Дополнительная общеразвивающая программа "Творим вместе"
рабочая программа

Хурамова Инзиля Ризвановна

Программа направлена на формирование творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного искусства и развитие специальных компетенций: самостоятельное создание элементов декора; расположение узоров на плоских и объемных поверхностях; создание предметов декоративного характера; применение технологий декоративно-прикладного творчества в различных областях. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorim_vmeste.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Из всего многообразия видов творчества, декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда. 

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Направленность общеразвивающей программы «Творим вместе» - художественная. 

Программа направлена на формирование творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного искусства и развитие специальных компетенций: самостоятельное создание элементов декора; расположение узоров на плоских и объемных поверхностях; создание предметов декоративного характера; применение технологий декоративно-прикладного творчества в различных областях. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Дополнительная общеразвивающая программа «Творим вместе» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).

Уровень освоения содержания программы - стартовый. 

Актуальность программы. Программа направлена на овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность. В программе уделено большое внимание воспитанию художественно - эстетических качеств личности учащегося: видеть прекрасное в простом, взращивать чуткость к прекрасному, к доброму, желать создать красоту своими руками. Это приносит ребёнку чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, необходимые в любой области человеческой деятельности. Успехи в простом придают учащимся уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.

Новизна программы заключается в том, что учащиеся вовлекаются в познавательную, художественно – конструкторскую деятельность, приобретают знания через проектную деятельность и учатся применять их на практике в разных областях: в конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги, ткани и другого материала) и через художественное оформление готовых изделий, дизайнерское применение их при создании нового интерьера, генерируя при этом новые идеи. Используя элементы изобразительного искусства (эскизы, схемы изделия), учащиеся воплощают свои идеи в творческие проекты.

Цель программы: формирование у учащихся основ художественной культуры через овладение технологиями декоративно-прикладного творчества.

Образовательные (программные) задачи:

  • познакомить с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с различными техниками работы, материалами, инструментами и приспособлениями;
  • познакомить с основами дизайна интерьера;
  • обучить самостоятельно создавать оригинальные изделия с использованием различных техник;
  • формировать творческие способности учащихся, их познавательную активность при выполнении творческих, практических, проектных работ.

Личностные задачи:

  • формировать умения работать как в группе, так и индивидуально;
  • развить эмоционально-волевые и духовно-нравственные качества учащихся; 
  • приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
  • формировать коммуникативную культуру и толерантность;
  • формировать здоровый жизненный стиль и бережное отношение к окружающему миру.

Метапредметные задачи:

  • развивать образное и пространственное мышление, наблюдательность, воображение, память, глазомер, фантазию, моторику рук;
  • развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, умение преодолевать трудности;
  • формировать внутреннюю свободу ребёнка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения;
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений в повседневной жизни;
  • расширять творческий кругозор учащихся.

Планируемые результаты освоения программы

Образовательные (программные):

      Учащиеся понимают:

  • технологические приемы работы с различными материалами;
  • алгоритм создания и преобразования схем, узоров, орнаментов;
  • основы проектной деятельности;
  • основные способы изготовления изделий с использованием различных техник;
  • специальные термины и понятия;
  • названия и назначения материалов и их элементарные свойства;
  • основные приемы и способы разметки по шаблону, линейкой, угольником, циркулем, лекало и т.д.;

умеют: 

  • пользоваться инструментами ручного труда;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • организовать свое рабочее место;
  • работать по шаблону и эскизу;
  • читать схемы, рисунки, эскизы, наброски;
  • определять классификацию деталей, материалов, форму и размеры изделия;
  • находить и обрабатывать информацию;
  • использовать нужный материал при выполнении изделий в различных техниках.

      владеют:

  • правилами организации рабочего пространства кабинета;
  • техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
  • правилами личной гигиены при обработке различных материалов;
  • специальной терминологией;
  • основными технологиями изготовления предметов декора и сувениров;
  • навыками работы с различными источниками поиска информации (справочники, Интернет, специальная литература и др.).

Личностные результаты:

  • сформировано умение работать как в группе, так и индивидуально;
  • владеют эмоционально-волевым и духовно-нравственным качеством, учащихся; 
  • владеют знаниями в системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
  • сформировано уважительное отношение и интерес к культуре и обычаям разных народов через духовно-нравственное, патриотическое просвещение;
  • сформирован здоровый жизненный стиль и бережного отношения к окружающему миру.

Метапредметные результаты:

  • владение образного и пространственного мышления, наблюдательности, воображения, памяти, глазомера, фантазии, моторики рук;
  • сформировано у учащихся самостоятельность, аккуратность, ответственность, умение преодолевать трудности;
  • владеют способностью к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • владение и примените опыта полученных знаний и умений в повседневной жизни;
  • сформирован и расширен творческий кругозор у учащихся.

         Отличительной особенностью данной программы является предоставление учащимся возможности творчески самореализовываться в декоративно-прикладной деятельности, позволяющей ребенку реализовать свои творческие индивидуальные способности через познание основных приемов дизайнерского искусства. Это дает возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее через художественное творчество в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми в возрасте 7-11 лет. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей).  Форма организации деятельности групповая. 

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 72 часа (теория- 14 час, практика - 58 час).

Форма обучения: очная (очная с применением дистанционных технологий).

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2ч.

Наполняемость групп: 12-15 учащихся. Состав групп постоянный, разновозрастной.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
            Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).

Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.

Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:         

  • начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.

        Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

        Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.

        Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).

Начальный контроль проводится в форме творческого задания. Используемый метод – кейсовый, практический контроль.

Промежуточная аттестация - в форме презентационной выставки. Используемые методы – комбинированный (устный и практический) контроль.

Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме защиты творческого проекта. Используемые методы – проектный, комбинированный (устный и практический) контроль.

        Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с  15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.

        Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.

        Результаты аттестации по завершению реализации программы фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.

Выпускникам учебных групп по результатам аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.

Критерии оценки результатов освоения программы

1) Начальный контроль:

  • умение работать с различными материалами и инструментами; 
  • умение соединять элементы изделия;
  • умение поэтапного изготовления изделия.

2) Промежуточная аттестация:

  • навыки работы в разных техниках;
  • умение составлять плоскостные композиции;
  • навыки разметки с помощью шаблонов, трафаретов, лекал.        

3) Аттестация по завершении реализации программы:

  • умение самостоятельно проектировать изделие из различных материалов по готовому образцу;
  • умение эстетично и креативно оформить индивидуальный творческий проект;
  • презентационные умения и навыки при защите творческого проекта.

Условия реализации программы

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

-Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.

Материально-техническое обеспечение: кабинет оборудован: учебные парты, стулья, рабочий стол преподавателя, шкафы книжные, учебная доска.

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог.

Методическое и дидактическое обеспечение:

- календарный учебный график;

- календарно-тематическое планирование;

- учебная, методическая, дополнительная литература;

- раздаточный материал (схемы, наброски).


Воспитательная деятельность. Работа с родителями

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:

  • наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
  • построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • профилактические беседы;
  • анкетирование, социологический опрос родителей;
  • тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
  • совместные воспитательные мероприятия;
  • совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.

Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.

Формы познавательной деятельности: экскурсии, воспитательные мероприятия, совместная творческая деятельность.

Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся, участие в конкурсах.

Формы досуговой деятельности: совместные праздники, посещение выставок, музеев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Больгерт Н. Пластилиновая энциклопедия для малышей / Больгерт Н., Больгерт С.Г. – М.: Робинс, 2011. – 47, (1) с.:ил.
  2. Иванова Г.В. Открытки с улыбкой ООО «Издательство «Тритон», 2007
  3. Ивановская Т.В. «Игрушки и аксессуары из фетра»: РИПОЛ классик; М., 2012
  4. Каминская Е.А. «Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки / (сост. Е.А. Каминская)»: РИПОЛ классик; Москва; 2011
  5. Каминская Е.А. «Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера»: РИПОЛ классик; Москва; 2011
  6. Лыкова И. А. Мы лепим, мы играем книга для занятий с детьми Москва «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2005
  7. Андерленд-Дебюиссон М. Серия «Ребята-мастерят» Мозаика ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008
  8. Майорова Ю.А. Специальный выпуск газеты «Мастерим вместе с мамой» №8, «Новогодние игрушки» 2010г.  
  9. Проснякова Т.Н.  Собачки. Энциклопедия технологий прикладного творчества. –  Самара: Издательство «Учебная литература» 48с.: ил. – (Серия «Любимый образ»).
  10. Румянцва Е.А. Необычное плетение: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.А.Румянцева. -2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2008. -32с. : ил. – (Дошкольник. Избирательная деятельность).
  11. Чурина Любовь Сергеевна «Поделки из бумаги»: АСТ, Полиграфиздат; Москва; 2011

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:

  1. Долженко Г.И.  100 поделок из бумаги / Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
  2. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. -64с.
  3. Ивановская Т. В. «Шьем мягкие игрушки, поделки и кресла-мешки»: РИПОЛ классик; М., 2012
  4. Корфиати А. Золотой стежок – Самая большая книга кройки и шитья -  Москва: АСТ: Книжный Дом, 2015. – 512с. – (Мастер Золотые руки).
  5. Каминская Е.А. Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов / Е.А. Каминская. – М. РИПОЛ классик, 2012. – 256с. : ил. – (Подеоки-самоделки).

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ruskid.ru/lepka/ - технологии развития детей;
  2. http://stranamasterov.ru/ -мастер-классы по декоративно-прикладному искусству;
  3. http://do-by-hands.ru/category/bumagoplastika/ -бумагопластика;
  4. https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/bumagoplastika - бумагопластика;
  5. http://rat-felt.ru/podelki-iz-fetra-svoimi-rukami  - поделки из фетра своими руками;
  6. http://www.odnadama.ru/hobbi/delaem-originalnye-fetrovye-podelki-dlya-detej-svoimi-rukami-mk-dlya-nachinayushhix/ - изготовление поделок своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе с мамой»

Комплексная образовательная программа «Вместе с мамой» разработана педагогическим коллективом, ориентирована на родителей и детей младшего   возраста. Программа носит социально-п...