Технологическая карта урока. Технология-6 класс. "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов".
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Сизых Александра Николаевна

Технологическая карта урока технологии в 6 классе.  "Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериаов".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

УМК: Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко - М.: Вентана – Граф, 2014.

Предмет: Технология. 6 класс. ФГОС.

Урок №4.  «Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов». (1час)

Планируемые образовательные результаты:

предметные  –

Формирование знаний: о профессиях людей, связанных с лесозаготовками,  способах заготовки древесины, видах получаемой продукции, познакомятся с пороками древесины, её свойствами, как влияют пороки на качество изделий;

Формирование умений: научатся определять виды пороков древесины, анализировать их, делать выводы.

метапредметные  – 

Познавательные:  научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя,  анализировать информацию, делать выводы. Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать по плану, составленному совместно с учителем.

Коммуникативные:  научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные  имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Решаемые учебные задачи:

  • дать представление о способах заготовки, транспортировки и распиловки древесины, влиянии пороков на качество изделий;
  • познакомить с профессиями людей, связанных с лесозаготовками;
  • актуализировать умения определять вид порока древесины, воспитывать интерес к предмету.

Этап урока

Подэтап урока

Материал ведения урока

Деятельность учащегося

УУД на этапах урока

1.Мотивационно-ориентировочный

1.1 Организационный момент,  вхождение в контакт

Приветствие, проверка готовности к уроку

- Готовятся к уроку;

- Погружаются в благоприятную атмосферу

Личностные УУД:

- эмоциональный настрой на урок;

- формирование навыков самоорганизации

1.2 Актуализация знаний

     На уроках Технологии в 5 классе вы знакомились  с древесиной, её видами, свойствами,  строением и пиломатериалами которые получают из древесины. Я задам несколько вопросов.  Давайте вспомним ранее изученное.

Задание 1:

  1. Что такое древесина?
  2. Какие породы деревьев растут в на территории нашего края?
  3. Каково строение ствола дерева?
  4. Какие виды пиломатериалов получают при распиливании брёвен?
  5. Назовите несколько видов древесных материалов

Презентация «Древесина и древесные материалы для изготовления изделий».

За ответы – 5 баллов

Отвечает на вопросы

Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний;

- активное погружение в тему.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания.

1.3 Подведение к формулированию темы урока

Сегодня мы продолжим работу по этому разделу.

Для того чтобы определить название темы сегодняшнего урока, предлагаю выполнить задание. Нужно закончить предложение.

  1. В России дома строили из … (Древесины)
  2. Прежде чем из древесины что-то сделать-её нужно ... (Заготовить)
  3. Древесину перерабатывают на … (Предприятиях, Производстве)
  4. На производстве из древесины получают… (Пиломатериал)
  5. Для изготовления  деревянных изделий …   (Применяют) пиломатериалы.

Получает и открывает файл.

Выполняет задание.  

Высказывает свои версии.

Формулирует тему и цель урока.

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи, памяти;

- развитие логического мышления.

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме.

1.4 Формулирование темы и целей урока

Из полученных слов-ответов попробуй сформулировать тему урока.

А теперь попробуем определить цели урока.

- Что мы должны узнать по этой теме?

- Чему мы должны научиться на уроке?

Составим план работы на урок.

Называет свой вариант темы урока.

Тема урока: «Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов»

Цели:
узнать - о профессиях людей, связанных с лесозаготовками,  способах заготовки древесины, познакомятся с пороками древесины, её свойствами, как влияют пороки на качество изделий;

научиться - находить и представлять информацию по данной теме.

План урока:

  1. Найти информацию и ознакомиться с теорией по теме урока.
  2. Выполнить задания.
  3. Рефлексия.
  4. Самооценка.

Получить домашнее задание

Регулятивные:

  • развитие умения формулировать тему и цель урока;
  • планирование, т.е. составление плана действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные:   

  • владение речью, умение выражать

     мнение.

1.5 Заявка на оценку

Оценку за урок можно получить, набрав в течение урока определённое количество баллов.

Заявка на оценку:

«5» - 14-15  баллов и более

«4» - 12-13  баллов

«3» - 9-11   баллов

Посмотри, сколько баллов нужно набрать на ту или иную оценку, выбери и сделай заявку.

После каждого задания я буду объявлять сколько баллов получишь. В конце урока посчитаешь баллы и оценишь свою деятельность.

Определяется, какую оценку хочет получить в конце урока.

Регулятивные:

-  планирование, волевая регуляция.

2.Операционно-исполнительский

Изучение темы урока, выполнение заданий

Сегодня вы познакомитесь с профессиями людей, связанных с лесом и лесозаготовками. Узнаете о способах заготовки древесины, видах получаемой продукции, познакомитесь с пороками древесины как влияют пороки на качество изделий.

Выращиванием и охраной леса занимаются специальные организации.  Ведущими специалистами по восстановлению лесных массивов являются инженеры лесного хозяйства.

Показ фрагмента фильма «Инженер лесного хозяйства».

Для строительства зданий  и изготовления изделий выбирают только спелую древесину, возраст которой в зависимости  от породы составляет от 80-120 лет. Спелость древесины определяют специалисты лесного хозяйства таксаторы.

Задание №2:

Откройте учебник на стр. 29 и найдите определение этого термина. (Таксатор – в переводе с немецкого… т.е. это специалист по оцениванию древесины.)

(2 балла)

Заготовкой древесины занимаются специалисты и рабочие различных профессий: машинисты лесозаготовительных машин, водители лесопогрузчиков и лесовозов, вальщики леса и другие.

Процесс лесозаготовок можно разделить на три стадии: лесосечные работы, транспортировка и лесоскладские работы. При вывозке деревьев на лесосеке выполняют три операции: валку, трелёвку и погрузку леса. Какое же оборудование используется в лесозаготовках?

Сегодня мы будем работать с п.2 учебника технологии.

Учитель отправляет заготовку конспекта для работы на уроке.

Задание 1. Найди в параграфе информацию о том, какие предметы размещают дизайнеры в современном интерьере. Открой заготовку конспекта и оформи перечень этих предметов в виде списка.

За это задание ты получаешь 5 баллов.

Открой презентацию к нашему уроку и рассмотри на слайдах примеры, демонстрирующие какие предметы размещают дизайнеры в современном интерьере. (Слайды 3-12)

Сейчас проведем Физминутку для снятия напряжения с глаз.

Сейчас рассмотрим, какие средства используются для оформления картин, прежде, чем их размещают на стене.

Задание 2. Найди в параграфе информацию о том, что такое багет и для чего он используется. Что такое паспарту? Заполни ответы в конспекте.  (Слайды 14-15)

За это задание ты получаешь 2 балла.

Задание 3. Найди в параграфе информацию о том, как правильно надо размещать на стене картины, панно, фотографии, и какие средства композиции при этом используются.  Устно ответь на эти вопросы, затем вставь  в конспект изображения с используемыми средствами композиции и примерами расположения картин. (Слайды 16-28)

 За это задание ты получаешь 3 балла.

Задание 4. Найди в параграфе информацию о том, что такое коллекционирование, и что коллекционируют люди. Внеси ответы в конспект. (Слайды 29-39)
За это задание ты получаешь 3 балла.

Слушает учителя,

анализирует информацию,

смотрит презентацию,

отвечает на вопросы.

Находит информацию в учебнике.

Фиксирует заработанные баллы.


Находит информацию и вносит в конспект.

Фиксирует на листе оценивания заработанные баллы.

Отвечает на вопросы, вставляет изображения в конспект.

Фиксирует на листе оценивания заработанные баллы.
Находит информацию и вносит в конспект.
Фиксирует на листе оценивания заработанные баллы.

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в

  соответствии с целевой установкой;

  • умеет принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, анализировать её, делать выводы;

- умение осознанно читать текст с целью освоения и использования информации;

- умение ориентируется в задании.

Коммуникативные:

- умение рассуждать, формулировать ответы на вопросы, слушать учителя.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

- осознание своих возможностей.

Откройте учебник на стр. 30, рис.15.

Если раньше лес валили бензопилами, то сейчас этот процесс механизирован. Появились машины, которые облегчают труд людей.

Показ фрагментов фильма:

«Харвестер», «Форвардер», «Доставка на предприятие», «Сортировка и распиловка»

Из фрагментов фильма вы узнали, что лесоповалочные машины укладывают деревья в нужном направлении, обрезают сучья. Таким образом получают хлысты.

Все материалы из древесины, сохранившие её природное состояние, называют лесоматериалами.

Кряжи - это лесоматериал длиной 2-4 м. Они предназначены для изготовления строганого шпона, лыж, карандашей.

Чураки – короткие лесоматериалы, применяемые для изготовления лущеного шпона. Склеивая листы шпона, получают фанеру.

Презентация   “Пиломатериалы.  Виды пиломатериалов»

Слайды 1-5

Физминутка

Находит информацию в учебнике.

Слушает учителя,

анализирует информацию,

смотрит фрагменты фильмов,

отвечает на вопросы.

Слушает учителя, анализирует информацию, смотрит презентацию.

Выполняет упражнения

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

Задание №3

К сожалению  у древесины бывают различные дефекты, повреждения. Их называют ПОРОКАМИ.

(Откройте учебник на стр.32, найдите значение этого термина)

(2 балла)

Порок древесины – это нарушение внешней формы ствола дерева, отклонения строения от нормального, внутренние и наружные повреждения, понижающие её качество. Они образуются в период роста дерева, при хранении и эксплуатации. Некоторые виды пороков легко обнаруживаются при внешнем осмотре дерева, но большинство пороков древесины может быть выявлено только после валки дерева, а иногда и его разделке.

Презентация “Пороки древесины”

Пороки древесины снижают качество изделий. Поэтому умение определить вид порока, его размер и влияние на качество готовых изделий из древесины является очень важным.

Сегодня, в начале урока,  вспомнили что в 5 классе вы ознакомились с основными видами пиломатериалов. (брусья, бруски, обрезные и необрезные доски и т.д.).

Вспомните фрагмент фильма, где говорилось о сортировке и распиловке древесины.

Презентация “Пиломатериалы.  Виды пиломатериалов»

Слайды 6-7

Распиловка производится на специальном оборудовании. Это лесопильная рама и ленточнопильный станок.

Находит информацию в учебнике.

Фиксирует заработанные баллы.

Слушает учителя, смотрит презентацию.

Слушает учителя, смотрит презентацию.

Фильм «Профессиональная линия для пиления»

Задание №4

Вспомните, какие виды материалов можно получить при распиловке бревна.

Презентация “Пиломатериалы.  Виды пиломатериалов»

Слайды 8-14

(5 баллов)

Слушает учителя,

анализирует информацию,

смотрит фрагмент фильма,

отвечает на вопросы.

Фиксирует заработанные баллы.

3.Рефлексивно-оценочный

Ситуация контроля за выполнением учебных действий.

Откройте документ, в котором записывали цели на урок и составляли план работы.

Всё удалось выполнить?

Подсчитай количество набранных баллов и посмотри, какой оценке оно соответствует. И сравни со своей заявкой  в начале урока 

Отвечает на вопрос.
Подсчитывает количество баллов, определяет оценку, сравнивает с заявкой в начале урока.

Проводит самооценку.

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации,

   построение логической цепочки  

   рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи.

Личностные:

  • умение провести самооценку на основе

   заданных критериев.

Выбери одно из предложенных высказываний и продолжи его:

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались….
  • Я сегодня поняла, что…

Выбирает высказывание по своему усмотрению и продолжает его.

Запись домашнего задания.

Домашнее задание на выбор:

На оценку «3»:

прочитать стр. 29-39, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить “Практическую работу №1”.

На оценку “4”:

прочитать стр. 29-39, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить “Практическую работу №1”., найдите в Интернете, какие ещё существуют виды пороков древесины и где можно использовать древесину с такими пороками.

На оценку “5”:

прочитать стр. 29-39, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить “Практическую работу №1”., найдите в Интернете, какие ещё существуют виды пороков древесины и где можно использовать древесину с такими пороками., разгадать кроссворд.

Записывает домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс с применением технологии критического мышления

Предмет: историяКласс: 5Тема урока: Древнейшая Греция.Тип урока: комбинированный урокДлительность: 40 минутТехнология – Технология критического мышления через чтение и письмо....

Технологическая карта урока технологии в 5 классе по теме: «Виды пиломатериалов и листовые древесные материалы»

Цель деятельности учителя: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область применения.Планируемые результаты: научатся распознавать виды древесины и пилома...

Технологическая карта урока технологии 5 класс (мальчики) "Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов "

Технологическая карта урока Предмет: технология     Класс: 5     Учебник: А.Т. Тищенко. «Технология»Тема урока: Соединение деталей из древесины с помо...

технологическая карта урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон" ФГОС

технологическая карта урока технологии в 5 классе "Производство текстильных волокон" разработана с учетом требований ФГОС....

Технологическая карта урока Разметка заготовок из древесины технология 5 кл

Технологическая карта урока по технологии  в 5 классе "Разметка заготовок из древесины"...

Технологическая карта урока технологии "Сверление отверстий в заготовках из древесины" 5 класс

Технологическая картаурока технологии"Сверление отверстий в заготовках из древесины"  5 класс...