Конспект урока по теме "Чум моей мечты"
методическая разработка по технологии (9 класс)

Технологическая карта к уроку технология для 9 класса. Урок направлен на организацию деятельности обучающихся по приобретения умений планирования чума. На кроке обучающиеся узнают: в чем заключается особенность и что общего в жилище разных народов? Какой должен быть «Чум моей мечты»?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chum_moey_mechty.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Чум моей мечты.

Класс: 10

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: организовать деятельность обучающихся по приобретения умений планирования чума.

Задачи обучения:

  1. раскрыть понятия и особенности жилища кочевых народов (юрта, чум, яранга, иглу), русской избы, расширение понятийной базы при планировке и создании интерьера чума;
  2. формирование у обучающихся умений по выполнению проектной работы.

Технологии: развивающегося и проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, проектной деятельности.

Решаемые проблемы: В чем заключается особенность и что общего в жилище разных народов? Какой должен быть «Чум моей мечты»?

Вид деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: формирование цели урока, актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации моделирование этапов изучения нового материала. Проблемная беседа с использованием ЭОР о понятии жилища кочевых народов (юрта, чум, яранга, иглу), русской избы, расширение понятийной базы при планировке и создании интерьера чума. Исследование проблемы, обсуждение возможных способов решения выполнения мини-проекта «Чум моей мечты» с самоконтролем и самооценкой собственной деятельности и результата. Выступление с защитой проекта, анализ результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знания: о зонировании жилых помещений, правилах композиции, видах отделочных материалов, этапах проектирования.

Умения: выполнять план чума в масштабе.

Метапредметные:

  • познавательные УУД; определение понятий, сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, умение вести исследовательскую и проектную деятельность;
  • регулятивные УУД; целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция;
  • коммуникативные УУД. участвовать в диалоге, сотрудничество, проявление инициативы.

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, познавательного интересе проектной деятельности, развитие готовности к самостоятельным действиям.

Организационная структура урока

Дидактическая структура урока

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Педагогического работника

Обучающихся

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание учебного настроя на деятельность.

Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

Создать условия для мотивации у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, положительный настрой на урок.

Приготовиться к уроку.

Учащиеся проявляют эмоциональное отношение в учебно-познавательной деятельности.

Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

Познавательные: активное слушание учителя и одноклассников на уроке.

Коммуникативные: планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Регулятивные: способность прогнозировать деятельность на уроке.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цель: тренировка мыслительных операций; фиксация затруднения.

Слайд №2.

Эмоциональный настрой на урок – Христианская притча

«Это — моя Родина!» (приложение 1)

Отвечают на вопросы учителя, называют слова из личного жизненного опыта.

Учащиеся слушают притчу и делают выводы из услышанного.

Учащиеся понимают смысл притчи и делают соответствующие выводы.

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

Коммуникативные: учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Учитель задаёт вопросы, подводит детей к постановке алгоритма изучения новой темы.

Слайд №3-4.

Учащиеся пытаются сформулировать тему и цель урока, составить план работы.

Учащиеся необходимо сформулировать тему и задачи урока, составить план работы.

Учащиеся ответят на вопросы учителя, формулируют тему урока.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение. Формулировка проблемы. Структурирование знаний.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

  1. Построение проекта выхода из затруднения (составление алгоритма или образца)

Цели: выявление учащимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

Учитель предлагает учащимся:

  1. выступить с подготовленными сообщениями о кочевом жилье народов России (д/з.) в сопровождении презентации, используя метод проблемного изложения, создавая учебные ситуации, вовлекает учащихся к диалогу;
  2. Слайд №9. работа с таблицей «Сходства и различия жилищ кочевых народов России» (приложение 2)

Слайды №5-8.

Учащиеся выступают с подготовленными сообщениями, воспринимают учебный материал, анализируют информацию, делают выводы, находят ответы на проблемные вопросы, работают с информацией, выделяя главное.

Учащиеся воспринимают информацию, ассоциируют: чум, яранга, юрта, иглу.

находят сходства и различия представленных жилищ кочевых народов, использование мобильной мебели, как сделать жильё комфортней.

Учащиеся узнают о жилье кочевых народов России, найдут ответы на учебные ситуации, сделают выводы, найдут способ действия с информацией.

Личностные: формирование мотивации и самомотивации изучения темы, реализация творческого потенциала, развития ответственности за качество своей деятельности.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Познавательны: сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, поиск информации, смысловое чтение, работа с информацией.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: осознание каждым учащимся степени овладения полученных знаний.

Слайд №10.

Учитель перед учащимися ставит проблемный вопрос «Что нужно сделать, чтобы молодёжь Ямала продолжала вести кочевой образ жизни ». Подумать, как сделать чум комфортным для проживания.

Учащиеся работают в группах, выполняют мини-проект «Чум моей мечты» и его защищают.

Учебная ситуация.

Учащиеся предстоит выполнить мини-проект «Чум моей мечты», обустроить чум комфортным для проживания.

Учащиеся работают по алгоритму действий при создании проектного продукта, применяют имеющие знания о зонировании жилых помещений, разработают и защитят мини-проект «Чум моей мечты».

Познавательные: сопоставление, анализ, построение цели рассуждений, поиск информации, смысловое чтение, работа с информацией.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Подведение итогов и результатов урока: открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества – рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии и показывают своё настроение.

Отвечают на вопросы:

  • Самое интересное на уроке было …
  • Чему я научилась …
  • Что я узнала нового …

Учащиеся сумеют дать ответы на вопросы рефлексии с пояснениями.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.


Приложение 1

Христианская притча «Это — моя Родина!»

В одном купе ехали три женщины из России и один туркмен. За окном, насколько хватало взгляда, простирались песчаные барханы. Поражённые пустынностью и дикостью этих мест, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

И вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Туркмен начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил туркмен и с чувством добавил: — Это — моя Родина!

Приложение 2

Сходства и различия жилищ кочевых народов России

Вид жилища

Сходство

Отличие

Чум

Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Конструкция состоит из деревянных жердей, кожаных ремешков и оленьих шкур/бересты. Отапливается очагом. Окон не имеется.

Одно общее помещение.

Яранга

Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Конструкция состоит из деревянных жердей, кожаных ремешков и оленьих шкур/бересты. Отапливается очагом. Окон не имеется.

Два помещения, одно жилое отапливаемое, а второе – холодная кладовая.

Юрта

Является мобильным. Собирается и разбирается за 1-2 часа. Отапливается очагом. Окон не имеется.

Одно общее помещение. Конструкция состоит из деревянных жердей, поставленных в виде решетки, покрывается шкурами или чаще всего войлоком.

Иглу

Быстровозводимое не мобильное жилище, для постоянного проживания. Окон не имеется.

Конструкция состоит из снега и льда. Имеется коридор, само помещение для жилья строиться на фундаменте, коридор расположен ниже уровня пола жилой комнаты. Не отапливается, тепло поддерживают плошки-жиринки.

Приложение 3

Подготовленное домашнее задание

Жильё кочевых народов России

Чум

В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы.

Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.

Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.

Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.

Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.

После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.

Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга

Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.

В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.

Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.

В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.

Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.

Иглу

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.

Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.

Освещаются иглу сквозь ледяные стены.

Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.

Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…

Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Юрта

Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.

Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Дневной свет попадает в жилище через просвет вверху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию.

Юрта единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу. Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяина жилища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки «Музыка моего народа. Образы Древней Руси в русской музыке"

Велика значимость и народной, и современной, и классической, и народной, и фольклорной музыки в жизни....

Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты"

Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты" составлен исходя из требований ФГОС второго поколения. Это бинарный урок немецкого языка и информатики. На уроке используются разли...

Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты"

Конспект урока немецкого языка в 6 классе по теме "Школа моей мечты" составлен исходя из требований ФГОС второго поколения. Это бинарный урок немецкого языка и информатики. На уроке используются разли...

конспект урока, тема "Дом моей мечты"

Предложенный конспект урока по дисциплине "Иностранный язык" (английский). Тема урока из раздела "Дом/Квартира". Данный урок предполагает обобщение изученного всего материала по указанному разделу. ...

Конспект урока по английскому языку в 5 классе "Комната моей мечты"

Данный материал содержит конспект урока  по английскому языку в 5 классе по теме "комната моей мечты" по модулю 3 " Мой дом, моя крепость" УМК Ваулиной, Дули. Конспект сосотавлен в соответстсвии ...

План - конспект урока английского языка в 4 классе по теме "Дом моей мечты". УМК В.П. Кузовлева

Данный урок является обобщающим по теме "Мой дом". На занятии используются индивидуальная работа и работа в парах. Ученики должны продемонстрировать речевые, грамматические навыки и умение читать. Уро...

Конспект урока в 8 классе по теме: «Учитель моей мечты»

Конспект урока в 8 классе по теме: «Учитель моей мечты»...