Методическая разработка открытого урока литературы в 5 классе по теме: " Народные мотивы в творчестве Н В Гоголя ( в соответствии с требованиями по ФГОС).
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
данная разработка урока может быть взята учителем в качестве помощи при подготовке к уроку литературы по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury_fgos_.docx | 36.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема урока: Н.В.Гоголь «Заколдованное место», 5 класс
Учитель Овсова Татьяна Владимировна
Педагогические цели:
1. Организовать работу по осознанному восприятию художественного произведения.
2. Научить определять тему и главную мысль произведения.
3. Организовать работу по определению роли художественных средств в произведении.
4. Активизировать деятельность учащихся с помощью
заданий поискового характера.
5. Создать условия для самостоятельной работыучащихся в парах и группах.
6. Организовать рефлексивную деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающиеся осознанно читают текст.
2. Обучающиеся умеют определять тему и главную мысль текста.
3. Обучающиеся умеют определять роль художественных средств в произведении.
4. Обучающиеся активно работают на уроке.
5. Обучающиеся умеют работать в парах и группах.
6. Обучающиеся умеют анализировать и оценивать свою деятельность.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Методы обучения: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.
Средства обучения:
• учебник литературы для 5 класса;
• мультимедийный проектор и экран;
• карточки для словарной работы;
• раздаточный материал.
•
Организационные формы обучения: индивидуальная, групповая (в том числе парная), фронтальная.
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Стадия вызова | Учитель актуализирует знания учащихся.
Учитель активизирует учащихся, создает учебную мотивацию для работы над произведением.
| Ученики анализируют известные им сведения.
Ученики рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. |
Стадия осмысления | Учитель организует работу со словарем.
Учитель организует работу над содержанием текста по вопросам. Учитель организует работу в группах по темам.
Учитель организует работу по определению роли художественных средств для создания образа.
Учитель организует работу по обсуждению финала рассказа.
| Ученики соединяют слово со значением, работают в парах по карточкам. Ученики отвечают на вопросы, читают фрагменты текста, определяют тему текста. Ученики работают в группах, систематизируют информацию: составляют связное высказывание или таблицу. Ученики находят в тексте эпитеты, гиперболы, сравнения, определяют их роль в тексте. Работают в парах. Ученики формулируют выводы, определяют идею рассказа. |
Стадия рефлексии | Организация работы по созданию синквейнов. Организация анализа работы на уроке. Самооценка учащихся. | Создание синквейнов. Анализ собственной работы на уроке («было интересно…», «было сложно», «понравилось» «было трудно, но интересно …» . |
Учебные задания и формируемые УУД
Учебное задание | Формируемое УУД |
I. Стадия вызова | |
Интересные факты из биографии Гоголя Н В Вспомнить, какие произведения вошли в первую книгу Гоголя, что известно об истории создания «Вечеров…», об оценке современников. | ПУУД (общеучебные): • поиск и выделение необходимой информации; • построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД (логические): • установление причинно-следственных связей.
|
Подумать, в каких произведениях мировой литературы читали о заколдованных местах. Рассмотреть иллюстрации и объяснить, почему именно эти рисунки выбраны для урока. Высказать предположения о цели и содержании урока. | РУУД • постановка цели, • прогнозирование содержания урока. ПУУД (логические): • анализ, сравнение; • установление причинно-следственных связей. |
II. Стадия осмысления | |
Соединить слова с их лексическим значением. | ПУУД (общеучебные): • поиск и выделение необходимой информации. ПУУД (логические): • анализ и синтез.
|
Ответить на вопросы по тексту. | ПУУД (общеучебные): • поиск и выделение информации; • построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД (логические): • анализ и синтез; • построение логической цепи рассуждений.
|
Работа в группах – анализ текста, систематизация информации, составление таблицы или связного текста. | ПУУД (общеучебные): • смысловое чтение; • поиск и выделение необходимой информации; • структурирование знаний; • преобразование модели. КУУД: • планирование учебного сотрудничества сосверстниками; • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. РУУД: • контроль, сличение с образцом.
|
Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте | ПУУД (общеучебные): • смысловое чтение; ПУУД (логические): • подведение под понятие; • доказательство. РУУД: • контроль, сличение с образцом.
|
Ответить на вопросы и определить основную мысль текста. | ПУУД (общеучебные): • построение речевого высказывания в устной форме. ПУУД (логические): • синтез как обобщение ЛУУД: нравственно-этическое оценивание. |
III Стадия рефлексии | |
Составить синквейн
Провести анализ работы на уроке. | КУУД: • умение точно выражать свои мысли; • управление поведением партнера РУУД: • контроль; • оценка. |
Место урока: урок в теме «Изучение творчества Н.В.Гоголя. «Заколдованное место».
На уроке, посвященном знакомству с биографией Н.В.Гоголя и его книгой «Вечера на хуторе близ Диканьки», ученики читают статью о писателе в учебнике и работают над повестью " заколдованнее место".
I этап.
1.выступают 5 учащихся с дз по фактам из биографии НВГоголя, представляющие результаты индивидуальной работы над домашним заданием.
Материалы для ответов
Учитель:
1.История создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Замысел написать повести в малороссийском духе возник у писателя, вероятно, вскоре после прибытия в Петербург зимой 1829 года, когда Гоголь в письмах к матери и сёстрам просил присылать ему всё, что имеет хоть какое-нибудь отношение к украинским народным обычаям, костюмам и легендам: «Вы имеете тонкий, наблюдательный ум, вы много знаете обычаи малороссиян наших… В следующем письме я ожидаю от вас описания полного наряда сельского дьячка, от верхнего платья до самых сапогов с поименованием, как это всё называлось у самых закоренелых, самых древних, самых наименее переменившихся малороссиян… Ещё обстоятельное описание свадьбы, не упуская наималейших подробностей… Ещё несколько слов о колядках, о Иване Купале, о русалках. Если есть, кроме того, какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с названиями и делами…» Карьера чиновника пока не складывалась, так, может быть, хоть писательство могло бы приносить доход? Ведь помнил он с самого детства незабываемые рассказы бабушки Татьяны Семёновны, которыми она баловала его всякий раз, как он приходил в её комнаты в Васильевке: о запорожцах и славном атамане Остапе Гоголе, о страшных ведьмах, колдунах и русалках, подстерегающих путника на тёмных тропках.
Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года, когда Гоголь жил в Павловске в доме княжны Васильчиковой. Общество в то лето спасалось за городом от эпидемии холеры в Санкт-Петербурге, Пушкин снимал дачу в Царском селе, а для Гоголя выхлопотано было место домашнего учителя для сына княжны.
Гоголь посылает экземпляр книги матери и тут же просит сестру Марию продолжать присылать ему записи украинских сказок и песен. Теперь, после такого успеха можно готовить 2 том.
Второй том выходит в марте 1832 года. ( Из материалов к биографии Н.В.Гоголя)
2.Высказывания о первой книге Гоголя.
Отзыв А. С. Пушкина: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
2 Рассмотреть картинки и сказать, что их объединяет.
Аленький цветочек Остров Буян
Рип ван Винкль Спящая красавица
На всех картинках изображены сказочные, заколдованные места. С героями, попадающими в эти места, происходят таинственные, странные, иногда чудесные события.
– Есть ли такие места в произведении Н.В.Гоголя? Ответить на вопрос вам помогут иллюстрации.
– Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока и о каком произведении мы будем говорить?
– Какова цель сегодняшнего урока?
Понять замысел автора, основную мысль произведения, проследить, какие художественные средства находит автор для воплощения идеи произведения.
II этап.
1. Словарная работа. Соедините слово и его лексическое значение.
• Баштан • Волость • Кавун • Комора • Кухоль • Левада • Люлька • Сопилка • Цибуля • Черевики • Чумаки
| • арбуз • малороссияне, едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым • место, засеянное арбузами и дынями • башмаки • лук • в Древней Руси: местность, область, подчиненная одной власти • глиняный кувшин • береговые лиственные леса, заливаемые в половодье • трубка • амбар • украинский народный музыкальный инструмент
|
2. Анализ текста.
Работа по вопросам.
– Повесть называется « Заколдованное место». А какое место мы называем заколдованным?
Заколдованное место – это особое пространство, где реальный мир встречается с иномирием. Человек, вступивший в заколдованное место, получает возможность перехода из одного мира в другой.
Обычно волшебный мир находится в уединенном месте - на отшибе села, в овраге, в лесу.
– Какой подзаголовок носит повесть? Как вы его понимаете?
Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви. Былички рассказывают опережитом самим рассказчиком. По определению В.Я. Проппа, «были», или
«былички», «бывальщины», - «это страшные рассказы, отражающие народную демонологию, но название их говорит о том, что в них верят.
Фома Григорьевич ссылается на авторитет деда: «Но главное в рассказах
деда было то, что в жизнь свою он никогда не лгал, и что, бывало, ни
скажет, то именно так и было». В подзаголовке содержится
противоречие: с одной стороны утверждается, что все происшедшее с
дедом, - быль, а с другой стороны, встреча деда с нечистой силой
фантастична.
Подзаголовок также указывает на то, что рассказчиком повести является дьячок ***ской церкви Фома Григорьевич. Это рассказчик явный, но есть ещё и рассказчик скрытый – это дед Фомы .
– По каким приметам узнаем, что история случилась в прошлом? Рассказчик Фома Григорьевич был в то время ещё ребенком.
– Чем запомнился рассказчику дед?
Дед Фомы Григорьевича, судя по всему, зажиточный крестьянин. Он выращивает табак на продажу и овощи. Это человек веселый и общительный. Он прекрасный рассказчик, которого слушают затаив дыхание. Но и сам он любит послушать интересные рассказы: «А деду это все равно что голодному галушки».
– Почему дед попал в заколдованное место и каким образом это произошло?
Что ж вы думаете? не успел он сказать - не вытерпел старичина! захотелось, знаете, прихвастнуть пред чумаками.
- Вишь, чертовы дети! разве так танцуют? Вот как танцуют! - сказал он, поднявшись на ноги, протянув руки и ударив каблуками.<…> Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, - не подымаются ноги, да и только! <…> И в самом деле сзади кто-то засмеялся.
Итак, дед любил танцевать и весьма гордился своим умением разгуляться в танце. Желание похвастаться, гордыня, тщеславие – все эти слабости деда дали возможность нечистой силе посмеяться над ним. Вот и пришлось ему плясать под чужую дудку. Дед упомянул черта, то есть призвал его.
– Сколько раз дед оказывался в заколдованном месте?
Два раза он побывал в заколдованном месте и один раз пытался
попасть, но у него ничего не получилось. Каждый раз дед отправляется
на поиски заколдованного места под вечер. Во второй раз дед
попадает в заколдованное место, когда, оказавшись на середине, где
не вытанцовывалось, сильно ударил о землю заступом.
– Почему дед стремится попасть в заколдованное место? Что с ним там
происходит?
Ему очень хочется добыть клад, хотя в глубине души он понимает, что клад,данный нечистой силой, счастья не принесет. В заколдованном месте с ним происходят различные чудеса, правда, не столько жуткие, сколько
смешные: то очи заплюет нечистая сила, то язык покажет. Обстановка в этом месте таинственная и загадочная: ночь, темнота, мрак, могила и свеча на ней. Однако странные существа, наблюдающие за дедом, – это не чудовищные, зловещие создания: смешно пищащий птичий нос блеющая овечья голова и медведь не препятствуют деду, только дразнят и пугают его.
Работа в группах.
Группа 1. Каковы особенности заколдованного места? (Пространство, рельеф, освещенность)
Заколдованное место – место, где пересекаются волшебный и обыденный
миры. На первый взгляд, сказочный мир ничем не отличается от
привычного: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Однако волшебный мир только притворяется знакомым. « Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается прежде всего в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя» пространство обыденного, но оно явно не по его мерке: разрывается, морщится и закручивается. « Вышел и на поле - место точь-в-точь вчерашнее: вон и голубятня торчит; но гумна не видно. "Нет, это не то место. То, стало быть, подалее; нужно, видно, поворотить к гумну!" Поворотил назад, стал идти другою дорогою - гумно видно, а голубятни нет! Опять поворотил поближе к голубятне - гумно спряталось».Точка в пространстве волшебного мира – место, с которого видны и гумно, и голубятня, – «разлезлось» в обыденном, превратившись в обширную площадь. Но стоило … вернуться в фантастическое пространство, как территориальное пятно снова съежилось в точку: «Глядь, вокруг него опять то же самое поле: с одной стороны торчит голубятня, а с другой гумно». (Лотман).Чем дольше дед находится в заколдованном месте, тем сильнее меняется рельеф местности: в обычном месте среди ровного поля возникают вдруг провалы, бездны и горы: « вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него!»
В заколдованном месте царит мрак, небо обложено тучами, в первую ночь вместо месяца мелькает только белое пятно, во вторую ночь мрак сгущается, нет звезд, месяц исчезает совсем – нет даже белого пятна.
Единственный источник света – свеча на могиле, но и она гаснет, как только дед обнаруживает камень.
В заколдованном месте происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Группа 2. Какие существа встретились деду в заколдованном месте?
Птичий нос – фантастическое существо, придуманное Гоголем: птичий
нос без тела. Птичий нос забавно пищит и клюет котел. Хотя образ получился не столько страшным, сколько забавным, тем не менее, имеет отношение к демонологии: в символическом плане некоторые птицы являлись посредниками между миром мертвых и живых.
Баранья голова – в фольклоре нечто пустое, никчемное, символ глупости.Имеет также отношение к демонологии: один из демонов изображался с тремя головами, одна из которых была бараньей.
Медведь — характерный для русского фольклора образ, герой многочисленных сказок. Как представитель природного мира медведь, согласно поверьям, знается с нечистой силой, и ему приписываются близкие родственные связи с лешим. В народе говорили, что «медведь лешему родной брат». Иногда медведя самого называют «лешаком» или «лесным чертом». В некоторых местностях лешего считали хозяином медведей, как и других лесных зверей. В христианской символике олицетворяет зло, дьявольские силы. Битва Давида с медведем символизирует конфликт между Христом и дьяволом. Является также символом жадности.
Харя – дурное, отвратительное лицо, рожа, тварь. Маска, личина, ряженый.Пословицы и поговорки: Напоказ что ли ты харю свою выставляешь? По твари и харя. С эдакой харей я бы и в люди не казался! Всякая харя (Хавронья) сама себя хвалит.
В значении "маска" на Руси употреблялось слово "харя
Таким образом, фантастические существа в заколдованном месте персонифицируют недостатки и грехи деда: слабость, жадность, глупость.
Группа 3.
Найти средства художественной выразительности в «Заколдованном месте» и определить их роль в тексте.
Гиперболы | • …под ногами круча без дна,
• ноздри – хоть по ведру воды влей в каждую…
|
Сравнения | • …нос – как мех в кузнице, губы…как две колоды, • дыня… словно змея. • народ, знаете, бывалый: пойдет рассказывать - только уши развешивай! А деду это все равно что голодному галушки. • ноги как деревянные стали • задал он такого бегуна, как будто панский иноходец. • как опарила! как будто свинью перед рождеством! • в животе, ей-богу, как будто петухи кричат • и захрапел так, что воробьи, которые забрались было на баштан, поподымались с перепугу на воздух. |
Эпитеты | • проклятый камень • красные очи • мерзостная рожа • сатанинское наваждение • хитрая бестия • низенький дубовый лес
|
Ученики анализируют, какие художественные средства использует писатель для создания фантастических картин, а какие для создания обыденного мира.
3.Ответы на вопросы. Обобщение материала.
– Как еще в повести называется заколдованное место?
Проклятое место, дьявольское место
– Как закончилось приключение деда?
«Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!» - сказал дед и открыл котел. Что ж бы, вы думали, такое там было? …золото? вот то-то, что не золото: сор, дрязг... стыдно сказать, что такое.
.…на заколдованном месте никогда не было ничего доброго. Засеют как следует, а взойдет такое, что и разобрать нельзя: арбуз — не арбуз, тыква — не тыква, огурец — не огурец... чорт знает, что такое!
Итоговый вывод урока.
Клад, подкинутый нечистой силой, призрачен: он обращается в сор и не приносит человеку счастья. Жажда обогащения, губительная страсть к деньгам, наживе, воплощенные Гоголем в сказочных образах, неизменно приводят героев к проигрышу и посрамлению.
Этап III
Составление синквейна и анализ работы на уроке.
Пример синквейна
Заколдованное место
Таинственное, страшное
Манит, увлекает, притягивает
Опасайтесь заколдованных мест
Это обман
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Урок в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" по учебнику Виленкина Н.Я., в соответствии с ФГОС ООО.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Первый урок из предусмотренных пяти в данной теме "Среднее арифметическое - урок изучения нового материала. Рассматриваются этапы урока: организ...
Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»
Тема урока: Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная: познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...
План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС
Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
Презентация к уроку литературы 10 класс. Иван Сергеевич Тургенев: жизнь, судьба, творчество. 1 урок
Первый урок по изучению творчества И.С.Тургенева....