Урок технологии в 6 классе « Кукла в свадебном наряде»
план-конспект урока (6 класс) на тему
Цель: Познакомить учащихся с традиционной тряпичной куклой в свадебном наряде
Задачи:
Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
Обучить практическим навыкам работы с материалами
Развить у учащихся творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
Познакомить учащихся с традиционными народными костюмами
Доказать ,что свадебный костюм—самый нарядный и торжественный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tekhnologii_v_6_klasse.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии в 6 классе « Кукла в свадебном наряде»
Цель: Познакомить учащихся с традиционной тряпичной куклой в свадебном наряде
Задачи:
Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
Обучить практическим навыкам работы с материалами
Развить у учащихся творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
Познакомить учащихся с традиционными народными костюмами
Доказать ,что свадебный костюм—самый нарядный и торжественный Наглядный материал: деревянные палочки- 20 см. .цветные кусочки ткани, иголки, нитки,_ ножницы( У каждого ребенка); наглядные картины» Русские картины разной эпохи», свадебный русский костюм.
- Знаешь ли ты, какой костюм могла носить твоя прабабушка?
-Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?
-_Как и зачем их украшали?
-Взгляни на эти костюмы, и многоцветие. Будто кто-то собрал краски с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе.(Показ картинок одежды) -В течение нескольких веков в разных концах Земли Русской складывались характерные особенности в одежде ,люди строго придерживались местных традиций.
_Основой женского народного костюма была РУБАХА .Ее шили из домотканого сукна- льна или конопли. Надевала женщина нарядную рубаху в особо торжественных случаях, например,на свадьбу.
-На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались Рубахи-долгорукавки, рукава которых доходили до 2-х метров и имели прорези—« окошки для рук». Длинным рукавам в старину приписывалась колдовская сила.( Вспомним Василису Прекрасную, у которой после взмаха руки появлялось озеро и лебеди)
--Вышивка на рубахе тоже имела значение: она не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались оплечья, грудь, живот и подол рубахи. Она была до пят и одевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет женщина. Прикасаясь подолом к земле и травам, она надеялась. Что передает земле силу плодородия , и сама получает взамен жизненные силы.
-В Северных и центральных губерниях поверх рубахи носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди праздничной тесьмой, кружевом, шитьем, вышивкой; по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епаничку или душегрею.
В будни голову украшала лента-подвязка, в прздники—коруна
На юге России вместо сарафана носили .поневу (Клетчатую ткань оборачивали вокруг пояса и тоже украшали)К поневе полагался передник (в основе украшения-символика ,связанная с землей )Передник оберегал живот женщины, вынашивающей дитя( Живот- значит ,жизнь.»Не жалеет живота своего») Поверх поневы и передника надевали навершник Он делал женщину величавой и статной.
-Вкладывая в изготовление праздничного костюма всю свою душу,тонкое чувствование красоты природы, щедрость души , женщина-мастерица творила истинные произведения искусства:
Она шила, красна девица,
Все по плису и по бархату,
По узорной красной ленточке
Она шила, красна девица,
Все приданое немалое.
( песня)
---Свадебный костюм- самый нарядный и торжественный .Крестьянская свадьба- особый праздник, насыщенный множеством обрядов. Требовался особый костюм—богато украшенный. Свадебный костюм дополняют бусы, ожерелья, головной убор. Он самая драгоценная часть костюма.
--Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст владелицы, ее семейное положение( девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка)
Девушки могли «светить « косами( т.е. не покрывать их), но с момента замужества запрещалось ходить с непокрытой головой.
Женщины прятали волосы под кокошник(кичка, сорока, кика, ряска, каблучок) Их тоже расшивали жемчугом, золотом и серебряными нитями. Поверх кокошника набрасывали фату ( вспомните «Песнь про купца Калашникова) ( показ картины)
Да и удивительное сходство фронтона русской избы просматривается с верхней частью женского костюма.( показ картины) Они образно связаны с небом, светом. Крестьянка, одетая в праздничный костюм, являла собой образ мира.
-Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела вырез посередине или сбоку—(косоворотка)Шили ее из белой или синей ткани, подпоясывали поясом. Обязательной частью крестьян были неширокие длинные штаны-порты,которые завязывались на шнурке вокруг талии. Богатые носили порты из шелка и сукна,а бедные- холщевые. Порты заправлялись в сапоги или онучи.
А сейчас мы с вами постараемся выполнить работу—куклу в свадебном наряде.
( Провожу инструктаж по ТБ при работе с ножницами, иголками)
ПРОЕКТ:»Свадебная кукла с пошаговым выполнением»
А чтобы семья была полной мы подарим им деток.(выполняем работу из ниток—мартинички) ПОКАЗ.
Итог урока: Ребята. Сегодня вы познакомились с навыками изготовления тряпичной куклы в свадебном наряде. Когда вы будете взрослыми, может это вам пригодится. Кто-то из вас станет модельером и вы будете шить нарядные костюмы для взрослых, кто-то будет костюмером в театре. А кто-нибудь свяжет свою судьбу с фабрикой кукол и театром кукол и будет их обретать новые игрушки, свои фантазии претворять в своей профессии. Я вам только помогла постичь азы конструирования, а вы будете дальше совершенствовать свои навык
Рефлексия:
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Достигли ли вы своей цели?
Какие вопросы для вас остались неразрешенными?
Помогут ли вам навыки, полученные на уроке , в дальнейшей жизни?
Выставление оценок
Правила ТБ при завершении работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка "Наряд для Елочки"
Это сценарий веселой новогодней сказки. Ее я готовила с учениками разных возрастов, было очень весело, костюмы сделать нетрудно. Мы показывали ее ученикам начальной школы, а также 5-6 классам. Детям о...
Агитбригада "Зеленый наряд города НН"
Данный сценарий можно использовать в экологическом конкурсе агитбригад....
конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда»
конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда»6 класс (девочки)ФГОС...
Открытый урок -дефиле "Наряд для завтрака"
Конспект урока "Наряд Для Завтрака"...
Технологическая карта урока по технологии 5 класс .Творческий проект «Наряд для завтрака».
Практическое освоение...
Открытый урок "Защита проекта "Праздничный наряд"
Итоговый обобщающий урок по разделу «Изготовление юбки», 7 класс...
Урок - игра "Голове работа - душе праздник" - 6 класс. Запуск проекта "Наряд для семейного обеда".
Цель урока: Формирование навыков учебно – исследовательской деятельности. Ожидаемый учебный результат урока:Развитие мыслительной деятельности учащихся;Активизация творческих способно...