Статья по теме: "Профориентационная работа в профессиональной деятельности учителя технологии школы для детей с ОВЗ"
статья по технологии (9 класс)

Усова Алла Борисовна

Проблема трудовой адаптации воспитанников школы с ОВЗ в настоящее время является одной из самых актуальных и сложных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в профессиональной деятельности учителя технологии школы для детей с ОВЗ

Проблема трудовой адаптации воспитанников школы с ОВЗ в настоящее время является одной из самых актуальных и сложных.

Из опыта работы школ с ОВЗ известно, что большинство поступивших в ПУ выпускников школы не могут овладеть предлагаемым там курсом. Трудность для них представляют как теоретические, так и практические дисциплины. Вывод сделать несложно: к обучению в учреждениях профессионального обучения детей необходимо готовить как можно раньше. Поэтому для меня, главной педагогической задачей стало максимально возможное развитие учащихся, формирование опорных знаний не только по предмету, но и социальных знаний, необходимых при выборе профессии и собственно для самой жизни.

С целью развития возможностей обучения ребенка надо уделять особое внимание зрительно - двигательной координации и мелкой моторике рук, поскольку, переходя к профессиональному обучению, учащиеся должны иметь сформированные первоначальные навыки трудовой деятельности. С этой целью можно использовать различные тренировочные упражнения (выполнение макетов поузловой обработки деталей из бумаги, тренировочные работы, вышивка). Занятие вышивкой помогают в тренировке внимания и усидчивости. Эти качества так же необходимы в последующей профессиональной деятельности.

Поэтому много внимания необходимо уделять развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Успешность в любой профессии гарантируется и умением общаться с другими людьми, возможностью самоконтроля и рядом других факторов. Поэтому на уроках технологии, да, пожалуй, и на других уроках уместны различные тренинги или психологические игры, позволяющие помочь ребенку контролировать себя, снизить напряжение.

На уроках технологии важно уделять большое внимание формированию осознанного, а главное правильного выбора профессии. К сожалению, наши воспитанники часто хотят делать то, что заведомо не смогут в силу их умственного развития и состояния здоровья. Поэтому необходимо правдиво и полно рассказывать о достоинствах и об особенностях профессии швеи. О том, какие качества личности и какие способности необходимы для того, чтобы профессия не только давала возможность самостоятельно жить, содержать себя, но и приносила радость и удовлетворение.

В процессе трудового обучения нужно логически увязывать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Например, знакомя с темой «Ткани», рассказывать о расцветках тканей, ткацких переплетениях, назначении той или иной ткани и провести беседу «Как работают художники»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии художника, о его деятельности, у школьников появляется возможность немножко побыть в роли художников самим. Так же изыскивать возможность дополнить знания учащихся о других профессиях: модельер, закройщик, дизайнер, стилист.

Успешность процесса формирования положительного отношения к профессии во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Поэтому очень важно сочетание традиционных форм обучения с проведением нестандартных уроков. В зависимости от целей конкретного урока и темы, формы занятий могут быть различными: урок-игра, урок-ролевая игра, урок-путешествие.

Программа трудового обучения учащихся с ОВЗ уже имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для подготовки воспитанников к самостоятельному труду. Рамками программы обусловлено получение учащимися не только теоретических знаний по профессии, но и необходимых практических навыков. Для этого в школе есть необходимые условия (бытовые и промышленные машины). Однако, швейное производство – это сложная экономико-социальная система, в которой надо уметь ориентироваться. Поэтому, очень важно «погрузить» ребенка в эту среду до его вступления в профессиональную жизнь. Это организация хотя бы кратковременной производственной практики, дающей учащимся 9 - 11 классов возможность не только увидеть современное производство, но и почувствовать такие составляющие взрослой самостоятельной жизни, как план, режим дня, коллективная ответственность и т.д. Такую форму работы надо возрождать.

Приобщение к профессии – дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, это система мероприятий и годы ежедневной работы.

Выполнение всего этого в системе и каждым из нас поможет нашим детям сделать осознанный профессиональный выбор, научит их выдерживать любые нагрузки, доводить начатое дело до конца, овладеть навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту. И тем самым создаст условия выполнения нашей школой своей миссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы творческого объединения учителей физики и информатики по теме "Реализация возможностей ИКТ и их использование в профессиональной деятельности учителя"

План работы школьного творческого объединения учителей физики и информатики на 2011-2012 учебный год по теме«Реализация возможностей ИКТ и их использование впрофессиональной деятельности уч...

Статья "Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО"

В статье  "Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО" представлены компетенции учителя технологии в связи с введением ФГОС в основной школе....

Методическая статья. Профессиональная деятельность учителя физической культуры

Учитель физкультуры учит правильно выполнять физические упражнения, помогает ребенку лучше заботиться о своем физическом здоровье. Ответственная работа с детьми, подразумевает психологические нагрузки...

Статья. Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя физической культуры....

Из чего складывается успех в профессиональной деятельности? Учителям технологии.

Понятие успеха универсально во всем мире. Успех — это достижение оптимального метода организации своей жизни, как в личном, так и в деловом плане. Но внешне он различается в разных местах. В Аме...

Портфолио профессиональной деятельности учителя технологии КОУ РК ЭКШИ Кикеевой Н.С.

Потрфолио профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию...