Урок технологии в 6 классе « Кукла в свадебном наряде»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Лидия Васильевна Иванова

Цель:  Познакомить  учащихся  с  традиционной  тряпичной  куклой  в  свадебном  наряде

Задачи:

Привить интерес  и  любовь  к  русской  тряпичной  кукле  как  виду  народного   художественного  творчества

 Обучить практическим  навыкам  работы  с  материалами

Развить  у  учащихся  творческие  способности, стремление  к  самостоятельному  творчеству

Познакомить  учащихся  с  традиционными   народными   костюмами

Доказать ,что  свадебный  костюм—самый  нарядный  и  торжественный                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tekhnologii_v_6_klasse.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок     технологии    в    6    классе  « Кукла    в    свадебном     наряде»

Цель:  Познакомить  учащихся  с  традиционной  тряпичной  куклой  в  свадебном  наряде

Задачи:

Привить интерес  и  любовь  к  русской  тряпичной  кукле  как  виду  народного   художественного  творчества

 Обучить практическим  навыкам  работы  с  материалами

Развить  у  учащихся  творческие  способности, стремление  к  самостоятельному  творчеству

Познакомить  учащихся  с  традиционными   народными   костюмами

Доказать ,что  свадебный  костюм—самый  нарядный  и  торжественный                                  Наглядный  материал:  деревянные  палочки- 20  см.             .цветные кусочки  ткани, иголки,  нитки,_  ножницы( У каждого  ребенка); наглядные  картины» Русские  картины разной эпохи»,  свадебный  русский  костюм.

- Знаешь  ли  ты, какой  костюм  могла  носить  твоя  прабабушка?

        -Как выглядели будничные  и  праздничные  народные  костюмы?

-_Как  и зачем  их  украшали?

-Взгляни на эти костюмы, и многоцветие. Будто кто-то собрал краски  с цветущих лугов, с синих рек, с огненных закатов и поместил их на одежду. Все в костюме напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе.(Показ картинок одежды)  -В течение нескольких веков в разных  концах   Земли          Русской складывались характерные особенности в одежде ,люди строго придерживались местных традиций.

_Основой женского  народного костюма была РУБАХА  .Ее  шили из домотканого сукна- льна или конопли. Надевала женщина нарядную рубаху в  особо торжественных случаях, например,на свадьбу.

-На Русском Севере еще  в прошлом  веке праздничной и свадебной одеждой считались   Рубахи-долгорукавки, рукава которых  доходили до 2-х метров и имели прорези—« окошки для рук». Длинным рукавам  в  старину  приписывалась  колдовская  сила.( Вспомним Василису Прекрасную, у которой  после  взмаха руки  появлялось  озеро и лебеди)

--Вышивка на рубахе тоже имела значение: она не только украшала, но и оберегала женщину. Особенно тщательно украшались оплечья, грудь, живот и подол рубахи. Она была до пят и одевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет женщина. Прикасаясь подолом к земле и травам,  она  надеялась. Что  передает земле силу плодородия , и сама получает  взамен жизненные силы.

 -В Северных и центральных губерниях поверх рубахи носили сарафаны. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди праздничной тесьмой, кружевом, шитьем, вышивкой; по подолу лентами разных цветов. На сарафан надевали короткую епаничку или душегрею.

В будни голову украшала  лента-подвязка, в прздники—коруна

На юге России вместо  сарафана  носили .поневу (Клетчатую ткань  оборачивали вокруг пояса  и тоже  украшали)К поневе полагался передник (в основе украшения-символика ,связанная с землей )Передник оберегал живот  женщины, вынашивающей  дитя( Живот- значит ,жизнь.»Не жалеет живота своего») Поверх поневы и передника  надевали навершник Он делал женщину величавой и статной.

-Вкладывая в изготовление праздничного костюма  всю свою душу,тонкое чувствование красоты природы, щедрость души , женщина-мастерица творила истинные  произведения искусства:

Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке

Она шила, красна девица,

 Все приданое немалое.                                                                                                                                                                          

                                             (   песня)

---Свадебный костюм- самый нарядный и торжественный  .Крестьянская  свадьба- особый праздник, насыщенный  множеством  обрядов. Требовался  особый  костюм—богато  украшенный. Свадебный костюм дополняют бусы, ожерелья, головной убор. Он самая драгоценная часть костюма.

--Головной убор играл  огромную роль в  женском костюме. По нему можно было определить  возраст владелицы,  ее  семейное положение( девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте, старушка)

Девушки могли «светить « косами( т.е. не покрывать их), но с момента замужества  запрещалось ходить с непокрытой головой.

Женщины прятали волосы под кокошник(кичка, сорока, кика, ряска, каблучок) Их тоже расшивали жемчугом, золотом  и серебряными нитями. Поверх кокошника   набрасывали  фату  ( вспомните «Песнь про купца Калашникова) ( показ картины)

 Да и удивительное сходство фронтона русской избы  просматривается с верхней частью  женского костюма.( показ  картины)  Они образно связаны с небом, светом.  Крестьянка, одетая в праздничный костюм, являла собой  образ мира.

-Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела  вырез  посередине или сбоку—(косоворотка)Шили ее из белой или синей ткани, подпоясывали поясом. Обязательной частью крестьян были неширокие длинные штаны-порты,которые завязывались на шнурке  вокруг талии. Богатые носили порты из шелка и сукна,а бедные- холщевые. Порты заправлялись  в сапоги  или онучи.  

А сейчас мы с вами  постараемся  выполнить  работу—куклу  в  свадебном  наряде.

( Провожу инструктаж по ТБ  при работе с ножницами, иголками)

ПРОЕКТ:»Свадебная кукла с пошаговым выполнением»

А чтобы семья  была полной  мы  подарим им деток.(выполняем работу  из ниток—мартинички) ПОКАЗ.

Итог урока: Ребята. Сегодня вы познакомились с навыками изготовления тряпичной куклы в свадебном наряде. Когда вы будете взрослыми, может это вам пригодится. Кто-то из вас  станет модельером и вы будете шить нарядные костюмы для взрослых, кто-то  будет костюмером в театре. А кто-нибудь свяжет свою судьбу  с фабрикой кукол и театром кукол и будет их обретать новые игрушки, свои фантазии претворять в своей профессии. Я вам только помогла постичь азы конструирования, а вы будете  дальше  совершенствовать свои навык

Рефлексия:

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Достигли ли вы своей цели?

Какие вопросы для вас остались неразрешенными?

Помогут ли вам  навыки, полученные на уроке , в дальнейшей жизни?

Выставление оценок

Правила ТБ при завершении работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка "Наряд для Елочки"

Это сценарий веселой новогодней сказки. Ее я готовила с учениками разных возрастов, было очень весело, костюмы сделать нетрудно. Мы показывали ее ученикам начальной школы, а также 5-6 классам. Детям о...

Агитбригада "Зеленый наряд города НН"

Данный сценарий можно использовать в экологическом конкурсе агитбригад....

конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта «Наряд для семейного обеда»

конспект открытого урока по технологии "Тема: «Защита творческого проекта  «Наряд для семейного обеда»6 класс (девочки)ФГОС...

Открытый урок -дефиле "Наряд для завтрака"

Конспект урока "Наряд Для Завтрака"...

Открытый урок "Защита проекта "Праздничный наряд"

Итоговый обобщающий урок по разделу «Изготовление юбки», 7 класс...

Урок - игра "Голове работа - душе праздник" - 6 класс. Запуск проекта "Наряд для семейного обеда".

Цель урока: Формирование навыков  учебно – исследовательской деятельности. Ожидаемый учебный результат урока:Развитие мыслительной деятельности учащихся;Активизация творческих способно...