Разработка открытого урока "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"
план-конспект урока по технологии (6 класс)
Разработка открытого урока "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmerenie_razmerov_detaley_s_pomoshchyu_shtangentsirkulya.docx | 73.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по технологии.
Тема: Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля.
Город: Муром, Владимирской области.
Школа: МБОУ Общеобразовательная школа № 12.
Предмет: Технология (мальчики), 6 класс.
Учитель: Родин В. В.
Цели урока:
образовательная: | формирование знаний о назначении и основных частях штангенциркуля |
воспитательная: | технологическая культура, ответственность за результаты своего труда, бережное отношение к оборудованию и материалам |
развивающая: | развитие умений по актуализации полученных ранее знаний и умений, функций мышления. |
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, инструменты и приспособления необходимые для работы на данном уроке.
№ этапа | Наименование этапа | Дидактические цели этапа | Время | Методы и ср-ва обучения |
1. | Организационный. | Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке; психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1 мин. | Приветствие, психологический настрой. |
2. | Актуализация опыта учащихся. | Обеспечить мотивацию учения; актуализировать субъект-ный опыт учащихся; обеспечить включение учащихся в сов-местную деят-ть по определению целей урока. | 1 мин. | Тест. |
3. | Проверка д/задания. | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/задания всеми учащимися; выявить пробелы в знаниях и способах действий; определить причины затруднения совместно с учащимися; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы. | 5 мин. | Опрос. |
4. | Изучение нового материала. | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоми-нание учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению способов, средств, приводящих к определенному содержательному выводу, обобщению; обеспечить усвоение учащимися методики воспроизведения ИМ. | 14 мин. | Беседа. |
5. | Закрепление новых знаний и способов деятельности. | Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов дей-ствий, необходимых для СР с учетом индивидуальных способов закрепления знаний; создание условий для повышения уровня и глубины осмысления ИМ. | Беседа. | |
6. | Применение знаний и способов деятельности. | Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деят-ти на уровне их применения в различных ситуациях; самостоятельное применение знаний. | 13 мин. | Практическая часть. |
7. | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся; создать условия для освоения фундамен-тальных идей. | Беседа. | |
8. | Контроль и самоконтроль. | Выявить качество усвоения знаний и способов действий; определить недостатки в знаниях и способах действий; установить причины выявленных недостатков; развивать оценочные навыки. | Самоанализ. | |
9. | Коррекция. | Скорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий. | 1 мин. | Физкультминутка |
10. | Информация о д/задании. | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/задания. | 1 мин. | Составные части штангенциркуля. |
11. | Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 2мин. | Беседа. |
12. | Рефлексия. | Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, обеспечить усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1 мин. |
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин).
2.Повторение пройденного материала (3 мин).
Учитель задаёт вопросы:
1.Назовите основные части токарного станка для обработки древесины.
2.Какое движение при обработке древесины на станке называют главным, а какое – движением подачи?
3.Для чего служит задняя бабка?
3.Актуализация опорных знаний (5 мин). Тест
2. Знать размеры детали необходимо для … А. проведения линий Б. точного изготовления детали В. изготовления чертежа детали |
1. Измерительная линейка применяется для…
А. для выполнения измерений
Б. для чистки рубанка
В. как упор при запиливании
3. Основным элементом измерительной линейки является …
4. Одно деление на шкале линейки соответствует А. 1 м Б. 1 см В. 1 мм |
А. шкала
Б. цифры и числа
В. материал, из которого она изготовлена
5. Длинный штрих без числа обозначает …
6. Числа на линейке обозначают … А. сантиметры Б. миллиметры В. Дециметры |
А. 10 мм
Б. 5 мм
В. 1 мм
7. При измерениях необходимо …
8. Деталь призматической формы имеет … А. 3 измерения Б. 2 измерения В. 1 измерение |
А. край линейки прикладывать к краю детали
Б. первый штрих (0) прикладывать к краю детали
В. штрих с цифрой 1 прикладывать к краю детали
9. Деталь цилиндрической формы имеет …
10. Для перевода сантиметров в миллиметры необходимо … А. число сантиметров умножить на 10 Б. число сантиметров разделить на 10 В. число сантиметров умножить на 5 |
А. 1 измерение
Б. 3 измерения
В. 2 измерения
4.Мотивация и целеполагание (4 мин).
Рассмотрите внимательно изделия, расположенные на столе (измерительная линейка, деталь призматической формы, деталь цилиндрической формы). Ответьте на вопросы:
- Все ли их размеры можно определить при помощи линейки? (Нет)
- В чем трудность измерения детали цилиндрической формы? (невозможно при измерении диаметра детали приложить 0 линейки к краю детали)
- Известны ли нам технологии проведения измерения подобных деталей? (Нет)
- Должны ли мы научиться производить такие измерения? (Несомненно)
5.Изучение нового материала (14 мин).
Штангенци́ркуль (от нем.Stangenzirkel) — универсальный инструмент, предназначенный для высокоточных измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий. Штангенциркуль — один из самых популярных инструментов измерения во всём мире, благодаря простой конструкции, удобству в обращении и быстроте в работе.
История:
Деревянные штангенциркули использовались уже в начале XVIII века. Первые настоящие штангенциркули с нониусом появились только в конце XVIII века в Лондоне. В Россию пришел гораздо позже.
Устройство:
Штангенциркуль, как и другие штангенинструменты (штангенрейсмас, штангенглубиномер), имеет измерительную штангу (отсюда и название этой группы) с основной шкалой и нониус — вспомогательную шкалу для отсчёта долей делений. Точность его измерения — десятые доли миллиметра.
На примере штангенциркуля ШЦ-I:
- штанга
- подвижная рамка
- шкала штанги
- губки для внутренних измерений
- губки для наружных измерений
- линейка глубиномера
- нониус
- винт для зажима рамки
НОНИУС (верньер), вспомогательная шкала, при помощи которой отсчитывают доли делений основной шкалы измерительного прибора. Прототип современного нониуса предложен французским математиком П. Вернье, поэтому нониусы часто называют верньером. Нониус получил название по имени португальца П. Нуниша (P. Nunes, латинизированное имя Nonius) По способу снятия показаний, штангенциркули делятся на: нониусные; циферблатные — оснащены циферблатом для удобства и быстроты снятия показаний; цифровые — с цифровой индикацией для безошибочного считывания. Для измерения десятых долей миллиметра служит вспомогательная шкала, называемая нониусом, длина которого равна 19 мм и поделена на десять делений. При сомкнутых губках нулевые штрихи шкалы штанги и нониуса совпадают, а десятый штрих нониуса совмещается с девятнадцатым штрихом миллиметровой шкалы.
Обрати внимание на то, что первый штрих нониуса не доходит до второго штриха шкалы штанги ровно на 0,1 мм (2-1,9 = 0,1). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1 мм.
При измерении штангенциркулем целое число миллиметров отсчитывают по миллиметровой шкале штанги до нулевого штриха нониуса, а десятые доли миллиметра — по шкале нониуса от нулевой отметки до того штриха нониуса, который совпадает с каким-либо штрихом миллиметровой шкалы.
Порядок отсчёта показаний штангенциркуля по шкалам штанги и нониуса:
- читают число целых миллиметров, для этого находят на шкале штанги штрих, ближайший слева к нулевому штриху нониуса, и запоминают его числовое значение;
- читают доли миллиметра, для этого на шкале нониуса находят штрих, ближайший к нулевому делению и совпадающий со штрихом шкалы штанги, и умножают его порядковый номер на цену деления (0,1 мм) нониуса.
- подсчитывают полную величину показания штангенциркуля, для этого складывают число целых миллиметров и долей миллиметра.
Далее учитель совместно с учащимися определяет величину размера.
Основные правила обращения со штангенциркулем:
1)перед началом работы протирайте штангенциркуль чистой тканью;
2)не кладите инструмент на нагревательные приборы;
3)измеряйте только чистые детали, не имеющие задиров, заусенцев, царапин;
4)губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность;
5)не допускайте перекоса губок штангенциркуля, фиксируйте положение зажимным винтом;
6)при чтении показаний штангенциркуль держите прямо перед глазами.
Уход:
В условиях активной работы со штангенциркулем рекомендуется протирать его салфеткой, смоченной в водно-щелочном растворе, затем вытирать насухо, а по окончании работ — укладывать в чехол. Не желательно допускать при эксплуатации грубых ударов или падения инструмента во избежание изгибов штанги, а также царапин на измерительных поверхностях или их трения об измеряемую деталь.
6.Физкультминутка (1 мин).
А теперь все по порядку
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны, согнули
Вверх подняли и махнули,
Спрятали за спину, оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое ещё!
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз!
7.Практическая часть занятия (13 мин).
Класс делится на группы.
Измерение элементов детали (шаблоны).
- сделать эскиз детали;
- записать результаты измерений в тетради.
8.Постановка домашнего задания (1 мин).
9.Итог урока (2 мин).
Вопросы (задания) обучающимся:
- Какие цели и задачи стояли перед нами?
- Справились ли мы с ними?
- Какие возникли трудности?
Оценка практической работы обучающихся.
10.Рефлексия (1 мин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» 8 класс
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ «Оказание помощи терпящим бедствие на воде» является авторской, содержит методически грамотно спланированные активные и интерактивные действи...
Конспект урока технологии в 6 классе "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля"
Урок изучения нового материала, в ходе которого обучающиеся, работая в группах, знакомятся со штангенциркулем и измеряют с помощью него различные детали....
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля...
Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "
Операционная карта урока технологии 6 класс "Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля "...
Разработка открытого урока "Оказание первой медицинской помощи"
Открытый урок по теме "Оказание первой медицинской помощи". Проведен 11 классе МБОУ СОШ с. Хайыраканский муниципального района "Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва"....
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Конспект урока по технологии в 6 классе...