Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства. учебный предмет "концертмейстерский класс"
рабочая программа по музыке на тему

Воробьёва Ирина Евгеньевна

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»

разработана на основе и с учетом федеральных государственных

требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание

разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем

приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на

примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит:

формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой

самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с

лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной

формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный

подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc119.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Сосновская детская музыкальная школа

Предпрофессиональная общеобразовательная рабочая программа в области музыкального искусства

 учебный предмет

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ  КЛАСС

Автор: Воробьёва И.Е., преподаватель первой категории по классу фортепиано Сосновской ДМШ

р.п. Сосновка

2013г.

Содержание:

1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

4. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

5. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список  нотной литературы;

- Список методической литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс»

разработана на основе и с учетом федеральных государственных

требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание

разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем

приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на

примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит:

формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой

самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с

лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной

формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный

подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8-

летнему учебному плану может составлять полтора года - 7 класс и первое

полугодие 8 класса.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 45 минут.

Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает

привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве

иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения

или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.

5. Цели и задачи учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Цели:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального

исполнительства;

- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,

воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

Задачи:

- формирование навыков совместного творчества обучающихся в области

музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного

музицирования;

- развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

- умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и

поддерживать все его творческие замыслы;

- умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией

солиста;

- приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания,

фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка,

тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.)

исполнительства;

- навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;

- приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа

нетрудного текста с солистом;

- приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта

публичных выступлений;

- формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к

продолжению профессионального обучения в образовательных

учреждениях, реализующих образовательные программы в области

музыкального исполнительства.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Концертмейстерский

класс»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее

подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной

образовательной программы являются наиболее продуктивными при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на

проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого

исполнительства на фортепиано.

8. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны

труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету

"Концертмейстерский класс" должны иметь площадь не менее 9 кв.м. и

звукоизоляцию. В образовательном учреждении должны создаваться условия

для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных

инструментов.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Концертмейстерский класс», на максимальную,

самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части

образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому

учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических

традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных

залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и

культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени,

предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Годовые требования по классам

"Концертмейстерский класс" начинается с изучения наиболее простого

вокального репертуара (эта работа планируется в 7 классе).

Инструментальный репертуар, как более сложный, дается позже (первое

полугодие 8 класса), когда ученик уже обладает элементарными навыками концертмейстера.

7 класс (1 час в неделю)

Знакомство с новым предметом - вокальный аккомпанемент. При

отсутствии иллюстраторов-вокалистов вокальную партию может исполнять сам учащийся.

Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о

вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне,

искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.

Следует начать с самых простых аккомпанементов, состоящих из

разложенных аккордовых последовательностей или несложных аккордовых построений, где аккорды располагаются на сильной доле такта.

Необходимо отметить места цезур, проанализировать фактуру

фортепианной партии, определить звуковой баланс голоса и фортепиано.

Ученик должен уметь петь вокальную строчку, а преподаватель может ее подыгрывать на другом инструменте.

Аккомпанемент, включающий дублирующую вокальную партию голоса,

требует особого внимания. Ученику необходимо учитывать свободу

интерпретации вокальной партии солистом.

В 1 полугодии следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов и

регулярно читать с листа в классе и дома.

В конце полугодия ученик должен сыграть 1-2 романса на зачете,

классном вечере или концерте.

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся 7 класса:

Алябьев А. "Соловей", "И я выйду ль на крылечко»

Балакирев М. "Взошел на небо", "Слышу ли голос твой"

Бах И. С. 10 песен из книги напевов Г.К.Шемелли

Бетховен Л. "Тоска разлуки", "Люблю тебя", "Воспоминание"

"К надежде"

Бородин А. "Песня темного леса"

Брамс И. "Колыбельная"

Варламов А. "Красный сарафан", "Горные вершины",

"Белеет парус одинокий", "На заре ты ее не буди"

Глинка М. "Скажи, зачем", "Бедный певец", "Сомнение"

Григ Э. "Песня Сольвейг"

Гурилев А. "Разлука", "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А. "Шестнадцать лет", "Мне грустно"

Кабалевский Д. "Песенка умного крокодила"

Левина З. "Акварели", " Музыкальные картинки"

Лист Ф. "Как утро, ты прекрасна", "Всюду тишина и покой"

Мендельсон Ф. "На крыльях песни", "Фиалка", "Весенняя песня"

Моцарт В. "Вы, птички, каждый год", "Волшебник",

Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии", "Не ветер, вея с высоты", "Эхо",

"Восточный романс", "О чем в тиши ночей", "Октава"

Рубинштейн А. "Клубится волною", "Певец"

Хренников Т. "Зимняя дорога", "Колыбельная Светланы"

Чайковский П. Из песен для детей: "Весна", "Мой садик",

"Детская песенка", "Ни слова, о друг мой", "Нам звезды кроткие сияли"

Шопен Ф. "Желание", "Колечко"

Шуберт Ф. "Юноша у ручья", "К музыке", "Блаженство"

Шуман Р. Альбом для юношества: "Подснежник", "Совенок",

"Приход весны"

Примерный список произведений для зачета в 1 полугодии:

Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"

Варламов А. "На заре ты ее не буди"

Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А. "Мне грустно", "Я вас любил»

"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"

Чайковский П. "Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф. "Полевая розочка", "Блаженство"

Во 2 полугодии следует пройти в классе 3-5 романсов. Работа над

усложнением аккомпанементов, включающих различные комбинации типов фактуры.

Следует познакомить ученика с навыками транспонирования: сначала на интервал увеличенной примы (прибавление диеза или бемоля), а затем для наиболее способных учеников - на интервал большой или малой секунды. Материалом для транспонирования служат самые легкие аккомпанементы.

В этом полугодии предусмотрена промежуточная аттестация (зачет),

которая может проводиться в виде выступления на академическом вечере, классном концерте или любом другом публичном выступлении в конце учебного года. Ученик должен исполнить 1-2 произведения.

Примерный список произведений для зачета во 2 полугодии:

Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан",

"Белеет парус одинокий"            

Глинка М.  "В крови горит огонь желания"

Гурилев А. "Домик-крошечка", "Сарафанчик",

"Однозвучно гремит колокольчик"

Дюбюк А. "Не брани меня, родная", "Не обмани"

Мендельсон Ф. "Весенняя песня"

Римский-Корсаков Н. "На холмах Грузии"

Чайковский П. "Нам звезды кроткие сияли"

8 класс (1 час в неделю)

Продолжением предмета "Концертмейстерский класс" может быть

аккомпанемент в классе балалайки. Объем часов рассчитан на одно полугодие.

Необходимо наличие иллюстраторов. Это могут быть учащиеся старших

классов или преподаватели образовательного учреждения.

Процесс последовательного освоения музыкального материала включает:

определение характера и формы произведения, работа над текстом, цезурами, агогикой, динамикой, фразировкой, педалью и звуковым балансом.

За полугодие учащиеся должны пройти в классе (с разным уровнем

подготовки) 2- 3 произведения различного характера.

В конце 1 полугодия ученики играют зачет (промежуточная аттестация)

1- 2 произведения.

Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся:

Андрей В.                    Мазурка №3

Бах И.                          Марш перелож. К.Фортунатова

Гайдн Й.                      Менуэт

Глинка М.                  Вальс из оперы «Иван Сусанин»

Глейхман В.               Марш в старинном стиле

Госсек Ф.                    Тамбурин

Гречанинов А.           Утренняя песня

Дербенко Е.                Острый ритм

Даргомыжский А.      Меланхолический вальс

Дженкинсон Э.           Танец

Зверев А.                      Сюита «Из любимых книжек»

Кабалевский Д.           Барабанщик  

Мошковский М.         Испанский танец

Мусоргский М.           Слеза

Обер Л.                         Тамбурин

Петров А.                     Вальс

Попонов В.                   Величальная

Пуленк Ф.                    Стаккато

Розанова И.                  Джазовая сюита

Уотт Д.                          Три поросёнка

Чайковский П.             Вальс

Шалов А.                       Этюд-тарантелла

Шалов А.                       Сюита «Детские игрушки»

Шевченко А.                Сюита «Подарки Деда Мороза»

Примерный список произведений для зачёта в 1 полугодии 8 класса:

Бетховен Л.                  Аллеманда

Глейхман В.                 Маккарони – неап. Тарантелла

Дербенко Е.                  Зимнее интермеццо

Люли Ж.                       Жига

Каркасси Д.                  Аллегретто

Партичелла Ф.            Мексиканский танец

Шмитц М.                    Буги бой

Чайковский П.            Гавот

Якимов С.                    Весёлый чарльстон

Результатом освоения учебного предмета «Концертмейстерский класс»

является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и

инструментального);

 -знание основных принципов аккомпанирования солисту;

-навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать

произведение целиком (включая партии других инструментов или

голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального

произведения;

-умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные

произведения, в том числе с транспонированием;

-умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

-умение разбираться в тематическом материале исполняемого

произведения с учетом характера каждой партии;

-навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

-наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной

деятельности в качестве концертмейстера.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться

контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «Концертмейстерский

класс» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются:

академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета "Концертмейстерский класс" проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,

которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить

приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом

прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Методические рекомендации:

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам

последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и пианистическую подготовку, полученную в классе специального фортепиано.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной

работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и

внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося

индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по

степени технической и образной сложности, высокохудожественные по

содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

 2.Методические рекомендации при работе с учащимися в классе

вокального аккомпанемента

Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над

вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент. Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.

Важно обратить внимание учащегося на степень употребления педали,

применения динамики и артикуляции в партии фортепиано в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.

Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего

концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.

Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником

структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление,

заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.

Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры.

Пианист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого

движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.

3.Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах - темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на фортепиано, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя,

которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи

исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.

6. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список рекомендуемых нотных сборников

Сборники вокального репертуара

Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Даргомыжский А. Романсы. М., Музыка, 1971

Кабалевский Д. Избранные романсы и песни. М., Музыка, 1971

Кюи Ц. Избранные романсы. М., Музыка, 1957

Моцарт В. Песни. М., Музыка, 1981

Популярные романсы русских композиторов / сост. С.Мовчан, Музыка, 2006

Рахманинов С. Романсы. М., Музыка, 1977

Романсы и дуэты русских композиторов. СПб: Композитор, 2012

Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969

Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972

Свиридов Г. Романсы и песни.М., Музыка, 1970

Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978

Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969

Сборники балалаечного репертуара

  1. Альбом начинающегося балалаечника. Вып.13 Москва «Советский композитор», 1989
  2. Балалаечнику-любителю. Вып.11. Москва «Советский композитор», 1988
  3. Педагогический репертуар. 1-2 классы ДМШ. Вып.5 Сост.В.Глейхман. Москва «Музыка». 1982
  4. Педагогический репертуар. 3-5 классы ДМШ. Вып.4 Сост. В.Глейхман. Москва «Музыка», 1981
  5. Поиграй-ка балалайка. Вып.1 Сост.А.Горбачёв. Москва «Классика 21», 2003
  6. Хрестоматия балалаечника.3-5 классы. ДМШ Сост. В.Глейхман. Москва «Кифара», 2007
  7. Шалов А. Аленкины игрушки. Санкт-Петербург «Композитор»,1966

Список рекомендуемой методической литературы

1. Визная И., Геталова О. «Аккомпанемент» изд. Композитор, СПб, 2009

2. Живов Л. «Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими

романсами М.Глинки», «О работе концертмейстера». М., Музыка,1974

3. Крючков Н. «Искусство аккомпанемента как предмет обучения».

Л., 1961

4. Кубанцева Е. «Концертмейстерский класс». М., Изд. центр «Академия»

5. Кубанцева Е. «Методика работы над фортепианной партией пианиста-

Концертмейстера»  Музыка в школе, 2001: № 4

6. Люблинский А. «Теория и практика аккомпанемента: методологические основы» Л., Музыка,1972

7. Подольская В. «Развитие навыков аккомпанемента с листа», «О работе

концертмейстера». М., Музыка,1974

8. Савельева М. «Обучение учащихся-пианистов в концертмейстерском

классе чтению нот с листа, транспонированию, творческим навыкам и аккомпанементу в хореографии». «Методические записки по вопросам музыкального образования», вып.3. М., Музыка,1991

9. Смирнова М. «О работе концертмейстера». М., Музыка, 1974

10. Шендерович Е. «Об искусстве аккомпанемента». М., 1969, №4

11. Шендерович Е. «В концертмейстерском классе». «Размышления

педагога». М., Музыка,1996

12. Чачава В. «Искусство концертмейстерства». СПб, Композитор, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».

Программа является Общеразвивающей  и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных  отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа  предназн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень

Дополнительная  общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...