Урок технологии "Русские самодельные куклы" - 5 класс
методическая разработка по технологии (5 класс)
Урок технологии для 5 класса с презентацией и ТК по ФГОС, технологическая карта. Конспект размещен на сайте Новосибирской открытой образовательной сети, занял 3 м в конкурсе "Современный мультимедийный урок- 18"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_samodelnye_kukly_5klass_kiyashko_ov.docx | 26.61 КБ |
tsvetovoe_sochetanie_dlya_izdeliya_v_loskutnoy_tehnike.pptx | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I. Организационно - мотивационный момент. Задача: проверить готовность обучающихся, их настрой на работу, создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Здравствуйте, девочки. Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка? Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...» Учитель: правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов? | Проверяют готовность к уроку. Ответы Ученицы: ответ, дискуссия. | Личностные: уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности/ |
II. Актуализация знаний. Задача: актуализировать знания обучающихся, необходимые для усвоения нового материала. | Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. (слайд №1). Чаще делали тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, иногда выполняли из других материалов: мочала, соломы, проволоки……… По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые обрядовые игровые Народная игрушка несёт в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это и оберег, и талисман, и магическая кукла. Вы можете сделать её своими руками. Тряпичные куклы очень хорошо положить в люльку новорожденному ребёнку, и малыши, подрастая, играют ими с огромным удовольствием. В отличие от покупных игрушек, самодельная кукла несёт в себе вашу Любовь к ребёнку, и ребёнок это чувствует. Поэтому даже страшненькая куколка становится самой любимой, гораздо любимее магазинных красавиц. | Познавательные: излагать свое мнение; | |
III. Введение в тему. Задача: подвести детей к формулированию темы и постановке задач урока. Задача: формировать умение применять знания на практике | Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из обрядовых кукол. Как вы думаете с какой куклой? (слайд №2). Правильно «Зернушкой». Кукла делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. В верхней части туловища-мешочка оформлялась голова без лица, повязывалась платком и тесьмой-пояском (с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце). Кукла - зернушка помогает человеку верить в удачный год, а вера помогает человеку сотворять все необходимое для чудо-жизни (слайд №3). Простая на внешний вид куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания на территории славян. Коли именно земля дает урожай - родит, значит, то и образ, дающий этот урожай, женский. | Формулируют тему урока, ставят задачи. Ответы. Рассказ детей о разных куклах – название на слайдах и в тетрадь. Мы рассмотрим традиционные русские куклы: обереговые и игровую. 1. Суховейка. Её делали, когда случалась засуха. Основой куклы является крест из тканевых скаток, одежда должна быть цвета выжженной земли. В каждом дворе ставили по кукле каждый день в течение семи дней. В доме постоянно хранили льняные тряпицы, вымоченные в росе на Ивана Купалу. 2.Жених и невеста. Куклы-обереги жилища. Бытовали они в Пензенской и Тамбовской губерниях, а также в Поволжье. Это две куклы разного пола, они связаны одной ниточкой, как символ единства семьи 3. Кукла- мартинка. Из белой (зима) и красной (лето) пряжи. Куклу делали в марте. 4. Рождественский ангел. Использовалась как ёлочное украшение в Рождество. Также Ангел вешался над кроваткой ребёнка, «охраняя» его сон от злых помыслов.
Кукла даётся в ручку ребёнка или при приходе гостей вставляется в складочки платочка.
| Личностные: понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить; осваивать способы работы с лоскутом; Познавательные: искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы; |
IV.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания). | Мы попробуем сделать «Зернушку», а затем, посмотрим, удастся ли нам побыть в роли создателя обрядовой куклы (слайд №4). Вспомним ТБ (передача ножниц, хранение игл, уборка рабочего места). | Проговаривание техники безопасности, просмотр технологии изготовления | |
V.Практическая деятельность Цель: Обсуждение последовательности изготовления куклы. | Для работы нам понадобятся следующие материалы: обрезки ткани, желательно лён, ситец, атласная лента, кружева, нитки, крупа, ножницы, игла швейная. Рассмотрим технологию изготовления куклы . -А с гостями мы попробуем сделать тряпичную куклу - Ангел. Посмотрим технологию изготовления (выполнить). | Повторяют алгоритм работы в группе. Выполняют задание. Все инструменты и материалы на столе. ТБ. Дети выполняют практическую работу, технология изготовления изображена на слайдах. Оценивают по алгоритму самооценки. | Личностные: осуществлять совместную практическую деятельность; слушать учителя. Регулятивные: выявлять собственные затруднения; |
VI. Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность Задача: подвести итог, выполнить оценочно – рефлексивную деятельность | Выставка работ учащихся . – Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам их достичь? – Оцените каждый свою работу. – Обоснуйте свою оценку. А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее! | Отвечают на вопросы. Рефлексия. Уборка рабочих мест. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: строить рассуждения, обобщать. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: красный синий жёлтый. Основные краски нельзя получить механическим смешиванием. Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета : зелёный оранжевый фиолетовый
Теплые и холодные цвета В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции . Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.
Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга . Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание.
В дополнение к отмеченным цветовым сочетаниям существует множество монохромных сочетаний. Монохромные это те цвета, которые имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность.
Ахроматические цвета - « бесцветные». Слово "ахроматический" в переводе с греческого означает "бесцветный". Такое на первый взгляд странное название получили цвета, которые не образуются никакими комбинациями первичных или вторичных. В природе существуют белые, черные и все возможные оттенки серого.
Домашнее задание: п одобрать ткань для своего изделия
Доброго дня!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по произведению Носова Е.И." Кукла"
урок изучения нового материала...
Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"
На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...
Урок по технологии 5 класс "Вепская кукла"
Цели: - ознакомить обучающихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме; - развить логическ...
Урок технологии в 7 классе. Тема:"Традиционная народная кукла" (Презентация к уроку)
Урок по теме "Традиционная народная кукла" был разработан мной для того, чтобы познакомить учащихся 7 классов с историей куклы, народными традициями. На этом уроке девочки учится делать куклу -...
Урок технологии в 6 классе « Кукла в свадебном наряде»
Цель: Познакомить учащихся с традиционной тряпичной куклой в свадебном нарядеЗадачи:Привить интерес и любовь к русской...
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для русской народной сказки "Теремок"
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе "Выполнение эскиза куклы для русской народной сказки "Теремок". Презентация к уроку ИЗО по авторской программе Кузина.В начале презентации - загадки по ...
Презентация "Тряпичная кукла" к уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Столбушка"
Презентация содержит материал к открытому уроку ИЗО в 5 классе "Ты сам-мастер декоративно-прикладного искусства. Изготовление тряпичной куклы-берегини Стол...