«Соединение столярных изделий (сборка)» 9 класс
план-конспект урока по технологии (9 класс)
Цели урока: |
|
1) обучающая | Ознакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы. |
2) коррекционно-развивающая | Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе. |
3) воспитательная | Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soedinenie_stolyarnyh_izdeliy_sborka.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Соединение столярных изделий (сборка)» 9 класс
Цели урока: |
|
1) обучающая | Ознакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы. |
2) коррекционно-развивающая | Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе. |
3) воспитательная | Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц). |
Объект работы - кормушка для птиц.
Материально-техническое обеспечение.
Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Молотки, клещи, отвертки, шило, коловороты, сверла, гвозди, шурупы, клей ПВА, карандаши, линейки, угольники. Эскизы, технические рисунки, чертежи изделий, технологические карты. Заготовки фанеры, бруски, рейки.
Содержание и структура урока.
Организационная часть и вводный фронтальный инструктаж: доклад бригадира о наличии учащихся и готовности к занятию. Сообщение темы, целей занятия и плана работы.
План работы
- Контроль теоретических знаний ранее проеденного материала - сверление отверстий в древесине (карточки на экране). Вопросы классу на экране. Что называют отверстиями? Ответ: отверстия представляют собой углубления в деталях. Какие виды отверстий вы знаете? Ответ: сквозные, глухие.
- Объяснение нового материала и самостоятельная практическая работа учащихся.
- Проверка усвоения теоретического материала новой темы.
- Проверка качества выполненных ребятами практических работ.
- Подведение итогов.
- Уборка рабочих мест и помещения мастерской.
Изделия состоят из деталей, процесс соединения деталей – сборка. Разберем несколько способов соединения столярных изделий.
Соединение столярных изделий гвоздями.
Гвоздь - цилиндрический стержень из проволоки, имеет головку и острие.
В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин). На головке (шляпке) и стержне имеются насечки. При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой. Толщина гвоздя не должна превышать ¼ толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.
Гвозди забивают молотком. Молоток имеет ручку и головку. Головка состоит из бойка и носка. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке несильные удары После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары. Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть клещами или молотком со специальной прорезью на носке. Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку. Прочность соединения повышает подгибание выступающих концов гвоздей на оправке и забивание их обратно в древесину. Работу по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняют плотники. Они должны хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, знать способы соединения деталей, уметь изготавливать различные изделия из древесины.
Техника безопасности при работе молотком.
Работать только исправным инструментом, с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.
Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.
Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся.
Не оставлять молоток на краю верстака.
Соединение деталей шурупами.
Шуруп - это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями в зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной. Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом. Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом-зенковкой - расширяют входное отверстие. Шурупы завинчивают отверткой по часовой стрелке. На деревообрабатывающих предприятиях сборочные работы выполняют сборщики изделий из древесины Шурупы они завинчивают электрошуруповертами.
Техника безопасности при соединении деталей шурупами.
Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.
Отвертка должна быть исправна, соответствовать прорези шурупа.
Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.
При закручивании не трогать шуруп рукой.
Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.
Соединение деталей на клею.
Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клей - вязкое вещество которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают природные и синтетические. Природные-казеиновый (порошок желтовато-белого цвета, растворяется в воде и тщательно размешивается).
Столярный клей-зерна или твердые плитки с блестящей поверхностью Его варят в клееварке и используют в горячем виде.
Синтетические клеи-ПВА и БФ выпускаются уже готовыми к применению.
Клей ПВА-вязкая жидкость белого цвета наносится на склеиваемые поверхности кистью или тампоном.
Клеи марок БФ склеивают деревянные детали с металлическими, пластмассовыми и другими.
Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски и с помощью кисти, намазывают клеем, выдерживают 2..3 минуты и соединяют друг с другом, затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея..
Техника безопасности при склеивании деталей.
При работе избегать попадания клея на кожу рук.
Склеивание деталей проводить на подкладной доске.
После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.
Демонстрация готовых изделий, с различными способами соединения деталей.
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Объяснение выполнения работ по технологической карте. Демонстрация правил и приемов выполнения операций. Напоминаю о необходимости строго соблюдать правила техники безопасности при работе ручным инструментом, о самоконтроле и контроле готового изделия по чертежу. Так же прошу ребят не забывать о взаимопомощи.
Проверка усвоения теоретического материала новой темы.
На экране – новые термины: гвозди, молоток, клещи, плотник, шуруп, шлиц, зенковка, отвертка, сборщик изделий из древесины, клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.
Подведение итогов занятия: комментарий оценок и демонстрация лучших работ, а так - же работ которые не удались (указать почему).
Оценивается состояние дисциплины в мастерской и уборка рабочих мест.
Вывод: умения и навыки, полученные при изучении данного раздела помогут при прохождении последующих. В домашних условиях ребята самостоятельно смогут изготовить несложные изделия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ремонт столярного изделия
Ремонт столярного изделия...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2
Цели урока:обучающие:· научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:· коррекция ...
Тестирование по столярному делу: "Непрозрачная отделка столярного изделия" (7 класс)
Тестирование по столярному делу, для учащихся 7-х классов коррекционной школы....
Шиповое соединение столярных изделий
Заголовок: "Шиповое соединение столярных изделий"Краткое содержание работы: "В этом уроке по технологии 7 кла...
Тестовое задание по проверке знаний по предмету: "Технология изготовления столярных изделий и столярно - монтажных работ"
Тестовое задание по проверке знаний по предмету: "Технология изготовления столярных изделий и столярно - монтажных работ"...
План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины»
Научить учащихся разбираться в отделочных материалах.Коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное предст...
Художественная отделка столярных изделий
В презентации предтавленны и проиллюстрированны, основные виды Художественной отделки изделий из древесины. Материал составлен для учащихся 7, 8, 9 классов....