Дополнительная общеразвивающая программа "Творим вместе"
рабочая программа
Программа направлена на формирование творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного искусства и развитие специальных компетенций: самостоятельное создание элементов декора; расположение узоров на плоских и объемных поверхностях; создание предметов декоративного характера; применение технологий декоративно-прикладного творчества в различных областях. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorim_vmeste.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов творчества, декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Направленность общеразвивающей программы «Творим вместе» - художественная.
Программа направлена на формирование творческих способностей детей посредством декоративно-прикладного искусства и развитие специальных компетенций: самостоятельное создание элементов декора; расположение узоров на плоских и объемных поверхностях; создание предметов декоративного характера; применение технологий декоративно-прикладного творчества в различных областях. Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творим вместе» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 09.11. 2018 № 196);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. № 06-1844);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41).
Уровень освоения содержания программы - стартовый.
Актуальность программы. Программа направлена на овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность. В программе уделено большое внимание воспитанию художественно - эстетических качеств личности учащегося: видеть прекрасное в простом, взращивать чуткость к прекрасному, к доброму, желать создать красоту своими руками. Это приносит ребёнку чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, необходимые в любой области человеческой деятельности. Успехи в простом придают учащимся уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся вовлекаются в познавательную, художественно – конструкторскую деятельность, приобретают знания через проектную деятельность и учатся применять их на практике в разных областях: в конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги, ткани и другого материала) и через художественное оформление готовых изделий, дизайнерское применение их при создании нового интерьера, генерируя при этом новые идеи. Используя элементы изобразительного искусства (эскизы, схемы изделия), учащиеся воплощают свои идеи в творческие проекты.
Цель программы: формирование у учащихся основ художественной культуры через овладение технологиями декоративно-прикладного творчества.
Образовательные (программные) задачи:
- познакомить с историей развития и современными направлениями декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с различными техниками работы, материалами, инструментами и приспособлениями;
- познакомить с основами дизайна интерьера;
- обучить самостоятельно создавать оригинальные изделия с использованием различных техник;
- формировать творческие способности учащихся, их познавательную активность при выполнении творческих, практических, проектных работ.
Личностные задачи:
- формировать умения работать как в группе, так и индивидуально;
- развить эмоционально-волевые и духовно-нравственные качества учащихся;
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- формировать коммуникативную культуру и толерантность;
- формировать здоровый жизненный стиль и бережное отношение к окружающему миру.
Метапредметные задачи:
- развивать образное и пространственное мышление, наблюдательность, воображение, память, глазомер, фантазию, моторику рук;
- развивать самостоятельность, аккуратность, ответственность, умение преодолевать трудности;
- формировать внутреннюю свободу ребёнка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений в повседневной жизни;
- расширять творческий кругозор учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
Образовательные (программные):
Учащиеся понимают:
- технологические приемы работы с различными материалами;
- алгоритм создания и преобразования схем, узоров, орнаментов;
- основы проектной деятельности;
- основные способы изготовления изделий с использованием различных техник;
- специальные термины и понятия;
- названия и назначения материалов и их элементарные свойства;
- основные приемы и способы разметки по шаблону, линейкой, угольником, циркулем, лекало и т.д.;
умеют:
- пользоваться инструментами ручного труда;
- применять приобретенные знания на практике;
- организовать свое рабочее место;
- работать по шаблону и эскизу;
- читать схемы, рисунки, эскизы, наброски;
- определять классификацию деталей, материалов, форму и размеры изделия;
- находить и обрабатывать информацию;
- использовать нужный материал при выполнении изделий в различных техниках.
владеют:
- правилами организации рабочего пространства кабинета;
- техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;
- правилами личной гигиены при обработке различных материалов;
- специальной терминологией;
- основными технологиями изготовления предметов декора и сувениров;
- навыками работы с различными источниками поиска информации (справочники, Интернет, специальная литература и др.).
Личностные результаты:
- сформировано умение работать как в группе, так и индивидуально;
- владеют эмоционально-волевым и духовно-нравственным качеством, учащихся;
- владеют знаниями в системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
- сформировано уважительное отношение и интерес к культуре и обычаям разных народов через духовно-нравственное, патриотическое просвещение;
- сформирован здоровый жизненный стиль и бережного отношения к окружающему миру.
Метапредметные результаты:
- владение образного и пространственного мышления, наблюдательности, воображения, памяти, глазомера, фантазии, моторики рук;
- сформировано у учащихся самостоятельность, аккуратность, ответственность, умение преодолевать трудности;
- владеют способностью к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- владение и примените опыта полученных знаний и умений в повседневной жизни;
- сформирован и расширен творческий кругозор у учащихся.
Отличительной особенностью данной программы является предоставление учащимся возможности творчески самореализовываться в декоративно-прикладной деятельности, позволяющей ребенку реализовать свои творческие индивидуальные способности через познание основных приемов дизайнерского искусства. Это дает возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать ее через художественное творчество в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Адресат программы: программа предназначена для работы с детьми в возрасте 7-11 лет. Группы формируются без конкурсного отбора на основании заявлений родителей (законных представителей). Форма организации деятельности групповая.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы - 1 год, количество учебных часов по программе – 72 часа (теория- 14 час, практика - 58 час).
Форма обучения: очная (очная с применением дистанционных технологий).
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2ч.
Наполняемость групп: 12-15 учащихся. Состав групп постоянный, разновозрастной.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Механизмом оценки результатов, получаемых в ходе реализации программы, является контроль программных умений и навыков (УиН) и общих учебных умений и навыков (ОУУиН).
Уровень сформированности программных умений и навыков (УиН) и качество освоения УиН определяются в рамках текущего контроля, промежуточной аттестации и аттестации по завершении реализации программы.
Виды контроля по определению уровня сформированности программных умений и навыков (УиН) и качества освоения УиН:
- начальный контроль – проводится в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября;
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря;
- аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Контроль программных УиН осуществляется по следующим критериям: владение практическими умениями и навыками, специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой.
Оценка программных УиН осуществляется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов).
Начальный контроль проводится в форме творческого задания. Используемый метод – кейсовый, практический контроль.
Промежуточная аттестация - в форме презентационной выставки. Используемые методы – комбинированный (устный и практический) контроль.
Аттестация по завершении реализации программы проводится в форме защиты творческого проекта. Используемые методы – проектный, комбинированный (устный и практический) контроль.
Диагностика уровня сформированности общих учебных умений и навыков (ОУУиН) проводится 2 раза в год: в начале года – с 15 по 25 сентября и в конце года - с 12 по 19 мая.
Сформированность ОУУиН определяется по 4-балльной системе (от 2 - 5 баллов) по следующим критериям: организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные умения и навыки.
Результаты аттестации по завершению реализации программы фиксируются в протоколах. Копии протоколов аттестации вкладываются в журналы учета работы педагога дополнительного образования в объединении.
Выпускникам учебных групп по результатам аттестации выдаются удостоверения о прохождении полного курса обучения по образовательной программе.
Критерии оценки результатов освоения программы
1) Начальный контроль:
- умение работать с различными материалами и инструментами;
- умение соединять элементы изделия;
- умение поэтапного изготовления изделия.
2) Промежуточная аттестация:
- навыки работы в разных техниках;
- умение составлять плоскостные композиции;
- навыки разметки с помощью шаблонов, трафаретов, лекал.
3) Аттестация по завершении реализации программы:
- умение самостоятельно проектировать изделие из различных материалов по готовому образцу;
- умение эстетично и креативно оформить индивидуальный творческий проект;
- презентационные умения и навыки при защите творческого проекта.
Условия реализации программы
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
-Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.
Материально-техническое обеспечение: кабинет оборудован: учебные парты, стулья, рабочий стол преподавателя, шкафы книжные, учебная доска.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, методист, педагог-психолог.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- календарный учебный график;
- календарно-тематическое планирование;
- учебная, методическая, дополнительная литература;
- раздаточный материал (схемы, наброски).
Воспитательная деятельность. Работа с родителями
Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека нравственного, образованного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего гражданской позицией современного человека. Это находит подтверждение в документах Федерального уровня: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В рамках дополнительной образовательной программы предусмотрено проведение: (творческих конкурсов, реализация творческих проектов, посещение библиотеки, выставок и концертов и тд). Для воспитательного пространства характерно:
- наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально-психологического климата;
- построение работы по принципу доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- профилактические беседы;
- анкетирование, социологический опрос родителей;
- тематические консультации с приглашением психолога, социального педагога;
- совместные воспитательные мероприятия;
- совместное проведение экскурсий и посещение выставок, музеев.
Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по трем направлениям: познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности.
Формы познавательной деятельности: экскурсии, воспитательные мероприятия, совместная творческая деятельность.
Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях, проведение выставок творческих работ учащихся, участие в конкурсах.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, посещение выставок, музеев
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
- Больгерт Н. Пластилиновая энциклопедия для малышей / Больгерт Н., Больгерт С.Г. – М.: Робинс, 2011. – 47, (1) с.:ил.
- Иванова Г.В. Открытки с улыбкой ООО «Издательство «Тритон», 2007
- Ивановская Т.В. «Игрушки и аксессуары из фетра»: РИПОЛ классик; М., 2012
- Каминская Е.А. «Поделки из бумаги, игрушки, сувениры и подарки / (сост. Е.А. Каминская)»: РИПОЛ классик; Москва; 2011
- Каминская Е.А. «Декоративные цветы из бумаги, ткани, кожи, меха, бисера»: РИПОЛ классик; Москва; 2011
- Лыкова И. А. Мы лепим, мы играем книга для занятий с детьми Москва «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» 2005
- Андерленд-Дебюиссон М. Серия «Ребята-мастерят» Мозаика ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008
- Майорова Ю.А. Специальный выпуск газеты «Мастерим вместе с мамой» №8, «Новогодние игрушки» 2010г.
- Проснякова Т.Н. Собачки. Энциклопедия технологий прикладного творчества. – Самара: Издательство «Учебная литература» 48с.: ил. – (Серия «Любимый образ»).
- Румянцва Е.А. Необычное плетение: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста / Е.А.Румянцева. -2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2008. -32с. : ил. – (Дошкольник. Избирательная деятельность).
- Чурина Любовь Сергеевна «Поделки из бумаги»: АСТ, Полиграфиздат; Москва; 2011
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе:
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги / Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
- Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. -М.: Мозаика-Синтез, 2005. -64с.
- Ивановская Т. В. «Шьем мягкие игрушки, поделки и кресла-мешки»: РИПОЛ классик; М., 2012
- Корфиати А. Золотой стежок – Самая большая книга кройки и шитья - Москва: АСТ: Книжный Дом, 2015. – 512с. – (Мастер Золотые руки).
- Каминская Е.А. Скрапбукинг. Искусство оформления фотографий и фотоальбомов / Е.А. Каминская. – М. РИПОЛ классик, 2012. – 256с. : ил. – (Подеоки-самоделки).
Интернет-ресурсы:
- http://www.ruskid.ru/lepka/ - технологии развития детей;
- http://stranamasterov.ru/ -мастер-классы по декоративно-прикладному искусству;
- http://do-by-hands.ru/category/bumagoplastika/ -бумагопластика;
- https://www.livemaster.ru/masterclasses/rabota-s-bumagoj/bumagoplastika - бумагопластика;
- http://rat-felt.ru/podelki-iz-fetra-svoimi-rukami - поделки из фетра своими руками;
- http://www.odnadama.ru/hobbi/delaem-originalnye-fetrovye-podelki-dlya-detej-svoimi-rukami-mk-dlya-nachinayushhix/ - изготовление поделок своими руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе с мамой»
Комплексная образовательная программа «Вместе с мамой» разработана педагогическим коллективом, ориентирована на родителей и детей младшего возраста. Программа носит социально-п...