Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Учимся учиться »
рабочая программа
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воснову реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispr._simonyan_a.r._uchimsya_uchitsya_2.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2019 | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2019 |
Дополнительная платная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Учимся учиться » (ознакомительный)
Возраст учащихся: 9-10 лет.
Срок реализации: 1год
Автор-составитель: учитель начальных классов
Симонян Анна Рафаэловна
Калининград, 2019 г.
Пояснительная записка
1.Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
2. Актуальность программы – соответствие потребностям времени. Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение происходит успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.
3.Новизна программы.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Воснову реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
4.Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью курса «Учимся учиться» является то, что программа на ряду с лингвистическим материалом включает задания на развитие памяти, устойчивости и концентрации внимания, наблюдательности, воображение, быстроту реакции. Решение таких заданий способствует формированию умению учиться.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие» позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
4.Адресат программы – 3 класс (8-10 лет).
5.Объем и срок освоения программы – 1 год, 33часа (1 ч в неделю).
6.Формы обучения – очная.
7.Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:
- количество часов в год – 34ч
- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю, 40 минут.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
9.Цель программы : развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятийвоспитание творческой личности, обладающей высоким уровнем развития логического мышления
Основные задачи:
- воспитывающие: формирование положительной мотивации к учению; формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам; формирование умения работать в группе;
- обучающие: формирование обще-интеллектуальных умений;углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики ихспособностей;
- развивающие: формирование и развитие логического мышления;развитие внимания;развитие памяти;развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;развитие речи и словарного запаса учащихся;развитие быстроты реакции.
Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Выявление уровня развития внимания, | 1 | 1 | 0 | Тест |
2. | Развитие концентрации внимания | 5 | 2 | 3 | Контрольная работа |
3. | Тренировка зрительной памяти | 4 | 1 | 3 | Тест |
4. | Развитие аналитических способностей. | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
5. | Совершенствование воображения | 5 | 2 | 3 | Олимпиада |
6. | Развитие логического мышления | 9 | 3 | 6 | Итоговая контрольная работа |
Итого | 30 | 11 | 19 |
Содержания учебного плана:
Тема № 1 « Выявление уровня развития внимания» -1ч.
Начальная диагностика, тестирование.
Практика. Логические задачи со словами. Задания на смекалку.
Тема № 2 « Развитие концентрации внимания» 5ч.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Практика. Занимательные правила в стихах и играх. Упражнения на развитие внимания:
«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».
Тема № 3 « Тренировка зрительной памяти»- 4ч.
Диагностика зрительной памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Практика. Упражнения на развитие внимания: «Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру». Упражнения на развитие вербально - логического мышления:«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Тема № 4 « Развитие аналитических способностей»- 6ч.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Практика. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза. «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй фигуру». Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. «Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Тема № 5 « Совершенствование воображения» -5ч.
Развитие воображения и устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения придумывать и составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Практика. Сочиняем сказки. Упражнения на развитие воображения и логического мышления: «Нарисуй по клеточкам», «Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова». Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза-«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Тема № 6 « Развитие логического мышления»- 9ч.
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале устанавливать правило, использовать его для решения учебной задачи, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, оказывать помощь партнёру.
Практика. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти и решение логических задач, проведение дидактических игр -«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».
Упражнения на развитие логического мышления.«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».
Планируемые результаты освоения программы «Учимся учиться»
1.Результаты обучения (предметные результаты)
- будут сформированы общеинтеллектуальные умения ;
- будет углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
-появится потребность самостоятельно работать с книгой в заданном темпе,
- сформируется умение контролировать и оценивать свою работу.
2. Результат воспитывающей деятельности
- будет сформирована устойчивая потребность к обучению и самообразованию;
- учащиеся будут стремиться к получению новых знаний по русскому языку;
- получат навыки, способствующие развитию учебных и творческих способностей;
- будут сформированы морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция;
3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)
- формирование и развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащихся в соответствии с поставленными задачами;
- будут формироваться регулятивными универсальные учебные действия:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- контролировать точность выполнения действий с помощью шаблона;
познавательные универсальные учебные действия:
- наблюдать связи человека с природой и виртуальным миром;
-сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать предлагаемые модели;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
- делать выводы о результате совместной работы;
коммуникативные универсальные учебные действия
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
- работать в паре и малых группах.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество час. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
10 | 07 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, | К.215 | Решение задач | |
10 | 14 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие концентрации внимания. | К.215 | Практическая работа | |
10 | 21 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие концентрации внимания. | К.215 | Практическая работа | |
10 | 28 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка внимания. | К.215 | Тест | |
11 | 11 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка внимания. | К.215 | Практическая работа | |
11 | 18 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие мышления. | К.2!5 | Контрольная работа за 1 четверть | |
11 | 25 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка слуховой памяти | К.215 | Творческая раб. | |
12 | 02 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие мышления. | К.215 | Тест | |
12 | 09 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие мышления. | К.215 | Задания | |
10 | 12 | 16 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Графический диктант. | К.215 | Задания |
11. | 12 | 23 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка зрительной памяти. | К.2!5 | Контрольная работа за 2 четверть |
12. | 01 | 13 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие мышления. | К.215 | Задания |
13. | 01 | 20 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | К.215 | Контрольные |
14. | 01 | 27 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие аналитических способностей | К.215 | Задания |
15. | 02 | 03 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие аналитических способностей | К.215 | Практич. раб. |
16. | 02 | 10 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование мыслительных операций. | К.215 | Тест |
17. | 02 | 17 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование мыслительных операций. | К.215 | Задания |
18. | 02 | 24 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Графический диктант | К.2!5 | Контрольные |
19. | 03 | 02 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование мыслительных операций. | К.215 | Задания |
20. | 03 | 09 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Задания по перекладыванию спичек | К.215 | Задания |
21. | 03 | 16 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Рисуем по образцу. | К.215 | Олимпиада |
22. | 03 | 30 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Развитие логического мышления. | К.215 | Практическая работа |
23. | 04 | 06 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование мыслительных операций. | К.215 | Практическая работа |
24. | 04 | 13 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование мыслительных операций. | К.215 | Практическая работа |
25. | 04 | 20 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка внимания. Развитие мышления. | К.2!5 | Тест |
26. | 04 | 27 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. | К.215 | Задания |
27. | 04 | 04 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование воображения. | К.215 | Задания |
28. | 05 | 11 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Совершенствование воображения. | К.215 | Задания |
29. | 05 | 18 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Итоговое занятие | К.215 | Итоговая проверочная работа |
30 | 05 | 25 | 17.10- 17.50 | групповая | 1 | Итоговое занятие | К.215 |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
- перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
- компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.
Методическое обеспечение:
-обеспечение программы методическими видами продукции:
- варианты заданий и их решения, тренировочные упражнения;
- методические рекомендации для учителя.
Кадровое обеспечение:
Симонян А.Р. - учитель высшей категории. Стаж работы учителем начальных классов - 35
Формы аттестации:
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося в картах оценки результатов освоения программы, дневнике педагогических наблюдений.
Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот.
Оценочные материалы: для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Оценочные материалы:
Время проведения | Цель проведения | Форма контроля |
Начальный контроль | ||
Начало учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Выявление уровня знаний, умений и навыков. | Беседа, анкетирование, педагогическое наблюдение. |
Текущий контроль | ||
В течение учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности учащихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения | Педагогическое наблюдение, тестирование, викторины, контрольные задания. |
Промежуточный контроль | ||
В конце полугодия | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Опрос, тестирование, викторины, контрольные задания. |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Конкурс, творческая работа, презентация творческих работ, открытое занятие, итоговые занятия, коллективная рефлексия, анкетирование. |
Методические материалы:
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | Выявление уровня развития внимания, | Сборник упражнений для развития внимания в процессе обучения младших школьников | Разбор способов решения задач. Решение задач | Олимпиада за 1 четверть |
2 | Развитие концентрации внимания | Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы | Разбор способов решения задач. Решение задач | |
3 | Тренировка зрительной памяти | Горячев А.В. Информатика в играх и задачах | Разбор способов решения задач. Решение задач | Олимпиада за 2 четверть |
4 | Развитие аналитических способностей. | Максимова Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 3 класс | Разбор способов решения задач. Решение задач | |
5 | Совершенствование воображения | Сборник упражнений для развития внимания в процессе обучения младших школьников | Разбор способов решения задач. Решение задач | Олимпиада за 3 четверть |
6 | Развитие логического мышления | Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы | Разбор способов решения задач. Решение задач | Итоговая проверочная работа |
Список литературы:
1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
2.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий.В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой.2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. -2 -е изд. – М.: Просвещение, 2010. –
4.Графические диктанты:пособие для занятий с детьми 5-7 лет/ В.Т. Голубь. - М.:ВАКО, 2004.
5.Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы.
6..Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010г.
7.Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
8. Тихонова Н.Б. Математика и информатика: Учимся решать логические задачи. 1-4 классы.
9. Максимова Т.Н. Сборник текстовых задач по математике: 3 класс. ВАКО, 2004.
10. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данная программа направлена на обучение коммуникативным навыкам (говорение, письмо, чтение аудирование ) на английском языке , расширение английского словарного запаса с учётом возможностей и пот...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путь к успеху» (программа подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку)
Данная программа былы разработана для подготовки учащихся 7-8 классов к ВОШ по английскому языку...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...