Урок по технологии 5 класс "Вепская кукла"
план-конспект урока (технология, 5 класс) по теме
Цели:
- ознакомить обучающихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме;
- развить логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять интерес к русскому народному костюму;
- научить обучающихся выполнять «Куклу-оберег»;
-воспитать самостоятельную творческую активность у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_veppskaya_kukla_1.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок технологии: Изучение свойств натуральных тканей при изготовлении «Куклы-оберега».
Учитель технологии I категории
Коляева Татьяна Алексеевна
Тема: Изучение свойств натуральных тканей при изготовлении «Куклы-оберега».
5 класс
Цели:
- ознакомить обучающихся со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей; дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме;
- развить логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять интерес к русскому народному костюму;
- научить обучающихся выполнять «Куклу-оберег»;
-воспитать самостоятельную творческую активность у обучающихся.
Методы обучения: беседа, наглядно-иллюстрированные, практические (игра).
Оборудование и материалы: образцы кукол-оберегов, образцы тканей, тесьма, цветные нитки, вата, ножницы.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Тип занятия: комбинированный.
Межпредметные связи: литература, история, технология, ОБЖ.
Оформление доски: записана тема урока «Изучение свойств различных тканей при изготовлении куклы-оберега»; образцы кукол-оберегов; образцы тканей; тесьма и кружева; свойства тканей.
Время: 2 урока по 45 минут
Ход урока
I Организационный момент (3 мин.)
Проверка готовности обучающихся к уроку.
II Актуализация знаний (6 мин.)
- Вступительное слово педагога (на фоне русской народной музыки).
Учитель:
Солнце яркое встаёт-
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки.
И конфеты и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят, долго не дыша:
До чего же хороша!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник.
О Вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Учитель: « Ребята. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?» (ответ)
- Рассказ Учителя: «Игрушка - одно из наиболее древних произведений искусства.
Создание игрушки – прекрасное, всегда молодое, весёлое ремесло в мире.
К тому же это благородное ремесло, ведь с игрушки начинается познание мира, игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.
В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов: дерева, пластмассы, меха, ткани.
Но сегодняшняя наша беседа пойдёт об игрушке особой - народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на Руси.
В игрушках отражается человеческая история. «Так скажите, наш дальнейший разговор пойдёт о чём?» (ответ)
Демонстрация «кукол-оберегов».
- Решение кроссворда.
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 |
По горизонтали:
1.Инструмент для раскроя ткани (ножницы)
2.Что надевают на тело (бельё)
3.Украшение для волос (лента)
4.Деталь одежды, в которой хранят мелкие предметы (карман)
5. Чем пишут на школьной доске (мел)
6.Инструмент для шитья (игла)
4. Учитель: «Вы разгадали ключевое слово в кроссворде ОБЕРЕГ-это, и является темой нашего урока».
Работа в тетради (обучающие записывают тему урока).
Учитель объясняет самостоятельную работу по карточкам обучающимся: карточка № 2 «Лист самооценки» (Приложение №2), карточка № 3 «Установите соответствие» (Приложение №3), карточка № 4 «Техника безопасности» (Приложение №4).
III Изучение нового материала сопровождается демонстрацией слайдов из презентации «Вепсская кукла-оберег» (15 мин.)
- Сообщение школьников о натуральных тканях (9 мин.)
(сказка: «Соловей и хлопковый куст», рассказ К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», « История русского костюма).
- Рассказ учителя об истории создания кукол-оберег (слайд № 3), об истории русского народного костюма (слайд № 4), о свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей (слайд № 5-7), об истории «Вепсской куклы-оберег» (слайд № 8) и о плане работы по изготовлению куклы-оберег (слайд № 9-19).
IV Физминутка (1мин.)
V Закрепление теоретического материала (5 мин.)
Закрепление нового материала по карточкам № 3 «Установите соответствие» (Приложение № 3).
VI Практическая работа «Изготовление «Вепсской куклы-оберег»» (45 мин.)
- Обучающиеся знакомятся с инструкционной картой (Приложение № 1) и разбиваются на пары.
- Демонстрация приемов работы.
- Инструктаж по технике безопасности проводится с помощью карточек № 4 «Техника безопасности» (Приложение № 4).
- Текущий инструктаж.
- Физкультминутка (пальчиковая гимнастка для рук).
«Наша куколка гуляла
И играла и плясала
До чего ж она устала
Забралась под одеяло»
- По окончанию работы проводится конкурс, где выявляется кукла, наиболее похожая на исторический прототип.
VII Закрепление пройденного материала (8 мин.)
Выставка работ учащихся.
- Игра « Отгадай пословицу по двум словам» (обучающиеся должны добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком)
Пословицы:
- Сделано … - на смех (Что сделано наспех, то получится на смех)
- Дело -….. боится (Дело мастера боится)
- Терпенья- ученья (Без терпенья - нет ученья)
- Без труда- пруда (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
- Если поленишься- лишишься (Если поленишься- то и хлеба лишишься).
- Без труда- пруда (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
- Беседа с обучающимися по вопросам:
-Для чего служили «куклы-обереги»?
-Какие ткани применяют при изготовлении куклы?
-Какими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани и льняные?
- Из чего состоял русский народный костюм?
Так что же такое «кукла-оберег» (сувенир, талисман, украшение для дома)?
Учитель: «Вот таким сувениром в память о нашем уроке может стать ваша «кукла-оберег».
Проверка приобретённых знаний. На основе проведённой работы обучающиеся заполняют листы-самооценки. При проведении конкурса и выставлении оценок учитывается аккуратность выполнения «Куклы-оберега». Правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.
VIII Рефлексия урока (2 мин.)
Учитель: «Передать через цветовую гамму свою удовлетворённость от урока». Используя рисунок дерева на доске, учащиеся наклеивают стикеры-листочки зеленого цвета. В итоге дерево получается зеленого цвета, что говорит о том, что дети удовлетворенны от урока.
IX Подведение итогов урока (5 мин)
- Анализ выставленных оценок по листу самооценки.
- Выставление итоговой оценки с учетом листа самооценки.
- Уборка рабочих мест.
Х Домашнее задание
- Разработать инструкционные карты по изготовлению своей куклы-оберег.
- Самостоятельно сделать куклу-оберег.
Литература
- Гурбина Е.А. Занятия по прикладному искусству 5-7 класс. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Перова Е.П. Уроки по Технологии 5-9 класс. – М., 2008.
- Технология. 5 класс: поурочные планы по учебнику под ред. В. Д. Симоненко. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Технология: Учебник для учащихся 5 класса. / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: «Вентана-Граф», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по технологии "Игровая кукла"
Данная тема урока не входит в программу по технологии 5 класса, но его можно использовать на уроках технологии, как внеклассное мероприятие перед праздником Нового года и Рождества. Это практиче...
Методическая разработка урока по технологии на тему "Куклы-обереги" для 5-го класса
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выпол...
Презентация к уроку по технологии " Кукла-закрутка".
Презентация к открытому уроку по технологии....
Разработка урока по технологии на тему «Народные куклы – обереги. Спаси, сохрани и даруй»
Урок "Куклы - обереги" из раздела "Рукоделие" расширяет кругозор учащихся в плане обрядов и традиций народов нашей страны, позволяет применить полученные знания на практике при создании собственного о...
Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015
Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015...
Разработка урока по технологии "Изготовление куклы-оберег"
Урок по технологии "Куклы-обереги"...
Открытый урок по технологии: «Народная тряпичная кукла. Изготовление куклы «Выхвалка»» (5 класс).
Урок направлен на то, чтобы дать ученикам краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «...