Конспект урока по теме "Чум моей мечты"
методическая разработка по технологии (9 класс)
Технологическая карта к уроку технология для 9 класса. Урок направлен на организацию деятельности обучающихся по приобретения умений планирования чума. На кроке обучающиеся узнают: в чем заключается особенность и что общего в жилище разных народов? Какой должен быть «Чум моей мечты»?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chum_moey_mechty.docx | 41.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Чум моей мечты.
Класс: 10
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель: организовать деятельность обучающихся по приобретения умений планирования чума.
Задачи обучения:
- раскрыть понятия и особенности жилища кочевых народов (юрта, чум, яранга, иглу), русской избы, расширение понятийной базы при планировке и создании интерьера чума;
- формирование у обучающихся умений по выполнению проектной работы.
Технологии: развивающегося и проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, проектной деятельности.
Решаемые проблемы: В чем заключается особенность и что общего в жилище разных народов? Какой должен быть «Чум моей мечты»?
Вид деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: формирование цели урока, актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации моделирование этапов изучения нового материала. Проблемная беседа с использованием ЭОР о понятии жилища кочевых народов (юрта, чум, яранга, иглу), русской избы, расширение понятийной базы при планировке и создании интерьера чума. Исследование проблемы, обсуждение возможных способов решения выполнения мини-проекта «Чум моей мечты» с самоконтролем и самооценкой собственной деятельности и результата. Выступление с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знания: о зонировании жилых помещений, правилах композиции, видах отделочных материалов, этапах проектирования.
Умения: выполнять план чума в масштабе.
Метапредметные:
- познавательные УУД; определение понятий, сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, умение вести исследовательскую и проектную деятельность;
- регулятивные УУД; целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция;
- коммуникативные УУД. участвовать в диалоге, сотрудничество, проявление инициативы.
Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, познавательного интересе проектной деятельности, развитие готовности к самостоятельным действиям.
Организационная структура урока | |||||
Дидактическая структура урока | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планированных результатов | |||
Планируемые результаты | УУД | ||||
Педагогического работника | Обучающихся | ||||
Цель: создание учебного настроя на деятельность. | Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение обучающихся в деловой ритм. Создать условия для мотивации у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс. | Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя, положительный настрой на урок. | Приготовиться к уроку. | Учащиеся проявляют эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности. | Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Познавательные: активное слушание учителя и одноклассников на уроке. Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. Регулятивные: способность прогнозировать деятельность на уроке. |
Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения. | Слайд №2.Эмоциональный настрой на урок – Христианская притча«Это — моя Родина!» (приложение 1) | Отвечают на вопросы учителя, называют слова из личного жизненного опыта. | Учащиеся слушают притчу и делают выводы из услышанного. | Учащиеся понимают смысл притчи и делают соответствующие выводы. | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. | Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Учитель задаёт вопросы, подводит детей к постановке алгоритма изучения новой темы. | Слайд №3-4.Учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока, составить план работы. | Учащиеся необходимо сформулировать тему и задачи урока, составить план работы. | Учащиеся ответят на вопросы учителя, формулируют тему урока. | Познавательные: анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Цели: выявление учащимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией. | Учитель предлагает учащимся:
| Слайды №5-8.Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями, воспринимают учебный материал, анализируют информацию, делают выводы, находят ответы на проблемные вопросы, работают с информацией, выделяя главное. | Учащиеся воспринимают информацию, ассоциируют: чум, яранга, юрта, иглу. находят сходства и различия представленных жилищ кочевых народов, использование мобильной мебели, как сделать жильё комфортней. | Учащиеся узнают о жилье кочевых народов России, найдут ответы на учебные ситуации, сделают выводы, найдут способ действия с информацией. | Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, реализация творческого потенциала, развития ответственности за качество своей деятельности. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, волевая регуляция, оценка и самооценка. Познавательны: сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, поиск информации, смысловое чтение, работа с информацией. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. |
Цель: осознание каждым учащимся степени овладения полученных знаний. | Слайд №10.Учитель перед учащимися ставит проблемный вопрос «Что нужно сделать, чтобы молодёжь Ямала продолжала вести кочевой образ жизни ». Подумать, как сделать чум комфортным для проживания. | Учащиеся работают в группах, выполняют мини-проект «Чум моей мечты» и его защищают. | Учебная ситуация. Учащиеся предстоит выполнить мини-проект «Чум моей мечты», обустроить чум комфортным для проживания. | Учащиеся работают по алгоритму действий при создании проектного продукта, применяют имеющие знания о зонировании жилых помещений, разработают и защитят мини-проект «Чум моей мечты». | Познавательные: сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, поиск информации, смысловое чтение, работа с информацией. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, волевая регуляция, оценка и самооценка. Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. |
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | Подведение итогов и результатов урока: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества – рефлексия. | Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии и показывают своё настроение. | Отвечают на вопросы:
| Учащиеся сумеют дать ответы на вопросы рефлексии с пояснениями. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Приложение 1
Христианская притча «Это — моя Родина!»
В одном купе ехали три женщины из России и один туркмен. За окном, насколько хватало взгляда, простирались песчаные барханы. Поражённые пустынностью и дикостью этих мест, женщины то и дело восклицали:
— Какие страшные места!
— Как здесь могут жить люди?
— Неужели им здесь нравится?
И вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Туркмен начал собирать вещи.
— Вы здесь выходите? — удивились женщины.
— Да, выхожу, — ответил туркмен и с чувством добавил: — Это — моя Родина!
Приложение 2
Сходства и различия жилищ кочевых народов России
Вид жилища | Сходство | Отличие |
Чум | Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Конструкция состоит из деревянных жердей, кожаных ремешков и оленьих шкур/бересты. Отапливается очагом. Окон не имеется. | Одно общее помещение. |
Яранга | Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Конструкция состоит из деревянных жердей, кожаных ремешков и оленьих шкур/бересты. Отапливается очагом. Окон не имеется. | Два помещения, одно жилое отапливаемое, а второе – холодная кладовая. |
Юрта | Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Отапливается очагом. Окон не имеется. | Одно общее помещение. Конструкция состоит из деревянных жердей, поставленных в виде решетки, покрывается шкурами или чаще всего войлоком. |
Иглу | Быстровозводимое не мобильное жилище, для постоянного проживания. Окон не имеется. | Конструкция состоит из снега и льда. Имеется коридор, само помещение для жилья строиться на фундаменте, коридор расположен ниже уровня пола жилой комнаты. Не отапливается, тепло поддерживают плошки-жиринки. |
Приложение 3
Подготовленное домашнее задание
Жильё кочевых народов России
Чум
В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы.
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.
В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.
Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.
Иглу
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?
Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.
Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Юрта
Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.
Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.
Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Дневной свет попадает в жилище через просвет вверху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию.
Юрта единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.
Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина жилища.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"
Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....
Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты"
Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты" составлен исходя из требований ФГОС второго поколения. Это бинарный урок немецкого языка и информатики. На уроке используются разли...
Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты"
Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты" составлен исходя из требований ФГОС второго поколения. Это бинарный урок немецкого языка и информатики. На уроке используются разли...
конспект урока, тема "Дом моей мечты"
Предложенный конспект урока по дисциплине "Иностранный язык" (английский). Тема урока из раздела "Дом/Квартира". Данный урок предполагает обобщение изученного всего материала по указанному разделу. ...
Конспект урока по английскому языку в 5 классе "Комната моей мечты"
Данный материал содержит конспект урока по английскому языку в 5 классе по теме "комната моей мечты" по модулю 3 " Мой дом, моя крепость" УМК Ваулиной, Дули. Конспект сосотавлен в соответстсвии ...
План - конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Дом моей мечты". УМК В.П. Кузовлева
Данный урок является обобщающим по теме "Мой дом". На занятии используются индивидуальная работа и работа в парах. Ученики должны продемонстрировать речевые, грамматические навыки и умение читать. Уро...
Конспект урока в 8 классе по теме: «Учитель моей мечты»
Конспект урока в 8 классе по теме: «Учитель моей мечты»...