Технологическая карта урока технологии «Швейная машина»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Учащиеся будут знать:
- виды швейных машин;
- технологию намотки нижней нити на шпульку, заправку верхней и нижней ниток, выведение нижней нити на поверхность.
Учащиеся будут уметь:
-использовать возможности различных компьютерных программ при выполнении заданий, работать с интернет - ресурсами;
- наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, выводить нижнюю нить на поверхность;
-уметь работать с информацией;
- подбирать информацию;
- анализировать информацию и представлять ее в различных формах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologii_pupkovoy_a.n.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока технологии
Ф.И.О. учителя: Пупкова Альфия Нигматовна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Камышла м.р.Камышлинский Самарской области.
Предмет: Технология
Класс: 5 класс
Учебник: Технология: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Н.В.Синицына, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко.
Тема урока: Швейная машина.
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока | Швейная машина. |
Цель урока | Обучающая – освоение понятия «Швейная машина», «верхняя и нижняя нить», формирование умений заправки нижней и верхней нити, намотки нитки на нижнюю шпульку; овладение общетрудовыми и специальными умениями; углубление представлений учащихся о трудовой деятельности на электрической швейной машине с дисплеем. Развивающая – формирование мотивации к изучению технологии; развитие познавательного интереса, ИКТ компетентности, творческих способностей. Воспитывающая – воспитание трудолюбия, бережного отношения к учебно-методическому оснащению кабинета. |
Планируемые результаты | Учащиеся будут знать: - виды швейных машин; - технологию намотки нижней нити на шпульку, заправку верхней и нижней ниток, выведение нижней нити на поверхность. Учащиеся будут уметь: -использовать возможности различных компьютерных программ при выполнении заданий, работать с интернет - ресурсами; - наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, выводить нижнюю нить на поверхность; -уметь работать с информацией; - подбирать информацию; - анализировать информацию и представлять ее в различных формах. |
Формируемые компетенции | Формируемые УУД: Познавательные: развитие познавательного интереса к предмету, формирование способностей к поисковой деятельности; формирование знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе. Регулятивные: планирование учебной деятельности, определение темы и цели урока. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками , способ взаимодействия друг с другом. Личностные: воспитание у учащихся культуры труда, возбуждение интереса к работе на швейной машине; убеждение в значимости приобретенных знаний; умение провести самооценку. |
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Методы контроля: устный. Приемы: элементы технологии РКМЧЧП, проблемные вопросы. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная. |
Основные понятия и термины | Швейная машина универсальная бытовая, промышленная; электрический привод; электронный дисплей; верхняя нить, нижняя нить, катушечный стержень, нитенаправитель моталки, шпиндель моталки, стопор моталки, маховое колесо, челнок, пластинчатые пружины, нитепритягиватель, лапка. |
Основные источники информации | Учебник технологии § 21, компьютерная презентация. https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейная_машина |
Оборудование | Проектор, компьютер, нетбуки, электрические бытовые швейные машины, швейные принадлежности, инструкционные карты, рабочая тетрадь. |
№ этапа урока | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Самоопределение деятельности. Мотивация учебной деятельности. | Проверка явки и готовности учащихся к уроку. | |
2 | Актуализация опорных знаний . | Слайд 1 -Девочки, что вы видите на экране? - Я выстроила схему, где стрелками показано, в каком порядке связаны между собой эти предметы. Что вы можете сказать, глядя на схему? - Многие текстильные изделия, которые нас окружают, которые мы с вами носим, сшиты на швейных машинах. Если бы человек не придумал швейную машину, думаю, что мы не смогли бы иметь такое количество текстильных изделий. Итак, сформулируем тему нашего урока. Слайд 2 - Откройте тетради, запишите число и тему урока. | -На экране мы видим ткань, швейную машину и платье. - Глядя на схему, можно сказать, что из ткани при помощи швейной машины можно сшить платье. - Швейная машина. |
3 | Постановка цели и задач. Открытие новых знаний. | - Работать по теме будете в парах. Я раздам вам вопросы, в конце вопроса есть подсказка, где найти ответ на вопрос. По ходу изложения темы вы будете мне давать ответы на вопросы, которые получили. Вам в помощь будут учебники и сайт, который мы сейчас откроем. Слайд 3 Итак, откройте учебник на странице 129, откройте сайт, гиперссылка которого указана у вас в компьютерах. https://ru.wikipedia.org/wiki/Швейная_машина Минута на то, что бы ознакомиться с вопросами. На прошлом уроке мы уже немного касались этой темы. Сегодня мы подробней узнаем, что такое швейная машина, научимся наматывать нижнюю нить на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити на швейной машине, выводить нижнюю нить на поверхность швейной машины. Т.е. мы ознакомимся с операциями, которые готовят швейную машину к работе. Что же такое швейная машина? Кто даст мне определение? | - Швейная машина - основное технологическое оборудование для изготовления швейных изделий. |
4 | Работа в тетради. | - В тетрадях запишите определение швейной машины. | |
5 | Открытие новых знаний. | - А в каком веке и кем была создана первая швейная машина? Слайд 4 - Где же применяют швейные машины, у кого этот вопрос, кто ответит? - Швейные машины имеют очень широкое применение во всем мире, именно поэтому их можно разделить на две группы на какие, у кого есть этот вопрос? Правильно. Машины для домашнего использования, в быту – это бытовые машины. Машины, которые используют на швейных фабриках, в массовом производстве, в ателье - это промышленные (производственные) машины. - Сегодня мы с вами рассмотрим бытовые машины. Их можно разделить на три вида. Слайд 5 Машины с ножным приводом, с ручным приводом, с электрическим приводом и электронным дисплеем. Машины с ножным и ручным приводом в наше время в магазинах практически найти невозможно. Их заменили новые современные машины с электрическим приводом и электронным дисплеем. Наш класс оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем. Кто мне ответит, что такое привод? | - Создание швейной машины произошло во второй половине 18 века. Изобретателя зовут Карл Дрез. Швейные машины применяются в швейной, трикотажной, обувной и других отраслях лёгкой промышленности, а также в быту. -1группа: бытовые -2 группа: промышленные - Привод – устройство, с помощью которого рабочая часть машины приводится в движение. |
6 | Работа в тетради. Открытие новых знаний. | Слайд 6 -Правильно, давайте запишем в тетради определение привода. - Я вам уже сказала, что наш кабинет оснащен швейными машинами с электрическим приводом и электронным дисплеем. У кого вопрос, что такое дисплей? | - Дисплей - устройство машины для визуального (видимого) отображения информации (вид стежка, длина стежка). |
7 | Открытие новых знаний. Включение в систему знаний и повторения. | - Швейная машина – это основной инструмент при работе с тканью, кожей и другими текстильными материалами, который служит для соединения деталей при пошиве различных изделий. Основное преимущество шитья на швейной машине - большая производительность труда и высокое качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее). Слайд 7-8-9-10 В настоящее время существует большое разнообразие швейных машин . В 21 веке швейная машина – это машина-компьютер, которая шьет, вышивает, составляет рисунки, помогает пользователю управлять ею. Современные швейные машины бывают узкой специализации (это когда на швейной машине выполняется только одна операция – пришивание пуговиц, пробивание петель, обмётывание, подшивание, вышивание), такие машины используются в промышленном производстве. Универсальные (позволяют выполнять швы различных видов, строчки разной длины и по различным направлениям), такие машины часто используют в быту. Слайд 11 Как можно назвать, швейные машины, на которых мы с вами учимся шить? - На прошлом уроке мы с вами не столь обширно, но уже обращались к швейной машине и изучали строение швейной машины, которая имеется в нашем кабинете. Эти знания вам понадобятся для изучения операций, которые готовят машину к работе. - Для работы на швейной машине используют две шпульки. Одна большая - с нитью верхней, которая идет сверху по машине, вторая – маленькая, с нитью нижней, которую мы наматываем на шпульку. Нижняя шпулька находится в челночном устройстве машины и идет в комплекте с машиной. Для того, что бы подготовить машину к работе, нужно провести четыре операции: Первая - намотать нижнюю нить на шпульку. Слайд12 Намотка нижней нитки на шпульку: 1.основная шпулька устанавливается на катушечный стержень 2.нить протягивается через нитенаправитель моталки и наматывается на шпульку 3.шпульку надеть на шпиндель моталки и прижать к стопору моталки 4. привести в нерабочее положение маховое колесо 5.нажать на педаль и намотать нитку 6.когда нитка намотается, шпиндель моталки остановится автоматически 7.отжать шпульку влево, нить отрезать, маховое колесо вернуть в рабочее положение. Слайд13 Заправка нижней нити: 1.шпульку в челнок, нитку провести под пластинчатые пружины 2.челнок в челночное устройство, так, что бы рычаг челнока попал в гнездо челночного устройства до щелчка Слайд 14 Заправка верхней нити: 1.большую катушку с нитью устанавливаем на катушечный стержень 2.через нитенаправитель вниз, вверх через нитепритягиватель, вниз в пружину возле иглы, в ушко иглы от себя, под лапку. И сейчас я приглашаю вас подойти к швейной машине. - На практике я покажу вам, как намотать и заправить нижнюю нить, заправить верхнюю нить и вывести нижнюю нить на поверхность: (комментируя, учитель выполняет все операции) Выведение нижней нити на поверхность. 1.верхнюю нить тянем на себя и опускаем иглу при помощи махового колеса в челночное устройство, делаем несколько вращений на себя 2.вытягиваем верхнюю нить на поверхность и вместе с ней петлю нижней нити. 3.за петлю вытягиваем нижнюю нить на поверхность. - Пройдите к швейным машинам, сядьте и повернитесь ко мне. Слайд15 Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, повторим технику безопасности при работе на швейной машине. | - Универсальные швейные машины. (ученицы встают вокруг стола со швейной машиной) (Ученицы по очереди называют правила безопасной работы) |
8 | Практическая часть занятия. Вводный инструктаж. | - Итак, ваша задача - приготовить машину к работе. Кто скажет, что для этого нужно сделать. - Правильно. Во время работы помните о технике безопасности при работе на швейных машинах. На столах возле машин лежат инструкционные карты, в них дана последовательность ваших действий, которая включает в себя четыре операции. Воспользуйтесь этими картами (Приложение №1) выполняя практическую часть нашего занятия. Приступить к 1 операции: намотка нитки на нижнюю шпульку. - Закончили работу. Приступили ко второй операции: Вложили шпульку в челнок и установили в челночное устройство. - Перешли к третьей операции: заправка верхней нити; -Выполняем четвертую операцию: выведение нижней нити на поверхность; -Практическая часть нашего урока завершена и сейчас я предлагаю вам оценить свою работу при помощи оценочного листа, который лежит рядом с машиной и сформулировать сделанные во время практической работы выводы. | - для того, что бы приготовить машину к работе нужно: 1.намотать нижнюю нитку на шпульку; 2. заправить нижнюю нить; 3.заправить верхнюю нить; 4.вывести нижнюю нить на поверхность. Практическая работа. |
9 | Контроль формирования знаний и умений. | -______________, какую оценку ты поставила себе за работу? Работа проведена аккуратно и правильно, я с тобой согласна и ставлю тебе… (оценивание практической работы выставление оценок) | |
10 | Закрепление материала. | - Возьмите инструкционные карты с собой. Сядьте за парты и давайте закрепим то, что мы сегодня прошли на уроке. 1.На какие две основные группы делятся швейные машины (промышленные и бытовые) 2.Какой привод имеют бытовые швейные машины? (ножной, ручной, электрический) 3.Какой привод на швейной машине лучше и почему? (электрический привод лучше, потому что электрическая машина шьет быстрее и производительность труда повышается) 4.Какие операции нужно провести, что бы приготовить швейную машину к работе? (намотку нижней нити, заправку верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность) | Ответы учениц |
11 | Домашнее задание. | - А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Выучить определения, закрепить навыки намотки нити, заправки верхней и нижней нити, выведение нижней нити на поверхность. В подготовке домашнего задания вам станут помощниками инструкционные карты, которые я прошу вас вложить в тетради. | |
12 | Рефлексия деятельности. | - Подводя итог нашего урока, хочу спросить 1.Достигли ли вы своей цели во время урока? 2. Что вы узнали в ходе урока? 3.Что было для вас наиболее интересно и почему? - А сейчас, в завершении, мы с вами создадим палитру нашего настроения. На столах у вас лежат восклицательные знаки трех цветов. Пусть каждый из вас прикрепит тот восклицательный знак, который соответствует вашему настроению. Хочу отметить, что красный цвет вызывает стремление к действию, ваш работа сегодня прошла активно и плодотворно. Зеленый цвет говорит о внутренней гармонии, ваша работа прошла спокойно и уверенно. Желтый цвет способствует любознательности и познанию, ваша работа на уроке дала вам познания нового и интересного. Я довольна вашей работой и позвольте мне дополнить палитру настроения красным восклицательным знаком, потому что, по- моему мнению, урок у нас прошел активно и плодотворно. ( учитель поднимает красный восклицательный знак) На этом наш урок окончен. | Ответы учениц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока технологии по теме "Швейная машина"
Подробная разработка урока по ФГОС в форме технологической карты...
Технологическая карта урока технологии в 6 классе Тема «Уход за швейной машиной. Образцы швов»
Актуализация знаний по теме«Уход за швейной машиной. Образцы швов»...
Технологическая карта урока: «Бытовая швейная машина» - 5 класс
Технологическая карта урока "Бытовая швейная машина" для 5 класса.1 урок. Разработка урока будет полезна для учителей технологии....
Технологическая карта урока технологии 6класс "Виды машинных операций. Машинные швы"
Н.В. Синица В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2015 г....
Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"
Технологическая карта урока технологии в 5 классе "Швейные ручные работы"...
Технологическая карта урока технологии (5 класс) по теме "Швейная машина"
Урок технологии в 5-м классе по теме "Бытовая швейная машина"...
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....