Статья. Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии
статья по технологии (8 класс)
В статье описаны способы решения проблемы недостаточной эффективности обратной связи между учителем и учениками с ОВЗ на примере изготовления изделия в картонажно-переплетной мастерской «альбом на шарнирах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии»
Бортников Игорь Олегович, учитель технологии ГБОУ школы №231 г. Санкт-Петербурга
- Аннотация
В статье описаны способы решения проблемы недостаточной эффективности обратной связи между учителем и учениками на примере изготовления изделия в картонажно-переплетной мастерской «альбом на шарнирах».
- Актуализация проблемы и ее место в современном образовании
Проблема невысокого уровня обратной связи между учителем и учениками часто стоит и при работе с детьми с условной нормой в развитии, но особенно остро она проявляется при обучении детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость).
В силу особенностей развития детей с нарушениями интеллекта для них характерны такие нарушения эмоционально-волевой сферы, как апатия, вялость, пассивность, либо наоборот чрезмерная подвижность.
При освоении трудовой деятельности также дают о себе знать отсутствие самостоятельности и инициативности. Охотно выполняя старое, заученное задание, они не стараются переходить к выполнению нового. Естественно, это вызывает трудности при изучении нового материала.
Очевидно, что эти особенности эмоционально-волевой сферы и свойства характера негативно влияют на степень усвояемости материала, ведь пассивность и отсутствие самостоятельности в процессе обучения и работе на уроках технологии предопределяют низкую вовлеченность ученика в учебную деятельность.
Из этого следует, что такие учащиеся требуют как постоянного контроля со стороны педагога, так и дополнительной стимуляции к изучению новой темы.
Но прежде чем переходить к изучению нового материала, мы должны понять, насколько правильно ученик усвоил изложенный ранее материал, понимает ли он, что нужно делать, зачем и в каком порядке.
- Теоретическое обоснование
Большой вклад в изучение проблемы формирующего оценивания вложила М.А. Пинская в практическом руководстве «Оценивание для обучения» (2009). В нем она приводит такие методики, повышающие эффективность взаимодействия учителя и ученика, как:
Далее я приведу таблицу, в которой примером будет служить работа по изготовления «Альбома на шарнирах»
- Методики повышения эффективности взаимодействия «учитель-ученик»
Название | Описание: | Действия с полученными результатами | Временные затраты |
Мини (минутный) обзор | В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы:
Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе | Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников. | Подготовка: небольшое В классе: небольшое Анализ: небольшое |
Цепочка заметок | Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. (Из каких частей состоит альбом на шарнирах?) Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт. | Просмотрев все ответы, надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение. | Подготовка: небольшое В классе: небольшое Анализ: небольшое |
Матрица запоминания | Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Например, для технологии это могут быть термины (Кулисы, блок, картонная сторонка, отстав) и применение (основа блока, защита блока, создание крышки, соединение картонных сторонок). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия. | Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине. | Подготовка: среднее В классе: среднее Анализ: среднее |
Направленная расшифровка | Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего- либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий. (Напишите своими словами, что такое: блок, картонная сторонка, отстав, бумвинил, корешок) | Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы. | Подготовка: небольшое В классе: среднее Анализ: среднее |
Саммари в одном предложении | Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Для чего делаем альбом; из каких частей он состоит; какие материалы и инструменты нужны для создания альбома на шарнирах?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики | Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. | Подготовка: небольшое В классе: среднее Анализ: среднее |
«Светофор» | У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? | По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. | Подготовка: небольшое В классе: Небольшое Анализ: Среднее |
- Выводы
Используя данные техники в процессе обучения, в особенности с детьми с ОВЗ, можно решить сразу несколько важных задач, стоящих перед педагогом:
- Привлечение внимания учеников к новой теме, смена вида деятельности, более детальная и углубленная диагностика уровня вовлеченности каждого конкретного ребенка в тему;
- Предварительное оценивание детей в рамках определенной темы. Данное оценивание позволяет проанализировать ответы учащихся, выявляя таким образом слабые места в их знаниях и четко представляя, в каком направлении нужно проработать недостаточный уровень знаний.
- Важно, что данное оценивание не является категоричным, когда от ответа ученика на вопросы зависит его оценка, что неизбежно вызывает стресс и может вызывать непроизвольные ошибки. Это позволяет тонко и нетравматично выявить пробелы в знаниях как у всего класса, если одни и те же ошибки повторяются, либо избирательно у каждого ученика в отдельности и вовремя их исправить, не прибегая к «карательным» мероприятиям в виде оценок в журнал, что снижает тревожность и позволяет выявить реальную картину усвоения нового материала.
6. Список литературы:
- Пинская, Марина Александровна. Оценивание для обучения : практическое руководство / М. А. Пинская. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с.; 20 см. - (Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой"; Вып. 28).; ISBN 978-5-9667-0601-2
(Библиотечка "Первого сентября". Серия "Управление школой"; Вып. 28)
GR Б-ка 1 сент. (У)
- Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Текст] / Проф. Г. Е. Сухарева. - Москва : Медгиз, 1955-1965. - 3 т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».
Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...
Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"
В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...
«Повышение эффективности работы МО учителей иностранных языков как средство управления качеством образования обучающихся»
Описание системы работы МО учителей иностранных языков Гимназии № 2 г. Георгиевска...
Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"
Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребован...
Статья: "Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика." Ноябрь 2014 год.
Новизна современного урока – деятельностный характер ФГОС ООО, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося, применение современных педагогических технологий предполагает гарант...
Технологическая карта урока как способ эффективной организации деятельности учителя и ученика в условиях новых ФГОС
В работе даны определения технологической карты, её структура и шаблоны....
Статья "Пути повышения эффективности обучения иностранным языкам"
В статье излагаются основные способы повышения эффективнности обучения иностранным языкам, взятые из личного опыта....