Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"
статья по музыке по теме

Маркина Ксения Алексеевна

Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребована и безграничная душевная щедрость, мудрая любовь к детям. Только такому учителю удастся приобщить современных школьников к музыкальному искусству.

Специфика учителя музыки в том, что здесь специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими

На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается момент творческого содружества учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребована и безграничная душевная щедрость, мудрая любовь к детям. Только такому учителю удастся приобщить современных школьников к музыкальному искусству.

Специфика учителя музыки в том, что здесь специальные знания, умения и навыки должны находиться в единстве с педагогическими

На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается момент творческого содружества учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.

Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности- одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь на ряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.

Для предмета "Музыка" общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке: между музыкой, учителем и учениками; между учителем и учениками; между детьми в коллективных формах деятельности. Но все это многообразие емко и образно выражено в словах Асафьева о том, что музыка заключается и существует в единстве и соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие.

Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание-раздумье, высказывание-проблему, высказывание-отношение.

Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке. Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать закономерности общения в создании коллективного отношения к музыке. Размышления детей на уроке музыки - это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него разные правильные ответы, в его многоплановости и творческой основе. И тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни "Сурок" Л.Бетховена, дети отвечают: "Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая", "Это очень печальная песня", "Мне жаль бедного одинокого шарманщика". Слушая тему Кошки из сказки С.Прокофьева "Петя и Волк", весь класс "живет" в музыке и каждый ребенок сопереживает по-своему: кто-то отстукивает пальцами ритмический рисунок мелодии, кто-то движением выразительно передает упругую гибкую мелодию. И начинается творчество детей в определении характера-образа прозвучавшей музыки: "Хищный хитрый зверек"; "Осторожный - это кот"; "У кошечки мягкие лапки, она осторожно крадется".

Все дети находятся под воздействием звучащей музыки: они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут "собирать" сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто-то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки создает объективные предпосылки для глубокого всестороннего личностного общения детей, взаимовлияния их друг на друга. Вот почему необходимо чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка.

Для меня важно не только содержание, но и интонации речи ученика. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи - восхищении, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке, к нравственной проблеме. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ученика на уроке. Это один из обширнейших источников познания творческой деятельности детей. Но я не свожу общение только к речевой деятельности. Бывает в классе такая тишина, которую больше всяких слов "скажет" о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются "жить" в прозвучавшей музыке. Так же как пауза - это не перерыв в музыке, так и молчание класса - не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей. Такая пауза чрезвычайно важна на уроке.

Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей присутствует на моих уроках. Это ведение "Дневника музыкальных впечатлений", где дети отражают свои размышления. Дети его заводят с третьего класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы: «Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить».

 Именно так происходит процесс творчества. Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы творчества на уроках музыки. Главное задуматься над проблемами художественного процесса общения совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников. Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально-творческого общения.

ДОКЛАД

на тему:

«Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки»

Подготовила: учитель музыки

МБОУ СОШ № 20

Мочалова Ксения Алексеевна.

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Информационно-коммуникативная подготовка сельского учителя и ученика как компонент успешной социализации"

Одним из путей решения проблемы адаптации сельского ученика  является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Условия применения ИКТ : оснащение компьютерн...

«Эффективность современного личностно-ориентированного урока - стимул к успеху учителя и ученика на уроках русского языка».

Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой про...

Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...

Активизация познавательной деятельности учеников на уроках музыки.

использование познавательной деятельности учеников на уроках музыки...

Статья. Техники повышения эффективности обратной связи учителя и учеников на уроках технологии

В статье описаны способы решения проблемы недостаточной эффективности обратной связи между учителем и учениками с ОВЗ на примере изготовления изделия в картонажно-переплетной мастерской «альбом ...

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...