Формирование самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
статья
В статье автор делится опытом работы по формированию самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения».
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности.
В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знания, умения адаптировать полученные знания к практике. Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвано социальным заказом общества по воспитанию подрастающего поколения, способного самостоятельно ставить и решать задачи своего развития и экономического благополучия.
Государственные стандарты образования, по которым, вероятно нам предстоит работать со следующего учебного года (принятие их намечено на лето 2014г.) предполагают смену приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
Самостоятельность – важнейшее человеческое качество, обеспечивающее успех во всех начинаниях: учении, работе, поисках жизненного пути, творчестве.
Понятие «самостоятельный) по толковому словарю С.И. Ожегова означает:
- Существующий отдельно от других, независимый.
- Решительный, обладающий собственной инициативой.
- Совершаемый собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи»
По определению А.К. Осницкого « самостоятельность на житейском языке – это умение выстоять в различных по сложности условиях».
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях по получаемой в школе специальности.
Вместе с тем, исследования показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентноспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.
Профессионально-трудовое обучение, как никакой другой предмет, выполняет системообразующую функцию формирования универсальных учебных действий и объединяет все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Именно на уроках труда учащиеся моделируют, конструируют, выполняют экономические расчеты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам.
Во время выполнения практических и проектных работ учащиеся осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные):
-планирование и организация познавательно-трудовой деятельности, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальной работы;
- выбор способа решения учебной или трудовой задачи и необходимых для выполнения работы инструментов и оборудования;
- организация рабочего места и обеспечение необходимых условий работы (освещение, уровень шума и т.д.)
-обеспечение безопасных условий работы;
- соблюдение технологической и трудовой дисциплины;
- контроль качества выполненной работы;
- доброжелательное отношение и уважение к людям, умение вести конструктивный диалог, умение достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
Учителя трудового обучения формируют знания, умения и навыки, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью, именно:
- доступные школьникам технические и технологические знания;
- общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучают школьников профессиональным приемам;
- воспитывают у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
- формируют коммуникативные умения.
Правильно организованная самостоятельная учебная деятельность способствует коррекционно-развивающему воздействию на умственно отсталых школьников, исправлению недостатков их мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формированию познавательных интересов.
Профессиональное обучение строится таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной, сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления изделия или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.
На уроках ПТО коррекционная работа осуществляется на основе направленного изучения учебно-трудовых возможностей учащихся. В начале и конце учебного года заполняются Карты изучения учебно-трудовых возможностей учащихся в трудовом обучении, в которых фиксируются результаты наблюдений по заданным критериям, характеризующим умение работать самостоятельно:
- Целевая сторона деятельности
- Уровень усвоения теоретических знаний и умение применять их на практике
- Ориентировка в задании
- Умение планировать свою работу
- Исполнительная сторона
- Уровень владения ручными приборами работы.
- Умение выполнять разметку.
- Умение контролировать качество своей работы: текущий контроль;
итоговый контроль (использование образца для определения качества, умение применять измерительный инструмент).
- Энергетическая сторона
- Уровень работоспособности
- Мотивация учебно-трудовой деятельности.
Выявление индивидуальных возможностей учащихся позволяет определять эффективные пути формирования у них самостоятельности в работе.
.Используя методику дифференцированного подхода В.В.Воронковой учащихся по ПТО с учетом индивидуальных особенностей можно распределить по следующим 4 типологическим группам:
Типологические группы
Группа | Количество учащихся (50чел.) | Индивидуальные особенности |
1 группа | 9/18% | Наиболее успешно овладевают программным материалом. Все задания, как правило, выполняют этими учащимися самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменения задания, в основном правильно используют имеющийся опыт. |
2 группа | 26/52% | Нуждаются в определенной помощи, но достаточно успешно применяют имеющиеся знания и умения |
3 группа | 12/24% | Учащихся этой группы отличает низкая самостоятельность, им требуется значительная помощь в начале выполнения каждого нового задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность школьников этой группы нужно постоянно организовывать |
4 группа | 3/6% | Учащиеся этой группы овладевают учебным материалом на низком уровне, нуждаются в дополнительных приемах обучения, постоянном контроле и подсказках. |
Выводы: 1. Контингент учащихся меняется и характеризуется более выраженной умственной отсталостью:
1 группа - только 9чел. (18%): 7кл.-2, 8кл.-3, 9кл.-3, 10кл. -1);
2 группа -26чел. (52%),
3 группа – 12чел, (24%): 5кл.-6, 6кл.-3, 7кл-0, 8кл.- 2, 9кл.-2 9и-1;
4 группа – 3чел. (6%).9и.
2. Необходимо усиление коррекционно-развивающей направленности обучения для повышения уровня обученности и активное применение современных технологий и методов обучения.
Сегодня в нашей школе одной из основных является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, учителя используют в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создают индивидуальные программы развития. Все это помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.
На занятиях учителя ПТО помимо традиционных приемов и методов обучения, активно применяют элементы проблемного обучения, технологию уровневой дифференциации, информационно-компьютерные технологии, элементы проектного обучения.
Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи учащихся. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи.
Учащиеся овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками через словесное восприятие, непосредственное чувственное восприятие и практическую деятельность. Словесное восприятие технологических знаний учащимися осуществляется через слово учителя или письменное слово учебной книги. Задача обогащения словарного запаса учащихся в трудовом обучении имеет свою специфику.
Заключение
Программой по ПТО предусмотрено формирование у учащихся умения самостоятельно работать. Но формирование этого умения, в наибольшей мере зависит от учителя, от того какими методами и приемами он пользуется.
Ни приобретение производственных навыков, ни усвоение технологических сведений, сами по себе еще не обеспечивают самостоятельность в работе учащихся. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля), умения применять знания умения и навыки в новых условиях (навык переноса)
Отсутствие у учащихся самостоятельности в выполнении заданий по труду, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности.
Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.
Самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность непосредственно связана и с волевыми процессами. Чтобы принять самостоятельное решение, нужны не только знание, опыт, мотивация, но и волевые усилия, напряжение (личностные УУД)
Итак, выделяют три составляющие самостоятельности: умение - мотив - воля. Они теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловлены. Желание действовать самостоятельно чаще выражено у тех ребят, которые владеют умениями, мотивационная установка мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. Не случайно самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность. Именно взаимосвязь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям, к духовным ценностям.
Содержание работы с детьми с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения по формированию самостоятельности должно включать:
- Создание ситуации успеха и ориентацию на успех учащихся.
- Включение в урок элементов проблемного обучения.
- Обучение самостоятельному планированию трудовой деятельности.
- Применение наглядного метода обучения.
- Развитие связной устной речи как коммуникативного средств .
- Качественную организацию производительного труда.
При формировании самостоятельности необходимо соблюдать следующие основных требования:
- Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля). Это в свою очередь способствует коррекции умственного развития учащихся
- Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному.
- Профессионально-трудовое обучение можно и необходимо использовать для развития речи учащихся, который способствует умственному развитию детей.
Повышение уровня самостоятельности за счет повышения уровня общетрудовых умений и навыков учащихся является действенным механизмом формирования допрофессиональной готовности выпускников с нарушениями интеллекта к освоению профессии на квалифицированном уровне, гарантирующим высокую мобильность выпускника на рынке труда, и в конечном итоге помогает решению главной задачи – социально-трудовой адаптации выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема доклада : Дидактические приёмы развития эмоций и накопление социального опыта у учащихся с нарушением интеллекта в процессе воспитательной деятельности
Ежедневно, готовясь к урокам, мы ставим задачи, которые должны или желаем достичь, решить. Не менее важна воспитательная задача, что мы желаем воспитать в детях? Умение сопереживать, сочувствова...
Реферат на тему: "Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к профессионально-трудовой деятельности".
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности....
Реферат на тему: "Подготовка учащихся с нарушением интеллекта к профессионально-трудовой деятельности".
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности....
Методическое пособие «Коррекция общетрудовых умений и навыков школьников с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения» ( из опыта работы)
Актуальность проблемы коррекции трудовой деятельности детей с особыми образовательными потребностями обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке п...
Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....
Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"
В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...
«Активизация познавательной деятельности у школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения»
Значение активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения.Организация активной познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта на ур...