Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету профильный труд 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс)
Рабочая программа для детей с НИ по учебному предмету профильный труд 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.nadomnoe_prof.trud_.docx | 36.72 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка по учебному предмету «Профильный труд» для учащейся 6 класса 1 варианта УП (обучение на дому)
Программа по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») для учащейся с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта) 6 класса 1 вариант УП разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013) N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью»
3.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат», 1 вариант УП
4. Учебный план образовательного учреждения.
При разработке программы были использованы программно-методические материалы:
1.Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В., автор С.Л.Мирский.
2. Учебник. Зырянова В.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала, 6 класс.- М., Просвещение,2011.
3. Рабочая тетрадь. Подготовка младшего обслуживающего персонала, 6 класс.-Самара,СОТ,2012.
Представленная программа нацелена на повышение уровня активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Что предполагает формирование у обучающихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Программа содержит большой познавательный материал, при изучении которого развиваются мышление, внимание, память, способность анализировать, сравнивать, выделять сходство и различие понятий, умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
При выполнении практических заданий развиваются глазомер, мелкая и общая моторика, координация движений. Трудовая деятельность благотворно сказывается на становлении личностей учащихся: корригируются нарушения в развитии эмоционально-личностной сферы, развивается умение преодолевать трудности, воспитываются самостоятельность, инициативность, стремление доводить начатое дело до конца.
При оценке выполненных работ формируется умение анализировать свою деятельность, устойчивая и адекватная самооценка, правильное отношение к критике.
Содержание уроков подготовки младшего обслуживающего персонала – доступное и понятное учащимся с нарушениями интеллектуального развития, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определённой степени самостоятельность в быту.
Цель реализации программы по учебному предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) новых трудовых компетенций.
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе решает следующие задачи:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий;
- развитие у обучающихся умения осуществлять самоконтроль при выполнении практической деятельности;
- развитие речи обучающихся на основе их практической деятельности;
- расширение знаний о материалах, инструментах и инвентаре, правилах безопасного использования.
Основная форма обучения - урок. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.
Для эффективности работы применяются следующие методы: словесные; наглядные; практические и такие приемы, как подбор занимательного материала, использование индивидуальных заданий, индивидуальный и дифференцированный подходы, планирование предстоящей работы, словесный отчет о проделанной, логические поисковые задания, работа творческого характера.
Выбор метода и приема определяется возрастными, а также индивидуальными и типологическими особенностями обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Программа по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащейся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Обучение подготовке младшего обслуживающего персонала имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается в том, что все знания и навыки, обучающиеся получают практическим путем в процессе упражнений. Коррекционная направленность заключается в использовании специфических методов и приемов обучения с целью исправления психофизических недостатков с опорой на сохранные возможности. Для каждого этапа обучения характерны определенные методические приемы, учитывающие специфику каждого обучающегося.
Особое внимание в данной программе уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению обучающейся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда.
Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества работы.
Каждая четверть заканчивается практическим повторением, основная цель которой: закрепление теоретических знаний, общетрудовых умений, развитие у обучающихся профессиональных навыков и самостоятельной работой.
Контрольно-измерительный материал самостоятельной работы за каждую четверть для 6 класса по учебному предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») предназначен для выявления степени усвоения обучающейся обязательного уровня трудовой подготовки и получения объективной оценки о характере
Программа по предмету «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») в 6 классе состоит из разделов, соединенных между собой.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
Вводное занятие | ||
1. | Уборка пришкольной территории | |
2. | Ежедневная уборка спального помещения | |
3. | Работа с тканью | |
4. | Работа в столовой | |
5. | Устройство жилого помещения | |
6. | Ремонт постельного белья | |
7. | Ежедневная уборка помещения | |
8. | Ремонт постельного белья | |
9. | Уход за мебелью | |
Итого | 17 |
- Вводное занятие
- Работа на участке
- Ежедневная уборка спального помещения
- Работа с тканью
- Устройство жилого помещения
- Работа в столовой
- Ежедневная уборка помещения
- Ремонт постельного белья
- Уход за мебелью
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Профильный труд» входит в образовательную область «Технологии» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Всего 0,5 часов в неделю, 17 часов в год.
Количество часов, предусмотренных учебным планом.
Учебный предмет | Часов в неделю | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Часов в год |
Профильный труд | 0,5 |
Количество часов варьируется от расписания уроков. Учебные занятия проводятся в кабинете «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
4. Планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат только личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся.
Личностные результаты освоения программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе включают:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
- развитие навыков сотрудничества с учителем профильного труда и другими обучающимися в разных ситуациях;
- формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. При этом некоторые личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием программы по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала», характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способности их применения в практической деятельности и жизни.
В программе 6 класса по предмету «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень:
- знание названий некоторых строительных материалов и область их применения;
- представления об основных свойствах используемых строительных материалах;
- знание правил безопасной работы с инструментами и строительными материалами;
- подбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для выполнения учебного задания;
- владение основными приемами работы инструментами;
- представления о различных видах профильного труда;
- понимание значения и ценности труда;
- умение организовать своё рабочее место;
- понимание необходимости соблюдения порядка и аккуратности в процессе выполнения трудовых заданий;
- выполнение общественных поручений по уборке мастерской после выполнения трудовых заданий.
Достаточный уровень
- экономное и бережное расходование материалов;
- знание оптимальных и доступных технологических приемов работы ручным инструментом
- выполнение самоконтроля выполняемых практических действий с исправлением допущенных ошибок;
- осознание общественной значимости собственного труда, собственных достижений в области трудовой деятельности;
Критерии оценивания предметных результатов
Нормы оценок теоретических знаний
При устном ответе обучающиеся должны использовать технический язык, правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полностью усвоил учебный материал;
- умеет изложить учебный материал своими словами;
- правильно и обстоятельно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «4» ставится, если ученик:
- в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- правильно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- подтверждает ответ конкретными примерами.
Отметка «3» ставится, если ученик:
- не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при изложении учебного материала своими словами;
- не всегда и (или) неполно отвечает на основные и дополнительные вопросы учителя;
- затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами.
Нормы оценок практических работ
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качество выполненной работы и рабочего времени, затраченного на работу.
Отметка «5» ставится, если учеником:
- правильно организовывалось рабочее место;
- правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
- работа выполнена с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допускались незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- работа сделана с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допускались недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
- работа сделана с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности;
Изучение предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 6 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия включают следующие умения:
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- поддерживать коммуникацию при выполнении учебных и трудовых задач;
- вступать в диалог и поддерживать его с педагогом и учащимися для решения различных учебных задач;
- ориентироваться в предложенных источниках информации для решения познавательных задач.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать поставленные цели и задачи решения учебных и практических задач;
- действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных и практических задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- осуществлять самоконтроль в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) в практической деятельности при решении учебных задач;
- использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Диагностика базовых учебных действий проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемых в образовательном учреждении.
5. Содержание учебного предмета
В программе по профильному труду (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») выделяются разделы. Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Содержание учебного предмета «Профильный труд» (профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала») включает следующие разделы:
- Вводное занятие
- Работа на участке
- Ежедневная уборка спального помещения
- Работа с тканью
- Устройство жилого помещения
- Работа в столовой
- Ремонт постельного белья
- Ежедневная уборка помещения
- Уход за мебелью
1. Вводное занятие
Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.
2. Работа на участке:
- аллеи, дорожки, площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода;
- инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение, правила безопасности при работе;
- сгребание опавших листьев, удаление сорных растений;
- подметание дорожек и площадок, переноска собранного мусора;
- подготовка уборочного инвентаря к хранению, складирование инвентаря.
3. Ежедневная уборка спального помещения:
- пол, подоконник, отопительные радиаторы в спальне;
- тряпка для уборки, требования к состоянию и хранению;
- последовательность уборки;
- протирка подоконников, радиаторов, радиаторных ниш, пола;
- проверка результатов и качества работы.
4. Работа с тканью:
- фартук квадратной формы с завязками (из готового кроя);
- ткани для изготовления, детали, швы, виды отделки;
- наметывание подгибов, обработка срезов на швейной машине;
- присоединение завязок, отделка фартука;
- мягкая игрушка по выбору: ткани для изготовления мягких игрушек, их названия;
- способ выполнения петельного стежка, выполнение петельного стежка на образце;
- сметывание и соединение основных деталей готового кроя петельными стежками;
- вывертывание и набивка игрушки ватой, присоединение дополнительных деталей.
5. Устройство жилого помещения:
- элементы строительной конструкции дома: стена, пол, потолок, дверной проем, оконный проем;
- оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный радиатор, дверь;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Прихожая», «Кухня», инструменты и материалы для выполнения аппликации;
- выбор цветной бумаги, разметка, вырезание, расположение и приклеивание деталей на бумаге.
6. Работа в столовой:
- понятие о гигиене питания;
- фаянсовая и стеклянная посуда;
- столовые приборы и посуда из алюминия;
- требования к работнику столовой: одежда, поведение;
- правила подготовки стола к подаче пищи, эстетическое оформление стола;
- правила безопасности при подаче пищи и уборке посуды;
- сервировка стола, разноска пищи по столам, подача пищи;
- уборка и протирка столов, пола.
7. Ремонт постельного белья:
- ремонт постельного белья по распоровшемуся шву.
8. Ежедневная уборка помещения:
- служебные помещения: учительская, методический кабинет, кабинет директора, класс, складские помещения;
- порядок хранения и расположения вещей в помещении;
- правила уборки в служебном помещении: протирка подоконников, отопительных радиаторов, столов, настольных светильников, очистка мусорных корзин;
- бытовой электропылесос: устройство, применение, пользование;
- удаление пыли с помощью пылесоса, чистка уборочного инвентаря и уборка в специально отведенное место.
9. Уход за мебелью:
- школьная мебель: виды, назначение;
- виды покрытия мебели, средства и правила ухода за мебелью в зависимости от покрытия;
- удаление пыли с водостойкой и неводостойкой мебели;
- уборка мягкой мебели;
- применение пылесоса при обработке мягкой мебели.
2. Учебно- тематический план
№ п/п | Тема урока | Ко-во часов | Сроки | Наглядность | Словарная работа |
Введение. | 1 | ||||
Техника безопасности на уроках труда | 1 | Инструкция по ТБ | Инструкция | ||
Работа на участке | 2 | ||||
Назначение аллей, дорожек, площадок. Правила ухода. | 1 | Иллюстрации | Аллея | ||
Инвентарь для уборочных работ. Приемы работы инвентарем | 1 | ||||
Ежедневная уборка спального помещения | 3 | ||||
Назначение тряпок и салфеток. Порядок пользования тряпками, салфетками. Хранение. | 1 | ||||
Последовательность уборки спальни | 1 | Карточки | |||
Уборка спальни | 1 | План уборки | |||
Работа с тканью | 3 | ||||
Фартук квадратной формы с завязками. Ткань для изготовления фартука, детали, швы, виды отделки | 1 | Фартук, образцы швов | |||
Техника безопасности при работе с тканью. Организация рабочего места. Наметывание подгибов | 1 | инструкция | |||
Отделка фартука | 1 | термоаппликации | |||
Устройство жилого помещения | 2 | ||||
Элементы строительной конструкции (стены, пол, потолок, дверной проем, оконный проем ) | 1 | ||||
Вырезание деталей. Расположение и наклеивание деталей | 1 | ||||
Работа в столовой | 2 | ||||
Понятие о гигиене питания | 1 | Презентация | |||
Сервировка стола | 1 | сервировка | |||
Ремонт постельного белья | 1 | ||||
14. | Виды ремонта белья. Подготовка изделия к ремонту. Ремонт простыни (по распоровшемуся шву) | 1 | |||
Ежедневная уборка помещения | 1 | Презентация | |||
Виды служебных помещений. Их назначение. Порядок хранения, расположения вещей. Правила уборки служебных помещений | |||||
Уход за мебелью | 1 | ||||
Мебель: виды, назначение. Виды покрытия мебели. Средства и правила ухода за мебелью. Уборка мягкой мебели | 1 | презентация | |||
Работа на участке | 2 | ||||
Значение глубины вскапывания почвы. Требования к качеству вскапывания почвы. Вскапывание почвы. | 1 | ||||
Выравнивание почвы граблями. Формирование клумб. Высевание многолетних цветов. Высаживание однолетников. | 1 | Фото цветников | клумба |
7. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- учебная литература:
- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;
- дидактический материал по главным темам курса;
2) научно-методическая литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);
- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;
- интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре 2013-2014 учебный год 11 класс
Рабочая программа создавалась с опорой на «Примерную программу среднего (полного) общего образования математике базовый уровень» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и авто...
Рабочая программа по геометрии 2013-2014 учебный год 11 класс
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приоб...
Рабочая программа по математике 2013-2014 учебный год 5 класс
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике и авторской программы «Программа общеобразовательных учреждений Математика 5-6.» Автор: Жохо...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный год 7 класс Угринович
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Рабочая программа по Информатике 2013-2014 учебный годы 8 класс Семакин
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике составлена с учетом примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям, Федерального компонента государс...
Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"
Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»разработана на основе и с учетом федеральных государственныхтребований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательнойпрограмме в област...
Рабочая программа по информатике 2016 - 2017 учебный год 10 класс
Рабочая программа по информатике 10 класс...
- Мне нравится (1)