Рабочая программа по Технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа предназначена для уроков технологии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_pr_5tehn_faygeleva.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Технология» для 5 класса составлена на основе примерных авторских программ предмета «Технология» под редакцией В.М. Казакевича . На основе требований к результатам обучения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа является частью ООП ООО Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Москаленская средняя общеобразовательная школа №3».
В основу методологии структурирования содержания учебного предмета «Технология» положен принцип блочно-модульного построения информации.
В основной школе технология изучается в 5 классе -68 учебных часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю.
УМК «Технология.» 5 класс
1.Технология. 5 класс. Учебник (В.М. Казакевич)
2.Технология. 5 класс. Рабочая тетрадь (В.М. Казакевич)
3.Технология. 5 класс. Методическое пособие(В.М. Казакевич)
При отсутствии оборудования для проведения лабораторных работ и работ по моделированию, выпущенного централизованно для школ, на практических занятиях со школьниками можно готовить соответствующие комплекты как объекты труда в процессе практических работ: наборы раздаточного материала, конструкторы, коллекции, наборы заготовок из различных материалов и др.
Планируемые результаты
Личностные результаты :
1. Проявлять познавательный интерес и творческую активность в данной области предметной технологической деятельности.
2. Выражать желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
3. Развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.
4. Овладеть установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
5. Давать самооценку своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
6. Бережно относится к природным и хозяйственным ресурсам.
9. Использовать приемы рационального ведения домашнего хозяйства.
10. Проявлять технико-технологическое и экономическое мышление при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1. Планировать процесс познавательной деятельности.
2. Ответственно относится к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
3. Определять способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
4. Проявлять нестандартный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
5. Самостоятельно выполнять различные творческие работы по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
6. Аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
- Выявлять потребности в проектировании и создании объектов, имеющих потребительную или социальную значимость.
- Выбирать различные источники информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
- Давать объективную оценку своего вклада в решение общих задач коллектива.
- Уметь обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
- Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
- Соблюдать безопасные приемы познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда
В коммуникативной сфере:
1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2) выступать с публичной презентацией и защитой идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
3) решать коллективно творческие задачи;
4) оценивать объективно и доброжелательно идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
5) уметь прийти на помощь товарищу;
6) использовать бесконфликтное общение в коллективе.
В физической сфере:
1) развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
2) развивать глазомер;
3) развивать осязание, вкус, обоняние.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- оценивать технологические свойства материалов и областей их применения;
- владеть алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- распознавать виды инструментов, приспособлений и оборудования и их технологических возможностей;
- владеть методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- применять элементы прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
- организовывать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации труда;
- подбирать материалы с учетом характера объекта труда и технологии;
- планировать последовательность операций и составлять технологические карты;
- выполнять технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдать безопасные приемы труда, правила пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
- соблюдать трудовую и технологическую дисциплину;
- выполнять контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
- уметь документировать результаты труда и проектной деятельности;
- расчитывать себестоимость продукта труда.
- стремиться к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
- применять различные технологии декоративно-прикладного искусства (роспись ткани, вышивка и др.) в создании изделий материальной культуры;
- моделировать художественное оформление объекта труда;
- создавать художественный образ и воплощать его в материале;
- сохранять и развивать традиции декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
- оформлять художественно кулинарные блюда и сервировку стола;
- соблюдать правила этикета.
Обучающийся получит возможность научиться:
- трудовым и технологическим знаниям и умениям по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимых для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
- ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- навыкам самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;
- ответственному отношению к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 1. Основы производства (2 ч.)
Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Потребительские блага и антиблага, их сущность, производство потребительских благ. Развитие потребностей и развитие технологий.
Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве. Вещество, энергия, информация, объекты живой природы, объекты социальной среды как предметы труда.
Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве. Понятие о сырье и полуфабрикатах. Сырьё промышленного производства. Первичное и вторичное сырьё. Сельскохозяйственное сырьё.
Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе.
РАЗДЕЛ 2. Общая технология (2 ч.)
Понятие о технологии, её современное понимание как совокупности средств и методов производства. Цикл жизни технологии. Классификация технологий по разным основаниям. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии. История развития технологий. Основные признаки проявления технологии в отличие от ремесленного способа деятельности. Общие характеристики технологии. Алгоритмическая сущность технологии в производстве потребительских благ. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат.
Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов.
Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе.
РАЗДЕЛ 3. Техника (4 ч.)
Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.
Понятие технической системы.
Технологические машины как технические системы.
Конструирование транспортных средств. Основные конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами.
Моделирование транспортных средств.
Составление иллюстрированных проектных обзоров техники по отдельным отраслям и видам.
Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.
РАЗДЕЛ 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.
Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов.- итого 28 ч.
4.1. Древесина (2 ч.)
Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Лесоматериалы, пороки древесины. Производство пиломатериалов и области их применения.
Древесные материалы: фанера, оргалит, картон, древесно-стружечные (ДСП) и древесно-волокнистые материалы (ДВП).
Разметка плоского изделия на заготовке. Разметочные и измерительные инструменты, шаблон. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины пиление, строгание, сверление, шлифование; особенности их выполнения.
Чтение графического изображения изделия.
4.2. Металлы и пластмассы (2 ч.)
Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Области применения металлов и сплавов. Механические и технологические свойства металлов и сплавов.
Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов и искусственных материалов механическими и ручными инструментами (правка, резание, зачистка, гибка). Правила безопасной работы при ручной обработке металлов и пластмасс.
Ознакомление с тонкими металлическими листами, проволокой и искусственными материалами.
4.3. Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи – 18 ч.
+ (Виды и особенности свойств текстильных материалов) 6 ч. = итого 24ч.
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях.
Ткацкие переплетения.
Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Виды и свойства тканей из химических волокон. Виды нетканых материалов из химических волокон.
Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся.
Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.
Основные операции при ручных работах.
Подготовка ткани и ниток к вышивке.
Отделка швейных изделий вышивкой
Вышивание швом крест горизонтальными и вертикальными рядами.
Вышивание швом крест по диагонали.
Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (продукт и технология его изготовления – на выбор образовательной организации).
Использование компьютера в проектировании вышивке крестом. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи.
Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму.
Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков.
Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами.
Закрепление ленты в игле.
Швы, используемые в вышивке лентами.
Оформление готовой работы.
Изготовление образцов для иллюстрации ручных работ.
Создание схем вышивки. Выполнение образцов вышивки.
Материалы для вязания крючком.
Условные обозначения, применяемые при вязании крючком.
Вязание полотна: начало вязания.
Вязание рядами.
Основные способы вывязывания петель.
Закрепление вязания.
Вязание по кругу: основное кольцо.
Способы вязания по кругу.
Вывязывание полотна.
РАЗДЕЛ 5. Технологии обработки пищевых продуктов (8ч.)
Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая и кофе. Технология приготовления горячих напитков. Современные приборы и способы приготовления чая и кофе.
Использование яиц в кулинарии.
Технология приготовления различных блюд из яиц.
Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся
Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Питательная ценность фруктов.
Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.
Технология приготовления блюд из сырых овощей (фруктов).
Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Сервировка стола. Правила этикета.
Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.
Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.
Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.
РАЗДЕЛ 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии (2ч.)
Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Работа и энергия. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.
Сбор дополнительной информации об областях получения и применения механической энергии в Интернете и справочной литературе.
РАЗДЕЛ 7. Технологии получения, обработки и использования информации (ОИиВТ) (4ч.)
Информация и ее виды. Современные информационные технологии.
Объективная информация.
Субъективная информация.
Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств. Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации.
Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств.
РАЗДЕЛ 8. Технологии растениеводства (2ч.)
Технологии сельского хозяйства Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Технологии вегетативного размножения культурных растений. Методика (технология) проведения полевого опыта и фенологических наблюдений.
Определение основных групп культурных растений. Проведение фенологических наблюдений за комнатными растениями.
РАЗДЕЛ 9. Технологии животноводства (2ч.)
Животные организмы как объект технологии. Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Классификация животных организмов как объекта технологии.
Технологии преобразования животных организмов в интересах человека и их основные элементы.
Сбор информации и описание примеров разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека, классификация этих потребностей.
РАЗДЕЛ 10. Социально-экономические технологии (2ч.)
Сущность и специфика социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.
Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии общения. Методы и средства получения информации в процессе социальных технологий. Опросы. Анкетирование. Интервью. Наблюдение.
Тесты по оценке свойств личности.
РАЗДЕЛ 11. Методы и средства творческой и проектной деятельности (12ч.)
Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.
Основные этапы проектной деятельности и их характеристики.
Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Составление программы изучения потребностей. Составление технического задания на изготовление продукта, призванного удовлетворить выявленную потребность.
Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности).
Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов (практический этап проектной деятельности).
Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы.
Выбор идеи проектирования. Обоснование выбора идеи
Постановка цели, задач проектирования. «Звездочка обдумывания». Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.
Дизайн-анализ проекта. Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.
Конструкторский этап.
Технологический этап.
Оформление пояснительной записки проекта. Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.
Расчет себестоимости изделия. Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта.
Заключительный этап. Реклама проекта.
Защита проекта.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | |
1-2 | Техносфера. Производство и труд. | 2 | |
3-4 | Сущность технологии на производстве. Характеристика технологии, её классификация. | 2 | |
5-6 | Техника и её классификация. Рабочие органы техники. | 2 | |
7-8 | Конструирование техники. Моделирование техники. | 2 | |
9-10 | Древесина как конструкционный материал. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки древесины | 2 | |
11-12 | Механические и технологические свойства металлов и сплавов. Основные технологические операции и приёмы ручной обработки металлов и искусственных материалов. | 2 | |
13-14 | Натуральные волока растительного происхождения. Ткацкие переплетения. | 2 | |
15-16 | Натуральные волокна животного происхождения. Общие свойства текстильных материалов. | 2 | |
17-18 | Виды и свойства тканей из химических волокон. Кожа и ее свойства, области применения. | 2 | |
19-20 | Основные операции при ручных работах. Подготовка ткани и ниток к вышивке. | 2 | |
21-22 | Отделка швейных изделий вышивкой Вышивание швом крест по горизонтали и вертикали | 2 | |
23-24 | Вышивание швом крест по диагонали. Использование компьютера в проектировании вышивки крестом. | 2 | |
25-26 | Технология выполнения ручных стежков. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. | 2 | |
27-28 | Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. | 2 | |
29-30 | Оформление готовой работы. Материалы для вязания крючком. | 2 | |
31-32 | Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания. | 2 | |
33-34 | Вязание рядами. Основные способы вывязывания петель. | 2 | |
35-36 | Закрепление вязания. Способы вязания по кругу. | 2 | |
37-38 | Основы рационального питания Технология приготовления бутербродов. | 2 | |
39-40 | Технология приготовления горячих напитков. Использование яиц в кулинарии. | 2 | |
41-42 | Технология приготовления различных блюд из яиц. Технология приготовления блюд из сырых овощей (фруктов) | 2 | |
43-44 | Виды тепловой обработки продуктов. Сервировка стола. Правила этикета. | 2 | |
45-46 | Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. | 2 | |
47-48 | Информация и ее виды. Объективная информация. | 2 | |
49-50 | Субъективная информация. Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств | 2 | |
51-52 | Классификация культурных растений и технология их выращивания. Технологии использования дикорастущих растений | 2 | |
53-54 | Животные как объект технологий. Технологии преобразования животных организмов в интересах человека и их основные элементы. | 2 | |
55- 56 | Сущность социальных технологий Виды социальных технологий. | 2 | |
57-58 | Выбор идеи проектирования. Обоснование выбора идеи Постановка цели, задач проектирования. «Звездочка обдумывания». | 2 | |
59-60 | Дизайн-анализ проекта. Конструкторский этап. | 2 | |
61-62 | Технологический этап. Оформление пояснительной записки | 2 | |
63-64 | Технологический этап. Оформление пояснительной записки | 2 | |
65-66 | Технологический этап. Расчет себестоимости изделия. | 2 | |
67-68 | Разработка рекламы проекта. Защита проекта. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.
Примерная пояснительная записка к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....
Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской
Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...
Рабочая программа по технологии (машиноведение,художественная обработка материалов, электронные технологии),7 класс
Рабочая программа по технологии предназначена для мальчиков, 7 класс...
Рабочая программа по технологии ( электрические инструменты, электронные технологии),8 класс
Рабочая программа по технологии для юношей 8 класса....
Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...
ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»
Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса: повышение профессионального уро...
Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский
Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...