Рабочая программа 5 класс по технологии
рабочая программа по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология 5 класс» составлена в соответствии с требованиями:
-ФЗ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями);
- ФГОС ООО, утверждённого приказом Минобразования России №1897 от 17.12.2010 г. (в ред. Приказа №1644 от 29.12.2014, Письма Министерство образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; Письма Минобрнауки РФ №1577 от 31.12.2015 г.)
-ООП ООО МБОУ СОШ №34;
- Программы курса Е.С.Глозман,О.А.Кожина Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Е.С.Глозман,О.А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев,Е.Н. Кудакова,. – М.: Дрофа, 2020. – 319 с.: ил.
- Приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2018г. №345 «Об утверждении федеральных перечней учебников.. .»;
- Учебного плана МБОУ «СОШ №34» на 2020-2021 учебный год.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Изучение учебного предмета «Технология» способствует достижению следующих целей основного общего образования:
• обеспечение всем учащимся оптимального, с учётом их возможностей, интеллектуального развития;
• становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости;
• социально-нравственное и эстетическое воспитание;
• знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре;
• развитие способностей и познавательных интересов учащихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений);
• выработку у обучающихся навыков самостоятельно выявлять, формулировать и разрешать определённые теоретические и практические проблемы, связанные с природой, общественной жизнью, техникой и культурой;
• формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений, определяющих их отношение к миру;
• формирование у учащихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся знаний и умений как в ходе учёбы, так и за пределами школы;
• ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в таких важнейших отраслях, как машиностроение, электротехническая и химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д., и формирование у них умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами;
• понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов, общих для многих областей промышленного и сельскохозяйственного производства и сферы услуг;
• обеспечение подготовки учащихся к какой-либо профессии. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития современного общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства, тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
• формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
• формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
• формирование проектно-технологического мышления обучающихся
• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
• развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом МБОУ «СОШ №34», количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Технология. Обслуживающий труд» на учебный год в 5 классе составляет –68 часов (2 часа в неделю) при 34 рабочих неделях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Личностные результаты освоения учащимися программы:
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; — развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
— проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; — определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения программы: в познавательной сфере:
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техно сфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах, и технологиях создания объектов труда;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
— владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
— документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
— согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
— стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
— участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере:
— практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; в физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
— соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
Тема1. Введение в технологию
Ученик научиться
Преобразующая деятельность человека и технологии Называть основные этапы разработки учебного и коллективного школьного проекта; различать учебное и промышленное проектирование различной продукции; анализировать основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта; выполнять: поиск (в Интернете и других источниках информации) возможной темы учебного проекта; излагать полученную информацию; осуществлять сохранение информации в формах: описаний, схем, эскизов, фотографий; читать и оформлять графическую документацию; вычерчивать эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов; знакомиться с профессией инженера- конструктора
адекватно использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; сравнению разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии ком муникации;
Ученик получит возможность научиться:
участвовать в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; рациональному выбору рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; стремлению к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; контролю промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
Тема 2. Техника и техническое творчество
Ученик научиться
Объяснять понятие «машина»; — характеризовать машины, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю, простые механизмы, типовые детали машин и их соединения; — знакомиться с профессиями: машинист, водитель, наладчик
Ученик получит возможность научиться
Тема 3.Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов
Ученик научиться:
Основным правилам пользования столярным верстаком. распозновать характеристики дерева и древесины, строение древесины. текстура и пороки древесины, пиломатериалы и искусственные древесные материалы, пиломатериалы, деревообрабатывающие предприятия, шпон, фанера, древесноволокнистые и древесно-стружечные плиты, древесно-слоистый пластик. Знакомство с профессиями: вальщик леса, станочник-распиловщик.
Ученик получит возможность научиться
Основным правилам пользования столярным верстаком. распознавать характеристики дерева и древесины, строение древесины. текстура и пороки древесины, пиломатериалы и искусственные древесные материалы, пиломатериалы, деревообрабатывающие предприятия, шпон, фанера, древесноволокнистые и древесно-стружечные плиты, древесно-слоистый пластик. Знакомство с профессиями: вальщик леса, станочник-распиловщик.
Тема 4 Технологии получения и преобразования текстильных материалов
Ученик научиться
Составлять коллекции тканей, нетканых материалов; определять направление долевой нити в ткани, лицевую и изнаночную стороны ткани, виды переплетения нитей в ткани; исследовать свойства нитей основы и утка; изучать характеристики различных видов волокон и материалов: тканей, нетканых материалов, ниток, тесьмы, лент по коллекциям, различные виды техники лоскутного шитья, способы обработки срезов лоскутного изделия; анализировать прочность окраски тканей, наиболее удачные работы; строить чертеж швейного изделия, выкроек для образцов швов в натуральную величину по меркам или по заданным размерам; выполнять экономную раскладку выкройки на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани, обмеловку с учётом припусков на швы, раскрой деталей швейного изделия, влажно-тепловую обработку образца ручных работ; находить и предъявлять информацию об истории создания ножниц для раскроя, утюга, лоскутного шитья; — обрабатывать срезы лоскутного изделия двойной подгибкой; соблюдать правила безопасных работ при выполнении практических работ; разрабатывать узор для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора изготавливать шаблоны из картона или плотной бумаги, образцы лоскутных узоров; подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия;
Ученик получит возможность научиться:
адекватно использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; сравнению разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; участвовать в оформлении класса и школы, выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий; определять и исправлять дефекты швейных изделий; выполнять художественную отделку швейных изделий; изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов; определять основные стили одежды и современные направления моды. развитие глазомера; развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Ученик научиться:
определять региональный стиль вышивки по репродукциям и коллекциям; распознавать общие изобразительные мотивы и их различие в вышивке северных, южных и центральных регионов России, технологии различных видов росписи тканей: узелковый, «холодный», «горячий» батик и др.; — разрабатывать эскизы; выполнять вышивание метки, монограммы стебельчатым швом, образцы счётных швов, вышивку по рисованному контуру; подбирать рисунки для отделки вышивкой фартука, скатерти, салфетки; переводить рисунки на ткань различными способами; изготавливать сувениры с применением различных техник художественной обработки материалов;
Ученик получит возможность научиться:
оформлять салфетки в технике «узелковый батик»; систематизировать полученные знания; работать в группе; разрабатывать творческий проект; находить необходимую информацию с использованием сети Интернет и других источников информации; оформлять необходимую графическую документацию (рисунки, эскизы, чертежи, плакаты и др.);
Тема 6. Технологии ведения дома.
Ученик научиться
Осуществлять поиск и презентацию информации по истории интерьера народов мира; выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой, элементов декоративного оформления столовой; изготавливать макет кухни, столовой (по выбору)
Ученик получит возможность научиться:
подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/ или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения.
Тема 7.Технологии обработки пищевых продуктов.
Ученик научиться
Соблюдать правила личной гигиены при приготовлении пищи; организовывать рабочее место для выполнения кулинарных работ; подготавливать кухонный инвентарь и посуду к работе; анализировать требования к соблюдению технологических процессов приготовления пищи, вкусовые качества различных видов чая и кофе; — знакомиться с профессией повара осваивать безопасные приёмы работы кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями, мытья посуды и кухонного инвентаря с помощью безопасных моющих средств, тепловой обработки пищевых продуктов (варка, жарка, тушение, запекание, пассерование, припускание и др.); рассматривать основы физиологии питания человека; — проводить поиск и презентацию информации о содержании в пищевых продуктах витаминов, последствиях для здоровья человека нехватки витаминов; выполнять практические работы по приготовлению гарниров и блюд из варёных овощей, блюд из яиц, салата из сырых овощей, по оформлению бутербродов, горячих напитков, канапе; осуществлять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей, нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др. , фигурную нарезку овощей для художественного оформления салатов; разрабатывать эскизы художественного оформления бутербродов, салатов для различной формы салатниц; оценивать готовые блюда (вкус, цвет, запах, консистенция, внешний вид); участвовать в обсуждении способов определения свежести яиц, последовательности приготовления блюд по инструкционной карте; сервировать стол к завтраку; складывать салфетки различными способами определять сочетания по вкусу и цвету продуктов в сложных бутербродах; проводить дегустацию бутербродов; — определять доброкачественность овощей органолептическим методом, количество нитратов в овощах при помощи индикаторов; соблюдать способы экономного расходования продуктов;
Ученик получит возможность научиться:
отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки; читать технологическую документацию; осваивать работу в бригаде; формировать навыки уважительных культурных отношений со всеми членами бригады; разрабатывать творческий проект; оформлять необходимую графическую документацию (рисунки, эскизы, чертежи, плакаты и др.); составлять технологические карты с помощью компьютера; изготовлять материальные объекты (изделия); контролировать качество выполняемой работы; рассчитывать затраты на выполнение и реализацию проекта; подготавливать пояснительную записку; проводить презентацию проекта.
Тема 8.Творческие проект
Ученик научиться
Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей; находить необходимую информацию в раз личных источниках информации; излагать полученную информацию; выбирать вид изделия; — выполнять этапы проектирования
Ученик получит возможность научиться:
применять полученные знания для реализации и защиты творческого проекта.
Тема 9. Современные и перспективные технологии.
Ученик научиться
Анализировать основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии; приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта; называть материалы с заданными свойствами и технологии их получения; выполнять поиск (в Интернете и других источниках информации) предприятий региона проживания, работающих на основе современных производственных технологий; излагать полученную информацию; осуществлять сохранение информации в формах описаний, схем, эскизов, фотографий
Тема 9 Электротехнические работы. Введение в робототехнику
Ученик научиться:
Приводить примеры потребителей электрической энергии, основных типов электростанций, альтернативных источников электрической энергии; — объяснять назначение и использование электрического тока, электрического напряжения, проводников и диэлектриков; — использовать условные обозначения элементов электрической цепи; — проводить поиск материалов в сети Интернет и других источниках информации о: видах энергии, подбирать модели настольных и настенных одноламповых осветителей и определять их общие свойства и отличия
Ученик получит возможность научиться:
излагать полученную информацию; работать с: электрической цепью, видами проводов, последовательностью оконцовывания одножильных проводов на тычок и колечко, применением электромонтажных инструментов; соблюдать правила безопасной работы при выполнении электромонтажных работ; знакомиться с профессиями слесаря, электрика; читать и выполнять чертежи принципиальной схемы однолампового осветителя; осваивать работу в бригаде; формировать навыки уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в технологию (6 час)
Преобразующая деятельность человека и технологии Потребности. Исследовательская и преобразующая деятельность. Технология. Техническая сфера (техносфера). Техника. Технологическая система. Стандарт. Реклама.
Проектная деятельность и проектная культура Проект. Проектирование. Творческий проект. Индивидуальный и коллективный проекты. Эстетика. Дизайн. Проектная культура. Этапы проектирования: поисково-исследовательский, конструкторско-технологический, заключительный.
Основы графической грамоты Графика. Чертёж. Масштаб. Набросок. Эскиз. Технический рисунок. Правила выполнения и оформления графической документации. Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. Основы графической грамоты. Сборочные чертежи. Основы дизайна
Тема 2. Техника и техническое творчество (4 час)
Основные понятия о машине, механизмах, деталях Машина. Энергетические машины. Рабочие, транспортные, транспортирующие, бытовые, информационные машины. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Условные обозначения на кинематических схемах. Типовые детали. Техническое конструирование и моделирование Конструирование. Техническое моделирование. Модель в технике. Модели-копии. Технологическая карта. Технологические машины Машина.
Тема 3 Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов (2 час)
Столярно-механическая мастерская Столярный верстак. Основные правила пользования столярным верстаком. Характеристика дерева и древесины Древесина, дерево. Строение древесины. Текстура и пороки древесины. Пиломатериалы и искусственные древесные материалы Пиломатериалы. Деревообрабатывающие предприятия. Шпон, фанера, древесноволокнистые и древесно-стружечные плиты, древесно-слоистый пластик. Знакомство с профессиями: вальщик леса, станочник-распиловщик.
Тема 4 Технологии получения и преобразования текстильных материалов (20 час)
Текстильные волокна Текстильные волокна: натуральные и химические. Хлопчатник. Лён. Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани Пряжа и её получение. Нити основы и утка, кромка ткани. Ткацкие переплетения. Полотняное переплетение нитей. Технология производства тканей. Ткачество. Гладкокрашеная и пестротканая ткань. Отделка тканей. Технологии выполнения ручных швейных операций Инструменты, приспособления, оборудование и материалы для выполнения ручных швейных операций. Требования к выполнению ручных работ. Терминология ручных работ. Ниточное соединение деталей. Шов, ширина шва, строчка, стежок. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Основные приёмы влажно-тепловой обработки швейных изделий Влажно-тепловая обработка. Терморегулятор утюга. Правила безопасной работы с утюгом. Требования к выполнению влажно-тепловой обработки. Терминология влажно-тепловых работ. Швейные машины Машина. Швейная машина. Привод швейной машины. Виды приводов швейной машины. Современные бытовые швейные машины. Устройство и работа бытовой швейной машины Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Рабочие механизмы швейной машины. Рабочие органы швейной машины: игла, лапка, двигатель ткани, челнок, нитепритягиватель. Механизмы швейной машины: прижимной лапки, зубчатой рейки, регулировки. Правила безопасной работы на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Шпульный колпачок. Установка и выемка шпульного колпачка. Заправка верхней нити. Технология выполнения машинных швов Виды машинных швов. Требования к выполнению машинных работ. Подбор игл и ниток для хлопчатобумажных и льняных тканей. Терминология машинных работ. Выполнение стачного шва вразутюжку. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом. Лоскутное шитьё. Чудеса из лоскутков Лоскутные шитьё и мозаика. Материалы для лоскутного шитья. Раскрой ткани. Техники лоскутного шитья. Лоскутное шитьё из полос, квадратов, прямоугольных треугольников, равносторонних треугольников. Идеи творческих проектов.
Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (6 час)
Значение цвета в изделиях декоративно- прикладного творчества. Композиция. Орнамент
отделки изделий вышивкой Вышивка. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки. Правильная посадка и постановка рук. Технология выполнения ручных отделочных строчек. Выполнение строчек: прямого стежка, косого стежка, петельного стежка, петлеобразного стежка, крестообразного стежка. Узелковый батик. Технологии отделки изделий в технике узелкового батика Техника узелкового батика. Способы складывания и завязывания ткани. Идеи творческих проектов.
Тема 6 Технологии ведения дома (2 час)
Понятие об интерьере. Основные вопросы планировки кухни Интерьер. Современная кухня. «Рабочий треугольник». Основные варианты планировки кухни: линейная, параллельная, Г-образная, П-образная, линейная с островком. Правила планирования. Оформление кухни Знакомство с профессией дизайнера интерьеров. Освещение кухни. Пол в кухне. Отделка стен. Цветовое решение интерьера кухни. Мебель для кухни.
Тема 7 Технологии обработки пищевых продуктов (12 час)
Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне Кухонная посуда. Кухонные инструменты. Столовая посуда и уход за ней. Правила санитарии и гигиены. Правила работы в кулинарной мастерской. Санитарно-гигиенические требования при подготовке продуктов к приготовлению пищи. Правила хранения пищевых продуктов. Правила безопасной работы с электроприборами. Правила безопасной работы с горячими жидкостями. Пищевые отравления и меры их предупреждения. Основы рационального питания Питание. Физиология питания. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины. Рациональное питание. Пищевая пирамида. Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах Пищевая промышленность. Знакомство с профессией технолога пищевой промышленности. Рациональное питание. Пищевая пирамида. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов Признаки различия готовых блюд. Технология приготовления пищевых продуктов. Механическая обработка продуктов. Основные показатели качества пищевого продукта. Формы нарезки продуктов. Виды тепловой обработки пищевых продуктов. Основные, вспомогательные и комбинированные приёмы тепловой обработки. Заготовка продуктов: засолка, квашение, мочение, маринование, сушка, уваривание с сахаром, протирание с сахаром, пастеризация, стерилизация, охлаждение, замораживание. Технология замораживания продуктов. Знакомство с профессиями повара и кулинара. Технология приготовления блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку Яйца. Правила приготовления варёных яиц. Требования к качеству блюд из яиц. Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку. Правила и порядок сервировки. Салфетки. Правила употребления блюд. Правила поведения за столом. Этикет. Правила поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами. Технология приготовления бутербродов и горячих напитков Виды бутербродов. Открытые бутерброды. Закрытые бутерброды. Закусочные бутерброды. Технология приготовления бутербродов. Правила приготовления бутербродов и приёмы безопасной работы. Требования к качеству и оформлению бутербродов. Горячие напитки: чай, кофе, какао. Технология приготовления чая. Подача чая. Технология приготовления кофе. Подача кофе. Технология приготовления какао. Подача какао. Правила и сроки хранения чая, кофе, какао. Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей Технология приготовления блюд из сырых овощей. Приготовление блюд из варёных овощей. Правила тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов из овощей. Правила приготовления салатов. Оформление блюд. Правила оформления блюд. Идеи творческих проектов.
Тема 8.Творческие проект (6час)
Разрабатывать творческий проект; подготавливать пояснительную записку; презентация проекта
Тема 9. Современные и перспективные технологии (4 час)
Промышленные и производственные технологии. Технологии металлургии. Машиностроительные технологии. Энергетические технологии. Биотехнологии. Технологии производства продуктов питания. Космические технологии. Производственные технологии. Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами Технологии машиностроения. Технологии прототипирования. Лазерные технологии. Материалы с заранее заданными свойствами и технологии получения материалов с заданными свойствами. Композиционный материал. Актуальные и перспективные технологии обработки материалов.
Тема 10 Электротехнические работы. Введение в робототехнику (4 час)
Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе. Электрическая цепь. Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой.
Тематическое планирование
учебного предмета «Технология» для учащихся 5 классов
Разделы и темы | Количество часов |
Раздел / Тема | |
Вариант II | |
Введение в технологию | 6 |
Преобразующая деятельность человека и технологий | 2 |
Проектная деятельность и проектная культура | 2 |
Основы графической грамоты | 2 |
Техника и техническое творчество | 4 |
Основные понятия о машине, механизмах и деталях | 2 |
Техническое конструирование и моделирование | 2 |
Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов | 2 |
Столярно-механическая мастерская | 1 |
Характеристика дерева и древесины | 1 |
Технологии получения и преобразования текстильных материалов | 20 |
Текстильные волокна | 2 |
Производство ткани | 2 |
Технология выполнения ручных швейных операций | 2 |
Основные приемы влажно-тепловой обработки швейных изделий | 2 |
Швейные машины | 2 |
Устройство и работа бытовой швейной машины | 2 |
Технология выполнения машинных швов | 4 |
Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов | 4 |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 6 |
Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент | 2 |
Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой | 2 |
Узелковый батик. Технологии отделки изделий в технике узелкового батика | 2 |
Технологии ведения дома | 2 |
Понятие об интерьере. Основные варианты планировки кухни | 1 |
Оформление кухни | 1 |
Технология обработки пищевых продуктов | 12 |
Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии, гигиены и безопасной работы на кухне | 2 |
Основы рационального питания | 1 |
Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах | 1 |
Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов | 2 |
Технология приготовления блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку | 2 |
Технология приготовления бутербродов и горячих напитков | 2 |
Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей | 2 |
Творческие проекты | 6 |
Современные и перспективные технологии | 4 |
Промышленные и производственные технологии | 2 |
Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами | 2 |
Электротехнические работы. Введение в робототехнику | 4 |
Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе | 1 |
Электрическая цепь | 1 |
Роботы. Понятие о принципах работы роботов | 1 |
Электроника в робототехнике. Знакомство с логикой | 1 |
Повторение | 2 |
Итого | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕЧНОЛОГИИ
5 А,5Б,5В КЛАСС 68 ЧАСОВ, (2 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | |||||
1триместр с 01.09.21 – 01.10.21 | ||||||||
РАЗДЕЛ 1 Введение в технологию 6 час с 01.09 - 17.10.2021г.
| ||||||||
5А | 5Б | 5В | 5А | 5Б | 5В | |||
1 | Преобразующая деятельность человека и технологии | 01.09.2021-04. 09.2021 | 01.09.2021 04. 09.2021 | 01.09.2021- 04. 09.2021 | ||||
2 | Преобразующая деятельность человека и технологии | |||||||
3 | Проектная деятельность и проектная культура | 06.09.2021- 10.09.21 | 06.09.2021-10.09.21- | 06.09.2021- 10.09.21 | ||||
4 | Проектная деятельность и проектная культура | |||||||
5 | Основы графической грамоты | 13.09.2021- 17.09.21 | 13.09.2021- 17.09.21 | 13.09.2021- 17.09.21 | ||||
6 | Основы графической грамоты | |||||||
РАЗДЕЛ 2. Техника и техническое творчество 4 час20.09.2021-01.10.21 | ||||||||
7 | Основные понятия о машинах, механизмах и деталях | 20.09.2021- 24.09.2021 | 20.09.2021 24.09.2021 | 20.09.2021- 24.09.2021 | ||||
8 | Основные понятия о машинах, механизмах и деталях | |||||||
9 | Техническое конструирование и моделирование | 27.10.2021- 01.10.2021 | 27.10.2021- 01.10.2021 | 27.09.2021- 01.10.2021 | ||||
10 | Техническое конструирование и моделирование | |||||||
РАЗДЕЛ 3. Технологии получения и преобразования древесины и искусственных древесных материалов 2 час11.10.21-15.10.21 | ||||||||
11 | Столярно-механическая мастерская | 11.10.2021- 15.10.2021 | 11.10.2021- 15.10.2021 | 11.10.2021- 15.10.2021 | ||||
12 | Характеристика дерева и древесины | |||||||
РАЗДЕЛ 4 Технология получения и преобразования текстильных материалов 20 час 18.10.2021-31.12.2021 | ||||||||
13 | Текстильные волокна | 18.10.2021- 22.10.2021 | 18.10.2021- 22.10.2021 | 18.10.2021- 22.10.2021 | ||||
14 | Текстильные волокна | |||||||
15 | Производство ткани | 25.10.2021- 29.10.2021 | 25.10.2021- 29.10.2021 | 25.10.2021- 29.10.2021 | ||||
16 | Производство ткани | |||||||
17 | Технология выполнения ручных швейных операций | 01.11.2021- 05.11.2021 | 01.11.2021- 05.11.2021 | 01.11.2021- 05.11.2021 | ||||
18 | Технология выполнения ручных швейных операций | |||||||
19 | Основные приемы влажно-тепловой обработки швейных из дели | 08.11.2021- 12.11.2021 | 08.11.2021- 12.11.2021 | 08.11.2021- 12.11.2021 | ||||
20 | Основные приемы влажно-тепловой обработки швейных из дели | |||||||
Итого | 20 | 20 | 20 | |||||
2 триместр 22.11.21-18.02.22 | ||||||||
21 | Швейные машины | 22.11.2021- 26.11.2021 | 22.11.2021- 26.11.2021 | 22.11.2021- 26.11.2021 | ||||
22 | Швейные машины | |||||||
23 | Устройство и работа бытовой швейной машины | 29.11.2021- 03.12.21 | 29.11.2021- 03.12.21 | 29.11.2021- 03.12.21 | ||||
24 | Устройство и работа бытовой швейной машины | |||||||
25 | Технология выполнения машинных швов | 06.12.2021- 10.12.2021 | 06.12.2021- 10.12.2021 | 06.12.2021- 10.12.2021 | ||||
26 | Технология выполнения машинных швов | |||||||
27 | Технология выполнения машинных швов | 13.12.2021- 17.12.2021 | 13.12.2021- 17.12.2021 | 13.12.2021- 17.12.2021 | ||||
28 | Технология выполнения машинных швов | |||||||
29 | Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов | 20.12.2021- 24.12.21 | 20.12.2021- 24.12.21 | 20.12.2021- 24.12.21 | ||||
30 | Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов | |||||||
31 | Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов | 27.12.2021-31.12.21 | 27.12.2021-31.12.21 | 27.12.2021-31.12.21 | ||||
32 | Лоскутное шитье. Чудеса из лоскутов | |||||||
РАЗДЕЛ 6. Технологии художественно- прикладной обработки материалов 6 час 10.01.2022-28.01.22 | ||||||||
33 | Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент | 10.01.2022- 14.01.22 | 10.01.2022- 14.01.22 | 10.01.2022- 14.01.22 | ||||
34 | Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного творчества. Композиция. Орнамент | |||||||
35 | Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой | 17.01.2022- 21.01.22 | 17.01.2022- 21.01.22 | 17.01.2022- 21.01.22 | ||||
36 | Вышивание. Технология выполнения отделки изделий вышивкой | |||||||
37 | Узелковый батик. Технологии отделки изделий в технике узелкового батика | 24.01.2022- 28.01.22 | 24.01.2022- 28.01.22 | 24.01.2022- 28.01.22 | ||||
38 | Узелковый батик. Технологии отделки изделий в технике узелкового батика | |||||||
РАЗДЕЛ 7 Технология ведения дома- 2час31.01.2022-04.02.22 | ||||||||
39 | Понятие об интерьере. Основные варианты планировки кухни | 31.01.2022- 04.02.22 | 31.01.2022- 04.02.22 | 31.01.2022- 04.02.22 | ||||
40 | Оформление кухни | |||||||
РАЗДЕЛ Технология обработки пищевых продуктов 12 час 07.02.2022-18.02.2022 | ||||||||
41 | Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии и гигиены и безопасной работы на кухне | 07.02.2022- 11.02.22 | 07.02.2022- 11.02.22 | 07.02.2022- 11.02.22 | ||||
42 | Кухонная и столовая посуда. Правила санитарии и гигиены и безопасной работы на кухне | |||||||
43 | Основы рационального питания | 14.02.2022- 18.02.2022 | 14.03.2022- 18.02.2022 | 14.02.2022- 18.02.2022 | ||||
44 | Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах | |||||||
Итого | 24 | 24 | 24 | |||||
3 триместр 28.02.22-27.05.22 | ||||||||
45 | Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов | 28.02.22-04.03.22 | 28.02.22-04.03.22 | 28.02.22-04.03.22 | ||||
46 | Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов | |||||||
47 | Технология приготовления блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку | 07.03.22-11.03.22 | 07.03.22-11.03.22 | 07.03.22-11.03.22 | ||||
48 | Технология приготовления блюд из яиц. Сервировка стола к завтраку | |||||||
49 | Технология приготовления бутербродов и горячих напитков | 14.03.22-18.03.22 | 14.03.22-18.03.22 | 14.03.22-18.03.22 | ||||
50 | Технология приготовления бутербродов и горячих напитков | |||||||
51 | Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей | 21.03.22-25.03.22 | 21.03.22-25.03.22 | 21.03.22-25.03.22 | ||||
52 | Значение овощей в питании человека. Технология приготовления блюд из овощей | |||||||
РАЗДЕЛ 8 Творческие проекты 6 час 28.03.22-22.04.22 | ||||||||
53 | Творческие проекты | 28.03.22-01.04.22 | 28.03.22-01.04.22 | 28.03.22-01.04.22 | ||||
54 | Творческие проекты | |||||||
55 | Творческие проекты | 04.04.22-08.04.22 | 04.04.22-08.04.22 | 04.04.22-08.04.22 | ||||
56 | Творческие проекты | |||||||
57 | Творческие проекты | 18.04.22-22.04.22 | 18.04.22-22.04.22 | 18.04.22-22.04.22 | ||||
58 | Творческие проекты | |||||||
РАЗДЕЛ 9 Современные и перспективные технологии 4 час 25.04.22-06.05.22 | ||||||||
59 | Промышленные и производственные технологии | 25.04.22-29.04.22 | 25.04.22-29.04.22 | 25.04.22-29.04.22 | ||||
60 | Промышленные и производственные технологии | |||||||
61 | Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами | 02.05.22-06.05.22 | 02.05.22-06.05.22 | 02.05.22-06.05.22 | ||||
62 | Технологии машиностроения и технологии получения материалов с заданными свойствами | |||||||
РАЗДЕЛ 10 Электротехнические работы. Введение в робототехнику 4час 09.05.22-27.05.22 | ||||||||
63 | Источники и потребители электрической энергии. Понятие об электрическом токе | 09.05.22-13.05.22 | 09.05.22-13.05.22 | 09.05.22-13.05.22 | ||||
64 | Электрическая цепь | |||||||
65 | Роботы. Понятие о принципах работы роботов | 16.05.22-20.05.22 | 16.05.22-20.05.22 | 16.05.22-20.05.22 | ||||
66 | электроника в робототехнике. Знакомство с логикой | |||||||
67 | Повторение пройденного материала | 23.05.22-27.05.22 | 23.05.22-27.05.22 | 23.05.22-27.05.22 | ||||
68 | Повторение | |||||||
Итого | 24 час | 24 час | 24 час | |||||
Итого за год | 68 час | 68 час | 68 час |
Лист корректировки
№ п/п | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (мальчики), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 8 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
При разработке программы использовались нормативные документы, обеспечивающие ее реализацию.Программа составлена для общеобразовательного класса, который сформирован из учащихся с различной трудовой п...
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (мальчики),по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)».Программа рассчитана на 34 недель по 2часа. Курс труда реализуется чере...