Сборка столярного уголка
рабочая программа по технологии
Тема урока: Сборка столярного угольника.
Класс: 8 в
Цель урока:
- Учить правильно выполнять сборку столярного угольника
- Познакомить учащихся с профессиями столяр, плотник.
Задачи урока:
- Коррекционно-развивающая: развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развивать мелкую моторику рук при склеивании изделия.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся о профессиях столяр, плотник, учить правильно производить сборку разметочного инструмента, учить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: формирование активного отношения к осознанному выбору профессии, продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, взаимоконтроля.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: заготовки будущего изделия, контрольный столярный угольник, клей ПВА, струбцина.
- Дидактическое обеспечение: технологическая карта «Сборка угольника», образцы деревянного угольника, его части (колодка и перо), кроссворд о профессии «Столяр», карточки-задания, телевизор, DVD-проигрыватель.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_stolyarnyy_ugolok.docx | 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сборка столярного угольника.
Класс: 8 в
Цель урока:
- Учить правильно выполнять сборку столярного угольника
- Познакомить учащихся с профессиями столяр, плотник.
Задачи урока:
- Коррекционно-развивающая: развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развивать мелкую моторику рук при склеивании изделия.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся о профессиях столяр, плотник, учить правильно производить сборку разметочного инструмента, учить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: формирование активного отношения к осознанному выбору профессии, продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, взаимоконтроля.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: заготовки будущего изделия, контрольный столярный угольник, клей ПВА, струбцина.
- Дидактическое обеспечение: технологическая карта «Сборка угольника», образцы деревянного угольника, его части (колодка и перо), кроссворд о профессии «Столяр», карточки-задания, телевизор, DVD-проигрыватель.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Объявление темы урока.
- Изложение целей урока.
- Теоретическая часть.
1. Повторение пройденного материала. Вопросы:
-Назовите инструменты для разметки деталей из древесины?
- Какие инструменты вам нужны для изготовления угольника?
- Для чего предназначен столярный угольник?
- Назовите основные части столярного угольника?
2. Рассказ учителя.
Когда мы делаем какое-либо изделие нам приходиться контролировать и размечать будущее изделие столярным угольником. Угольник – основной инструмент для разметки и проверки прямых углов.
А знаете ли вы, кому в работе нужен этот инструмент?
И сегодня мы с вами поговорим о этих профессиях.
Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору .
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду
Верный выбор профессии – это залог вашего будущего успеха, а главное, вашего удовлетворения тем делом, которым вы будете заниматься.
Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит. Э. Севрус
И сегодня мы поговорим с вами о профессиях столяра и плотника.
Прежде всего надо сказать, что столярное дело необычайно родственно плотничному, и на строительстве в прежние времена те и другие работы выполнялись одними и теми же людьми. Разделение профессий столяра и плотника происходило постепенно, по мере того как повышались требования к качеству отделки деревянных конструкций, изделий из дерева. Самым обычным топором искусные мастера Древней Руси создали прекраснейшие деревянные постройки, мебель и другие предметы обихода, по сей день представляющие большую художественную и культурную ценность.
В этом легко убеждается каждый, посещая знаменитые на весь мир Кижи и другие музеи деревянного зодчества на территории нашей страны, где собраны, бережно сохраняются для нас и грядущих поколений образцы великого плотницкого и столярного искусства наших предков.
СТОЛЯР – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
Профессия столяр - одна из древнейших профессий в мире, а обработка дерева - одно из первых ремесел, которым овладевал человек. Наиболее древним образцам мебели, сохранившимся еще со времен Древнего Египта и Месопотамии, несколько тысяч лет. Изображения различных производств предметов встречаются впервые на древнеегипетских памятниках, относящихся к Новому царству. Присутствуют изображения столяров, писцов, живописцев, камнетесов, башмачников, а также изображения ремесленных инструментов.
Сложнее и совершеннее остальных были плотничьи и столярные инструменты. Они включали в себя различного вида топоры, круглые, плоские и остроконечные долота, большие и малые пилы, линейка, угольник, отвес, разновеликие резцы, небольшие клещи и других мелкие инструменты.
Столяр – многопрофильная профессия.
Столяр изготавливает мебель (мягкую, корпусную, офисную), принимает участие в строительстве: изготовление и монтаж дверей и окон, мебели, которая встраивается, монтаж перегородок, врезка замков и ручек, облицовка стен деревянными панелями, а также изготовление разнообразных изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов, подсвечников и всевозможных декоративных предметов.
Столяр работает не только с деревом, а и с материалами, которые заменяют дерево, с различным способом крепления и монтажа продукции, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтягивания, обработки, деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).
Условия труда столяра разнообразны в зависимости от вида выполняемых работ. Если столяр участвует в изготовлении изделия, то, как правило, он работает в помещении - в мастерской или цехе. Рабочее место столяра - чаще всего верстак или современные его модификации.
Столяр закрепляет деревянные заготовки, производит разметку и обработку изделия по имеющемуся чертежу.
Способы обработки древесины: пиление отделка, сборка. Каждая из этих операций может производиться как вручную и при помощи традиционных инструментов (пилы, рубанка, фуганка, долота, сверла, стамески), так и на специальных станках. Рабочим местом столяра являются те объекты, на которых производится монтаж, и инструмент ему приходится почти всегда носить с собой.
Мебель — особое произведение искусства. Постоянно находясь в жилище человека, она исподволь формирует вкусы людей. Попав в наш дом, мебель остается там десятки, а порой и сотни лет. Но как часто модные новинки в мебели в течение каких-нибудь нескольких лет безнадежно устаревают, в то время, как действительно художественная мебель не стареет совсем. Поэтому в последнее время все больше появляется мебели, выполненной «под старину» и художественной мебели современных форм. Для тонкой и тщательной обработки древесины вручную служит столярный инструмент. Несмотря на развитие современных деревообрабатывающих станков, поточных и автоматических линий, он представляет наиболее широкие возможности для обработки древесины, позволяя производить самые различные операции.
Совершенства мастер достигает далеко не сразу, лишь в результате значительной практики человек начинает хорошо чувствовать дерево, соразмерять силу и направление движения инструмента с твердостью древесины и направление ее волокон.
ПЛОТНИК. Содержание труда плотника очень разнообразно. Они возводят различные деревянные конструкции, распространенные в сельском хозяйстве, задействованы в строительстве городских сооружений и загородных домов. Плотники изготавливают все элементы деревянной конструкции и производят ее сборку. Основное отличие работы плотника от работы столяра в том, что столяр производит изделия из дерева, а плотник участвует в изготовлении несущих или вспомогательных конструкций, а также в процессе деревозаготовки.
Плотники участвуют в строительстве деревянных объектов в сельской местности — бревенчатых домов, бань, в монтаже домов, ферм и производственных помещений из деревянных панелей, в изготовлении и сборке монтажей оградительных сооружений, лесов, подмостков, форм для заливки железобетонных элементов и деталей в строительстве, а также настилов, деревянных полов, арок, балок, стропил.
Плотник работает или на открытом воздухе — на стройке, на месте заготовки материала, или в помещении, если производится раскрой материала. Изготовление составных частей конструкции, настил полов, сооружение деревянных перегородок и пр. проводится, как правило, внутри помещения.
Плотник в своей работе пользуется топором, пилой, рубанком, молотком, долотом, дрелью, а также использует электрифицированные переносные инструменты - электродрели, электропилы, электрорубанки.
3. Работа с классом.
Кроссворд. Разгадав этот кроссворд, вы в цветном секторе отгадаете одну из строительных профессий.
Вопросы:
1. Как называется рабочий стол в школьной мастерской с приспособлениями для закрепления обрабатываемых деталей.
2. Древесина для разметки будущей детали.
3. Многорезцовый режущий инструмент, резцами которого являются зубья.
4. Инструмент для разметки и проверки прямых углов.
5.Деревяный молоток, применяемый при долблении древесины.
6. Инструмент для сверления круглых отверстий.
1. | |||||||||
2. | |||||||||
| 3. | ||||||||
4. | |||||||||
5. | |||||||||
6. |
Конкурс «Найди лишнее».
На доске или на карточках крупными буквами написаны слова. Необходимо вычеркнуть «лишнее» слово, не относящееся к данному технологическому процессу. Например: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, наперсток. (Лишним является слово «гвоздь», так как он не используется при работе с тканью).
- Линейка – угольник – ножницы – рейсмус;
- Рубанок – киянка – шерхебель – фуганок;
- Стул – стол – телевизор – шкаф – тумбочка.
Объясните, почему вы выбрали эти слова.
- Практическая часть.
1. Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, струбцинка, клей, контрольный угольник.
2. Вводный инструктаж.
Задание 1 .
Вспомните план работы по изготовлению угольника.
- Подобрать материал.
- Выпилить и прострогать брусок для колодки.
- Выпилить и прострогать линейку для пера.
- На колодке разметить проушину для пера.
- Запилить и продолбить проушину для пера.
- Вставить перо в проушину и проверить точность подгонки деталей по контрольному угольнику.
- Склеить (по контрольному угольнику) и зажать перо в проушине колодки струбцинкой.
- Зачистить шлифовальной шкуркой (когда высохнет клей).
- Покрыть изделие лаком.
Задание 2.
Какие этапы мы будем выполнять сегодня?
Вставить перо в проушину и проверить точность подгонки деталей по контрольному угольнику.
Склеить (по контрольному угольнику) и зажать перо в проушине колодки струбцинкой.
Задание 3.
Расскажите о правилах безопасности при работе с клеем.
- Склеивание деталей надо проводить только на подкладной доске.
- При работе надо избегать попадания клея на кожу рук.
- Не подносить клей близко к лицу.
- После работы надо тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.
3. Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя за сборкой угольника, контроль за соблюдением правил техники безопасности при склеивании частей угольника, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
- Заключительный инструктаж. Анализ успехов и ошибок в работе.
- Закрепление изученного материала.
Вопросы:
1. О каких профессиях мы говорили на уроке?
2. Каким инструментом пользуются столяры и плотники?
3. Для чего применяется столярный угольник?
- Домашнее задание. Повторить план по изготовлению столярного угольника
§15 стр. 46-48. Ответить на вопросы 1-3.
Уборка рабочих мест
Литература:
Бухтияров В.П. Оборудование для отделки изделий из древесины. М.,2001.
Э.К. Гульянц. Учите детей мастерить. М. «Просвещение» 2004г.
Э.В. Рихвк. Мастерим из древесины. М. «Просвещение» 2008г.
Е. М. Ямпольский, В.В. Юдин. Моя профессия – строитель. – М.: «Просвещение», 1983.
Крейдлин Л.Н. Столярные, плотничные и паркетные работы. М.,1997.320 с.
Крейдлин Л.Н. Столярные работы. М.,1982.
Крейдлин Л.Н. Плотничные работы. М.,1985.
А.М. Жмулюкин. Мы строим дом. – М.: Знание,1990
Сост. Л.А.Кудинова. Строим дом. От фундамента до крыши. – М,:Эксмо, 2007
Григорьев М.А. Материаловедение для столяров и плотников. М.,1981.
Прозоровский Н.И. Технология отделки столярных изделий.
Столярные работы. 208 стр., 2000 г.; Издательства: АСТ, Харвест; Серия: Моя профессия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок столярного дела: "Ремонт столярных соединений, замена деталей, заделка трещин и сколов".
Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины. Развива...
План-конспект урока "Сборка столярного угольника".
Тема урока: Сборка столярного угольника. Цель урока: • Учить правильно выполнять сборку столярного угольника • Познакомить учащихся с профессиями столяр, плотник. Задачи урока: • Коррекционн...
Интегрированный (столярное дело+слесарное дело) урок по теме "Сборка лопаты для уборки снега"
Краткий план-конспект интегрированноего урока по теме "Сборка лопаты для уборки снега" для учеников школы VIII вида....
«Основные требования к оформлению книжных уголков. Содержание книжного уголка в ДОУ»
Центр книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В данной статье даны советы воспитатлям разных возрастных групп по оформлению и содержа...
Практическое занятие№16. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
Практическое занятие№16. Неполная разборка и сборка автомата. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Михаил Тимофеевич Калашников, всемирно известный конструктор стрелкового...
«Соединение столярных изделий (сборка)» 9 класс
Цели урока: 1) обучающаяОзнакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование ...
Конспект урока. Тема: Сборка лопаты для уборки снега. Предмет: профессионально-трудовое обучение. Профиль Столярное дело
Конспект урока. Тема: Сборка лопаты для уборки снега. Предмет: профессионально-трудовое обучение. Профиль столярное дело...