Статья "Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО"
статья по технологии на тему
В статье "Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО" представлены компетенции учителя технологии в связи с введением ФГОС в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profkompet.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Профессиональная компетентность учителя технологии и ФГОС ОО». Завертаева Г.А., учитель технологии
Образовательные стандарты нового поколения предъявляют к нам, учителям высокие требования. Для того, чтобы воспитать достойного гражданина нашей Родины, учитель должен быть примером для подражания, способным проектировать совместную деятельность с учащимися, готовым к сотрудничеству, открытым для общения.
Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в самообразовании, вести обсуждение проблем в диалоге, на практике проверять полученные знания и опыт.
Я думаю, что компетентность учителя технологии включает в себя такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: а) учиться; б) знать; в) познавать; г) делать; д) жить; е) быть Человеком. Другими словами задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.
По моему мнению, в профессиональную компетентность учителя технологии входит: освоение принципа преподавания технологии на основе связи дисциплин, овладение современными культурологическими знаниями; владение современными инновационными педагогическими технологиями, активными и интерактивными методами обучения, передовым педагогическим опытом; формирование умения конструировать урок с учётом современных требований, умения проводить самоанализ работы. - раскрытие творческого потенциала учителя путём приобщения его к исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работе, формирование умения систематизировать и обобщать собственный педагогический опыт.
Современный учитель должен:
- Повысить квалификацию в своей предметной области и развивать свою профессиональную компетентность. 2. Повысить методологическую культуру и овладеть различными методами и методиками. 3. Творчески использовать инновационные технологии и педагогический опыт коллег. 4. Разрабатывать дидактический материал, конструировать урок с учётом современных требований. 5. Совершенствовать умение анализировать собственную деятельность. 6. Участвовать в опытно-экспериментальной работе. 7. Участвовать в научно-практических конференциях, семинарах и т.п.
В процессе организации учебного процесса учитель должен применять разные формы обучения: - лекции, - практические занятия, - семинары, - круглые столы - занятия в малых группах, - проектная деятельность, - разработка дидактических и методических материалов, - разработка электронной мультимедиа продукции, - индивидуальное консультирование и презентация разработок. В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно - компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому служат активные и интерактивные методы обучения.
Современный учитель должен владеть следующими интерактивными методами обучения: использование и анализ видео-, аудио- материалов; практическая задача, кейс-метод; проектирование , групповая дискуссия; творчески- проблемный; обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие; презентаций идей; модульно-проектный; исследование ролевых моделей; тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие (решение и составление различных занимательных заданий, проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов, диспутов, дискуссий, «мозговой штурм», викторин, турниров знатоков, ролевых игр, деловые игры, работу в малых группах и т.п.)
В своей профессиональной деятельности я использую некоторые элементы новых педагогических технологий, которые, я считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению предмета. Наиболее приемлемыми для меня стали следующие технологии:
Проектные технологии.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования. Метод представляет собой технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся решают практические и проблемные задачи в групповой работе, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. В основе проектной работы лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве (учащийся и преподаватель – партнеры). Приведу пример, где мною применялся метод проектной деятельности. Учащимся 5 - 8х классов на уроках технологии был предложен общешкольный творческий проект «Квилт: территория здоровья». Каждый класс на лоскуте 1м x 1м выполнил аппликацию методом гильоширования с тематикой о здоровом образе жизни. Получилось 8 квилтов, которые мы сшили в один большой квилт размером 2м x 4м. Данный квилт используется в нашей школе волонтерами из агитбригады с целью пропаганды ЗОЖ. Перед тем как приступить к выполнению практической части, была проведена большая исследовательская работа: - определение темы, проблемы, цели и задач - работа со специализированной литературой, журналами - выполнение практических задач на уроках технологии - оформление стенда - защита проекта.
Интегрированные технологии
Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания. Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Сформировать целостную картину о предметах, явлениях, свойствах материалов помогают межпредметные связи, которые осуществляются на уроках. Знания детей становятся более значимыми, так как, применяя их на разных предметах, мы способствуем приведению образовательного процесса в единое целое. Предмет "Технология" интегрируется со всеми общеобразовательными предметами. В своей работе я применяю знания из областей математики, физики, истории, биологии, химии, изобразительного искусства. Мне как учителю технологии особенно интересна идея разработки и проведения интегрированных уроков по технологии и изобразительного искусства. Так в 5 классе мы провели интегрированный урок по теме: "Вышивка в калмыцком и русском народном костюмах". Цель урока: пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям калмыцкого и русского народов. Таким образом, при проведении интегрированных уроков «технология – изобразительное искусство» учащиеся получают возможность проводить исторические сравнения, анализировать и делать выводы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удостоверения о прохождении курсов "ИКТ-компетентность учителя при обучении детей-инвалидов с использованием Интернет и компьютерных технологий. Основы работы. Специальные компьютерные инструменты учителя-предметика.
Удостоверения о прохождении курсов...
Доклад на августовское совещание учителей родного языка "Повышение компетентности учителя удмуртского языка и литературы в рамках введения ФГОС. ИКТ – компетентность"
Данный доклад был подготовлен к выстплению на августовском совещании учителей родного языка...
Методическая компетентность учителя в реализации ФГОС общего образования
Методическая компетентность учителя - владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмо...
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)
От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения компетентности ученика)...
Презентация О КАЧЕСТВЕННОМ УРОВНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
Данный материал является дополнением к выступлению на педсовете...
Профессиональная компетентность учителя английского языка в условиях реализации введения ФГОС НОО, ООО и введении ФГОС СОО
Переход на новые стандарты поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи. И какие бы реформы не происходили в системе образования в итоге они так или иначе замыкаются на конк...
Профессиональная компетентность учителя технологии
Профессиональная компетентность учителя технологии является одним из ключевых факторов в обеспечении качества образования. Современное общество требует от учителей не только знаний и навыков в своей п...