов, записывают все результаты в таблицу из рабочей тетради и делают по результатам опытов вывод о том, какая древесина является менее, а какая более плотной.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные:  анализировать и устанавливать логическую последовательность  в ответах на вопросы.

Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения  собеседников

Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление  43 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

     Для проведения лабораторно-практических работ учитель должен подготовить 15-30 образцов древесины различных пород размером примерно 6 х 4 х 1 см и пронумеровать их. Масса таких образцов (из сухой древесины) будет составлять примерно 9-23 г, поэтому для их взвешивания можно применить обычные технические весы, используемые в кабинете физики.

      Для проведения лабораторно-практической работы № 3 необходимо подготовить линейки для измерения размеров образцов и калькуляторы для выполнения расчётов. Желательно взять образцы древесины ели, берёзы и дуба, плотность которых при влажности 15 % составляет соответственно 0,46; 0,64 и 0,72 г/см

    Для проведения лабораторно-практической работы № 4 учитель подготавливает сосуд с водой, вмещающий необходимое количество образцов древесины, и груз, с помощью которого можно полностью погрузить образцы в воду на 5-10 мин. В это время можно проверить знания школьников, используя п. 4 задания 3 из рабочей тетради.

Во время проведения лабораторно-практических работ учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.

В завершение они выполняют задание «Проверьте себя»

утверждение

да

нет

1

2

3

4

5

    Во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

   Выполняют лабораторно-практические работы

№3 и №4

Результаты опытов и выводы ученики записывают в рабочую тетрадь.

«Проверьте себя»

утверждение

да

нет

1

2

3

4

5

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные:  самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие  друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение  допущенных ошибок  и их коррекция 6 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции  и совершенствования

    Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 3 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения лабораторно-практических работ № 3 и 4 из учебника и задания 3 из рабочей тетради, а также оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы по изученному материалу.

Контроль и оценка знаний

1. все ответы правильные — отметка «5»

 2.неправильных ответов 1-2 — отметка «4»

 3. неправильных ответов 3-4 — отметка «3»

 4. неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен.

 

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию,  возможных допущенных ошибок.

Вместе с учителем делают выводы по изученному материалу.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

- Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

- Конструктивный

           - Творческий

1. Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик;

2.Выполнить пункт задания 3 из рабочей тетради.

Осознают  вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

    Лист самооценки (заполняется учащимся).

1)        Сегодня на уроке я узнал (что?)        ......

2)        Сегодня на уроке я научился (что делать?)_

3)        Самым интересным было (что?)        ______

4)        У меня___________ (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими

работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные: осознание интереса и  важности изучения предмета;

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;

Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести  диалог;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Тема урока: "Верстак, его устройство. Ручные инструменты и при¬способления для обработки древесины"

Тип урока: Урок ознакомления с новым материаломУчебник по технологии А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, « Индустриальные технологии», 5 класс. Технологические карты. Рабочая тетрадь по технологии, 5 класс,...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

Технологическая карта урока "Пиление заготовок из древесины."

Разработка урока  "Пиление заготовок из древесины." 5 класс...

Технологическая карта урока по теме "Строгание древесины"

Технологическая карта урока по теме "Строгание древесины"...

Технологическая карта урока. Технология-6 класс. "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов".

Технологическая карта урока технологии в 6 классе.  "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериаов"....

Технологическая карта урока Разметка заготовок из древесины технология 5 кл

Технологическая карта урока по технологии  в 5 классе "Разметка заготовок из древесины"...

Технологическая карта урока "Чертеж детали из древесины. Сборочный чертеж."

Технологическая карта урока "Чертеж детали из древесины. Сборочный чертеж."...