Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии
статья
Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_samostoyatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения на уроках технологии
С.А. Грязнева
учитель технологии
МБОУ "Гимназия" г. Мичуринска
Проявление самостоятельности характерно для ребенка с самого раннего возраста и играет решающую роль в формировании личности, являясь необходимым условием развития ее потенциальных возможностей.
Формирование самостоятельной деятельности у детей в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности, помогает ребенку более успешно адаптироваться к изменившимся условиям и требованиям жизни, способствует совершенствованию, самовоспитанию.
В общем виде структура самостоятельных работ учащихся следующая:
- получение задания от учителя и обдумывание его содержания;
- осмысление цели предстоящей деятельности, мобилизация знаний, умений, накопленного практического опыта;
- планирование предстоящей деятельности;
- выполнение задания; внесение коррективов в работу, если это требуется, осуществление самоконтроля;
- анализ результатов работы (сопоставление их с целью).
Уроки технологии наиболее полно реализуют развитие самостоятельной деятельности и творческих способностей обучающихся. То, что учащийся сегодня может сделать с помощью педагога, завтра он сможет сделать самостоятельно. Сформированность самостоятельности обеспечивает скоординированность внешних требований и интересов самого учащегося, обеспечивая вариативность выбора целей, средств, условий достижения целей.
Эффективность самостоятельных работ достигается при выполнении ряда педагогических требований:
- содержание самостоятельной работы должно соответствовать целям и задачам урока, теме;
- задание для самостоятельной работы должно иметь цель, быть понятным, доступным, соответствовать подготовке учащихся, т, е. опираться на имеющиеся у них знания, умения, навыки; при определении содержания самостоятельных работ необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников (дифференцировать степень трудности задания);
- объем задания должен соответствовать намеченному для его выполнения учащимися времени (посильность работы, исключающая перегрузку школьников);
- самостоятельные работы на уроке или в системе уроков должны иметь определенное место и в совокупности с другими методами способствовать обучению школьников алгоритму деятельности;
- обеспечение планирования самостоятельных работ и предварительной подготовки к ним учащихся;
- осуществление руководства и контроля за выполнением самостоятельной работы, оказание помощи школьникам, анализ и оценка результатов работы.
От того, какие задания подбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение его целей, а также степень активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Одним из видов конструирования на уроках технологии являются такие самостоятельные работы, при которых школьнику приходится осуществлять перенос принципа действия с одной конструкции на другую, несмотря на то, что учащиеся не выполняют существенно новых заданий, такой вид самостоятельных работ поможет им лучше познать и применить общие принципы конструирования в различных жизненных ситуациях. Например, в 5 классе изучив предварительно ручные швы, девочки придумывают рисунок аппликации, где могут быть использованы эти швы. В процессе работы учащиеся знакомятся с основами цветоведения и композиции, учатся подбирать ткани, из которых выполняется аппликация, знакомятся с одним из модных видов отделки одежды. В дальнейшем они найдут применение своим знаниям и практическим навыкам при изготовлении своего проектного изделия.
Более сложными являются работы учащихся 7 классов. Опираясь на знания, полученные в 5- 6 классах, они уже самостоятельно выбирают модели своих изделий в соответствии с основными принципами моделирования. Девочки, самостоятельно просматривая несколько моделей, должны решить следующие задачи:
- из какой ткани сшить изделие;
- какими свойствами должна обладать ткань для изделия;
- какие виды отделки лучше использовать для данной модели;
- какие способы обработки необходимо применить для данного изделия.
Выполняя задания по конструированию и моделированию будущего изделия, учащиеся обсуждают и выбирают лучший вариант не только с точки зрения практической целесообразности, но и эстетических требований, при этом у них развивается не только память, мыслительные способности, но и пространственное воображение.
Еще более усложняются конструкторские задания учащихся 8 – 9 классов во время конструирования и моделирования изделий, когда из системы имеющихся знаний нужно выбрать необходимые. Например, при описании модели платья, автор предлагает клетчатую ткань, а девочка хочет выполнить эту модель из полосатой ткани. Возникает ряд вопросов. Можно ли заменить предложенную модель тканью в полоску? Как разместить фасонные линии на платье? Какие элементы платья изменить? Как расположить рисунок на ткани? Девочки должны самостоятельно найти ответы и аргументировать их, что также является одним из элементов творчества и самостоятельности.
Самый сложный вид конструирования - конструирование по собственному замыслу, так как он предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся с технической документацией и изготовление самого изделия. В этом случае обучение конструированию решает следующие задачи: проектирование деталей заданной конструкции; перенос принципа действия с одной конструкции на другую; восполнение в конструкции недостающего звена; разработку схематически заданной конструкции; конструирование изделия по заданным техническим требованиям; конструирование по собственному замыслу.
Правильно организуя работу учащихся на уроках технологии можно достичь значительных успехов в вооружении школьников знаниями и формировании самостоятельной деятельности по применению этих знаний.
Большую роль самостоятельная работа играет в повышении познавательной активности учащихся, а решенные самостоятельно задания удовлетворяют потребность в эмоциональном переживании успеха, что заставляет ученика стремиться к удовлетворению этой потребности. Она развивает мышление, помогает ученику познать свои силы, закрепить полученные знания.
Таким образом, проблема развития у детей самостоятельности в наше время приобретает особое внимание и значение. Так как самостоятельность становится необходимой не только в учебных целях, но и для формирования у будущих тружеников потребностей для непрерывного образования и самообразования, а также в умении видеть сущность стоящей перед ними задачи и ориентироваться в новых условиях жизни и труда.
Список литературы:
1. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
2. Касторная И. А., Рядинская Л. В. Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 76-78.
3. Лаптев Г. Г. Элементы графической грамоты на уроках технического труда // Школа и производство. – 2015. - №5. – с 84 – 85.
4. Макарова А. Ю. Моделирование одежды с учетом особенностей фигуры // Школа и производство. – 2016. - №1. – с 31 – 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы
К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необ...
«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».
Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...
Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике
Доклад на тему : "Формирование опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике"...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Формирование самостоятельности в обучении , Виды самостоятельной работы...
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Из инновационного педагогического опыта "Использование современных образовательных технологий при формировании самостоятельной деятельности учащихся"
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. В рамках школьной пр...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....