Доклад "Организация проектной деятельности на уроках ПТО"
статья по технологии

Евтеева Галина Евгеньевна

Применение метода проектов на уроках ПТО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_organiz_proektnoy_deyat-ti.docx217.74 КБ

Предварительный просмотр:

https://severdv.ru/wp-content/uploads/2021/01/kak-sshit-fartuk-6.jpg

Доклад на тему

«Организация проектной деятельности

на уроках швейного дела»

Учитель ПТО («Швейное дело»):

                                              Евтеева Галина Евгеньевна

2020

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников. Метод позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания, применяя их на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике.

Цель метода проектов:

   Научить:

  • приобретать знания самостоятельно пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
  • планировать свою деятельность
  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования

Задачи проектной деятельности:

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
  • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)

Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

По моему мнению, выполнение проектов удобно сгруппировать на три основных этапа:

  • организационно-подготовительный,
  • технологический,
  • заключительный.

        Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции:

  • поиск информации;
  • выделять главное;
  • находить связи;
  • усваивать информацию в виде новых знаний.

В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены

познавательные интересы, но если эту работу начинать постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.

Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно

относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой

занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д. Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной деятельности. Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо обязательно учитывались психофизические особенности и способности школьников.

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.

ПРОЕКТ – это шесть «П»;

Проблема.

2. Проектирование (планирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт работы.

5.Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому).

     Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Рассмотрим каждый этап в 8 классе по теме «Изготовление подушечки для игл».

1. На организационно-подготовительном этапе создается проблемная ситуация. Например, перед старшеклассником ставится вопрос «Как это можно было сделать?».

Учащихся делю на группы по 2-3 человека с учетом индивидуальных возможностей. Моделируем разные виды игольниц с кратким описанием каждой, чертежами и зарисовками. В коллективной беседе отбирает наиболее удачный базовой вариант для массового выпуска. При принятии решения о базовом варианте изделия учащиеся определяют его потребительские свойства, технологическую и экономическую целесообразность.

Подбираются ткани, инструменты и оборудование, определяется план работы. Акцент делается на применение имеющихся знаний и сокращение помощи со стороны учителя, что в последующем обеспечивает самостоятельность в решении насущных проблем самостоятельной жизни. Готовое изделие является лишь одним из результатов проектной деятельности. Важным ее элементом следует считать процесс учения. Школьники объясняют, почему они выбрали именно этот вариант изделия, этот инструмент, этот способ пошива, этот план.

Идет подготовка ткани к раскрою, раскладка лекала на ткани с учетом сторон, нитей и экономии ткани, которая завершится обмеловкой и раскроем. Индивидуальная работа со слабыми детьми проводится в течение урока.

Ведется исследование на тему «Чем набить игольницу?». Обсуждается технология пошива изделия. С этой задачей учащиеся могут справиться, внимательно рассмотрев все пройденные виды швов, которые демонстрируются на стенде с указанием последовательности выполнения (предметно-технологическая карта).

Завершается первый этап составлением плана пошива подушечки для игл. Здесь учитель советует найти в учебнике тему «Обработка закругленного среза обтачкой» и провести анализ. Наводящие вопросы, фиксация внимания учащихся на теме поиска способствуют тому, что план пересматривается, корректируется.

2. На технологическом этапе реализуется в жизнь разработанный проект в форме практических работ учащихся индивидуально или группами.

Парная и групповая работа имеет большой воспитательный смысл – дети учатся работать коллективно, обсуждать, делиться необходимым, помогать друг другу, сравнивать свою работу с работой других и с образцом. Если работа ведется по точному методу, воспитывается чувство ответственности на своем участке. Необходимо быстро и качественно выполнять свою операцию, чтобы не подвести остальных.

В качестве варианта можно предложить сделать несколько опытных образцов, провести их испытание и только затем отобрать лучшее.

3. Заключительный этап – просмотр выполненных работ, сравнение с проектом, самооценка и оценка группой качества изделия.

Нужно заметить, что на первых порах анализ готового изделия проводится совместно с учителем. Затем, когда ученики усвоят алгоритм оценивания, они смогут самостоятельно анализировать процесс выполнения изделия и его результат. Они научатся отмечать достоинства и недостатки своих работ и работ товарищей, радоваться не только своим успехам, но и успехам других.

Каким бы ни был по своей форме урок, главное чтобы он был интересен для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи, корректировал недостатки умственного и физического развития, воспитывал положительное отношение к труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности

В XXI веке экологическое образование становится приоритетным направлением и смыслообразующим фактором в системе образования в целом. Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического обра...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...