Эссе на тему "Педагог - профессия века?! - настоящее и будущее профессии"
статья по технологии
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»
ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»
Эссе
Педагог - профессия века?!
- настоящее и будущее профессии
Автор:
учитель технологии
ГБОУ СО ЦПМСС «ЭХО»
Руднова Ирина Владимировна
Екатеринбург 2021
... Ни один государственный деятель не может изменить сущность масс.
Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение
и раскрыть творческие способности человека.
Н Рерих
Размышляя над темой «Педагог — профессия века?!», достаточно посмотреть вокруг, чтобы дать утвердительный ответ. Ведь всё, что нас окружает, создано умом и руками человека. А чтобы он смог это придумать и реализовать, его нужно было первоначально этому научить. Сначала в школе, потом в техникуме или в ВУЗе. Везде с нами рука об руку по жизни идёт Учитель. Учитель, раскрывающий наши способности творить...
Особую благодарность и теплоту вызывают у нас учителя технологии. Они производят на нас первые неизгладимые впечатления. Они первыми знакомят нас с богатым миром профессий, не только теоретически, а на деле дают нам первый раз попробовать что-то сделать своими руками. А потом, уже повзрослевших, выпускают из школы, вручая вместе с документами об образовании ещё и доказательство освоения первой профессии (например, как у меня - «Свидетельство швеи-мотористки»).
Может поэтому, когда такие учителя уходят от нас, мы встаём на их место. И вот уже нам после 35 лет работы, приходит пора задуматься о передаче своего опыта молодёжи. Анализируя предыдущий опыт работы учителем технологии, нужно сказать, что за эти годы мы «пережили» периоды «взлёта» и «падений» в преподавании этой дисциплины. Были годы, когда ученики старших классов занимались по 6 часов в неделю в швейных мастерских: 2 часа - учебный предмет - Технология и 4 часа «Производительный труд». Летом в течение месяца - «Летняя практика» на ученическом потоке швейной фабрики. По окончании обучения - сдача экзамена на разряд «Швеи-мотористки» - в жизнь выходили уверенные в себе молодые девушки, уже имеющие за спиной одну специальность. С грустью и сожалением вспоминаю это «золотое» для нашей дисциплины время ...
К периоду «падений» я хочу отнести период, когда преподавание Технологии было сведено к минимуму – 1 час в неделю, а в некоторых старших классах - совсем отменено. И это время нам пришлось пережить...
В настоящее время отношение к трудовому обучению, по моему мнению, в корне изменилось. Мы работаем в рамках программы «Доброшкола» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». После того, как меня принял по вопросу оснащения оборудованием Центра «Эхо» губернатор Свердловской области Куйвашев Е.В, нам выделены средства для ремонта и переоборудования швейных и столярных мастерских, что способствует совершенствованию обучения обучающихся с нарушениями слуха.
Но всё равно, я считаю, что 2 часа в неделю для уроков Технологии для обучающихся с нарушением слуха - явно недостаточно, потому что такие дети имеют и другие сопутствующие заболевания, плохо запоминают и говорят. Компенсировать недостаток времени мне помогают новые технологии. Мною широко используются технология Монахова В.М. и метод проектов. Создание Атласа Технологических карт, написание к ним Диагностик и Информационных карт уроков способствовало структурированию мною учебного процесса. Учитывать специфику преподавания трудового обучения для обучающихся с нарушением слуха помогла созданная мною «Таблица коррекционной направленности этапов урока». Благодаря ей увеличивается речевая активность глухих и слабослышащих обучающихся.
Работа над швейными проектами способствует совершенствованию профессионального мастерства. Девушки ежегодно занимают призовые места в Чемпионатах Свердловской области «Абилимпикс» по компетенции «Портной», представляли нашу область на национальном Чемпионате в Москве. Но времени на подготовку участников катастрофически не хватает...
Защита проектов по швейному делу и профессиям также способствовала развитию речевой активности обучающихся. В свою очередь, раскрытие творческих способностей ведут к дальнейшей успешной социализации. Совместное участие в Социальном проекте «Создание костюмов для сказки Буратино» способствовало практическому знакомству обучающихся с работой и с разделением труда. Этот проект стал ответом на вызов времени - сокращение часов на практическую работу из-за пандемии. Теоретическая часть перешла в он-лайн обучение.
В это тяжёлое время большую помощь оказали компьютерные технологии. Ведь он-лайн обучение при преподавании Технологии имеет свои ограничения. Трудно организовать на дому достойное практическое обучение: нет оборудования (швейных машин, оверлоков); невозможно проконтролировать соблюдение техники безопасности. На помощь нам приходят фильмы и презентации, созданные нами или взятые из Интернета. С практическими работами по Технологии в младших классах ученики прекрасно справлялись по моим презентациям при помощи родителей. Техника «Шерстяная акварель» осваивалась не только по презентациям, но и по видеофильмам «Мастер — классы по созданию панно из шерсти». Жаль, что работы по декоративно-прикладному творчеству трудно корректировать в режиме он-лайн, с трудом раскрываются и творческие способности детей.
Одним из последствий пандемии стало ошибочное мнение, что роботы и Интернет смогут заменить всех, и даже учителей. Ответом на это стало то, что по данным сервиса «Работа.ру» после отмены самоизоляции - отмечен рост вакансий учителей и воспитателей на 82%. С повышением спроса меняются и требования: нужны специалисты нового типа, выполняющие неклассические задачи. Новые роли преподавателей: обучение на цифровых платформах — учитель-координатор; смешанное обучение — учитель-наставник; фокус на практических навыках — учитель-практик.
Чтобы идти в ногу со временем, мне помогает заочное обучение в аспирантуре Шадринского государственного педагогического университета по образовательной программе «Коррекционная педагогика». Теоретические знания применяю в работе учителя технологии ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо».
Применение на практике материалов курсов ГАОУ ДПО СО «ИРО» - «Проектирование и разработка интерактивных упражнений для электронных курсов дистанционного обучения» и «Применение образовательных технологий при преподавании предметной области «Технология» по адаптированным основным образовательным программам общего образования» помогло мне при дистанционном обучении.
Активному участию в региональных и национальных Чемпионатах «Абилимпикс» по компетенции «Портной» способствовало обучение по профессиональной программе «Подготовка национальных экспертов конкурсов профессионального мастерства «АБИЛИМПИКС» (по видам трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учётом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности)» в Москве в РГСУ.
Я с радостью для себя отмечаю положительные перемены, происходящие на наших глазах в трудовом обучении и в народном образовании в целом. Когда я пишу программу трудового воспитания, мне приятно ощущать себя «творцом человеческих судеб», а не человеком, оказывающим услуги, пусть даже и педагогические.
И я полностью согласна с Николаем Рерихом, что «...учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека». И это будет верно и современно в любом веке...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"
Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Профориентационное мероприятие "Мастер по обработке цифровой информации - профессия настоящего и будущего"
Разработка профориентационного мероприятия "Мастер по обработке цифровой информации - профессия настоящего и будущего" расчитана на 1 час и включает в себя план-конспект, презентацию и игру "Мор...
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...
Номинация: «Сердце отдаю детям» Эссе на тему: «Дополнительное образование: настоящее и будущее» Карамова Лиана Фларисовна
laquo;Чтобы быть хорошим преподавателем,нужно любить то, что преподаешь илюбить тех, кому преподаешь».Василий Ключевский...