«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) НА УРОКАХ В ШКОЛЕ»
статья по технологии (7 класс)
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) НА УРОКАХ В ШКОЛЕ»
Веровенко Н.Н.
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №94 с углубленным изучением информатики
г. Санкт - Петербург
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «информатика». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой задачи, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислить еще множество различных аспектов цели, но важно одно — требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной.
Использование ИКТ в образовании расширяет доступ к современным возможностям обучения. Оно повышает качество образования за счет передовых методов преподавания, улучшает результаты учебного процесса и создает возможности для реформирования или более эффективного управления системами образования.
Обучение - одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Поиск новых форм и альтернативных решений в обучении начался уже давно. Методики и технологии обучения, инструменты преподавателя, носители обучающей информации менялись с развитием технических возможностей и ростом объема знаний, уже не вмещаемого человеческой памятью.
Новым рывком в развитии обучающих технологий стало появление персональной компьютерной техники. Компьютер - один из инструментов учителя, а компьютерное обучение - новой обучающей технологией. Компьютерная техника обеспечивает представление и распространение обучающей информации. Современные компьютеры позволяют организовать интерактивное взаимодействие ученика с обучающими материалами. На компьютере можно осуществлять адаптивное, интерактивное обучение. Во - первых, в зависимости от способностей ученика можно адаптировать программу обучения, а во-вторых, при работе с компьютером ученик находится хотя и в опосредованном, но непрерывном контакте с автором обучающих материалов - учителем. Таким образом, компьютерные технологии позволяют индивидуализировать обучение и создать условия для более эффективного освоения учебного материала.
Использование ИКТ на уроках в школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся. В настоящее время все области человеческой деятельности охватила компьютерная сеть – Интернет. С использованием интернет - технологий появилась возможность реализовать все формы обучения
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Ученик попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Основной целью применения ИКТ является
- развитие мышления;
- формирование приемов мыслительной деятельности.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
- игровая деятельность;
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- работа в парах;
- проблемное обучение.
Использование ИКТ на уроках в школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий»; видеоролики; клипы песен; мелодии; презентации по определенной теме; различные тесты; задания, развивающего характера.
Применение ИКТ на уроках усиливает
- положительную мотивацию обучения
- активизирует познавательную деятельность обучающихся; расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ИКТ на уроке позволило в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип равенства позиций
- Принцип доверительности
- Принцип обратной связи
- Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Следовательно, повышается качество образования.
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Применение на уроках ИКТ помогает
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обучающим получить навыки контроля и самоконтроля.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний;
- продвигает ребенка в общем развитии;
- помогает преодолеть трудности;
- вносит радость в жизнь ребенка;
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Использование мультимедийных презентаций на уроках в школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень у...
Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
Реферат по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе" отражает следующие вопросы: современные тенденции в системе образования, определени...
Свидетельство о публикации в сборнике "Опыт комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в школе"
Свидетельство о публикации в сборнике "Опыт комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в школе" урока по теме "Пересечение и объединение множеств"...
Статья "Практическое применение информационно – коммуникационных технологий на уроках математики в коррекционной школе"
Статья сборника...
«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе»
В данном докладе я хочу вас познакомить с современными тенденциями в системе образования, а именно с понятием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их применении в изучении иностранного...