Формирование самостоятельности у учащихся с проблемами в развитии в процессе обучения столярному и швейному делу
статья по технологии
Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:
– уроки трудового обучения;
– трудовая практика;
– самообслуживание;
– различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;
– трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;
– кружковая деятельность;
– различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);
– организация профориентационной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование самостоятельности у учащихся с проблемами в развитии в процессе обучения столярному и швейному делу».
Цель трудового обучения в специальной (коррекционной) школе – овладение основами доступной профессии. Поэтому необходимо обеспечить включение ребенка во все доступные виды трудовой деятельности:
– уроки трудового обучения;
– трудовая практика;
– самообслуживание;
– различные формы общественно-полезного и производительного труда в процессе внеклассной работы;
– трудовое воспитание на уроках по общеобразовательным предметам;
– кружковая деятельность;
– различные тематические внеклассные мероприятия (выставки, конкурсы);
– организация профориентационной работы.
Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия напрасными. От педагогов зависит, каким будет результат трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
За годы работы убедились, что успешность трудового обучения в специальной (коррекционной) школе во многом зависит от формирования у учащихся активной позиции в отношении познавательной деятельности.
Для самостоятельного выполнения задания по труду учащемуся требуется не только владение операционными рабочими навыками, но и умение производить такие умственные действия, которых требует технология изготовления изделия. К числу таких умственных действий относится ориентировка в задании и предварительное планирование хода выполнения задания, различные измерения, вычисления и разметки, ряд контрольных действий и т. п. Умственные действия являются обязательными компонентами в структуре трудовой деятельности человека и придают труду характер целесообразной деятельности, присущей только человеку.
Умственные действия, входящие в состав трудовой деятельности, проявляются в различных умениях:
а) умении пользоваться инструкциями различного рода (устные, письменные, технологические карты, рисунки и чертежи, образцы, модели изделий т. п.);
б) умении спланировать порядок рабочих операций, определить технологически процесс изготовления изделия;
в) умении произвести разметку, необходимые измерения и вычисления;
г) умении постоянно контролировать свою работу (непосредственный контроль, например глазомерный;опосредованный – с помощью контрольных инструментов);
д) умении устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия (например, установление причины брака в изделии, причин неполадок в работе машинного оборудования, установление возможности ускорения хода работы и т. п.).
Поэтому роль первого года обучения в столярных мастерских очень велика в деле формирования положительно отношения учащихся к занятиям, и наша задача развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. В системе обучения школьному столярному и швейному делу важное место занимает первый год, так как именно здесь закладывается фундамент трудового обучения в последующих классах. От того, как дети начнут овладевать трудовыми умениями и навыками, какие первоначальные эмоциональные впечатления получат от изготовляемых изделий, как сформируется их отношение к продукту труда, к товарищам по совместной работе, во многом зависит успешность их дальнейшего обучения, отношение к трудовой деятельности вообще. На данном этапе обучения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья поддерживается познавательный интерес. Настойчивость в работе добросовестность, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков по столярному делу. В течение всех лет обучения проводим беседы с детьми о том, как важно для мальчиков умение мастерить в дальнейшей жизни, а девочкам умение шить.
Проводим систематическую работу по коррекции речи, моторики мелких мышц. Воспитываем трудолюбие, аккуратность в работе.
Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать развитию организованности и целенаправленности их деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения
Самостоятельная работа учащихся на уроках математики в процессе личностно ориентированного обучения...
Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"
Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"...
Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"
Доклад на семинаре "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ"...
Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....
Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии
Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии...
Формирование самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
В статье автор делится опытом работы по формированию самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения...
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИМЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интегра...