Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап 2 мин. |
Активация учащихся
| Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия | Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Регулятивные: планирование занятия Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке. |
2. Актуализация знаний -5 мин |
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.
| Учитель предлагает учащимся привести примеры изделий из древесины, имеющихся в доме или квартире (двери, полы, шкафы, столы, стулья и др.) и в окружающем мире (дома, хозяйственные постройки, заборы, скамейки и др.). Просит учащихся назваnm изученные в 5 классе физические свойства древесины (цвет, запах), подводит к формулированию цели данного урока: изучение других физических (плотность, влажность), а также механических свойств древесины. | Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение планировать свою работу. Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное. Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и обучающихся.
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -5 мин. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Информировать учащимся сведения об уроке: - основные понятия о физических и механических свойствах древесины; -ознакомление учащихся с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учётом её свойств) для изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; - умение проводить исследование плотности и влажности образцов древесины различных пород; - формирование навыков учебно-исследовательской деятельности. | Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.
| Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации. |
4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин. |
Организовывать осмысленное восприятие новой информации.
| Учитель называет основные физические и механические свойства древесины, которые следует учитывать при выборе заготовки для изготовления изделия. Демонстрируя физические свойства древесины — плотность, цвет и запах, показывает ученикам для сравнения значительно отличающиеся друг от друга образцы лиственных и хвойных пород (например, дуба и сосны). Механическую характеристику древесины, как твёрдость, можно исследовать на образцах дуба и липы. Для этого в каждый образец на ручном прессе нужно одинаковым усилием вдавить стальной шарик. Чем меньше диаметр лунки, тем твёрже древесина. Упругость древесины можно продемонстрировать, изгибая деревянную линейку. Урок предполагает проведение двух лабораторно-практических работ, имеющих познавательный характер. Поэтому перед учителем стоит задача достижения следующих предметных результатов в познавательной сфере: практическое освоение обучающимися основ опытно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований, и т. д. Овладение методами опытно-исследовательской деятельности будет способствовать в дальнейшем успешной работе учащихся над творческим проектом. | Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.
Формулируют выводы об изучаемом материале в 6 классе.
| Личностные: осознание своих возможностей; Регулятивные: умение планировать этапы выполнения будущего проекта. Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в полноте и точности выражать свои мысли. |
5. Первичная проверка понимания 5 мин |
Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме | Осуществляются в процессе выполнения задания 3 из рабочей тетради и лабораторно-практических работ № 3 «Исследование плотности древесины» и № 4 «Исследование влажности древесины» из учебника. Объясняет порядок выполнения практической работы.
| Слушают последовательность выполнения работы
Разбиваются на группы. Учащиеся работают в парах или малых группах. Но результатам измерений они определяют объём образцов, а по результатам взвешивания — их массу. С помощью калькулятора рассчитывают плотность образцов, записывают все результаты в таблицу из рабочей тетради и делают по результатам опытов вывод о том, какая древесина является менее, а какая более плотной. | Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы. Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения собеседников Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта. |
6. Первичное закрепление 43 мин |
Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия | Для проведения лабораторно-практических работ учитель должен подготовить 15-30 образцов древесины различных пород размером примерно 6 х 4 х 1 см и пронумеровать их. Масса таких образцов (из сухой древесины) будет составлять примерно 9-23 г, поэтому для их взвешивания можно применить обычные технические весы, используемые в кабинете физики. Для проведения лабораторно-практической работы № 3 необходимо подготовить линейки для измерения размеров образцов и калькуляторы для выполнения расчётов. Желательно взять образцы древесины ели, берёзы и дуба, плотность которых при влажности 15 % составляет соответственно 0,46; 0,64 и 0,72 г/см Для проведения лабораторно-практической работы № 4 учитель подготавливает сосуд с водой, вмещающий необходимое количество образцов древесины, и груз, с помощью которого можно полностью погрузить образцы в воду на 5-10 мин. В это время можно проверить знания школьников, используя п. 4 задания 3 из рабочей тетради. Во время проведения лабораторно-практических работ учитель постоянно следит за соблюдением учащимися правил безопасной работы.
В завершение они выполняют задание «Проверьте себя» Во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы. | Выполняют лабораторно-практические работы №3 и №4
Результаты опытов и выводы ученики записывают в рабочую тетрадь.
«Проверьте себя»
| Личностные: осознание своих учебных возможностей; Регулятивные: самоорганизация учебной деятельности, контроль, оценка, коррекция своих знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6 мин |
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования
| Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 3 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения лабораторно-практических работ № 3 и 4 из учебника и задания 3 из рабочей тетради, а также оценивает работу учащихся на уроке, отмечает лучшие результаты и вместе с учениками делает выводы по изученному материалу.
Контроль и оценка знаний 1. все ответы правильные — отметка «5» 2.неправильных ответов 1-2 — отметка «4» 3. неправильных ответов 3-4 — отметка «3» 4. неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен. | Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.
Вместе с учителем делают выводы по изученному материалу.
| Личностные: осознание важности обучения предмету; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала; Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы; Коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 2 мин |
Информация о домашнем задании
| Учитель консультирует. Три уровня домашнего задания: - Стандартный минимум (репродуктивный уровень) - Конструктивный - Творческий 1. Приготовить и принести на следующий урок чертёжные инструменты: простые карандаши, линейку, циркуль, ластик; 2.Выполнить пункт задания 3 из рабочей тетради. | Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним. | Личностные: осознание важности обучения предмету; |
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии. | Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Лист самооценки (заполняется учащимся). 1) Сегодня на уроке я узнал (что?) ...... 2) Сегодня на уроке я научился (что делать?)_ 3) Самым интересным было (что?) ______ 4) У меня___________ (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы. | Личностные: осознание интереса и важности изучения предмета; Регулятивные: самооценка деятельности на уроке; Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету; Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;
|