План – конспект урока технология +геометрии в 8 классе
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Межпредметные связи. Совершенствовать умения работы с чертежными инструментами, циркулем, транспортиром, угольниками; дать представление о лоскутном шитье; уметь строить геометрические фигуры, делать из них шаблоны, выкраивать детали прихватки из ткани по выбранной или придуманной схеме;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_tehnologiya_geometrii_v_8_klasse.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока технология +геометрии в 8 классе
Трощиева Е.В. , МО ( учитель математики)
Тема урока «Лоскутная математика»
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Технология: информационно-коммуникационные технологии
Формы работы учащихся: наблюдение, беседа, групповая, самостоятельная
Оборудование: ПК, магнитная доска, изделия , выполнение в стиле пэчворк, лоскутное одеяло, чертежные принадлежности (циркулем, транспортиром, угольниками), ткань, ножницы, булавки, мел.
Цели урока:
Образовательная:
- совершенствовать умения работы с чертежными инструментами, циркулем, транспортиром, угольниками;
- дать представление о лоскутном шитье;
- уметь строить геометрические фигуры, делать из них шаблоны, выкраивать детали прихватки из ткани по выбранной или придуманной схеме;
Развивающие:
- умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развитие творческих способностей, креативности личностных качеств,
- развитие пространственного и аналитического мышления
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, уважения к прошлому своего народа;
- воспитание умения слушать других;
- привитие интереса к геометрии,
- привитие аккуратность, терпеливости, аккуратности
Личностные УУД:
-внутренняя позиция учащихся;
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные УУД:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- коррекция;
- оценка.
Этапы урока
1. Оргмомент.
2.Мотивация.
3. Знакомство с лоскутным шитьем
4. Актуализация знаний .
5. Графическая работа по математике (построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов)
6. Практическая работа по технологии (выбор схемы «печворк», изготовление шаблонов из бумаги, подборка и выкраивание деталей из ткани для прихватки)
7. Рефлексия
8. Подведение итогов, оценка результата
9 Домашняя работа
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к уроку, дети сидят по группам
Е.В.
Здравствуйте, добро пожаловать всем на наш необычный урок.
Мы надеемся, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится.
2.Мотивация.
О.М.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, интегрированный: это значит, что у нас будет идти урок математики одновременно с уроком технологии. Я надеюсь, что те знания, которые вы получили на уроках математики и геометрии, вы сможете применить на уроке технологии.
Е.В.
Чтобы узнать тему нашего урока, давайте послушаем отрывок из произведения Евгения Ивановича Носова. Ваша задача догадаться как называется произведение;
Читает ученица:
Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда сшивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу (презентация слайд).
О.М.
-О чем пишет Евгений Иванович? (о лоскутном шитье), а как соединить лоскутное шетье с математикой в одной теме, и назвать тему урока «Лоскутная математика»
3. Знакомство с лоскутным шитьем
Е.В.
Для начала окунемся в историю лоскутной техники.
Этот вид рукоделия пришел к нам из глубокой древности. Ставя на изделие заплатки различной формы и расцветки, мастерицы пришли к мысли создания изделия из лоскутков.
В России первоначально это было не столько лоскутное шитье, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища.
Лоскутное шитье - популярно и сегодня. Оно продолжает жить и развиваться, обретая современные черты, благодаря появлению новых материалов и оборудования.
Лоскутным шитьем занимаются не только домашние рукодельницы, но и профессиональные художники. Проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы.
- Знаете ли вы как иначе называется лоскутное шитье? (пэчворк, квилт, текстильная мозаика, текстильный коллаж, лоскутная пластика) (презентация слайд )
Разные названия одного творчества
Пэчворк - в переводе с английского «лоскутная работа».
Квилт - стёганое одеяло.
Текстильный коллаж - в переводе с французского – наклеивание.
Текстильная мозаика –орнамент, выполненный из отдельных пригнанных друг к другу лоскутков и т.д.
Изделия, сшитые в технике лоскутного шитья или пэчворк неповторимы и оригинальны, хочу обратить ваше внимание на образцы, выполненные в различных техниках (вытавка).
Узор в лоскутной технике состоит из нескольких видов многократно повторяющихся элементов. Элементы одного вида имеют одинаковую форму и размер. Чтобы выкроить элементы, пользуются шаблоном из плотной бумаги или картона.
(Шаблон — это образец, по которому изготавливаются какие-либо одинаковые изделия - слово немецкое).
4. Актуализация знаний.
Любое изделие можно изготовить не только из целого куска ткани, но и из лоскутов.
- Вы уже догадались чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Создадим изделие в технике лоскутного шитья – пзчворк, а именно прихватку)
Какими могут быть цели и задачи нашего урока:
- сделать шаблоны геометрических фигур,
-подобрать по цвету ткань,
-выкроить по шаблонам детали прихватки из ткани,
-собрать прихватку из ткани по выбранной или придуманной схеме;
О.М.
- Ребята, прежде чем мы начнём делать шаблоны геометрических фигур, проведём геометрическую разминку. Назовите геометрические фигуры на первые буквы слова пэчворк.
П
Э
Ч
В
О
Р
К
На доску прикрепляю модели: прямоугольник, элипс, четырехугольник, восьмиугольник, окружность, ромб, квадрат
5. Графическая работа по математике (построение геометрических фигур с помощью чертежных инструментов)
О.М.
Мы определили цели – это построить геометрические фигуры и сделать шаблоны. Нам понадобится цветной картон, карандаш, линейка, угольник, циркуль.
Строим: квадрат, прямоугольник, треугольник, шестиугольник
6. Практическая работа по технологии (выбор схемы «печворк», изготовление шаблонов из бумаги, подборка и выкраивание деталей из ткани для прихватки)
Е.В.
Построенные геометрические фигуры мы будем использовать как шаблоны, для выкраивания деталей прихватки.
Е. В.
Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (Слайд )
Уч. Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.
Е.В.
Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?
Уч . Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!
О.М.
При создании композиции изделия вам помогут приложения, собранные в папки
Подготовка материалов к работе включает следующие этапы: (Приложение 1)
1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.
2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.
3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.
Создание композиции изделия
Можно выкладывать узоры, симметричные и несимметричные, можно сочетать различные цвета и оттенки.
- Рекомендации по подбору лоскута , сочетания цветов (Приложение 2, 3)
Соединяя различные цвета, используют следующие приемы: Сочетание контрастных цветов Сочетание родственных цветов («раскат» цвета) Сочетание пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой. Черный цвет, белый и серый используются как отделка. Неплохо выглядит черный цвет в соседстве с оранжевым, желтым, розовым, красным, сиреневым и салатный
-Откройте (приложение 4).
Мы познакомимся с четырьмя основными техниками лоскутного шитья.
- Четыре основные техники лоскутного шитья :
1. «полоска»
Соединяя между собой нарезанные на узкие полоски ткань, можно получить разные композиции: «Колодец», «Тюльпан», «Избу» и еще многие интересные мотивы. Полоски кроят по долевой нитке.
2. «треугольник»
Очень часто используют лоскутки в форме прямоугольных треугольников. При раскрое большого количества пар двухцветных треугольников сначала выкраивают квадраты, затем их соединяют по диагонали двойной строчкой. Разрезают по диагонали, разворачивают и утюжат.
3. «квадрат»
Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани в форме квадратов. По шаблону кроят необходимое количество квадратиков, а затем их соединяют в единое полотно шахматка, комбинированная шахматка
4. «свободная техника»
В этой технике используют сочетание квадратов, полосок, треугольников в различных комбинациях, что позволяет получать удивительные мозаичные а также фантазийные изделия.
Далее в папке вы найдете схемы лоскутного шитья.
Е.В.
-Еще раз хочу вас спросить, какие инструменты нам понадобятся для работы?
Инструменты и приспособления; ножницы; игольница с иглой и булавками; утюг, гладильная доска.
Работа с этими инструментами требует соблюдение правил техники безопасности. Их вы также найдете в папке на столе (приложение 4).
Послушайте задание: составьте модель-схему прихватки, используя шаблоны геометрических фигур, которые лежат у вас на партах.
(Учащиеся составляют модель прихватки используя шаблоны геометрических фигур и обводят их по контуру, нумеруют последовательность, сборки помещает листы с моделями на доске).
Во время выполнения работы можете воспользоваться алгоритмом технологии лоскутного шитья (в папке)
Технология лоскутного шитья: (приложение 5).
- сделать шаблоны из геометрических фигур,
- выполнить эскиз (схемы) орнамента (2 экземпляра)
-подобрать по цвету ткань,
-выкроить по шаблонам детали прихватки из ткани,
-соединить лоскутные детали прихватки из ткани в соответствии с выбранной техникой лоскутного шитья.
Практическая работа по технологии ( схемы прилагаются)
Учащиеся по группам выполняют практическую работу.
Работают 15 минут.
Е.В.
-Понравилось ли вам чертить и рисовать, составлять модели схемы печворк, подбирать ткань?
Так как вы сегодня выступали в роли дизайнеров, художников и конструкторов, а они всегда подписывают свои работы, то и мы свои работы подпишем.
О.М.
А сейчас давайте посмотрим работы своих одноклассников. Оцените варианты прихваток, других групп.
Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
Демонстрация, полученных цветных шаблонов.
О.М.
Ребята, а бабушка Варвара Ионовна так же разрабатывала шаблон, чтобы сшить одеяло? (Нет)
7. Рефлексия
С какими терминами вы познакомились?
Дома составьте кроссворд, используя новые термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.
Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...
План конспект урока по геометрии 9 класс
План конспект урока №2 по геометрии 9 класс. Понятие вектора, равные вектора...
План-конспект урока № 4. Геометрия 11 класс.
План-конспект урока № 4. Геометрия 11 класс. Система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах Цели урока: - закрепить определение и свойства вектора системы координат ...
План-конспект урока № 4 . Геометрия 11 класс.
План-конспект урока № 4 . Геометрия 11 класс. Система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах Цели урока: - Изучить определение и свойства вектора системы координат в прост...
План-конспект урока № 5. Геометрия 11 класс.
План-конспект урока № 5. Геометрия 11 класс. Система координат в пространстве. Простейшие задачи в координатах Цели урока: Изучить определение и свойства вектора системы координат в простра...
Планы конспекты уроков по геометрии !0 класс
Планы уроков по геометрии Атанасян 10 класс с 1 по 9 уроки. Контрольная работа №1...
План-конспект урока по геометрии 7 класс построение треугольника по трем элементам
План-конспект урока по геометрии 7 класс построение треугольника по трем элементам...