МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по предмету «Технология» 6 класс Тема: «Сверление отверстий» Учитель технологии: Гагаринская Елена Викторовна
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Данный урок входит в раздел «Технология обработки древесины». Форма урока способствует освоению технических понятий, терминов и первоначальных навыков сверления. Развивает познавательный интерес обучающихся к разнообразию мира техники. Учит планировать, анализировать, сравнивать, оценивать. Урок построен на методе проблемного изложения материала. Используется презентация и видеофрагмент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по предмету «Технология»

6 класс

Тема: «Сверление отверстий»

Учитель технологии: Гагаринская Елена Викторовна











 

 

 

 

План – конспект урока

Цель урока:

1.   Обучающая: Научить работать коловоротом, дрелью, шуруповертом;

2.   Воспитывающая: Развивать у учащихся профессиональные интересы.

3. Развивающая: Воспитание эстетике, умение работать в коллективе, аккуратности во время работы.

Оснащение занятия:

1.     Материально-техническое оснащение:

Плакат «Правила работы шуруповертом», набор свёрл различных видов; коловорот, дрель, шуруповерт, презентация, заготовки для сверления.

Тип занятия: комбинированный

Структура занятия:

1. Организационный момент – 1 – 2 мин.

2. Актуализация знаний – 7-8 мин.

3. Изложение нового материала – 15 – 20 мин.

4. Практическая работа – 45 – 50 мин.

5. Подведение итогов занятия – 5 мин.

6. Уборка рабочих мест – 3 – 5 мин.

ИТОГО: 90 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель отмечает присутствующих по журналу. Учитель сообщает тему и цель урока

2. Актуализация знаний.

Занятие рекомендуется начать с закрепления знаний обучающихся по пройденному материалу. С этой целью можно провести тестирование.

- Ребята, давайте с вами повторим пройденный материал. Для этого у вас на столах есть карточки с вопросами вам необходимо ответить на эти вопросы и передать свои карточки соседу по парте для проверки, затем сосед проверяет правильность ответов и выставляет оценку (проверка ответов на слайде).

3 . Изложение нового материала.

Показ презентации и рассказ учителя о видах свёрл

Сверление – процесс образования цилиндрического отверстия в сплошном материале при помощи сверла. При этом сверло, вращаясь, снимает стружку и двигается сверху вниз. В заготовках из древесины сверлят отверстия для круглых шипов, болтов, винтов, шурупов, высверливают сучки и заделывают отверстия пробками (слайд 4).

Сверление выполняется вручную с применением сверла – буравчика, коловорота, ручной дрели; с помощью переносных электроинструментов - электродрелей, а также на различных сверлильных станках.

Сверло – режущий инструмент. Оно представляет собой стержень, рабочая часть которого имеет режущие элементы, а хвостовая служит для закрепления в патроне. Сверла с хвостовиками пирамидальной формы и квадратным сечением применяют при сверлении вручную, а с цилиндрическими хвостовиками – на станках, дрелью, коловоротом. Спиральное сверло состоит из рабочей части, шейки и хвостовика. Торец рабочей части, на котором расположены две режущие кромки, называется режущей частью сверла. На рабочей части сверла имеются две спиральные канавки, разделенные перемычкой. По задней кромке канавок прошлифованы узкие направляющие ленточки. Одна из стенок канавка образует переднюю поверхность режущего клина сверла. По канавкам стружка выводится из отверстия. Хвостик сверла служат для закрепления его в шпинделе или патроне сверлильного станка. Хвостик может иметь коническую или цилиндрическую форму. Конические хвостики выполняются по стандарту (конус Морзе № 1, 2 и т.д.). Конус хвостовика обеспечивает надежное центрирование сверла. Лапка удерживает сверло от проворачивания. Если конус хвостовика сверла отличается по размеру от конусного отверстия шпинделя сверлильного станка, то применяется переходную втулку (слайд 5,6,7)

Иногда возникает необходимость установить сверло с хвостовиком конусную форму в патроне с цилиндрическим входным отверстием. Тогда на хвостовике сверла вытачивают цилиндрическую ступень.

Коловорот – стальной коленчатый стержень со свободно насаженной рукояткой. В нем можно закреплять сверла с диаметром хвостовика до 10 мм (слайд 8)

Бурав – сверло с режущей кромкой на конце и ушком для ручки – на другом. Его используют для ручного сверления отверстий в древесине. (слайд 9)

Промышленность выпускает ручные дрели одно- и двухскоростные. Для механизированного сверления применяют электродрели.

Приемы сверления ручными инструментами. Сверление отверстий можно производить только при горизонтальном или вертикальном креплении заготовки. Перед тем, как начать сверление, карандашом размечают центр будущего отверстия и накалывают его шилом. До начала сверления необходимо правильно, без перекосов и прочно закрепить сверло в патроне коловорота или дрели (слайд 10).

Рабочая поза при выполнении сверления должна быть устойчивой, ноги поставлены на ширину плеч, правой рукой берут коловорот за ручку, а левой – за ручку нажимной головки. Можно слегка помогать себе подбородком. Ось сверления коловорота должна совпадать с осью высверливаемого отверстия (слайд 11).

Первичное закрепление материала.

Разбить учащихся на группы раздать вопросы и провести обсуждение.

1. Какие инструменты и приспособления применяются при выполнении ручного сверления? (Сверление выполняется вручную с применением сверла – буравчика, коловорота, ручной дрели; с помощью переносных электроинструментов - электродрелей, а также на различных сверлильных станках

2. Дайте определение операции сверление? (Сверление – процесс образования цилиндрического отверстия в сплошном материале при помощи сверла.)

3. Для чего применяют сверление? (В заготовках из древесины сверлят отверстия для круглых шипов, болтов, винтов, шурупов, высверливают сучки и заделывают отверстия пробками) (слайд 12)

Демонстрация приёмов работы:

   Учитель демонстрирует последовательность действий:

-  Наметить центр отверстия (карандашом, шилом, мелом)

- Поставить сверло в отмеченную точку перпендикулярно к поверхности заготовки

-  Ладонью левой руки нажать на упор.

- Вращать рукоятку в таком направлении, чтобы сверло своей режущей кромкой врезалось в древесину.

-  В конце сверления нажим на упор ослабляется во избежание откалывания древесины.

4. Практическая работа учащихся.

Вводный инструктаж

Правила безопасной работы при сверлении отверстий ручными инструментами:

1.  Прочно закрепи заготовку.

2.  Надежно, без перекоса закрепи сверло в патроне.

3.  Сверли без перекоса.

4.  При сверлении на крышке верстака применяй подкладную доску.

5. При сверлении на большую глубину периодически выводи сверло из отверстия для удаления стружки.

6. В конце отверстия ослабь нажим, вращай ручку коловорота осторожно и медленно.

7. По окончании сверления сними сверло, положи в лоток или сдай учителю.

8. Проведи уборку своего рабочего места щеткой – сметкой.

Текущий инструктаж

Учитель контролирует ход практической работы.

Заключительный инструктаж

Учитель сообщает обучающемся об успехах и ошибках в работе

Закрепление изученного (Рефлексия)

«Допиши предложение» (Предложение на слайде 13)

Углубление в детали называется--------(отверстием)

Сквозное отверстие проходит--------(через всю заготовку)

Глухое отверстие не имеет----------(сквозного выхода)

Диаметр сверла определяем по ---------(маркировке на хвостовике)

5. Подведение итогов занятия.

Учитель анализирует характерные ошибки и их причины. Сообщает оценки работы каждого учащегося.

6. Уборка рабочих мест

Ученики наводят порядок на рабочем месте, складывают все инструменты на свои места

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"

План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...

Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).

данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС...